на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Требования к диссертациям
Требования к диссертациям

ТРЕБОВАНИЯ
к диссертационной работе на соискание ученой степени кандидата богословия

1. Структура диссертационной работы:

Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть (из 2-3 глав)
Заключение
Источники
Литература
Приложения

1.1. Титульный лист имеет вид:

  Название организации, где выполнена диссертация  
  На правах рукописи
  Фамилия, имя, отчество  
  НАЗВАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ  
 
  Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия  
  Научный руководитель (консультант)
  Город — год  

1.2. Оглавление содержит главы и разделы глав.

1.3. Введение содержит:

– формулировку проблемной ситуации и обоснование актуальности темы
– историографию, характеристику разработанности темы в современной науке
– объект и предмет исследования
– цель исследования
– формулировка гипотезы (проблемы)
– задачи исследования
– теоретико-методическую базу исследований
– источниковую базу исследований
– новизну исследования и личный вклад соискателя
– практическую значимость, апробацию
– структуру работы и ее обоснование
– перечень положений, выносимых на защиту*

При этом:

Цель работы соответствует названию (также с ее названием коррелирует предмет исследования, соответствующий теме работы).

Список задач должен быть необходимым и достаточным для достижения поставленной цели.

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. В идеале каждой задаче соответствует глава работы.

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное: в объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Объект исследования составляет контекст предпринятой работы.

Тема – достаточно узкая, чтобы быть глубоко и полно проработанной.

Объем Введения – около 20 стр.

1.4. Основная часть

Имеет объем не менее 120 стр. (14 кеглем Times через 1,5 интервала, сноски – 10 кегль через 1 интервал).

Состоит из 2-3 глав (большее число глав должно быть обосновано во Введении)

Главы обязательно включают подпункты и имеют примерно одинаковый объем (разница до 30%). Каждая глава состоит из 2-4 разделов.

В начале основной части должен быть введен понятийный аппарат исследования, обзор используемой в работе терминологии. Основная часть содержит определение объекта и предмета исследования, выбор методов (методики) проведения исследования, описание процесса исследования, обоснование результатов исследования.

1.5. Заключение содержит:

– Выводы и (при необходимости) синтез (обобщение?) полученных в главах результатов.

– Перспективы дальнейшего исследования (если возможно).

Обязательно нужно показать, что поставленные задачи решены и цель достигнута.

Выводы – это формулировка нового и существенного, что составляет научные и практические результаты диссертационной работы.

Объем раздела – не более 10 стр.

2. Оформление диссертационной работы

Текст должен быть оформлен аккуратно, с соблюдением единообразных правил сокращений, перечисления, цитирования, оформления иллюстраций.

При написании диссертации автор обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. Такие ссылки делаются также в отношении научных работ автора, выполненных им в соавторстве или единолично.

В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения и без права повторной защиты.

Библиографический аппарат является важной составной частью исследования, это ключ к источникам, которыми пользовался автор. Также это показатель научной этики и культуры научного труда.

Библиографический список позволяет судить о полноте и фундаментальности проведенного исследования. В то же время список не должен быть перегружен. В среднем такой список содержит около 150 наименований.

Библиографический список помещается после заключения. В него не включаются те наименования литературы, на которые нет ссылок в основном тексте и которые не использовались в работе. Не включаются (или даются особым разделом) энциклопедии, справочники и научно-популярные издания.

Предпочтительно деление библиографического списка на две категории: Источники и Литература. Внутри каждой категории приводится в алфавитном порядке список русских наименований, затем последовательно списки латиноязычные, греческие и прочие.

Возможно дополнительные подразделения, например опубликованные и неопубликованные источники.

Оформление библиографических ссылок допускает сокращения в оформлении библиографических наименований. Ссылки делаются с постраничной нумерацией (см. Библиографические описания).

Распечатка текста – 14 кеглем Times через 1,5 интервала, сноски – 10 кегль через 1 интервал.

Рукопись перепечатывается последовательно, не допускаются вставки на отдельных страницах или на оборотах страниц. Номер страницы ставится вверху страницы в центре, нумерация начинается с титульного листа. Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той странице, к которой они относятся (внизу страницы через 1 интервал). Каждая глава начинается с новой страницы, также и основные части работы – Введение, Заключение, список литературы, приложения.

3. Автореферат

Содержит две части:

1. Сокращенный повтор Введения
2. Краткое изложение по главам. Изложение должно содержать основные результаты и выводы исследования по каждой главе, и не должно быть пересказом.

4. Процедура экспертизы

4.1. Проверить, что работа является богословской, т.е. принадлежит одному из разделов богословия:

  • Догматическое богословие
  • Патрология
  • Нравственное богословие
  • Пастырское богословие
  • Библеистика (экзегетика, герменевтика…)
  • Литургика = Устав, Гимнография, Литургическое Предание, Литургическое богословие
  • История и теория христианского искусства (включая изобразительное и музыкальное искусство)
  • Сравнительное богословие
  • Основное богословие и Религиозная философия
  • История религий
  • Сектоведение
  • Миссиология
  • Агиология
  • Церковное право
  • История Церквей - Древней Церкви, Русской Православной Церкви, Поместных Церквей, Западных исповеданий, Восточных Церквей (церковно-историческая работа должна быть именно таковой, а не просто исторической).

Тема, предмет, цели и задачи должны иметь богословский характер.

4.2. Проверка структуры работы.

В экспертизу входит оценка квалификации автора на основе:
– умения автора выбрать тему, правильно ее понять и оценить (характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность);
– умения сформулировать научную проблему (показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования); если соискателю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Работа должна быть написана в стиле научного академического исследования – не публицистика, не мемуары, не литература, не проповедь. Не допускается изложение от первого лица. Текст должен быть логически корректным (обоснованность суждений, достаточность оснований, не допускается подмена понятий, потеря или подмена тезисов, недостаток или избыток аргументации и пр.). Работа должна быть написана грамотно.

4.3. Проверка содержания работы.

Выбор темы предполагает, что автор уяснил:
Сущность идеи
Ее новизну и актуальность
Теоретическую новизну и практическую значимость

Отдельные диссертационные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Узкая тема прорабатывается более глубоко и детально. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными.

4.4. Оценка итогов – выводы, актуальность, новизна.

Новизна дает возможность автору применить слово «впервые» к характеристике результатов или всему исследованию в целом. Это может быть исследование на оригинальную тему, которая ранее не исследовалась (в данной отрасли).

Научная новизна проявляется в наличии:
А) теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы
Б) методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых результатов
В) переводов на русский язык источников.

Научная новизна исторических исследований состоит во введении в научный оборот новых источников, в определении генезиса развития некой отрасли научного знания, во вскрытии закономерностей и путей развития той или иной науки.

Не всякое новое обязательно прогрессивно; оно должно нести в себе все прогрессивное старого. Новыми могут считаться только те положения, которые способствуют дальнейшему развитию данного направления науки.

Актуальность должна вытекать из проблемной ситуации, связанной с недостаточностью уже существующих теоретических (богословских или церковно-исторических) построений.

Практическая значимость – зависит от характера работы.

Работа методологического характера – практическая значимость в публикации основных результатов (монографии, учебники, научные статьи), в апробации на научных конференциях и симпозиумах, в использовании в учебном процессе, в использовании при разработке государственных и региональных программ, в использовании при подготовке нормативных и методических документов.

Работ методического характера – практическая значимость в наличии научно обоснованных и апробированных методов и средств развития чего-либо, значимого для науки или практики.