Точка зрения

Точка зрения
Мониторинг СМИ
Церковное искусство
Межправославные отношения
26.03.2020 «Задача нашего университета – заложить правильный фундамент»

Игорь Юрьевич Самолыго – иконописец, заместитель заведующего кафедрой монументального искусства факультета церковных художеств ПСТГУ. В конце прошлого года Игорь Юрьевич закончил масштабные работы по росписи интерьера Никольского собора Покровского женского монастыря в Хотьково. Предлагаем вашему вниманию беседу о традиции в церковном искусстве и тех вопросах, которые ставит перед традиционным церковным искусством современное общество.

08.07.2019 Резолюция конференции «Христианский образ и сакральное пространство»

18 апреля 2019 года в Москве, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ), состоялась конференция «Христианский образ и сакральное пространство». Организаторами конференции выступили Межвузовский иконописный совет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, МДАиС и Православный гуманитарный институт «Содействие». Исходя из учения Православной Церкви об образе, участники конференции сформулировали положения о церковном искусстве и творчестве церковных художников.

04.07.2019 Изразцовая икона в пространстве Москвы XVII века

Речь пойдет о керамических иконах, изразцах с символикой. Речь пойдет именно об изразцовых иконах. Я специально вынесла это в заглавие и подчеркиваю, что сейчас это называют керамическими иконами.

04.07.2019 О трансформации типа автора от иконописца до деятеля современного искусства

В своем докладе мне хотелось бы рассмотреть проблему, которая была инспирирована выставкой — проблему умаления и искажения святоотеческого учения, святоотеческого понимания образа в современном церковном искусстве.

04.07.2019 Выступление на конференции «Христианский образ и сакральное пространство»

Конференция Межвузовского иконописного совета «Христианский образ и сакральное пространство» организована ПСТГУ при участии Московской духовной академии и семинарии, Православного института «Со-действие».

27.06.2019 О модернизации в западно-христианском искусстве и архитектуре

Изучение западной церковной архитектуры или религиозной живописи без учета современной вероучительной доктрины Католической Церкви является поверхностным, не дает полноты понимания и, более того, неизбежно ведет к соблазнительным попыткам усвоения ярких «достижений» искусства модернизированной церкви.

20.06.2019 Тезисы на конференцию «Христианский образ и сакральное пространство»

В здании Храма Христа Спасителя в рамках Рождественских чтений, главной темой которых была тема «Церковь и молодежь», прошла выставка «После иконы». Не подлежит сомнению, что большинство художников-участников выставки совершенно искренне делали свои работы. Многие из них в настоящее время находятся на пути к Церкви, и, конечно, к ним и нужно обращаться с разъяснениями, разбирая проблемы, которые вскрыла данная экспозиция. Этот разбор будет полезен также и молодым художникам, осваивающим в настоящее время церковное искусство, и желающим посвятить себя церковному служению как предостережение от некоторых неверных путей для верующего художника-христианина.

27.05.2019 Икона и современное религиозное искусство

Сейчас нередко встает вопрос: а возможен ли поиск нового художественного языка, новой выразительности в современном искусстве? Сам этот вопрос не звучит провокационно, и собственно, состоит в том, что под этим понимать? Что мы подразумеваем под этим: новый художественный язык в церковном и храмовом искусстве или религиозное искусство вне храма? Это принципиально разные вещи.

14.05.2019 Церковно-канонические правила и гражданские законы Российской империи в защиту Священного

Икона была и остается важнейшим семантическим и духовным знаком христианского взгляда на человека как образ Божий и свидетельством веры Церкви в реальность Боговоплощения.

12.05.2019 Литургическое обновление как уничтожение литургического искусства

О подчинении церковного искусства в процессе обновленческих реформ нелитургическим задачам, в результате чего оно теряет свое литургическое значение и в остатке превращается в декорацию, а Литургия становится социально-психологической драмой. В качестве примера таких метаморфоз предполагается рассмотреть феномен высокого иконостаса и попытки перевода богослужебных текстов.


20.11.2019 Русская Церковь и экклезиологическая традиция Александрийского Патриархата

Актовая речь кандидата исторических наук, иерея Павла Ермилова. В периоды потрясений человек интуитивно ищет точку опоры, каковой в церковной жизни, как правило, выступают лица, наделенные духовным авторитетом. Именно такой опорой во времена гонений на Русскую Церковь был святитель Тихон, память которого мы вместе сегодня празднуем.

14.05.2019 Межконфессиональные конфликты на Украине в ΧΧ–ΧΧΙ веках

Cтатистические данные объясняют как то пристальное внимание, которое уделяется церковному вопросу архитекторами постсоветской трансформации общества, так и драматические события в области межконфессиональных отношений, происходящие в этой стране.

09.04.2019 Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви: исторические уроки и параллели с современной церковной ситуацией на Украине

Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви: исторические уроки и параллели с современной церковной ситуацией на Украине

22.03.2019 Русская Зарубежная Церковь против канонических нарушений Фанара

Русская Православная Церковь заграницей (РПЦЗ), на протяжении семи десятилетий существовавшая независимо от московской церковной власти, не могла не контактировать с Поместными Церквами. Вплоть до 1940-х гг., когда Московская Патриархия вышла на мировую политическую арену, Поместные Церкви признавали Русскую Зарубежную Церковь и с определенными оговорками рассматривали ее как представительство Всероссийской Церкви.

08.03.2019 Украинская автокефалия как начало реформы регионального уровня церковной структуры

Действия Константинопольского Патриархата на Украине можно оценивать с разных сторон. И я бы хотел представить их в том контексте, который, может быть, не так заметен сегодня, а именно в свете начавшегося уже некоторое время назад процесса реформирования структуры Православной Церкви.

07.03.2019 Константинопольский патриархат и судьбы Православия на территории Украины и Польши в послереволюционный период

В Османской империи патриарх Константинопольский, как известно, являлся главой всей многомиллионной православной общины в Турецком государстве и в этом качестве был не только ее духовным лидером, но и административным начальником, а соответственно — одним из высших чиновников султанской администрации (миллет-баши). Константинопольская патриархия, будучи вполне лояльной по отношению к власти султана и сосредоточенной преимущественно на проблемах православного (прежде всего, греческого) населения Османского государства, сравнительно мало интересовалась церковной жизнью за пределами последнего.

06.03.2019 Экклезиологический кризис в жизни современной Православной Церкви и пути его преодоления

В физике есть понятие – «точка бифуркации», которое обозначает критическое состояние системы, когда она становится неустойчивой и, вследствие влияния внешних, даже незначительных событий, может перейти на более низкий или, наоборот, на более высокий уровень самоорганизации. События на Украине в определенном смысле являются такой «точкой бифуркации» для всего мирового Православия.

01.03.2019 Текущий церковный кризис и его богословские предпосылки

Дорогие участники богословской конференции! Мы обращаемся к вам со Святой Горы с сердечным приветствием и пожеланием успешной работы от лица плеяды подвижников всех национальностей, говорящих на разных языках.

01.03.2019 Экклесиологические источники современных претензий Константинополя на первенство в Православной Церкви

В истекшем году Русская Православная Церковь столкнулась с проблемой незаконного вторжения Константинопольской Церкви на ее каноническую территорию.

28.02.2019 Тысячелетняя война: смысл и промысл нынешнего церковного конфликта на Украине

Наша брань не против крови и плоти, а против... духов злобы поднебесных. Еф. 6:12 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. 1 Ин. 3:10–12