на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Факультет церковных художеств
Сарабьянов Владимир Дмитриевич

Сарабьянов Владимир ДмитриевичОкончил Отделение истории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова. Художник-реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного Научно-реставрационного художественного управления МК РФ, бригадир художников-реставраторов, кандидат искусствоведения.

С 1991 г. является бригадиром художников-реставраторов, руководит реставрацией икон из различных музеев России (Гос. Исторический музей, Новгородский музей, Псковский музей, Тверской музей, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева), а также комплексными реставрационными работами по древнерусским фрескам Пскова (собор Мирожского монастыря, около 1140 г.; собор Снетогорского монастыря, 1313 г.; церковь Успения в Мелетово, 1465 г.), Новгорода (Николо-Дворищенский собор, 1118 г.; Георгиевский собор Юрьева монастыря, около 1130 г.; Софийский собор, 1144 г.; собор Антониева монастыря, 1125 г.; церковь Рождества на Красном поле, конец XIV в.; церковь Спаса-Преображения на Ильине улице, 1378 г.; церковь Симеона Богоприимца, XV в.; церковь Андрея Стратилата, XVI в.; Владычные палаты Новгородского Кремля, 1441 г.), Полоцка (Спасская церковь Евфросиньева монастыря, около 1161 г.), Старой Ладоги (Георгиевская церковь, конец XII в.; Успенский собор, середина XII в.), церкви Успения на Городке в Звенигороде (около 1400 г., фрески Андрея Рублева), ансамблей монументальной живописи Московского Кремля (XVI-XIX вв.) и Кирилло-Белозерского монастыря (XVI-XVII вв.). Кроме того, в разные годы принимал участие в реставрации стенописей Успенского и Троицкого соборов Троице-Сергиевой Лавры (XVII в.), Покровского шатра Александровой Слободы (1570-е гг.), античных фресок «склепа Геракла», III в. н.э., церкви Св. Катарины в пос. Арнау (XIV в.) (окрестности Калининграда), собора Можайского Лужецкого монастыря (XVI в.), палеолитических росписей Каповой пещеры на Южном Урале (15000 лет до н. э.) и др.

Автор более сотни научных работ по истории древнерусского искусства и реставрации древнерусской живописи, в т. ч. 15 книг. Основные научные интересы сосредоточены в области комплексного изучения памятников древнерусской живописи. В.Д.Сарабьянов принимает активное участие в работе Федерального Научно-методического совета по сохранению культурного наследия МК РФ, а также является членов Аттестационной комиссии реставраторов МК РФ (секция монументальной живописи). Старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Гос. Института искусствознания.

Сфера научных интересов – византийское и древнерусское искусство, реставрация произведений церковной живописи.

Доцент кафедры ИТХИ ФЦХ ПСТГУ, стаж преподавательской работы 15 лет. Является постоянным членом Государственной Аттестационной Комиссии по защите дипломных работ на кафедре ИТХИ. Осуществляет научное руководство дипломниками, аспирантами и соискателями кафедры, читает отдельные лекции и спецкурсы.

Список научных трудов:

  1. История архитектурных и художественных памятников Ферапонтова монастыря. Часть I // Ферапонтовский сборник. М., 1988. Вып. II. C.9-98.
  2. «Богословско-дидактические» иконы из Благовещенского собора Московского Кремля: опыт иконографической реконструкции // Русская художественная культура XV-XVI веков. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. М., 1990. С. 93-97.
  3. Модифицированная желтковая эмульсия для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи (совместно с Ю.М.Куксом и С.В.Филатовым) // Новые материалы и технологии в реставрации произведений живописи и прикладного искусства. Тезисы докладов. М., 1990. С. 13-15.
  4. Новые данные о фресках церкви святого Георгия в Старой Ладоге. Предварительное сообщение по материалам реставрации 1982-1986 гг. // Практика реставрации памятников монументальной живописи. Сборник научных трудов. М., 1991. С. 21-37.
  5. История архитектурных и художественных памятников Ферапонтова монастыря. Часть II // Ферапонтовский сборник. М., 1991. Вып. III. С.37-118.
  6. Фрески древнего Пскова. М., 1993.
  7. Conservation Treatment of Icons from an Iconostasis // ICOM Committee for Conservation, 1993. Vol. II. P. 817-818.
  8. О первоначальном колорите Снетогорских фресок // Программа "Храм". Вып. 3. Сборник материалов научных конференций. СПб., 1993. С. 68-72.
  9. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария // Вопросы искусствознания 4/93 [М., 1994]. С. 243-285.
  10. «Богоматерь Страстная» из Кашинского Димитровского монастыря // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века. Тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1994. СПб., 1994. С. 41-42.
  11. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века // Вопросы искусствознания 4/94. М., 1994. С. 268-312.
  12. Изучение фресок Георгиевской церкви в Старой Ладоге и их судьба в первой половине XIX столетия // Программа "Храм". Вып. 8. Чтения памяти Н.Е.Бранденбурга. СПб., 1995. С. 93-108.
  13. Программа росписи Покровского шатра Александровской Слободы // Александровская Слобода. Владимир, 1995. С. 39-53.
  14. Росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря и их место в новгородском искусстве первой трети XII века // Искусство Руси и стран Византийского мира XII века. Тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1995. СПб., 1995. С. 33-35.
  15. Реставрация росписей XII века собора Мирожского монастыря в Пскове // Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Вып. I. Технологические проблемы реставрации монументальной живописи. Ч. II. М., 1995. С. 33-38.
  16. Иконографические особенности композиции "Страшный Суд" в росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. Псков, 20-24 ноября 1995 года. Часть 2. Христианство и древнерусская культура. СПб. – Псков, 1995. С. 61-63.
  17. Новгородские алтарные преграды XII в. // Иконостас: происхождение - развитие - символика. Тезисы докладов. М., 1996. С, 39-40.
  18. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции // Искусство христианского мира. Сборник статей. М., 1996. Вып. 1. С. 41-51.
  19. «Страшный Суд» в росписях Снетогорского монастыря в Пскове и его литературная основа // Проблеми на изкуството 2/1996. София. С. 23-30.
  20. «Страшный Суд» собора Снетогорского монастыря и его место в русской иконографической традиции // Искусство Византии и древней Руси. К 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Грабара. Тезисы докладов конференции. СПб., 1996. С. 27-28.
  21. Старая Ладога - древняя столица Руси (совместно с А.Н.Кирпичниковым). СПб., «Славия», 1996.
  22. Стилистические основы фресок собора Антониева монастыря // ДРИ. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 56-82.
  23. Хронология художественных и строительных работ в соборе Мирожского монастыря (К проблеме датировки памятника) // Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Тезисы докладов конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Н.Лазарева. СПб., 1997. С. 11-13.
  24. «Богоматерь Страстная» из Дмитриевского монастыря в Кашине // ДРИ. Искусство Руси, Византии и Балкан. XIII век. СПб., 1997. С. 311-325.
  25. Культ св. Климента папы Римского и его отображение в новгородском искусстве XII в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. Материалы к чтениям. (ПАМ-3). СПб., 1997. С. 34-38.
  26. «Евфимиевское» поновление церкви св. Георгия в Старой Ладоге (совместно с С.В.Лалазаровым) // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Памяти В.Д.Белецкого (1919-1997). Том I. СПб. – Псков, 1997. С. 393-399.
  27. Первоначальный колорит Снетогорских росписей и проблема изменения цвета древнерусских фресок XIV-XV вв. // ДРИ. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998. С. 150-170.
  28. The frescoes of Staraia Ladoga and stylistic trends in the late XIIth century murals of Novgorod // Il Mondo e il Sovra-Mondo dell'Icona. Venezia, 1998. P. 153-172.
  29. Фрески XII в. в основном объеме Георгиевского собора Юрьева монастыря // ПКНО 97. М., 1998. С. 232-239.
  30. Gallerie di Palazzo Leoni Montanari. Icone Russe. Milano, 1999. Каталожные описания № № 12, 21, 30, 50.
  31. Фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге и стилистические течения в новгородской живописи последней трети XII века (часть I) // ВВ 58 (83). М., 1999. С. 128-146.
  32. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского монастыря (по материалам последних раскрытий) // ДРИ. Византия и древняя Русь. К 100-летию А.Н.Грабара (1896-1996). СПб., 1999. С. 229-259.
  33. Новые открытия в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде // ПКНО 98. М., 1999. С. 199-216.
  34. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 164-217.
  35. Фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге и стилистические течения в новгородской живописи последней трети XII века (окончание) // ВВ 59 (84). М., 2000. С. 166-188.
  36. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода // Иконостас: происхождение – развитие – символика. М., 2000. С. 312-359.
  37. Традиция монашеских изображений во фресках собора Антониева монастыря // К 2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 17-19 октября 2000 г. СПб., 2000. С. 69-72.
  38. Аарон // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 17-19.
  39. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира. М., 2001. Вып. V. С. 29-39.
  40. La pittura Russa. Tomo primo. La pittura medievale. Milano, «Electa», 2001 (совместно с Э.С.Смирновой); автор глав: 1. La Rus' di Kiev: fine del X – meta del' XI secolo. P. 19-44; 2. Kiev e le terre russe nell'ultimo terzo dell'XI e nel XII secolo: assimilazione delle tradizioni bizantine. P. 45-156; 4. Il XIV secolo: il nuovo incontro con Bizanzio. P. 215-340 (совместно с Э.С.Смирновой); 6. Il XVI secolo: l'arte all'epoca di Ivan il Terribile e dei suoi sucessori. P. 471-524.
  41. Алтарная преграда; Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь; Ангелоктисты Панагии церковь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 51-54; 299-300; 691-695.
  42. Апостолов святых церковь в Фессалонике; Асину Панагии церковь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т.III. С. 102; 590-591.
  43. История поновлений и реставрации стенописи Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Искусство христианского мира. М., 2002. Вып. VI. С. 255-265.
  44. Росписи северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря // ДРИ. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 365-398.
  45. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески. Монографическое исследование памятника XII в. М., «Прогресс-Традиция», 2002. Автор-составитель, автор глав: 1. История церкви св. Георгия, ее изучение и реставрация.С. 9-68; 3. Иконографическая программа фресок Георгиевской церкви и система росписи древнерусских храмов середины-второй половины XII века. С. 127-192; 4. Стилистические основы фресок Георгиевской церкви и византийская монументальная живопись второй половины XII века. С. 193-264; 5. Фрески Георгиевской церкви и новгородское искусство конца XII века. С. 265-294.
  46. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. 80 с.
  47. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (совместно с И.Б.Голубевой). М., «Северный паломник», 2002. 80 с.
  48. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., «Северный паломник», 2002. 88 с.
  49. Образ Богоматери Мирожской (совместно с Т.В.Кругловой) // Земля псковская, древняя и современная. Материалы конференций Псковского музея-заповедника за 2000-2001 гг. Псков, 2002. С. 50-67.
  50. Хронология строительных и художественных работ в соборе Мирожского монастыря: К проблеме датировки памятника // ДРИ: Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В.Н.Лазарева (1897-1976). СПб., 2002. С. 124-141.
  51. Надписи на фресках церкви Спаса на Нередице: к истории новгородской письменной традиции (совместно с Т.В.Рождественской) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М., 2002. Вып. 3. С. 100-108.
  52. Использование эмульсии модифицированного желтка при укреплении красочного слоя фресок в памятниках Новгорода и Пскова // Реставрацiя музейных пам'яток в сучасних умовах. Проблеми та шляхи iх вирiшення. IV Мiжнародна науково-практична конференцiя. Тези доповiдей. 20-23 травня 2003 року. Киiв, 2003. С. 128-130.
  53. Старая Ладога – древняя столица Руси (совместно с А.Н.Кирпичниковым). СПб., «Славия», 2003. Издание 2-е, дополненное.
  54. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. VII. С. 75-84.
  55. Мастера фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и методы их работы // Хризограф: Сборник статей к юбилею Г.З.Быковой. М., 2003. С. 57-87.
  56. Программа монашеских изображений в росписях собора Снетогорского монастыря во Пскове // Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию основания города. Тезисы докладов международной научной конференции. 23-26 сентября 2003 года. Москва, Псков. М., 2003. С. 45-46.
  57. Icone Russe Collezione Banca Intesa. Catalogo Ragionato. Tomo I-III. Milano, "Electa", 2003. Каталожные описания №№ 2, 35, 36, 40, 41, 45, 47, 65, 78, 79, 83, 86, 90, 105, 106, 107, 109, 115, 122, 124, 128, 129,131, 135, 139, 145, 147, 148, 149, 150, 151, 153, 166, 172, 178, 187, 191, 208, 212, 216, 232, 237, 238, 247, 253, 261, 269, 278, 279, 297, 298, 300, 301, 306, 307, 308, 315, 318, 319, 328, 332, 333, 345, 347, 352, 355, 361, 375-383, 402, 403, 408, 409, 410, 411, 419, 424.
  58. Фрески Пскова и начало псковских художественных традиций // Псков в российской и европейской истории (К 1100-летию первого летописного упоминания). М., 2003. Т. I. С. 58-68.
  59. Росписи Успенского собора Киево-Печерской Лавры и их место в истории древнерусской живописи (часть I) // Лаврьский альманах: Киево-Печерьска лавра в контекстi украiньскоi iсторii та культури. Вып. 11. Киiв, 2003. С. 97-117.
  60. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., «Северный паломник», 2003. 96 с.
  61. Успенский собор Киево-Печерской Лавры в традициях древнерусской храмовой декорации // Софiйськi читання. Вып. 2: Сакральнi споруди у життi суспiльства: iсторiя i сьогодення. Матерiали Другоi мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Софiйськi читання» (м. Киiв, 27-28 листопада 2003 р.). Киiв., 2004. С. 255-261.
  62. Возрождение Нередицы. Рецензия на книгу Н.В.Пивоваровой «Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи». СПб., 2002 // Искусство христианского мира. М., 2004. Вып. VIII. С. 438-439.
  63. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII века (Центры художественной культуры средневековой Руси) (совместно с Л.И.Лифшицем и Т.Ю.Царевской). СПб., «Дмитрий Буланин», 2004. Автор раздела – Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря 1125 г. С. 531-787.
  64. Росписи Успенского собора Киево-Печерской Лавры в традициях древнерусской храмовой декорации // Искусствознание 2/04. М., 2004. С. 188-236.
  65. Рецензия на книгу А.А.Горматюка: Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III. Серия «Исследования и реставрация одного памятника». Вып. 3. (М., ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря. 2003) // Реставрация музейных ценностей. Вестник. М., 2004. Вып. 9. № 1/2004. С. 24-25.
  66. Иконографическая программа росписей середины XVI века в трапезной церкви Пафнутиева Боровского монастыря // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Тезисы докладов научной конференции 17-18 ноября 2004 года (ЦМИАР). М., 2004. С. 21-22.
  67. Росписи Успенского собора Киево-Печерской Лавры и их место в истории древнерусской живописи (окончание) // Лаврьский альманах: Киево-Печерьска лавра в контекстi украiньскоi iсторii та культури. Киiв, 2004. Вып. 12. С. 125-142.
  68. Алтарная преграда церкви Спаса на Нередице: типология и иконография // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. М., 2005. С. 83-98.
  69. Доклад П.П.Покрышкина о способах и мерах к сохранению фресок церкви Спаса-Нередицы в Новгороде. 9 мая 1919 года (Публикация текста) // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. М., 2005. С. 309-324.
  70. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти Ольги Ильиничны Подобедовой (1912-1999). М., 2005. С. 319-344.
  71. Росписи собора Рождества Богородицы Можайского Лужецкого монастыря и их место в искусстве эпохи Ивана Грозного // Искусство христианского мира. Сборник статей. М., 2005. Вып. IX. С. 113-132.
  72. Икона «Петр и Павел» из собора Антониева монастыря: к вопросу о копировании древних образцов в эпоху Ивана Грозного // Новгород и новгородская земля: искусство и реставрация. Великий Новгород, 2005. С. 161-175.
  73. Росписи собора Рождества Богородицы Можайского Лужецкого монастыря // Зубовские чтения. Струнино, 2005. Вып. 3. С. 164-176.
  74. La tradizione del Natale nell'Oriente cristiano (Testi di G.Barberini, G.Parravicini, I.Salina, V.Sarab'janov, E.Smirnova). Vicenza, Banco Intesa, 2005.
  75. Десятинная церковь, Спасский собор Чернигова и София Киевская: принципы декорации древнейших храмов Киевской Руси // SOFIA. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь 70-летия А.И.Комеча. М., 2006. С. 375-404.
  76. La chiesa del Salvatore della Transfigurazione sulla collina di Neredica presso Novgorod; La cattedrale della Nativita della Madre di Dio nel monastero di Snetogorsky a Pskov; La cattedrale di San Nicola Dvoriscenskij a Novgorod; La chiesa di San Giorgio a Staraja Ladoga // Alfa e Omega. Il Giudizio Universale tra Oriente e Occidente. Milano, 2006. P. 90-99.
  77. Il restauro dell'icona Ascensione al cielo del profeta Elia // Duecento. Due icone russe. Vicenza, Banca Intesa, 2006. P. 65-70.
  78. Иконостас Софии Новгородской 1509 года: новгородская основа и московские традиции // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э.С.Смирновой. М., 2007. С. 485-526.
  79. Евангельские сцены в росписях Софии Киевской // Софiйськi читання. Вып. 3: Матерiали III мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Пам'ятки Нацiонального заповiдника «Софiя Киiвська» та сучаснi тенденцii музейноi науки» (м. Киiв, 24-25 листопада 2005 р.). Киiв, 2007. С. 204-214.
  80. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., «Северный паломник», 2007. 176 с.
  81. История древнерусской живописи (совместно с Э.С.Смирновой). [Учебник]. М., Издательство ПСТГУ, 2007. 750 с.
  82. Мраморировки в системе декорации храмов северо-западной Руси домонгольского периода // Орнамент в изобразительном искусстве и архитектуре Средневековья. Византийский и поствизантийский мир, христианский и мусульманский восток, латинский запад. Тезисы докладов. 8 октября 2007 года (ЦМИАР). М., 2007. С. 17-20.
  83. Евангельское повествование в программе росписей Софии Киевской // Искусство христианского мира. М., 2007. Вып. Х. С. 201-217.
  84. Алтарная преграда Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Искусство Древней Руси и стран визатийского мира. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина. 3-4 декабря 2007 года. СПб. – М., 2007. С. 20-31.
  85. Изображения святых во фресках Софии Киевской. Часть I: Внутренние галереи (совместно с Н.В.Герасименко и А.В.Захаровой) // ВВ 66 (91). М., 2007. С. 24-59.
  86. Живопись конца Х – середины XI века // История русского искусства. Том 1: Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2007. С. 178-262.
  87. Живопись второй половины XI – первой четверти XII века (совместно с О.С.Поповой) // История русского искусства. Том 1: Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2007. С. 416-535.
  88. Роспись Георгиесвкого собора Юрьева монастыря; Роспись собора Рождества Богородицы Антониева монастыря // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2007. С. 417-419.
  89. Мозаическая декорация Софии Киевской: Византийская формула в древнерусской традиции // Искусствознание 2/08. М., 2008. С. 5-43.
  90. Росписи середины XVI века в трапезной церкви Пафнутиева Боровского монастыря // Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. Материалы и исследования. Вып. XIX. [ГММК]. М., 2008. С. 116-143.
  91. Храм-реликварий преподобной Евфросинии Полоцкой. К реконструкции первоначального замысла Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Образ Византии. Сборник статей в честь О.С.Поповой. М., 2008. С. 427-456.
  92. Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI века. М., «Северный паломник», 2008. Каталожные описания №№ 5, 63-91, 93, 94, 96, 97, 98.
  93. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной церкви Пафнутиева Боровского монастыря // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Сборник статей памяти Виктора Михайловича Сорокатого. (Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Том III). М., 2008. С. 199-216.
  94. Реставрация икон из Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря в собрании Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Матекриалы научно-практической конференции, посвященной пятилетию обретения Святых мощей Преподобного Иосифа, 520-летия освящения первого монастырского каменного храма – Успенского собора и 80-летию со дня рождения Митрополита Юрьевского и Волоколамского Питирима. М., 2008. С. 253-266.
  95. Елецкий Черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь: Архитектура; Росписи // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XVIII. С. 360-361.
  96. Храм реликварий Евфросинии Полоцкой. О первоначальном замысле Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2008. М., 2008. С. 111-130.
  97. Un filo rosso tra le dita. L'Annunciazione nell'Oriente cristiano. Vicenza, 2008. Catalogo p. 56-57.
  98. Изображения преподобных отцов в росписях собора Успения «на Городке» в Звенигороде. К вопросу об иконографической традиции // К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Проблемы изучения памятников раннемосковского зодчества. (Труды Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея). Звенигород, 2008. С. 101-117.
  99. Программа монашеских изображений в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // ДРИ: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова. М., 2008. С. 65-98.
  100. Сопроводительные надписи на фресках собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (совместно с Т.В.Рождественской) // ДРИ: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова. М., 2008. С. 99-120.
  101. Раскрытие иконы «Святые равноапостольные Константин и Елена» (совместно с А.Г.Барковым). Виченца, «Терра Ферма», 2008. 24 с.
  102. Мраморировки в системе декорации домонгольских храмов северо-западной Руси // Ладога и Ладожская земля в эпоху средневековья. СПб., 2008. Вып. 2. С. 152-176.
  103. Образ монашества в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi. Матэрыялы V Мiжнароднай навуковай канферэнцыi (24-25 кастрычнiка 2007 г.). Полацк, 2009. С. 152-176.
  104. Мозаики Софии Киевской в контексте византийской храмовой декорации XI столетия // Софiйськi читання. Вып. 4: Матерiали IV мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Пам'ятки Нацiонального заповiдника «Софiя Киiвська»: культурний дiалог поколiнь» (м. Киiв, 25-26 жовтня 2007 р.). Киiв, 2009. С. 99-122.
  105. Патрональные и ктиторские изображения во фресках собора Снетогорского монастыря. Опыт реконструкции // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар имени академика В.В.Седова. Материалы 54 заседания (15-17 апреля 2008 года). Псков, 2009. С. 151-163.
  106. Реликвии и образы святых в сакральном пространстве Софии Киевской // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное. Материалы международного симпозиума. / Ред-сост. А.М.Лидов. М, 2009. С. 122-125.
  107. Изображения святых во фресках Софии Киевской. Западное пространство основного объема под хорами (совместно с Н.В.Герасименко и А.В.Захаровой) // Искусство христианского мира. М., 2009. Вып. XI. С. 208-256.
  108. Иконографическая программа алтарных росписей Успенского собора Старой Ладоги // Искусство христианского мира. М., 2009. Вып. XI. С. 257- 278.
  109. Изображения двух Понтийских святителей в росписях Софии Киевской // Очерки по истории христианского Херсонеса (Херсонес Христианский. Т. I. Вып 1). СПб., 2009. С. 109-117.
  110. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. Издание 2-е. М., «Северный паломник», 2009. 228 с.
  111. Успенский собор Старой Ладоги и хронология староладожского храмового строительства // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. 80-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Кирпичникова посвящается. СПб.; М ., 2009. Т. II. С. 266-310.
  112. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Памятники монументальной живописи Древней Руси. М., "Северный паломник", 2010.
  113. Образ священства в росписях Софии Киевской. Часть I: Программа Cофийского собора и византийская традиция послеиконоборческого периода //
    Искусствознание 3-4/11. М., 2011. С. 15-52.
  114. Заказчик и стиль в древнерусских росписях XII века // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 4. Великий Новгород,
    2011. С. 38-56.
  115. К вопросу о функциональном назначении палаток на хорах Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря // Древности Пскова. Археология. История. Архитектура. Вып. 2. К юбилею Лабутиной И.К. Псков, 2011. С. 177-194.
  116. Фрески Полоцка // Русское искусство. № 1(33), 2012. С. 9-13.
  117. Патерик преподобной Евфросинии Полоцкой. Цикл деяний монахов в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Византийский мир:
    региональные традиции в художественной жизни и проблемы их изучения. К юбилею Э.С.Смирновой. Тезисы докладов Международного научного симпозиума 8-9 октября 2012 года. М., 2012. С. 53-57.
  118. Юрьевские фрески и Фотий – Сборник ГТГ по конференции "Старая Ладога - первая столица Древней Руси". СПб., 2012. "Славия". Изд. 4-е (совместно с А.Н.Кирпичниковым).