на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Факультет церковных художеств
Постернак Ольга Павловна

Постернак Ольга Павловна

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Московский государственный университет, специальность «История и теория искусства»

Ученая степень: кандидат исторических наук, художник-реставратор высшей категории

Ученое звание: нет

Общий стаж работы: с 1968 г.

Преподавательский стаж: с 1968 г.

Должность: профессор кафедры реставрации

Преподаваемые дисциплины: руководство подготовкой к аттестации сотрудников кафедры, преподавание реставрации масляной живописи

Данные о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке:
 Участник союзных, российских и международных реставрационных выставок. Участник союзных, российских и международных конференций по проблемам экспертизы и атрибуции произведений изобразительного искусства. Член МОСХ.

Высшая категория подтверждена Комиссией по аттестации при Министерстве культуры РФ в апреле 2014 г.



Постернак Ольга Павловна, художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации.

Окончила МХУ памяти 1905 г ., отделение художественно – педагогическое (1968), МГУ им. М.В.Ломоносова (1975) отделение истории и теории искусств, канд. ист. н. (2006).

Работала в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря (1970 – 1991) в должности реставратора станковой масляной живописи, обучалась у Н.А.Маренниковой, в Государственном музее А.С.Пушкина (ГМП) (1991-2005) в отделе реставрации музейных коллекций в должности реставратора, ПСТГУ (с 2006 в должности профессора кафедры реставрации факультета Церковных художеств).

Реставрировала произведения русских и западноевропейских художников из музеев России. Среди них – парсуны св. царевича Димитрия (Угличский музей) и «Кийский крест» (Тверская картинная галерея) XVIII в., живописные полотна мастеров XVIII – XIX вв., таких как Ф. Рокотов «Портрет неизвестного» 1770–е гг. (Гос. Нижегородский муз.), П. Ротари « Девушка в меховой шапке» XVIII в., (Петродворец), И.Ромбауэр «Портрет Е.А.Аракчеевой» 1809 г . (Устюженский музей), В.Васнецов «Сергий Радонежский» (музей-усадьба Абрамцево), В.Штембер «Портрет М.К.Морозовой» 1890 –е гг. (ГМП) и др.

Аттестация – художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации (1985).

Участник всесоюзных и международных реставрационных выставок и конференций по проблемам реставрации и исследования живописи, автор более сорока публикаций, посвященных технике, технологии, реставрации и атрибуции живописи, в т.ч. монографии «Техника реставрации станковой живописи» (соавт. Иванова Е.Ю.) изд. «Индрик», М., 2005.

Педагогическая деятельность: преподавала в МХУ памяти 1905 года, РАЖВЗ, МГУКИ, ПСТГУ, разрабатывала программы и методические пособия.

Основные публикации:

1. «Образ царевича Димитрия» из Угличского историко-художественного музея: возможные истоки иконографии//Русская живопись XVIII века. Исследования и реставрация. Сборник Научных трудов. М.,  ВХНРЦ. 1986. С. 35-48   
2. Реставрация двусторонних картин в практике отдела масляной живописи ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря     //Всесоюзная научная конференция музейных работников «Методологические проблемы охраны и реставрации музейных ценностей в СССР». Тезисы докладов. М.,  ВНИИР. 1987. С. 140-148   
3. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII века//Оригинал и повторение в живописи. Экспертиза художественных произведений. Сборник научных трудов. М., ВХНРЦ. 1988. С. 47-61   
4. Смотри на обороте//«Советский музей» .1988. №3 (101) С. 63-69   
5. Проблемы всстановления — за и против//    Критерии оценки качества реставрации музейных художественных ценностей. Тезисы докладов. М., ВНИИР. 1990  С. 52-54   
6. Проблемы восстановления — за и против     //«Творчество». 1992. №1 (421) С. 41-45   
7. Положительное зло реставрации     «Знание — сила». 1995. №5 (95)    С. 88-97   
8. Иранская живопись XIX в. в России (две картины из собрания ГМИНВ)//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1995. М., Наука. 1996. С. 216-222(соавторА.В.Назимова)
9. «Икона или картина?» (К вопросу о типологии некоторых спорных памятников конца XVII — первой половины XVIII веков)// I научная конференция. Экспертиза произведений изобразительного искусства. М.,  Магнум- АРС. 1996. С. 93-98   
10. «Плоды страданий Христовых» — икона из Каргополя. Текст и иконография//Каргополь. Историческое и культурное наследие. Сборник трудов. Каргополь. КИАХМЗ. 1996  С. 209-215   
11. Портрет Е. К. Воронцовой  //Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев XVII-XVIII вв. Каталог выставки. М.,  Трилистник. 1997 С. 168   
12. «Новомышленные» иконы конца XVII-первой половины XVIII вв. (особенности перевода живописных изображений в иконные)     //Филевские чтения. Тезисы конференции 22-25 декабря 1997 г. М., ЦМДКИ им. Андрея Рублева. 1997.    С. 44-45   
13. Реставрация и коммерция     //Материальная база сферы культуры. Чтения памяти Л. А. Лелекова - 1997. Научно-информационный сборник. М., РГБ. 1997. Вып. 4    С. 26-32   
14. Portrait d’Élizavéta Vorontsova    ПечатнаяAlexandre  Pouchkine. Paris.Éditions  des  musées de la Ville de Paris – Éditions des Cendres . Paris- Musées.1997.    P. 115-117   
15. Портрет А. И. Корсакова из фондов ГМП//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1996. М., Наука. 1998.       С. 363-369   
16. Массовая культура и эстетика реставрации//Материальная база сферы культуры. Чтения памяти Л. А. Лелекова - 1998. Научно-информационный сборник. М., РГБ 1998. Вып. 4  С. 50-60   
17. «Крест живой» в западноевропейской и русской традиции    //«Альфа и Омега», 1999. №1 (19)    С. 284-297   
18. «Государев живописец» Иван Салтанов//Искусство христианского мира. Сборник статей. М., ПСТБИ. 1999. Вып. 3    С. 201-208   
19. К проблеме атрибуции работ Ф. С. Рокотова//Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы IV научной конференции . 1998 г. М., Магнум- АРС. 2000  С. 81-85   
20. Вклад отечественны реставраторов в становление современных технологий станковой живописи и формирование эстетических установок//Материальная база сферы культуры. Чтения памяти Л. А. Лелекова - 2000. Научно-информационный сборник. М., РГБ. 2000. Вып. 4    С. 32-39   
21. Особенности перевода живописных изображений в иконные //Искусство христианского мира. Сборник статей. М., ПСТБИ.  2000. Вып. 4 С. 198-203   
22.  Портрет Е. К. Воронцовой из собрания ГМП//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1999. М., Наука. 2001(соавтор    Д.С.Головкова)
23. Реставрация и проблема подлинности//Исторический источник в музейной работе. Тезисы докладов научно-практической конференции. М., МГУКИ. 2001  С. 23-26   
24. Создание антирелигиозных музеев в советском государстве в конце 20-х–30-е гг. //Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: материалы 2001 г. М.,  ПСТБИ. 2001 С. 248-252   
25. Результаты реставрации как метод исследования (к вопросу об эволюции подрамника и способах крепления холста) //Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы VI научной конференции 2000 г. М.,  Магнум –АРС. 2002  С. 287-294   
26. Взаимоотношения интеллигенции и церкви в сфере охраны культурного наследия    //Тезисы докладов научно-практической конференции «Проблемы безопасности жизнедеятельности. М., МГУКИ.  2002.   
27. Портрет Иоанна Чурикова из ГИМ. Типология и иконография //Государственный исторический музей — энциклопедия русской истории и культуры. М., ГИМ.  2002. С. 5-15   
28. Распознавание фальсифицирующей и исторической реставрации //Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы VIII научной конференции 2002 г. Москва., Магнум –АРС. 2004. С. 86 -91   
29. Реставрация и проблема подлинности//Мир музея. 2003. № 4 (194) С. 39-41   
30. «Отблески сказки»//Наше наслеие. № 4 (70) 2004.С. 136-139   
31. Павел Иванович Баранов  (о мастере и старых мастерах) //Реставрация музейных ценностей. Вестник. 2004. № 1.    С.114 – 132   
32. Техника реставрации   станковой масляной  живописи//М., Индрик. 2005. 136 с.(соавтор Иванова Е.Ю.)
33. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920—1930 годы //Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. № 4. М., 2005. С. 114-132   
34. Живопись на металле в русском и европейском искусстве: история бытования, технология, реставрация    //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 1 (46) 2007 С. 195 – 205   
35. К вопросу о достоверности современных методов исследования.// Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М.,2007 Изд. Новый ключ. С.192 – 198   
36. Искусство церкви. Факультет Церковных художеств ПСТГУ. 1992 – 2007. М.,2007. Изд.ПСТГУ       
37. Некоторые результаты реставрации и атрибуции портретов из собрания семьи Яньковых – Благово  // Московская семья Яньковых – Благово. Три века истории М., 2008. изд. Государственный музей А.С.Пушкина(ГМП)     С.51 – 69(соавторы    Иванова Е.Ю., Ферронская Е.С.)
38. Музейные переатрибуции и их возможные культурные последствия // Научно – исследовательская работа в музее .доклады на X международной научно – практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей кафедры музееведения МГУКИ 29 ноября – 1 декабря 2007 года. М.,2008    С.70 – 77    
39. Методика выполнения курсовых заданий по специальности «реставрация станковой живописи» Методическое пособие.// М.,2009 Изд –во ПСТГУ     33 с.     40    Живопись на металле: история бытования, технология, реставрация      //Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы XII научной конференции 2006 г. М.,  Магнум –АРС. 2009  C.123-131   
41. Заметки по истории подрамника для любителей и профессионалов //Золотая палитра. Информационно – аналитический журнал . 2010. №1.    С.78-81   
42.  О чем рассказывают кромки //Золотая палитра. Информационно – аналитический журнал . 2010. №3    С.76-78   
43. Религиозная живопись на металле: история и технология     //Техники и технологии в сакральном искусстве: Христианский мир от древности к современности. М., изд. «Индрик»2012. С.143-162   
44. Реставрация икон, написанных на деревянной основе в технике масляной живописи// Реставрация произведений станковой темперной живописи М.,изд. ПСТГУ. 2012.С.203-208(соавтор Першина Д.С.)
45. Два портрета митрополита Новгородского и Санкт- Петербургского Амвросия (Подобедова) из собрания ГИМ:Проблемы жанра и атрибуции     //Портрет в России XVIII-XIX века.Материалы научных конференций 2011 г. Труды Государственного исторического музея. Вып.194. М.,2012.     С.35-47