на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

31 декабря 2011 года на 75 году жизни (1937-2011) скончалась Елена Петровна Ювалова, известный искусствовед, кандидат наук, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

В лице Елены Петровны мы потеряли не только близкого и любимого человека, но и крупного ученого. Написав три фундаментальных работы, посвященных готике (Немецкая скульптура 1200-1270., М. 1983; Чешская готика эпохи расцвета 1350-1420., М. 1998; Сложение готики во Франции., СПб. 2000), она создала  базу   для изучения и понимания западного Средневековья в нашем отечественном искусствознании. Первая книга, посвященная такому сложному явлению, как немецкая скульптура, была написана  в условиях советской идеологической системы. Но при этом автор нигде не сбивался на вульгарную социологию или антицерковные суждения. Нет,  все  в книге посвящено только искусству, которое она так любила и хотела полноценно донести до читателя. Возможно,  именно из-за этой идеологической «индифферентности»  книга ждала своего издания в течение шести лет.

Сложные мировоззренческие аспекты, которые часто требовали   многословных объяснений, находили у Елены Петровны простые и точные определения.     Перелистывая сейчас её книги, понимаешь, что к ней не подходил широко употребляемый  термин «специалист высокого уровня», - она была знатоком искусства. Это подразумевает  не только полноценное знание материала, но предельно внимательное и бережное отношение к нему.  Елена Петровна никогда не искала сенсаций, которые могли бы приковать внимание читателя или слушателя. При глубочайшем знании западного Средневековья,  никогда не претендовала на то, чтобы все объяснить, дать быстрый и все исчерпывающий ответ. Её восприятие обладало  иной, медленной и вдумчивой, скоростью «чтения»  произведений, что сообщало настоящую глубину её выводам, а самому изложению придавало    естественный характер.

При этом её исследования не носили исключительно феноменологический характер. Темой последней книги Елены Петровны была узловая проблема западноевропейского Средневековья  -  зарождение готического искусства. В ней автором была подробно реконструирована  историческая  канва развития готических форм и возникновения аббатства Сен-Дени, было  указано на важность теологической программы и на роль личности самого аббата Сугерия  в деле архитектурной и пластической новации. Елена Петровна обладала необыкновенно ценной  для искусствоведа способностью   за пластическими  характеристиками произведения   видеть его духовное содержание. И это позволило создать ей в своем творчестве полноценную панораму западноевропейской культуры средневекового периода.

Елена Петровна любила путешествовать и вновь возвращаться к не раз виденным произведениям. Доскональное знание материала делала её интерпретации убедительными и объективными.

Последние годы, будучи обременена тяжелыми болезнями, в условиях  постсоветской  неустроенности жизни ученого, Елена Петровна продолжала исследовательскую и преподавательскую деятельность, сохраняя веселость и легкость в общении.  Она писала статьи, занималась иконографическими проблемами, переживала за степень образованности студентов, но никогда не выступала с позиций «большого ученого», видимо, считая счастьем самое прикосновение к наследию великой культуры. 

Образ Елены Петровны, как обаятельного, отзывчивого, тонко чувствующего  и скромного человека,  навсегда останется в памяти её коллег и учеников. Нам всегда будет её не хватать.

Доцент кафедры Истории и теории христианского искусства факультета Церковных художеств ПСТГУ, кандидат искусствоведения, М.А. Демидова