на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Студенты факультета церковных художеств ПСТГУ прошли летнюю практику в Великом Новгороде

В июле 2017 года учащиеся 3-го и 4-го курсов кафедры монументального искусства факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошли летнюю практику в Великом Новгороде.


Каждый из девяти человек получил обширное художественное задание копировать фрески из самых древних и известных храмов России, находящихся в этом городе. К примеру, в храме Спаса на Ильине, знаменитом тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека, проходила работа по копированию изображения неизвестных святителей из дьяконника. На выставке фресок из разрушенного храма Спаса на Ковалеве студенты копировали фреску мученицы Параскевы, равноапостольной Елены и Спасителя из композиции, а в Антониевом монастыре копировали фреску неизвестного дьякона.

В Церкви Благовещения на Мячине, построенном в 1179 году по заказу архиепископа Новгородского Илии за 70 дней, студенты ПСТГУ копировали два изображения неизвестных святителей. В храме фрагментарно сохранилась древняя фресковая роспись XII века. Она выполнена в характерной манере новгородской художественной школы того времени с использованием яркой палитры и резкого контурного рисунка.

В храме Федора Стратилата на Ручью, являющимся одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода, студенты кафедры монументального искусства работали над копированием сорок мучеников Севастийских, а в храме Преображения Нередицы – святителя Петра Александрийского.

Творческий процесс состоял из нескольких этапов. Учащиеся делали подготовительный рисунок на бумаге, потом писали многочисленные пробы на фанере, покрытой известковым раствором. Окончательно задание выполняли на имитации известковой штукатурки в ящике с известковым раствором, на котором пишется фреска натуральными пигментами, растворенными в воде. Оконченную работу прокрывали известковым молочком и сушили. Таким образом, говорят преподаватели, студенты осваивают технологию и художественные приёмы истинной фрески древнерусских мастеров.

Преподаватель кафедры монументального искусства Анна Анатольевна Ефремова рассказала, что студенты помладше копировали произведения XII века, а, те, кто постарше произведения XIV века. «Их задача - сделать копию поясного или оплечного изображения какого-либо святого. Перед студентами поставлены следующие художественные задачи: правильно подобрать пропорции, а если они восстанавливают рисунок, то сделать это в стилистике эпохи. Окончательная задача - передать стилевые особенности памятника, который они копируют», - отметила Анна Анатольевна.

По словам преподавателя, на старшем курсе ребята более опытные и «пишут уже посерьезнее», а те, кто помладше, «немножко ещё дети и настолько сосредоточенно у них работать не получается», но «год от года уровень способностей довольно ровный».

В сентябре пройдёт просмотр работ, их увидят преподаватели и другие студенты, затем фрески уберут на хранение. Во время практики сильно растёт уровень мастерства, потому что работать с подлинными памятниками, и за такие сжатые сроки написать фигуру - это хороший опыт», - уверена Анна Анатольевна Ефремова.

Помимо различных заданий для студентов ПСТГУ была предусмотрена экскурсионная программа. В частности, факультет организовал экскурсии в реставрационные мастерские Анисимова и Ромашкевич, а также в Юрьев монастырь. Во время практики студенты ПСТГУ смогли воочию посмотреть уникальные соборы и церкви Великого Новгорода, большинство из которых являются памятниками истории и архитектуры. В ходе летней практики учащиеся также работали и над созданием пейзажей и портретов.