на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

«Пермяк – соленые уши»

Первая поездка в Пермь студентов и преподавателей исторического факультета состоялась в 2004 г. Немного ранее на церемонии вручения Макарьевской премии к отцу Владимиру Воробьеву обратился преосвященный Иринарх (Грезин), тогда епископ Пермский и Соликамский, который попросил прислать к нему в епархию группу университетских миссионеров. Отец Владимир указал на отца Андрея (Постернака), декана исторического факультета ПСТГУ.

Целью миссионеров стал север Пермского края – город Кудымкар и его окрестности. Это огромное пространство с многолюдными поселками. Здесь живут потомки как ссыльной интеллигенции, так и те, кто приехал сюда трудиться в советское время, а также освободившееся из мест заключения. По словам священника Филиппа Ильяшенко, заместителя декана исторического факультета по воспитательной работе, «это место, куда Макар телят не гонял, за пределами географии - во многих селах до нашего приезда вообще никогда не совершались Таинства». В первые два-три года миссионерские группы бывали и на юге области, но потом решили сконцентрировать свои силы на северных регионах - здесь миссионеров уже хорошо знали и ждали.

На месте пришлось столкнуться с некоторыми сложностями. Студентам оказалось не так-то просто выступать перед аудиторией: дети, молодежь и взрослые требовали принципиально разных подходов и слов. Но при определенных наработках и опыте это оказалось вполне преодолимым. Отец Филипп считает, что готовиться нужно всегда, даже если предстоит выступать перед детсадовскими ребятишками: «Из опыта этих вроде простых бесед по основам Православия должен сказать, что если не готовишься, если в них не вникаешь, то не сможешь убедительно и интересно донести содержание до слушателей. Так, чтобы они захотели сами узнать больше, чтобы пошли потом в храм, вступили в церковную жизнь. Это выступление – большая предварительная работа и, как теперь понимаю, богословское образование. Но это всегда и некий экспромт, слова должны родиться от сердца».

Нередко православных миссионеров на местах предваряли различного рода сектанты. Нельзя сказать, что их проповедь пользуется популярностью, но она вносит в не слишком просвещенные умы дополнительный хаос. «В головах наших новых прихожанок полный синкретизм – иронично описывает жителей северного поселка Белоево участница поездки 2005 года. – Каждый день они ходят к нам на службу, по воскресеньям к баптистам читать Библию, в городе у них есть психолог, перед которым они изливают душу, а на шее вместе с крестом висит кроличья лапка от сглаза и кусок кедра для общения с космосом». В некоторых случаях миссионерам приходилось сталкиваться с полным духовным равнодушием. Из дневника первой поездки 2004 года: «Местное население в целом не готово принимать церковную проповедь. Замкнутость пермяков не позволяла миссионерам установить быстрый контакт с местным населением и требовала более длительной работы, чем единоразовая встреча». Но при повторных поездках этот барьер растаял - миссионеров ждут каждый год, встречают и провожают как дорогих гостей. «Каждый день нам приносили трёхлитровые банки молока, огромные кастрюли свежей малины и черники, – вспоминает постоянная участница поездок выпускница ПСТГУ Дарья Отто. – Очень трогательны были прощания и проводы: местные жители собирались с нами на последнюю Литургию и молебен, которые служились обычно на рассвете, потому что впереди предстоял дальний путь, приносили хлебные караваи, пирожки с луком, трёхлитровые банки с морошкой в сахаре и просили приезжать следующим летом снова». Кстати, особенностью местной кухни является обилие соли – может быть, поэтому пермяков в народе и прозвали «соленые уши».

По сложившейся традиции поездки проходят во второй половине июля. Подготовка начинается еще зимой. Вначале идет отбор, потому что желающих всегда очень много. Далее студенты учатся говорить о сложных вещах доступным языком, составляют планы бесед, готовят презентации, отбирают подходящие видео- и аудиоматериалы. «Времени на общение у нас очень мало, - делится своим опытом студентка 5 курса Ирина Сергеенко, - обычно поездки длятся десять дней, два из которых уходят на дорогу, и всегда сложно решить, что же рассказать, что же выбрать, о чем побеседовать. Стараешься остановиться на самом главном, но самое главное одновременно – самое сложное».

Во второй половине июля группа отправляется на север Пермского края. Гайны, Кудымкар, Кува, Белоево, Верх-Юсьва, Усть-Черная, Керос… «Первые два-три раза мы посещали и другие районы,–- рассказывает отец Филипп, – но в итоге сконцентрировались именно на этих северных поселках. Мы нашли там очень радушный прием местных жителей, которые нередко к нашему приезду уже составили церковные общины, успели оборудовать молельные дома, фактически небольшие храмы». Группу всегда возглавляет священник – обычно это декан факультета отец Андрей Постернак – он ежедневно совершает богослужения. Если в населенном пункте нет никакого подходящего помещения, богослужения совершаются в переносной палатке.
В поселке Белоево, где миссионеры побывали в 2005 году, в храме более или менее регулярно служили до 2002 года. Священник уехал, после чего председатель собрал все, что представляло какую-либо ценность, и спрятал в сейфе местного сельсовета. Таким образом в руки миссионеров попали акафистник, служебник, часослов, кропило, ладан, свечи, в сейфе председателя также находились Святое Миро, Дарохранительница со Святыми Дарами. Приехав в поселок, наши студенты первым делом убрались в храме. Был впервые за долгое время отслужен водосвятный молебен и совершено первое воскресное Всенощное Бдение. На этой службе, кроме миссионеров, никого не было. «Около входа бродили два карапуза, но они зайти побоялись – записывает в дневник участница поездки. – Рядом околачивалась стайка подростков и молодых людей, которые украли у нас молоток, нож, отвертку, а ночью сорвали наши объявления и заплевали крыльцо семечками». Но уже на следующий день, познакомившись поближе с нашей группой и отцом Андреем, подростки вернули украденные вещи. С каждым днем за службой молилось все больше прихожан, правда, в основном бабушки. Но уже после первого крещения храм наполнился причастниками.

Каждый год во время экспедиции совершаются многочисленные крещения. Всего за поездку обычно около ста пятидесяти. В 2010 в поселке Гайны в первый день было крещено 36 человек, и впоследствии таинство совершалось почти ежедневно, всего за эту поездку крещение приняли 473 человека. «Само крещение в Гайнах – потрясающее зрелище, – вспоминает участница поездки, – множество людей и батюшка, стоящие на обрыве реки Камы. Мощный равнинный ветер, развевающий одежды и волосы, лес и зелёное поле. Всё в целом составляет необычное зрелище для тех, кто привык видеть совершение таинств только в храме».

Самой восприимчивой аудиторией для проповеди оказались дети и молодежь: для них ежегодно стали устраиваться «воскресные школы» на время приезда миссионерской группы, участники которой также проводили регулярные занятия в детских садах, приютах, лагерях. «С детьми, которые приходили в храм, мы проводили экскурсию, – рассказывает Дарья Отто, – на примере рядов иконостаса я говорила о ветхозаветных праотцах и пророках, на примере праздничного ряда – о земной жизни Иисуса Христа, о Евангелии, на примере деисусного чина – об апостолах и святых. Мы говорили о том, что такое Церковь и зачем существуют таинства, что такое молитва, как проходит Литургия».

В поселке Гайны, где миссионеры были уже пять раз, ребята постоянно посещают два детских сада «Солнышко» и «Камушка», дневной лагерь для детей, проводят занятия в воскресной школе. Из года в год дети узнают все больше о православной вере. «В детском саду детки были очень сообразительные – вспоминает студентка 5 курса Ирина Сергеенко, – с ними было очень легко общаться, они с готовностью задавали вопросы. Было очень радостно приехать на следующие каникулы в то же место и убедиться, что дети за целый год не забыли, что мы им рассказывали».

«В одном из поселков мы познакомились с детишками, которые задавали очень серьезные вопросы – рассказывает студент 2 курса Павел Наумов, – что такое рай, что люди там будут делать, почему есть на свете люди, которые хулят Бога. То, насколько их внимание было глубоким, навело меня на мысль, что Господь близок всем детям, даже в тех местах, где нет священников».

Один или два раза за поездку обычно проходит встреча с местной интеллигенцией – собираются сотрудники сельской библиотеки, преподаватели местных школ, врачи, просто желающие поговорить на серьезные темы. Обычно миссионеры начинают с рассказа о ПСТГУ, а затем отвечают на вопросы. Как правило, спрашивают о семейной этике, о воспитании в молодёжи нравственного стержня и любви к родителям, о смысле совершения церковных таинств. Многие желают поговорить со священником лично. В поездке 2009 года в Пермский край самой горячей темой стала ювенальная юстиция, Пермь в тот момент была пилотным регионом по внедрению некоторых элементов ювенальной юстиции. Женщины в слезах спрашивали, что делать, когда у них отбирают детей ни за что, за синяки на коленках...

На протяжении ряда лет миссионеры были «светом в окошке» для этих северных поселков. Местные церковные общины жили от лета до лета, в ожидании снова услышать начальный возглас Божественной Литургии «Благословенно Царство…» и поговорить со священником. Слава Богу, церковная жизнь не стоит на месте, и в те районы, куда ездили наши студенты, теперь поставлены новые священники, которые окормляют эти далекие поселки.

«Само священническое служение – чудо, – убежден отец Филипп Ильяшенко, заместитель декана по воспитательной работе, – и то, что у нас есть благословение Святейшего Патриарха, правящего архиерея – митрополита Пермского и Соликамского Мефодия, благословение нашего ректора, что у нас есть возможность не просто дежурить в храме и ждать, пока люди к нам придут, но отправляться в отдаленнейшие районы, где никогда не было храмов, никакой просветительской литературы, где все, что знают люди о православной вере, – это то, что мы рассказали им в этом году, рассказывали в прошлом и расскажем в следующем, – все это тоже чудо».

Фотографии 2008-2011 гг.
.