на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Аникеева Елена Николаевна


Наименование направления подготовки и (или) специальности: МГУ им. Ломоносова, философия; ПСТБИ, бакалавр богословия
Ученая степень: кандидат философских наук
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы:
Преподавательский стаж:
Должность: доцент кафедры религиоведения
Преподаваемые дисциплины: Общее и сравнительное религиоведение, Проблемы философии религии
Данные о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке: нет


Имеет философское (МГУ им. М.В.Ломоносова) и богословское (ПСТБИ) образование, кандидат философских наук, доцент. Как и ее отец индолог и философ Аникеев Николай Петрович, Елена Николаевна начала заниматься философской индологией с углубленным изучением языков (санскрита, английского), стажировалась в Индии, поддерживает научные контакты с известными индийскими философами.

Состоит в редколлегии: «Ежегодник. Восток: грани постижения» (М.: РУДН; издается с 2009 г.).

Апробирование своих научных разработок проводила на российских и международных конференциях, включая: «Взаимодействие между культурами: герменевтика культур и религий в глобальную эпоху» (2003, США -The Center for Study of Culture and Values at The Catholic University of America, Washington, D.C.); Конференция Афро-Азиатской философской Ассоциации (Мумбай, октябрь 2010).

Место работы – Российский Университет дружбы народов, доцент кафедры истории философии; ПСТГУ, доцент кафедры религиоведения.

Читаемые курсы: философия религии, общее и сравнительное религиоведение (метафизика религии), спецкурсы и спецсеминар каф. Религиоведения.

Сфера научных интересов: история индийской философии, сравнительное религиоведение, метафизика религии.

Участие в работе научных форумов в России и за рубежом, включая философские конгрессы, Семенцовские, Зографские, Торчиновские чтения, стажировка в США (Washington, CUA).

Интересующая тематика: философские/метафизические основы индийской религиозности, метафизика кармы, сансары, индийского теизма (ишвара-вады), метафизика личности и различие между политеистической и монотеистической религиозностью; история индийской философии в сравнительном аспекте; философские основы аскетики.

МОНОГРАФИИ:
1) «Основы индийской религиозности: диалектика личного — безличного» (М., РУДН, 2010).
2) «Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ» (М., Изд-во ПСТГУ, 2013).

В монографиях Е.Н.Аникеевой проведено компаративное рассмотрение основ индийской религиозности и индийского теизма, главным образом, в ведическо-брахманистской и индуистской традиции. Индийская философия, метафизика индийских религий анализируются в свете философско-религиозных категорий: пантеизма, панентеизма, теизма. В работе выявлены границы применения данных категорий к индийской религиозности как политеистической в ходе ее сравнения с монотеистической религиозностью (христианством). Сформулировано положение о безличностно-пан(ен)теистической основе индийских религий в противовес абсолютно-теистическому фундаменту монотеизма. Индийский теизм: ишвара-вада, — строится на относительно-личностной парадигме, или атрибутивно-функциональной концепции личности, в противоположность субстанциональной концепции личности в христианстве.
Труды.
Более 70-ти научных публикаций.
  1. К типологии буддийских философских школ// Актуальные проблемы гуманитарных наук. Тезисы научной конференции, посвященной 35-летию РУДН. М., РУДН, 1995. С.37-39.
  2. Изучение индийской философии в России. Обзор последних публикаций// Вестник РУДН. Сер. “Философия”. 1997. № 1, РУДН. С.210-212.
  3. Методологические проблемы генезиса философии в Индии и когерентность западной и индийской историко-философских моделей // 3-й Международный философский симпозиум “Диалог цивилизаций: Восток - Запад”. 2-4 апреля 1997 г. М., РУДН, 1997. С.71-73.
  4. А.И.Сидоров - современный русский патролог, переводчик, толкователь и издатель святоотеческой литературы// Богословские труды. № 33. М., Изд-во Московской Патриархии. 1997. С. 246-252.
  5. К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эсклюзивизме христианства// Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. Материалы 1998 г. М.: ПСТБИ, 1998. С. 52-55.
  6. К вопросу о сакральном значении языка // Виноградовские чтения. Когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике. Тезисы докладов научной конференции (5 февраля 1999 г.). М., ГИРЯП, 1999. С.4-5.
  7. Индийский философский конгресс в свете философской активности в современной Индии (54-я сессия ИФК) (статья) Живая традиция. К 75-летию ндийского философского конгресса. М., 2000. С.172-182.
  8. «Атман» (статья)// Православная энциклопедия. - Под ред. Патр. Моск. и всея Руси Алексия II - Т.3 («Анфимий» - «Афанасий»). М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 677.
  9. Кросскультурные парадигмы религиозного сознания (Монотеистическая и пантеистическая религиозность) //Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений. Материалы 6-го Международного симпозиума 5-6 июня 2001 г. Нижний Новгород, Волго-Вятская академия госслужбы, 2001. С.227-229. (0,5 п.л.)
  10. Эвристический характер понятия "метафизика религии" для историко-философских и религиоведческих исследований // Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Материалы Международной конференции, посвященной 60-летию воссоздания философского факультета МГУ. 13-15 февраля 2002 г. Т. III. М., МГУ, 2002. С. 6-7.
  11. Программа курса "Философия религии" для студентов философской специальности. М.: "Уникум-Центр" (РУДН), 2002.
  12. Белопесоцкий во имя Святой Троицы женский монастырь (статья)// Православная энциклопедия. - Под ред. Патр. Моск. и всея Руси Алексия II - Т.4 («Афанасий» - «бессмертие»). М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2002. С.557-559.
  13. «Бхагавадгита»; «бхакти» // Православная энциклопедия. - Под ред. Патр. Моск. и всея Руси Алексия II - Т.6 («Бондаренко» - «Варфоломей Эдесский»). М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С.408-410.
  14. Статьи: «адживика», «анвикшики», «атман», «Брахма», «Брахман», «Бхагавадгита», «бхакти», «бхакти-марга», «бхашья», «бхута», «вайшешика», «джайнская философия», «дравья», «Ишвара», «параману», «пракрити», «Пуруша», «санкхья», «сутра» Словарь философских терминов. - Под ред. Кузнецова В.Г.- М.: Инфра-М, 2004. Сс.: 3-4, 18-19, 41-42, 60, 65, 65-66, 66, 70, 137, 148, 232-233, 405, 444, 462, 558.
  15. Сотериологические идеалы индийских религий в этическом аспекте // XV Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета. Т.1. Материалы 2005 г. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. С.159-163.
  16. Священная география и священные реалии //Феномен паломничества в религиях: священная цель, священный путь, священные реликвии. Материалы XIII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб.: ГМИР, «Акционер и Кº», 2006. Тираж 500 экз. С. 17-19.
  17. Метафизика кармы как главного архетипа индийской религиозности //Вестник РУДН. Сер. «Философия». № 2/ 2007. М., Изд-во РУДН, 2007. Тираж 500 экз. С. 56-65.
  18. Историко-философский контекст "Бесед на Шестоднев" архиепископа Василия Великого //Вестник РУДН, серия «Философия», 2008, №3. Тираж 500 экз. С.103-108. М., РУДН, 2008.
  19. Католическая теология религии об индийской религиозности //Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология. М., Изд-во Восточная литература РАН, 2008. Тираж 500 экз. С.295-314.
  20. Генезис концепта Ишвары в Упанишадах // В Индию духа… Сб. статей, посв. 70-летию Р.Б.Рыбакова/сост. И.В.Зайцев и др. М.: Восточная литература, 2008. Тираж 500 экз. С. 58-64.
  21. Orthodox Religious and Philosophical Aspects of Intercultural Communication // Communication across Cultures: The Hermeneutics of Cultures and Religions in a Global Age. Chibueze C. Udeani, Veerachart Nimanong, Zou Shipeng, Mustafa Malik, eds. Washington, CRVP, 2008. Library of Congress Cataloging-in-Publication. P. 230-245.
  22. Параметры и смысловые горизонты индийского философского богословия (ишвара-вады) (гл.III, § 2) // Философский дискурс в традиции духовных культур Запада и Востока. - /под ред. Н.С.Кирабаева, А.В.Семушкина, С.А.Нижникова: Монография. – М.: РУДН, 2009. С.101-117.
  23. Проблемы гендера в контексте западно-восточных традиций политеизма и монотеизма (гл. IV, § 5.) // Там же. С. 284-302.
  24. К вопросу о сущности и генезисе сансары как постулата индийской религиозности //Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. Материалы научной конференции. С.-Петербург, 6 - 9 февраля 2008 г./ Сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. СПб., 2009. С.138-145.