на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Храм вместо сельсовета

Еще одна июльская поездка студентов миссионерского факультета ПСТГУ имела своим адресом Вельское благочиние Архангельской и Холмогорской епархии. Инициатором поездки выступил Антониево-Сийский монастырь совместно с приходом села Благовещенского. Совершал богослужения игумен Варсонофий (Чугунов). Руководитель поездки от университета – Елена Воронцова, регент хора - Мария Бражникова. В поездке участвовали Петр Миронов, Татьяна Базык, Людмила Кучеренко, Евгения Савватеева. Экспедиция прошла через четыре населенных пункта на территории Вельского и Шенкурского районов Архангельской области. Шесть раз служили Божественную Литургию и всенощное бдение, несколько раз - молебен, дали четыре концерта и провели множество бесед.

 Место практики на карте РоссииВ 11 часов яркого солнечного северного утра поезд Москва – Котлас прибыл на станцию Вельск. Город, чья история на 10 лет старше Москвы, встретил нас ласково и на удивление спокойно. Тихая, размеренная жизнь провинциального городка резко отличалась от столичной суеты. И неудивительно, ведь население Вельска всего 25900 человек. Город расположен на левом берегу реки Вага при впадении в неё реки Вель, в полутысячи верст от Архангельска. Впервые упоминается в 1137 году в уставе новгородского князя Святослава Ольговича как пункт сбора церковной дани; в летописи 1397 года - как волость Вель. В 1462 году, в результате упорной борьбы новгородских и московских князей, Вельский погост в составе Важской волости стал принадлежать Московскому государству, а в 1550 году он становится Вельским посадом.

г. Вельск на картеВельск — железнодорожная станция на линии Москва — Котлас — Воркута. Строительство в 1940-х гг. Севдвинлагом Печорской (ныне Северной) железной дороги сыграло большую роль в развитии города. Через Вельск проходит автодорога Москва — Вологда — Архангельск, ведётся строительство автодороги, соединяющей Вельск с Карелией. В четырех километрах к югу от города находится аэропорт со взлётно-посадочной полосой с твёрдым покрытием, способный принимать пассажирские самолёты среднего класса.

Кроме того, Вельск — крупный центр лесной и лесохимической промышленности. В городе работают ремонтно-механический, асфальтобетонный заводы, мясной и молочный комбинаты, хлебокомбинат, производство лимонада и добыча артезианской воды. Действует современная ГТ-ТЭЦ, работающая на природном газе, мощностью 18 МВт. В городе действует краеведческий музей, по улице Дзержинского сохранился ряд зданий, представляющих историческую ценность (например, бывшее здание РОВД), работает Дом культуры, расположенный в здании бывшего Преображенского собора. И, конечно же, имеется ряд памятников - В. И. Ленину, стела памяти павших в Великой Отечественной войне и др. Не успели мы налюбоваться северным городком и познакомиться с вельчанами, как за нами подошел «уазик-буханка», пожалуй, - единственное транспортное средство, без труда справляющееся с местными дорогами. В городе они были великолепные, но как только мы свернули в сторону села, ехать пришлось по песку и деревянным мостам. Наша машина, номерной знак которой содержал буквы «САУ», была мгновенно перекрещена в самоходную артиллерийскую установку. На этом сходство с армией не кончилось. Потому что по прибытии в Благовещенское сработало знаменитое суворовское правило «Война войной, а обед по расписанию». Мы подивились гостеприимству благовещенцев, а кафе «Важские Зори» сразу стало одним из самых любимых мест села. Затем миссионеры отправились на разведку местности, а вечером к группе присоединился игумен Варсонофий, и уже на следующий день было первое всенощное бдение, а в воскресенье – Божественная Литургия.

Исповедалось за эти два дня 15 человек, а вот к Святым Христовым Тайнам приступил только один младенец. Здесь нужно сделать оговорку.

Благовещенское – большое богатое село, ведущее свою историю не позднее, чем с XVI-го века. Здесь ежегодно проводилась знаменитая на всю страну Евдокиевская ярмарка. В Слободско-Благовещенском приходе находились мощи местночтимого святого блаженного Захарии Шенкурского. Вероятнее всего, ныне они почивают под клубом – его построили н Прихожане с. Благовещенскогоа месте сгоревшей летней Александро-Невской церкви. Но кощунственно не только это. Центральная площадь села – между зимним храмом, который в советские годы использовался для технических нужд и был лишен купола, и клубом – расположена на костях: ранее здесь было кладбище.

Зимний храм ведет свою историю с 1807 – 1817 гг. Он был построен вместо сгоревших в июле 1806 году Благовещенского и Преображенского храмов. Здание имеет типичную северную архитектуру, двухэтажное, четырехпрестольное: верхние престолы были освящены в честь Преображения Господня и святых апостолов Петра и Павла, нижние – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и св. Евдокии.

Проповедь в церкви с. БлаговещенскогоВ 90-е годы храм был возвращен Церкви, сложился небольшой приход, приехал священник. Но, увы, благополучие продолжалось недолго. Жизнь в селе оказалась трудной, храм – полуразрушенным, а действия молодого иерея – неграмотными. В итоге приход остался без священнослужителя, доверие к Церкви у односельчан было подорвано, а вся молитвенная жизнь свелась к домашнему правилу да молебнам, совершаемым один- два раза в год заезжими батюшками. Тогда староста храма – заведующая детским садом – Татьяна Михайловна Парашкина и обратилась за помощью в Антониево-Сийский монастырь.

Именно поэтому столь малое число причастников не стало сюрпризом: многие не знали о том, что такое Литургия, не готовились к Таинству. Конечно, подготовку можно опустить из принципа икономии (выбора меньшего зла), но эта Литургия в селе не была единственной.

Всенощная в Благовещенском.Воскресный вечер прошел за обозрением окрестностей и посещением местного святого источника, что стало большим испытанием для студентов, ибо добираться до него пришлось по крутому склону сквозь заросли крапивы и тучи назойливых комаров. На следующий день состоялся импровизированный концерт из духовных песнопений в исполнении хора (звучали молитвы «Отче Наш», «Царю Небесный», «Богородице Дево»), народных и духовных песен, исполненных сольно и на баяне, небольшой театрализованной постановки о том, что такое грех, беседы. Вечером было чаепитие, на котором желающие могли поделиться насущными проблемами, послушать наши ответы. После чаепития совершалось всенощное бдение. На Литургии в день Владимирской иконы Божией Матери причастилось уже 12 человек. Самые стойкие прихожане пели еще и акафист Богородице. А мы после небольшой передышки отправились в село Юхнёво, где нас ждали концерт и беседа, а так- же всенощное бдение.

Церковь Св. Духа с. ЮхнёваСвято-Духовский храм с. Юхнёва (д. Игнатовка) был построен в 1876 году на средства местных крестьян. Деревянное, из лиственницы, здание до шестидесятых годов имело богослужебное назначение. Затем здесь был устроен склад для хранения зерна. Кресты с крыши попытались сорвать, но они были установлены настолько качественно и прочно, что один из них, слегка погнувшись, так и остался стоять, напоминая, что тут некогда был дом Божий. Однако это не уберегло памятник архитектуры, охраняемый государством (так гласит советская еще табличка на входе) от разграбления и осквернения. Но Бог поругаем не бывает, и потихоньку началось восстановление храма и прихода. Благодаря усилиям старосты Валентины Ивановны Елисеевой, местного предпринимателя Александра Смолина и других юхнёвцев были спилены вековые ели, подпортившие крышу, вывезены тонны мусора, застеклены окна, вставлены двери. Жители начали собираться для совместного чтения акафиста, было совершено несколько моленных пений, затем пыл поугас и общая молитва приостановилась. Праздник Рождества Иоанна Предтечи порадовал миссионеров очень большим числом причастников. Свою роль здесь сыграла немалая сплоченность прихода, а также тот факт, что это была первая Литургия в Юхнёвском храме за последние 49 лет. После службы хлебосольные местные жители показали нам свои достопримечательности: древний колодец с журавлем, из которого по преданию пил сам Михайло Ломоносов на пути в Москву, старинную русскую избу, построенную по всем правилам, и баню, которая топится по-чёрному. К сожалению, задерживаться здесь долго мы не могли.

Проповедь в Юхнёве Первое Причастие в Юхнёвском храме за последние 49 лет
КОнцерт в Юхнёве. Приход села Юхнева и миссионеры

Далматовская церковь - бывший сельсоветСледующим пунктом нашего пребывания стало село Далматово. Удивительно было видеть, что здешний красивейший храм св. великомученика Георгия был перестроен из сельсовета. Более привычна обратная картина: в советские годы многие храмы перестраивались под мастерские, сельсоветы, клубы. Такое возрождение Православия на Русской земле отрадно, однако оказалось, что это и дополнительное искушение – многие далматовцы отказывались заходить в храм именно потому, что раньше это был сельсовет…

В дореволюционные годы в селе было два храма – летний и зимний – и отдельностоящая колокольня. Всё это было разрушено во времена безбожной власти. Восстановление прихода началось в 1998 году усилиями заведующей детским садом Валентины Александровны Махиной и группки единомышленников. Было получено благословение, образована община, и местная администрация пошла навстречу, выделив приходу … малопригодное и совершенно не приспособленное для богослужения здание сельсовета. Пришлось вложить немало труда, молитвы и талантов, чтобы его перестроить и обустроить.

Миссионерская программа здесь не очень отличалась от Юхнёвской. Всенощное бдение в честь святых благоверных Петра и Февронии – покровителей семьи, концерт в библиотеке, Литургия на следующее утро. Далматово порадовало нас как наличием богослужебных книг (впервые компьютер был оставлен нами за ненадобностью), так и знакомыми лицами – несколько человек мы уже видели в Юхнёве – такую любовь к богослужению они проявили. Вдобавок только в этом храме была налажена в определенной мере молитвенная жизнь – организованы дежурства, регулярное чтение акафиста мирским чином.

 Исповедь в Далматове Уставший миссионерский хор. Далматово.

Экскурсия по ферме. Благовещенское.В приподнятом состоянии духа мы вернулись в Благовещенское. Здесь посетили молочную ферму – одно из ведущих предприятий района. Сотрудники провели экскурсию по скотным дворам, доильному цеху, покатали на лошадях – их здесь держат без всякой коммерческой цели – чтобы молодое поколение имело представление о том, что это такое. Затем последовала встреча с рабочими, перестраивавшими сенохранилище. Наверно, это была самая незабываемая миссионерская беседа за всё время практики. И самая сложная. Рабочие – люди простые и не стеснялись задавать вопросы ребром. Зачем нужна Церковь? Зачем ваша проповедь, если я как хочу, так и верю? Почему предыдущий священник отгородил центральную площадь, не узурпатор ли он? Почему здоровье – дар Божий, разве оно не зависит от меня самого? Будет ли сегодня дождь? Почему сохнет картошка, что ваш Бог не помогает? Это лишь несколько вопросов, и не на все из них можно было найти ответ. Безусловно, это очень огорчило молодых миссионеров, хотя положительным знаком была та активность, которую проявили в беседе рабочие, быть может, даже агрессия, но это – не безразличие. Посещение фермы окончилось освящением нескольких строящихся цехов.

 

Концерт в психо-неврол интернатеНа следующий день мы направились в благовещенский психо-неврологический интернат. На концерт собралось около семидесяти воспитанников, встретивших нас с распахнутыми сердцами. Сложные беседы вести здесь не представилось возможным, поэтому акцент был сделан на чувственное восприятие: музыка вышла на первый план. Нас слушали с большим восторгом и неподдельной радостью, а в это время за окном гремела гроза и шел крупный теплый дождь, о котором днём ранее вопрошали нас рабочие. Вечером нас ожидало последнее в Благовещенском всенощное бдение и чаепитие, за которым пришлось говорить как о сложных вопросах христианской жизни, дальнейшей деятельности прихода, так и о совсем простых – например, о церковной свече. Воскресенье стало днём прощания с полюбившимся селом. После Литургии очень тяжело было уйти из храма, ставшего за неделю родным. Каждый шаг отдавался болью в сердце. На паперти хотелось задержаться подольше, невольно возникло желание поцеловать напоследок церковные двери, что и сделал более непосредственный и, быть может, чуть более искренний Петр, испытывавший сходные чувства…

Рабочие на ферме с. Благовещенского.  Беседа с рабочими на ферме. Благовещенское.
Миссионерская беседа с рабочими на ферме с. Благовещенского Общее фото в храме с. Благовещенского.

 

Иконостас Петропавловской церкви с. ШелашиПоследовал длительный переезд в Шенкурский район. В храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Шелаши (д. Петровская) было совершено всенощное бдение, а утром большая часть нашей команды отправилась в город Вельск. В Шелаши осталась Мария, певшая Литургию на престольный праздник.

Шелашский храм, построенный в 1865 – 1870 гг. на средства местных крестьян был приписным к приходским церквям д. Петровская. Каменное здание почти в целости пережило советские годы, сохранилось даже внутреннее убранство, а на клиросе пылились богослужебные издания середины прошлого века.

Мы же, не без искушений добравшись до Вельска, отправились в местный Успенский храм. Настоящим подарком за ранний подъём (а встали мы в 4 утра) стала проповедь об основах апостольского служения, той вере и любви, которые по примеру апостолов Петра и Павла должен иметь миссионер, сиречь каждый христианин. Отец Артемий говорил пламенно и убедительно, и это было Божьим посещением и благословением для нас – только что завершивших десятидневное миссионерское делание. С такими глубокими, но радостными мыслями мы сели в поезд и отправились назад в столицу.

Миссионеры на отдыхе. Р.Кокшеньга.Если подвести итоги, то сделано было не так уж и много. Но и совсем не мало. Одной из основных наших задач было не Крещение всех желающих (ради этого можно и до райцентра добраться), а хотя бы частичное возобновление молитвенной и богослужебной жизни. Множество людей смогли причаститься Святых Христовых Таин, получить спасительную благодать Святого Духа. Ищущие Бога смогли услышать Евангельское слово, задуматься о своей жизни. Никогда не верившие и не искавшие – начать искать, ибо, по слову апостола Павла, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Римл. 10:17). Жизнь в селах встрепенулась, вышла из некоего оцепенения, были разрушены стереотипы о Церкви как сообществе темных, неграмотных, злобных старушек, бесполезном институте, стремящемся «содрать» с людей побольше денег, контролировать их жизнь и ограничивать личную свободу. Можно было заметить, что Православие стало предметом уличных разговоров, и даже благовещенские рабочие, проявившие агрессивный настрой, в день нашего отъезда беседовали в магазине о Боге. В приходах начала восстанавливаться собственная молитвенная жизнь – в Благовещенском начато общее чтение акафистов по праздникам, в Юхнёве – возобновлено, а в Долматове, где это было уже достигнуто ранее, нас порадовали вестью, что в храм назначен священник. На примере этих трех сел очень хорошо видно, как многое зависит от молитвы и что всё надо начинать именно с неё. Неравнодушие и молитва – вот две вещи, могущие помочь в любой трудной ситуации.

Еще одним результатом этой поездки стало наше собственное знакомство с реалиями церковной жизни в отдаленных епархиях и на селе, с теми проблемами и ошибками, которые отталкивают людей от Церкви, воспитание в студентах миссионерской ответственности.

Автор этих строк хотел бы выразить благодарность игумену Варсонофию, не только самоотверженно служившему и проповедовавшему в ходе поездки, но и вдохновлявшему и воспитывавшему нас, местным жителям, пригласившим нас и предоставившим питание и уют, нашему бессменному и терпеливому регенту Марии, всей миссионерской команде, справившейся с трудностями походной жизни и проявившей разнообразные таланты, и, наконец, всем людям, слушавшим нашу проповедь с чистым сердцем и жаждой Богопознания.

Елена Воронцова, студентка 5-го курса.