на главную
ПСТГУ
Свидетельство о Государственной аккредитации №1805 от 15 марта 2016 г.
 
Регистрация
Забыли пароль?

Филологический факультет
Кафедра романской филологии

Общие сведения

Адрес: 109651, Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2, комн. 326

Проезд: От Курского вокзала до платформы "Перерва" или от метро "Печатники" на автобусе 292, 646, 161 до остановки "Платформа Перерва. Электродепо", далее перейти через мост. Подробную схему проезда можно найти здесь.
Телефон: 8 (495) 646-71-39.
Email: ff_romfil@pstgu. ru

Десятова Мария Юрьевна - заведующая кафедрой, кандидат филологических наук, доцент
Ловицкая Юлия Артуровна– секретарь кафедры


Кафедра романской филологии образована в 2003 году на базе романо-германского отделения филологического факультета ПСТГУ. До 2003 года на факультете существовало отделение иностранных языков с одноименной кафедрой, осуществлявшей преподавание английского, французского, итальянского и немецкого языков. Затем оно было преобразовано в отделение романо-германской филологии с двумя кафедрами: романской и германской филологии.

Обучение студентов на кафедре романской филологии осуществляется выпускниками и преподавателями МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЛУ им. Мориса Тореза, МГИМО (У), МПГУ, сотрудниками РАН; кроме того, к участию в учебном процессе привлекаются носители изучаемых языков. Помимо традиционных методик обучения иностранным языкам, преподаватели используют различные современные коммуникативные курсы.

В рамках существующего договора между ПСТГУ и МГУ им. М.В.Ломоносова кафедра романской филологии сотрудничает с кафедрой французского языкознания филологического факультета МГУ, что позволяет студентам ПСТГУ посещать занятия ведущих преподавателей и профессоров Московского государственного университета.

Место богословия в профессиональной подготовке филологов-зарубежников

Современный научный процесс движется в сторону интеграции различных отраслей науки, к созданию междисциплинарных направлений, к синтезу знаний в смежных областях. Перспективы развития ПСТГУ в свете этой тенденции видятся в интеграции богословия с другими научными направлениями и создании особых, присущих именно данному учебному заведению, а потому и уникальных, специализаций и направлений, способных обогатить и поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку филологов. Поскольку центральными понятиями, которыми оперируют обе науки, является слово и текст, то междисциплинарным направлением, сближающим филологию и богословие, является текстология, т.е. изучение и интерпретация текстов. Поиск и толкование смыслов, анализ контекста, воссоздание культурно-исторического фона, - все это знакомо филологам по множеству текстов, не связанных с богословием. Такой подход применим и к текстам Священного Писания и богослужебным текстам, именно поэтому в общий образовательный план филологов-бакалавров включены такие дисциплины, как Экзегеза Ветхого и Нового Завета, Литургика и Литургическое предание.

Это только общее направление. Но у каждого отделения на ФФ есть и свои индивидуальные цели. Для зарубежников-романистов такой целью является формирование навыков межкультурной коммуникации с представителями западной духовной традиции. Наши выпускники должны уметь профессионально представить духовное и культурное наследие России и должны быть хорошо знакомы с зарубежными культурами. Поэтому для филологов-романистов важны богословские предметы, раскрывающие духовные традиции других народов. В этой связи учебный план включены как курсы, раскрывающие русскую духовную традицию (Основы православного вероучения, история Русской Православной Церкви, иконоведение), так и курсы, знакомящие с западной христианской традицией (История западных церквей и доктрин, сравнительное богословие) 

Интегрируют с богословием и основные языковые дисциплины. Так, в практическом курсе иностранных языков, изучаемых на кафедре, предусмотрено в качестве дополнительной специализации изучение лексики, используемой во всех аспектах религиозной жизни (например, православная икона и архитектура; церковная жизнь; монашество; современная жизнь Церкви и др.), перевод богословских текстов, чтение и изучение Священного Писания, трудов известных богословов на разных языках.

Концепция образовательной деятельности кафедры

Миссия кафедры романской филологии состоит в распространении русской культуры, ее духовной составляющей, христианских ценностей, православного мировоззрения и образа жизни в мировом пространстве. Это означает, что студенты, любя родную культуру, изучая ее через призму богословского знания, с позиций православной веры, несут ее в мир, свидетельствуют о ней (на изученных романских языках) перед мировым сообществом. Тот факт, что они обладают знаниями в области богословия, дает им большое преимущество перед студентами других вузов, которые не имеют возможности познакомиться с Православием на образовательном уровне, т.е. не обладают фундаментальными богословскими знаниями, и следовательно, не могут свидетельствовать о русской культуре, правильное осмысление которой возможно лишь при глубоком понимании Православия. При такой базе наши студенты должны получать профессиональное (филологическое, лингвистическое, романское) образование на самом высоком уровне. Их служение Церкви состоит в распространении истинных представлений о русской культуре и русской духовности в мире, а именно, в его романской части. В этой связи совершенно очевидно, что чем больше языков будет изучаться на кафедре, тем шире будет распространяться служение.

Первоочередная цель образовательного процесса – выпускать бакалавров и магистров, способных вести диалог с представителями других конфессий, культур, проявляющих интерес к Православию, выражающих желание познакомиться с русской культурой и духовностью, а также с повседневной практикой духовной жизни. Наши выпускники должны уметь удовлетворить этот интерес, пользуясь полученными богословскими и филологическими знаниями, уметь представить самое ценное, что есть в России, на понятном для этих народов языке, пользуясь доступными им понятиями

В процессе обучения у студентов есть немало возможностей научиться подобному служению: кафедра активно сотрудничает с образовательными учреждениями романских стран, нацелена на расширение контактов, осуществляет обмен стажерами и преподавателями. Кроме того, студенты кафедры романской филологии направляются в европейские школы для прохождения педагогической практики и ведения уроков по русской культуре и литературе (на изученных романских языках).

Вся эта деятельность направлена на достижение указанной выше цели, а также на повышение уровня профессиональной подготовки и укрепление православного мировоззрения студентов.

Приоритетные направления учебного процесса:
1. Изучение основ филологического знания
2. Изучение основ Православия
3. Формирования навыков научной работы на базе полученных теоретических знаний в области филологии и богословия.
4. Изучение 2 романских языков на уровне свободного владения (бакалавры), 1 (румынского) для чтения и перевода (магистры)
5. Изучение русской духовной традиции и ее воплощения в культуре и формирование способности говорить о ней на романских языках.
6. Изучение зарубежных (романских) культур, духовных традиций, истории.
7. Изучение основ западного богословия. 


Концепция воспитательной работы кафедры

Концепция воспитательной работы напрямую связана с концепцией образовательного процесса, который обеспечивает кафедра романской филологии.

Можно выделить следующие приоритетные направления воспитательной работы, призванной способствовать гармоничному формированию, росту и взрослению личности:

1. Укрепление православной веры. Для этого на факультете проводятся регулярные литургии и молебны, беседы со студентами. Духовник факультета протоиерей Лев Семенов (усилиями которого осуществляются факультетские богослужения) принимает студентов по личным вопросам. Во многом созданию мирной и духовной атмосферы благоприятствует личный пример преподавателей.
2. Воспитание любви к русской культуре (проведение тематических встреч и совместных обсуждений шедевров русской литературы, живописи, музыки; посещение выставок, концертов, спектаклей).
3. Воспитание безусловного уважения к ближним, привитие этических норм поведения.
4. Воспитание чувства долга и ответственности при выполнении своих обязанностей. На кафедре осуществляется строгий контроль над учебным процессом, преподаватели кафедры отличаются требовательностью к студентам и добросовестным отношением к проведению занятий.
5. Воспитание терпимости к инакомыслию и к иноверию, гибкости и широты мышления при твердости внутренней позиции. В процессе обучения на кафедре происходит знакомство студентов с иными традициями и мировоззрением (во многом благодаря стажировкам за рубежом и присутствию иностранных стажеров на факультете), в процессе которого они призваны анализировать встретившиеся особенности, выше ценить уникальность собственной культуры и глубже осознавать специфику чужой.
6. Поощрение любознательности, стремления расширить кругозор и эрудицию. В связи с этим на кафедре регулярно проводятся вечера романской культуры, праздники романской кухни, планируются совместные поездки и экскурсии.
7. Развитие творческого потенциала личности. Для этого по инициативе кафедры был открыт Студенческий театр ПСТГУ, начавший свою работу в феврале 2012 г., проводятся концерты и другие творческие мероприятия.
8. Поощрение инициатив студентов, направленных на оптимизацию учебного процесса (выслушивание их точек зрения, рассмотрение предложений, совместное обсуждение).

Кафедра представляет собой поле совместных усилий преподавателей и студентов, объединенных общими интересами как в профессиональной, так и духовной сфере.

Профессорско-преподавательский состав

  • Александрова Ксения Алексеевна, старший преподаватель, зам. декана по научной работе
  • Альмерия Себастьян Мариа Исабель, преподаватель
  • Бюссон Брюно-Жозеф, преподаватель
  • Галеа Даниэле, старший преподаватель
  • Гречаная Ксения Борисовна, преподаватель
  • Десятова Мария Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой
  • Евдокимова Людмила Всеволодовна, доктор филологических наук, профессор
  • Ибаньес Перес Сальвадор, преподаватель
  • Игнатьева Мария Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент
  • Кабанова Анна Сергеевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель
  • Корбелла Катерина, преподаватель
  • Мар Ольга Юрьевна, старший преподаватель
  • Маццола Елена, кандидат филологических наук, доцент
  • Никитюк Александр Георгиевич, преподаватель
  • Самуйлова Кристина Геннадиевна, преподаватель, зам. декана по воспитательной работе
  • Челышева Ирина Игоревна, доктор филологических наук, профессор
  • Шапенко Екатерина Николаевна, преподаватель
  • Щигарева Наталья Николаевна, старший преподаватель
  • Яковцева Мария Викторовна, старший преподаватель