на главную
ПСТГУ
Свидетельство о Государственной аккредитации №1805 от 15 марта 2016 г.
 
Регистрация
Забыли пароль?

Факультет церковного пения
Кафедра регентования

Адрес: 115184, Москва, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2

Телефон: (495) 953-60-21            
Email: dregent@pstgu. ru

  Заведующий кафедрой: Королева Татьяна Ивановна, доцент ПСТБИ.

Секретарь кафедры: Линченко Ольга Александровна
Преподаватели:

    ‎Григорьева Вероника Юрьевна, Канд. иск., преподаватель.

Конорева Светлана Анатольевна, преподаватель
 

Латифи Поплия Михайловна, старший преподаватель.

Пономаренко Екатерина Владимировна, старший преподаватель, лауреат международного конкурса.

   Стенюкова Юлия Сергеевна, преподаватель. Окончила ПСТГУ.


Преподаваемые дисциплины:

- Регентское мастерство 

Целью курса является овладение церковно певческим репертуаром всех основных чинопоследований православного богослужения в литургическом контексте, техникой управления церковным хором, изучение русской церковно певческой традиции и основных особенностей церковного пения других православных народов.

- Хоровой класс

Курс является главным звеном при подготовке руководителя хорового коллектива. Здесь обеспечивается наиболее полное, всестороннее восприятие хоровой музыки, всех ее выразительных средств. В ходе занятий студенты развивают свои музыкальные способности, овладевают основами вокально-хоровой культуры, методами работы с хоровым коллективом. На занятиях хорового класса изучается большой и разнообразный репертуар, систематизируются и закрепляются знания, приобретаемые в процессе изучения других специальных дисциплин (дирижирования, хороведения, чтения хоровых партитур и др.).

-Богослужебное чтение

Целью курса является приобретение навыков чтения богослужебных текстов для дальнейшей исполнительской и педагогической деятельности регента. Чтение является базой для овладения техникой пения речитативных песнопений. В рамках курса студенты осваивают все известные традиции церковного чтения. Особую актуальность изучения данного курса составляет упадок общей культуры богослужебного чтения в приходских храмах и сохраняющаяся еще возможность знакомства с традициями через её живых носителей.

-Клиросная практика

Цель курса заключается в усвоении учащимися практических навыков проведения богослужения, что включает умение руководить ансамблем певцов или хором, знание богослужебного устава и практических особенностей его реализации, составление репертуарного ряда, соблюдение звуковысотного и темпо-ритмического соответствия пения и священнодействий.

-Техника речи

Цель курса заключается в совершенствовании речевой техники, привитии профессиональных дикционных и дыхательных навыков.


Основные направления работы кафедры:

Особую сложность нашего времени представляет значительная утрата преемства певческой традиции нашей Церкви, и в деле возрождения церковного пения как традиционного искусства соблюдение принципа каноничности является основополагающим. В связи с этим перед регентами и певцами церковных хоров встает множество вопросов, в первую очередь, о стилистике песнопений и их исполнения, традиционных средствах выразительности. Для их решения на кафедре регентования ведется практическая и научно-исследовательская работа по нескольким направлениям: это и изучение местных традиций целого ряда певческих центров – Киево Печерской, Троице Сергиевой лавры, Валаамского, Соловецкого, Псково Печерского, других монастырей и отдельных приходских общин, и исследование древнерусского певческого наследия по рукописным источникам, находящимся в отечественных древлехранилищах, и собирание биографических материалов о тружениках клиросного дела, вообще различных воспоминаний и свидетельств о церковном пении. Кроме того, ведется теоретическое и практическое изучение и освоение практики носителей непрерывных традиций богослужебного пения: византийских, грузинских, старообрядческих церковных певцов и хоров, а также творческого наследия, хормейстерских и исполнительских принципов и приемов наиболее ярких представителей московской и санкт петербургской хоровых школ Синодального периода: С.В. Смоленского, А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, Н.М. Данилина, Н.С. Голованова, В.С. Калинникова и других. Помимо исследовательской проблематики, преподавателями разрабатываются вопросы методики преподавания дисциплин кафедры и ряд аспектов дирижерско хорового искусства, истории и теории музыки, вокальной педагогики.

Практические и теоретические наработки получают воплощение в хоровом классе и богослужебно-певческой практике студентов: хор ФЦП в полном составе и группами регулярно участвует в совершении богослужений, подготовке и проведении концертов духовной музыки, организуемых Университетом миссионерских поездках.

Среди круга учебных дисциплин, включенных в план факультета Церковного пения, к кафедре регентования относятся важнейшие предметы специального блока: хоровой класс, регентское мастерство, клиросная практика, работа с хором, богослужебное чтение, а также техника речи. Особое место среди них занимает курс регентского мастерства, аналогов которому в других учебных заведениях нет: здесь обобщаются и углубляются все практические и теоретические знания, получаемые студентами. Курс преподается в форме как индивидуальных практических, так и лекционных и семинарских занятий, на которых разбираются вопросы, касающиеся уставных особенностей и практики совершения службы, ее богословия, отрабатываются технические навыки, совершенствуется владение студентов певческим материалом.

На занятиях по клиросной практике учащиеся овладевают различными стилями традиционного певческого искусства как древнего, так и более поздних периодов и методами хоровой работы с традиционными песнопениями. Очень большое внимание уделяется подбору репертуара, причем принципиальными моментами являются сохранение стилистического единства песнопений службы и соответствие уставному темпо-ритму богослужения. Некоторые службы целиком составляются из песнопений какой либо одной традиции: знаменного роспева, образцов раннего русского многоголосия, обиходов Киево-Печерской лавры, Валаамского, Соловецкого монастырей и других. Учащиеся осваивают также различные способы исполнения песнопений: пение стихир с канонархом, антифонное пение, исполнение псалмов с положенными по Уставу стихословиями и припевами.


На кафедре ведется практическая и научно-исследовательская работа по нескольким направлениям:

• местные традиции певческих центров,
• древнерусские певческие традиции,
• стили обиходных песнопений,
• средства выразительности в богослужении,
• проблемы исполнения церковного речитатива,
• проблемы исполнения распевных песнопений,
• темпо-ритм богослужения,
• биографические и мемуарные материалы по церковно-певческой тематике,
• богослужебное пение в византийской, грузинской, старообрядческих традициях,
• хормейстерские и исполнительские принципы и приемы выдающихся регентов.