на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Факультет церковного пения
‎‎‎‎История факультета‎

Факультет открылся в 1992 году в числе первых факультетов Института. Его возникновение явилось ответом на острую нехватку в Церкви профессионально подготовленных регентов.

За годы атеистического режима богатейшая культура русского богослужебного пения была в существенной мере утрачена. Особенно пострадало уставное осмогласие; почти исчезнувшим оказался огромный пласт монастырских распевов.

В начале 1990-х гг. ситуация изменилась. Открылась широкая перспектива для возрождения церковных искусств, в частности, церковного пения. Возросли требования к уровню проведения богослужения. Вместе с тем потребность расширения сферы хорового дирижирования в сторону церковно-певческого образования стала ощущаться и в светских музыкальных кругах. В частности, идеи создания регентских факультетов и отделений стали обсуждаться в различных музыкальных учебных заведениях столицы.

Отсутствие примеров и аналогий в постановке такого рода специализации для высшего дирижерско-хорового образования поставило перед создателями факультета целый ряд непростых задач.

К моменту открытия Института удалось собрать коллектив музыкантов, готовых начать работу по созданию факультета. Этому предшествовали многие годы поисков, учебы, освоения богослужебной традиции.

Будущие преподаватели факультета разными путями приобщались церковно-певческой культуре. Одни опирались на свое знание культуры Русского Зарубежья. Для других был особенно значим опыт отечественных регентских школ, Троице-Сергиевой Лавры. Третьи старались развивать наследие различных монашеских хоров, представляющих живую традицию.

Профессиональному росту молодых специалистов помогали встречи с прекрасным музыкантом, ученицей выдающегося хормейстера К. Б. Птицы, И.Г. Рещиковой (+1996 г.). Впоследствии она стала одним из основателей кафедры хорового дирижирования в Институте.

Неоценимую помощь в изучении богослужебного устава оказала известный специалист по литургике Н.М. Соболева, в постриге – монахиня Надежда (+ 2001 г.). Встреча с Натальей Михайловной была особенно драгоценна благодаря ее долгому и близкому духовному общению со многими замечательными старцами.

Было организовано обучение крюковой нотации под руководством Н.Г. Денисова, старшего научного сотрудника музея имени преп. Андрея Рублева, знатока старообрядческой традиции.

Важен был и опыт тех людей, которые уже прошли путь практического освоения древних песнопений. В этих исканиях особую роль сыграл А.Т. Гринденко, руководитель ансамбля «Древнерусский роспев».

В результате изучения различных традиций церковного пения, внимательного отбора, исследовательской работы начал складываться свой исполнительский стиль. Ведущую роль в этом сыграла Т.И. Королева.

Среди первых преподавателей факультета были и маститые педагоги, и молодые специалисты. Кого-то привело горячее желание послужить Церкви, кто-то приходил на работу по послушанию духовнику, для иных причиной явилась любовь к церковному пению. Некоторые преподаватели приобщились к благодатной церковной жизни именно благодаря работе в Институте.

Так начал складываться коллектив, стала оформляться структура факультета, налаживаться кафедральная жизнь.

Факультет объединил педагогические силы ведущих музыкальных заведений Москвы. Разные традиции, направления, школы соединились здесь, нашли возможность обогащать друг друга. Так, опыт Московской государственной консерватории представляют профессор А.Н. Мясоедов (гармония), профессор Б.Д.Критский (дирижирование), доценты В.П. Павлинова (история музыки) и Т.А. Старостина. Большую работу с хором в первые годы существования факультета проводил преподаватель Московской консерватории Е.С. Тугаринов. Курс истории церковно-певческого искусства создавали профессор Московской консерватории И.Е. Лозовая и кандидат искусствоведения Е.И. Коледа, а также воспитанница Института им. Гнесиных кандидат искусствоведения доцент М.В. Богомолова. Педагогические традиции «Гнесинки» представляют на факультете также доцент А.И. Тихонова (история музыки), Е.Б. Резниченко (церковный обиход, фольклор, сольфеджио), О.Г. Воробьева и Е.А. Демиденко (общее фортепиано), В.И. Бесов (дирижирование) и многие другие преподаватели.