на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Факультет церковного пения
Научная работа
20 и 21 января 2017 года. XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция «Церковное пение»:
Программа
Отчет о работе секции.

21 января 2010 года в рамках Ежегодной Международной конференции ПСТГУ открыла свою работу секция церковного пения. В первый день Конференции были выслушаны доклады исследователей из Санкт-Петербурга и Москвы. Тематика представленных сообщений отличалась разнообразием. В целом, в выступлениях докладчиков был затронут ряд проблем истории, теории и практики русского богослужебного пения от древности до наших дней. Сообщения многих исследователей были подкреплены обильным иллюстративным материалом.
Подробнее о работе секции.

Научно-исследовательская работа

Преподаватели Факультета церковного пения ведут научно-исследовательскую работу в различных областях музыкознания. Приоритетным является изучение древнерусского певческого искусства, монастырских певческих традиций русской музыкальной культуры XIX-XX в., истории и теории хорового исполнительства. По данной проблематике опубликованы монографии, справочные издания, статьи, учебники и учебные пособия, ряд исследований готовятся к печати.

Представители кафедр принимают участие во многих научных конференциях и творческих конкурсах. В начале календарного года Факультет организует секцию «Церковное пение» на Ежегодной Богословской конференции, материалы которой входят в общее издание ПСТГУ (*В готовящийся к изданию том 2017 года включены тексты докладов М. В. Артюшенко «Богослужебная жизнь московского ставропигиального Донского монастыря в послереволюционные годы (1917–1925)» и Е. А. Николаевой «Духовные искания Сергея Прокофьева»). В работе секции участвуют преподаватели, аспиранты кафедры истории и теории музыки, выпускники факультета. Гости секции – преподаватели и научные сотрудники Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, Российской академии музыки им. Гнесиных, научные сотрудники Государственного института искусствознания, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева, представители других учебных заведений и организаций. В ряду докладчиков в разные годы выступали представители научной элиты Украины, Беларуси, Грузии. В работе секции нередко принимают творческое участие хоровые коллективы Москвы, других городов России.

В 2007 году впервые вышла в свет V Cерия научного журнала «Вестник ПСТГУ», подготовленная Факультетом церковного пения. Ее название – «Музыкальное искусство христианского мира» ориентировало читателя на широкий охват музыкальных явлений, объединенных христианской тематикой, возникших на основе христианского мировоззрения. История, теория, практика богослужебного пения – стали основными аспектами публикуемых работ. Иные тематические линии представили духовную музыку западных христианских конфессий, а также исследования по истории русской музыки, другим вопросам отечественной музыкальной культуры, отдельным проблемам музыкальной педагогики. Одна из рубрик журнала – «Публикации» позволила помещать в нем расшифровки древнерусских песнопений, архивные находки, малоизвестные документы. С 2010 года в работе над материалами V Серии «Вестника ПСТГУ» объединяются два факультета ПСТГУ: Факультет церковного пения и Факультет церковных художеств. Соответственно расширению тематики меняется и название журнала, сохраняющее свою актуальность до настоящего времени: «Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства».

Журнал публикует статьи о церковной музыке и ее певческих традициях, отечественной и зарубежной музыке духовной проблематики и практике ее исполнения, а также об архитектуре, иконописи, мозаиках и фресках, отдельных видах прикладного искусства, способствуя сближению узкоспециальных научных проблем и раскрывая общую для христианского искусства семантику. С 2012 года «Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства» входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК.

Транслитерированное название: Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Международное название на английском языке: St. Tikhon´s University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art.

В трех вышедших в течение 2017 года выпусках журнала опубликованы следующие исследования и публикации преподавателей Факультета и аспирантов:
Т. В. Скирская. У истоков русской музыкальной византологии
В. Ю. Григорьева.  Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний)
Б. Д. Критский, А. А. Драмбян. Хормейстер и регент. Грани профессионального мастерства.
Корнилова И. П. Житийная топика и ее музыкальное воплощение в монастырской кантате «Преподобный Савва игумен» Г. П. Дмитриева
Павлинова В. П. Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова

В настоящее время в аспирантуре на кафедре истории и теории музыки (зав. кафедрой – к. искусствоведения проф. А. И. Тихонова) обучаются выпускники Факультета церковного пения: Е. Е. Гатовская, Н. С. Марьясина, О. О. Серикбаева, Т. В. Скирская, С. А. Конорева, В. Л. Гвоздев) и выпускники других ВУЗов: И. П. Корнилова, А. А. Драмбян.

Итоговая государственная аттестация и защита выпускных квалификационных работ аспирантов предстоит в 2018 году по следующим темам:
«Литургия Преждеосвященных Даров как главный богослужебный чин Великого поста в певческой традиции Русской Церкви. Этапы эволюции. XVIII – XXв.» – Н. С. Марьясина;
«Церковно-певческие традиции Рижской Гребенщиковской общины» – О. О. Серикбаева;
«Концерты В. Титова на 4 голоса в контексте русской хоровой культуры нач. XVIII в.» – Е. Е. Гатовская;
«Научное наследие прот. Д. В. Разумовского в истории становления русского литургического музыковедения» – Т. В. Скирская;
«Особенности воплощения житийной тематики в творчестве отечественных композиторов рубежа XX-XXI вв.» – И. П. Корнилова.

В последние годы выпускниками аспирантуры успешно защищены кандидатские диссертации:
Е. А. Климиным – по теме «Исторический звукоидеал русских колоколов XVI – начала XX века» (2016 г., Саратов);
Н. Э. Рыбаковой – по теме «Наследие В. Ф. Комарова в контексте русской духовно-музыкальной культуры второй половины XIX века» (2017 г., Москва).

Одно из важных направлений научной работы Факультета – проведение студенческих научно-практических конфренций, в которых принимают участие студенты пятого курса, представляя вниманию аудитории исследования по темам своих выпускных квалификационных работ.
В мае 2017 года на студенческой конференции обсуждались следующие работы:
Тонких Л. Ю. «Чин архиерейской Литургии в древнерусской певческой традиции и современной клиросной практике»;
Чикалина О. П. «Сборник гласовых песнопений (стихирные и тропарные напевы) Гармонизации Н. А. Римского-Корсакова, А. А. Архангельского, А. Д. Кастальского»;
Гвоздев В. Л. «Трехголосные партесные концерты: источники, репертуар, вопросы хоровой композиции». Все три исследования были успешно защищены в качестве выпускных квалификационных работ в июне 2017 года. Первые две работы рекомендованы рецензентами к публикации, по теме третьей работы ее автором написана и опубликована статья в сборнике студенческих научных работ, вышедшем в Издательстве ПСТГУ: «Трехголосные партесные концерты в рукописном сборнике из собрания Николая и Петра Ивашевых». Научный руководитель – д-р искусствоведения, профессор Н. Ю. Плотникова.