на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Три дня счастья: студенты Отделения социальной и молодежной работы вновь съездили в детский дом в Сафоново
2 марта 2018 года шестеро студентов кафедры социальной работы вместе с заведующей отделением социальной и молодёжной работы Ириной Вячеславовной Соловьёвой и с заведующей кафедрой социальной работы Татьяной Валерьевной Зальцман, отправились в город Сафоново, Смоленской области, чтобы в четвертый раз встретиться с воспитанниками СОГБОУ «Сафоновский детский дом-школа». Поездка состоялась благодаря поддержке фонда развития ПСТГУ в рамках проекта «Социально-педагогическая помощь детям сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей».

Четверо студентов, включая меня, впервые отправились на подобную «практику», а потому я абсолютно не знала чего стоит ожидать, но настраивала себя на лучшее, да и то, что Бурамбаева Таня, студентка третьего курса, едет к ребятам уже не в первый раз означало только то, что ей там понравилось. Поэтому я всю дорогу предвкушала встречу с детьми и прокручивала у себя в голове, что именно скажу при первой встрече, и как буду проводить с ними целых три дня. И вот, сразу после размещения в гостинице, мы направились в интернат (так крупными буквами было написано на указателе, стоящем на дороге). Я с нетерпением шла в здание, где мы должны были проводить игры с ребятами. Зайдя туда, я немного испугалась многочисленных настороженных взглядов. Однако я вспомнила, что наши преподаватели предупреждали нас о возможности подобной реакции со стороны воспитанников.

В запланированное время мы начали нашу программу. Меня порадовала реакция мальчишек и девчонок на слайд-шоу (оно было составлено по фотографиям наших прошлых встреч), подготовленные Таней Бурамбаевой. Они смеялись, узнавая на фото себя или друзей, кричали о том, что тоже хотели бы побывать на экскурсии в Москве. После вступительной части, студент первого курса, Кулагин Вадим проводил с ребятами игры на знакомство, в которых участвовали и мы, студенты. Эти игры помогли нам немного ближе узнать и понять детей, несмотря на то, что они стеснялись друг друга и нас и что-то недоговаривали или переводили в шутку. Затем, чтобы ребятам не наскучили спокойные игры Вадима, первокурсники, Волков Варлам и я провели для ребят эстафету «Морское приключение», а Бабакова Лена провела игру «Волк и овцы», которая очень понравилась ребятам.

На 3 марта у нас была запланирована экскурсия по территории СОГБОУ «Сафоновский детский дом-школа», которую нам проводила одна из старших воспитанниц. Ознакомление с учреждением впечатлило всех, потому что масштабы территории, чистые и уютно обустроенные комнаты ребят и, к сожалению, отсутствие ограждения в некоторых местах и шокирующие рассказы о 13 «беглецах» не могли не впечатлить. После этого мы прошли уже в знакомый нам актовый зал, где Володя Емельянов провел викторину «Сто к одному», а после мы пили чай вместе с ребятами. Во время чаепития я поняла, что ребята смотрят на нас и ведут себя с нами по-иному, и это не могло не радовать. Завершением дня стал просмотр фильма «Последний богатырь».

Последний день нашей насыщенной поездки начался с Литургии в храме Рождества Христова г. Сафоново. Перестроенный в 2000 г. из полуразрушенного кинотеатра «Шахтер», храм Рождества Христова долгое время был единственным в городе. Появление храма, по словам настоятеля, не вызвало у жителей большой радости. А между тем, свое название город получил по наименованию ближайшей деревни, названной в честь одного из двенадцати малых библейских   пророков Софонии, имя его переводится «которого осеняет Бог». В начале 30-х годов город начинает развиваться как шахтерский центр по добыче бурого угля. Никаких храмов здесь не было на протяжении всего периода существования советской власти. Разве мог этот факт не наложить отпечаток на жизнь сафоновцев, на их поведение, на методы воспитания? Тем радостнее было узнать, что 6 воспитанников изъявили желание посетить с нами воскресную службу, а три девочки причащались Святых Христовых Таин.

Потрапезничав, по приглашению настоятеля прот. Сергия Зеленкова, после Литургии, нам было предложено забраться на колокольню и даже позвонить в колокола, что впечатлило девчонок из интерната. Сразу после этого мы побывали на экскурсии в сафоновском историко-краеведческом музее, где узнали немного о городе и его истории. В заключение нашей поездки был проведен мастер-класс по плетению т.н. «браслета выживания» из паракорта. Такой браслет используют альпинисты, путешественники, спелеологи, люди, занимающиеся экстремальными видами спорта. В считанные секунды такой браслет превращается в прочную длинную веревку, которая может спасти человеку жизнь в сложных, непредвиденных обстоятельствах. Поначалу привлечь внимание самых активных было не так уж и просто, но нам это удалось. Когда время мастер-класса подходило к концу многие из ребят просили нас сплести им браслеты, чтобы осталась частичка, напоминающая о времени проведенном вместе с нами. Самым трогательным моментом для меня стал танец, подготовленный подружками Дашей и Гелей. Это было очень милым финалом всех дней пребывания в городе Сафоново.

«Это была моя первая поездка в заведение подобного типа. Я заранее старался не строить каких-либо ожиданий, чтобы в дальнейшем не разочароваться. Посещение детского дома-интерната оставило положительные впечатления, которые я переживал еще несколько дней. Со стороны может показаться, что любви в подобном месте нет, но будет счастлив тот человек, который сможет её разглядеть», поделился своими впечатлениями Кулагин Вадим.

А Волков Варлам так охарактеризовал нашу поездку: «Как любая сказка подходит к концу, так и наше путешествие близилось к завершению. Как бы хорошо ни было нам в волшебной стране, пришло время покинуть ее, но, по давно сложившейся традиции, если хочешь вернуться куда-то, нужно обязательно что-нибудь оставить в этом месте». Что оставил Варлам, нам осталось неведомо. Может быть частичку своей души?

От себя же хочу сказать, что эта поездка помогла мне на практике понять, что:
нужно проигрывать все игры заранее;
в общении с детьми нельзя теряться;
нужно знать приемы, которые помогут завладевать вниманием детей;
каждый член коллектива должен помогать друг другу и отвечать за что-то определенное;
после каждого проведенного дня, нужно проводить анализ и обсуждение.

На меня эта поездка произвела неоднозначное впечатление. Нельзя сказать, что она была легкой, скорее это была работа. Ведь наряду с приятным общением и играми с ребятами, мы услышали страшные истории их жизни, узнали о серьезных проблемах, с которыми сталкиваются семьи, и которые нам первокурсникам пока тяжело правильно оценивать. Я поняла, как много нужно знать и уметь для общения с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Еще я сделала вывод, что практика для социального работника является одним из самых важных компонентов образовательного процесса, что даже если выучить всю психологию и педагогику, без практических навыков невозможно заниматься социальной адаптацией, не получится эффективного общения, не случится понимание и доверие.



(Скробова Валерия, 1 курс, Отделение социальной и молодежной работы ФСН).