на главную
ПСТГУ
Свидетельство о Государственной аккредитации №1805 от 15 марта 2016 г.
 
Регистрация
Забыли пароль?

Богословский факультет
Выписка из положения об учебном процессе

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ

Статья 1. Продолжительность (сроки) обучения. Этапы обучения

Продолжительность (сроки) обучения по основным профессиональным
образовательным программам (сроки освоения программы) определяется Программой в
соответствии с требованием образовательного стандарта.
Обучение по Программам разделено на этапы обучения - учебные годы и семестры.
Каждый учебный год состоит из осеннего семестра и весеннего семестра.
При обучении по заочной форме обучения семестр состоит из установочной сессии,
теоретического обучения, практики (если она предусмотрена учебным планом Программ)
и зачетно-экзаменационной сессии.
Дополнительная экзаменационная сессия является периодом обучения, который
предназначен для пересдачи не более двух (в совокупности) неаттестованных или
пропущенных студентами зачетов и/или экзаменов. Сроки проведения дополнительной
сессии устанавливаются факультетом в соответствии с настоящим Положением.
Каждый учебный семестр завершается экзаменационной сессией.
Продолжительность экзаменационных сессий определяется графиком учебного процесса
по Программе; конкретные сроки ее проведения - календарным графиком учебного
процесса.
Экзаменационная сессия предваряется зачетным периодом, в который проводится
защита студентами курсовых работ и сдача зачетов. Зачетный период для очной и очно-
заочной форм обучения является частью теоретического обучения, для заочной формы
обучения зачетный период включается в сессию.

Статья 4. Расписание занятий и сессий
Учебные занятия и сессии проводятся по расписанию.
В Университете установлена единая продолжительность учебного часа - 45 минут.

Статья 5. Требования к посещению занятий, мероприятий по проведению
различных форм аттестации и практики
Посещение всех видов занятий и мероприятий по проведению различных форм
аттестации, предусмотренных расписанием, а также прохождение практики является
обязательным для студентов.
В случае опоздания на занятия без уважительных причин студент может быть не
допущен преподавателем до занятий, о чем делается специальная запись в журнале учета
посещаемости.
Непредоставление студентом документов, подтверждающих уважительность причин
отсутствия на занятиях, является основанием считать причины отсутствия
неуважительными.
При систематическом пропуске занятий без уважительных причин либо
систематических опозданиях на занятия без уважительных причин студент может быть
отчислен из Университета.

ГЛАВА IV. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ

Статья 1. Формы оценки качества освоения образовательных программ

Качество освоения Программ оценивается путем проведения текущей аттестации,
промежуточной аттестации и итоговой аттестации.

Статья 2. Текущая аттестация (для очной и очно-заочной формы обучения)
Текущая аттестация (или иначе текущий контроль успеваемости) представляет собой
систематическую проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на
протяжении семестра.
Текущий контроль может иметь следующие формы:
• устный опрос в ходе проведения аудиторных занятий;
• проведение контрольных (проверочных) работ;
• тестирование (письменное или компьютерное);
• проведение коллоквиумов;
• просмотр работ, реставрационные советы (для творческих направлений и
специальностей);
• контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме).
Конкретные формы и порядок проведения текущей аттестации студентов по каждой
дисциплине определяются в УМКД.
Результатом текущего контроля успеваемости должна стать количественная оценка
знаний, навыков и умений студентов.

Статья 3. Система оценок при текущей аттестации

Система оценок при текущей аттестации, условия ее успешного прохождения и
допуска к промежуточной аттестации по дисциплине определяются в УМКД.

Статья 4. Документы, фиксирующие результаты текущей аттестации
Результаты текущей аттестации студентов фиксируются в ведомостях текущей
успеваемости студентов.

Статья 5. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация - форма оценки результатов обучения студента по
дисциплине в целом или по отдельным ее разделам.
Конкретная форма (формы) промежуточной аттестации по дисциплине определяется
рабочим учебным планом. Содержание аттестации по дисциплине определяется в УМКД.
Промежуточная аттестация проводится в течение сессии, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Положением.
Экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель оценить полученные
студентом теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления,
приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные
знания и применять их к решению практических задач.
Зачеты служат формой проверки успешного выполнения студентами практических
работ, курсовых работ, усвоения учебного материала практических и семинарских
занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и
выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с
утвержденной программой.
Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. При проведении
экзаменов и зачетов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору
предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также, помимо
теоретических вопросов, давать задачи и примеры по программе данного курса. УМКД
может предусматриваться выставление оценки на экзамене с учетом результатов текущей
аттестации студента.
В случаях, предусмотренных в УМКД, зачеты могут проставляться на основании
успешного прохождения студентом текущей аттестации или проводиться в виде
контрольных работ или опроса студентов с учетом результатов текущей аттестации.
В экзаменационную сессию производится сдача экзаменов.
Студенты обязаны сдать все экзамены и зачёты в строгом соответствии с рабочими
учебными планами.
По уважительным причинам для отдельных студентов решением декана допускается
сдать зачеты и экзамены досрочно при условии успешного прохождения текущей
аттестации.

Статья 6. Условия допуска студентов к промежуточной аттестации
Условием допуска студентов к промежуточной аттестации (к сессии, зачетному
периоду) является успешное прохождение текущей аттестации.
Письменные работы студенты заочной формы обучения обязаны представить в
деканат на проверку преподавателю не позднее, чем за месяц до начала сессии.
Отсутствие вовремя представленных письменных работ без уважительной причины
служит условием для недопуска студента к сессии и последующего представления к
отчислению за академическую неуспеваемость.
Студент, не прошедший текущей аттестации, может быть допущен к промежуточной
аттестации по решению Совета факультета.


Студент не допускается до сдачи экзамена по дисциплине в случае несдачи им
зачета по этой же дисциплине, предшествующего экзамену (в случае, если зачет и экзамен
по дисциплине установлены в одном семестре).

Статья 7. Документы, фиксирующие результаты промежуточной аттестации
Результаты прохождения студентами промежуточной аттестации фиксируются в
зачетной ведомости, экзаменационной ведомости, сводной ведомости, экзаменационном
листе, зачетной книжке.
Зачетные книжки хранятся в деканате и выдаются на руки студентам только на
время проведения промежуточной аттестации, по окончании которых, студенты сдают
зачетные книжки в деканат для проверки и хранения.
Ведомости и экзаменационные листы формируются из базы данных
автоматизированной системы управления учебным процессом. Учет выдачи ведомостей и
экзаменационных листов производится инспектором факультета в специальном журнале
со сквозной нумерацией.

Статья 8. Система оценок при промежуточной аттестации
Устанавливается следующая система оценок
• по зачетам: «зачтено» или «не зачтено»;
• по экзаменам и по защите курсовых и выпускных квалификационных работ:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Неявка на экзамен или на зачет по неуважительной причине не приравнивается к
неудовлетворительной оценке (незачету) по этой дисциплине, однако является
академической задолженностью студента и сама по себе является основанием для
представления студента к отчислению за академическую неуспеваемость

Статья 9. Порядок проведения зачетов и экзаменов
В Университете установлен следующий порядок приема зачетов и экзаменов:
• в день поведения зачета или экзамена преподаватель получает в деканате
соответственно зачетную или экзаменационную ведомость;
• прием зачета или экзамена должен проводиться строго по расписанию и в
указанной в расписании аудитории. Переносить дату проведения зачетов и
экзаменов преподавателям, без предварительного согласования с деканом, не
разрешается.
• при наличии уважительной причины студент может подать прошение на имя
декана с просьбой разрешить сдать зачет или экзамен в другой день, когда
расписанием предусмотрено проведение зачета или экзамена по той же
дисциплине у другой группы. При наличии письменного разрешения декана или
заместителя декана по учебной работе, инспектор факультета оформляет студенту
экзаменационный лист, который студент должен получить самостоятельно до
начала зачета или экзамена. При оформлении разрешения декан или его
заместитель должны принимать во внимание общее количество студентов,
сдающих зачет или экзамен;
• прием зачета или экзамена допускается только при наличии у студента зачетной
книжки (ее отсутствие приравнивается к неявке студента и в ведомости ставится
соответствующая запись);
• студент готовит ответы на вопросы экзаменационного билета на бланке ответа,
где обязан указать номер билета, дату и фамилию;
12
• при проведении экзамена в устной форме после завершения подготовки
преподаватель выслушивает ответы на вопросы билета. Экзаменатору
предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также помимо
теоретических вопросов, давать задачи и примеры в пределах учебной программы
дисциплины, в рамках освоенного студентами учебного материала;
• по итогам аттестации преподаватель в зачетную книжку и экзаменационную
ведомость или экзаменационный лист, в графу «оценка», выставляет
экзаменационную оценку. В случае получения неудовлетворительной оценки или
незачета, запись в зачетной книжке не производится, но производится запись в
ведомость или в экзаменационный лист, а в случае неявки студента в ведомость
делается запись «неявка»;
• после завершения зачета или экзамена преподаватель подписывает
экзаменационную ведомость или экзаменационный лист и возвращает в деканат
инспектору в день проведения зачета или экзамена.
У студентов, успешно прошедших текущий контроль успеваемости в течение
семестра, преподаватель имеет право принять зачет без проверки знаний. В этом случае
преподаватель проставляет оценку в зачетную книжку и в ведомость в день проведения
зачета или экзамена по расписанию.
Допускается повторная пересдача зачета в период экзаменационной сессии. Третья
пересдача зачета (с комиссией) проводится строго в период дополнительной сессии.
Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой в период экзаменационной
сессии не допускается.

Статья 10. Пересдача зачета или экзамена. Дополнительная сессия
Для студентов, которые имеют не более двух академических задолженностей по
результатам сессии и зачетного периода назначается дополнительная сессия.
Для студентов пропустивших сессию по уважительной причине, индивидуально,
приказом проректора, устанавливаются сроки дополнительной сессии с учетом
количества пропущенных дней.
Расписание проведения дополнительной сессии утверждается деканом факультета и
доводится до сведения студентов не позднее, чем за неделю до начала дополнительной
сессии:
• для студентов заочной формы обучения период дополнительной сессии может
быть определен в сроки за 10 дней до очередной сессии, установленной
календарным графиком учебного процесса, либо на период 10 дней после
окончания очередной сессии (по выбору факультета). Сроки проведения
дополнительной сессии для студентов платной основы обучения определяются по
согласованию с бухгалтерией Университета;
• для студентов выпускного курса период дополнительной сессии может быть
определен в сроки каникул до начала преддипломной практики.
Для студентов, дважды получивших неудовлетворительную оценку на аттестации по
одному предмету, решением заведующего соответствующей кафедрой назначается
комиссия в составе не менее трех преподавателей. Состав комиссии и расписание её
работы доводится до сведения студентов не менее чем за Здня до начала работы
комиссии.
Экзаменационная ведомость / экзаменационный лист приема зачета / экзамена
комиссией подписывается всеми членами комиссии.
Оценка, выставленная комиссией, пересдаче и апелляции не подлежит.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку на комиссии, или не
явившийся на переэкзаменовку без уважительной причины подлежит отчислению из
Университета за академическую неуспеваемость.
Студенту выпускного курса, обучающемуся по Программе на базе государственного
образовательного стандарта и имеющему не менее 75% отличных оценок, по его
заявлению и ходатайству заведующего профилирующей кафедры решением Совета
факультета может быть разрешена однократная пересдача отдельных экзаменов на
повышенную оценку. График такой пересдачи определяется деканом по согласованию с
соответствующими кафедрами.
Пересдача экзаменов с целью повышения оценки для студентов других курсов не
разрешается.

Статья 12. Итоговая аттестация
Порядок итоговой государственной аттестации в Университете определяется в
соответствии с законодательством России об образовании, настоящим Положением и
Итоговая аттестация по Программам, не включенным в указанный выше перечень,
проводится порядке, аналогичном государственной итоговой аттестации. Обучавшиеся по
Программам получают диплом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета.
К итоговой аттестации приказом ректора допускаются студенты, не имеющие
академической задолженности по результатам промежуточной аттестации в течение всего
периода обучения в Университете.
Для проведения государственной итоговой аттестации в Университете формируется
Государственные аттестационные комиссии (ГАК) по каждой основной образовательной
программе высшего профессионального образования.
Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) по специальности
(направлению) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании комиссией
принимается в том случае, если по всем видам аттестационных испытаний получены
оценки не ниже «удовлетворительно».
Диплом с отличием выдается выпускнику, прошедшему итоговую государственную
аттестацию только с отличными оценками и сдавшему в период обучения экзамены с
оценкой «отлично» не менее чем по 75% всех дисциплин, вносимым в приложение к
диплому, а по остальным дисциплинам, вносимым в это приложение - с оценкой
«хорошо».
Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не
подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении
одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, предоставляется право
повторного допуска к прохождению итоговой аттестации не ранее чем через год и не
позднее чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации впервые.
Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух
раз.
При повторной итоговой государственной аттестации указанные лица проходят
только те аттестационные испытания, на которых ранее была получена
неудовлетворительная оценка, и в соответствии с Программой ИГА по образовательной
программе, действовавшей в год прохождения ими первых итоговых государственных
аттестационных испытаний.
Выпускники могут подать письменное заявление об апелляции декану факультета
только по процедурным вопросам не позднее следующего рабочего дня после
прохождения аттестационного испытания.
Апелляция на повторное прохождение государственных аттестационных испытаний
не принимается.

Статья 13. Система проверки использования заимствованного материала без
ссылки на автора и (или) источник заимствования

Курсовые и выпускные квалификационные работы оцениваются только после
контроля их содержания в системе проверки, выявляющей отсутствие/наличие
использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник
заимствования.
В случае выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора
и (или) источник заимствования вопрос о такой письменной работе может быть
рассмотрен руководством профилирующей кафедры, а в необходимых - случаях
руководством факультета.
Представление студентом курсовой или выпускной квалификационной работы,
выполненной не самостоятельно (заимствованной у других авторов), является основанием
для отчисления из Университета (Статья 7 Главы VII).


ГЛАВА V. ПЕРЕВОД СТУДЕНТОВ НА СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Статья 1. Основания для перевода

Перевод студентов с семестра на семестр либо на следующий курс осуществляется
приказом по Университету, издаваемым проректором по учебной работе.
Основанием для издания приказа о переводе является успешное прохождение
промежуточной аттестации предыдущего этапа обучения.
Кроме того, основанием для издания приказа о переводе студентов, обучающихся в
Университете на возмездной основе (на местах с оплатой стоимости обучения), является
оплата ими стоимости обучения за предстоящий этап обучения на основании
выставленного Университетом счета.


ГЛАВА V. ПЕРЕВОД СТУДЕНТОВ НА СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Статья 1. Основания для перевода

Перевод студентов с семестра на семестр либо на следующий курс осуществляется
приказом по Университету, издаваемым проректором по учебной работе.
Основанием для издания приказа о переводе является успешное прохождение
промежуточной аттестации предыдущего этапа обучения.
Кроме того, основанием для издания приказа о переводе студентов, обучающихся в
Университете на возмездной основе (на местах с оплатой стоимости обучения), является
оплата ими стоимости обучения за предстоящий этап обучения на основании
выставленного Университетом счета.

ГЛАВА VII. ОТЧИСЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА

Статья 1. Основания отчисления

Студент подлежит отчислению из Университета:
1) по собственному желанию;
2) в связи с переводом в другую образовательную организацию;
3) за академическую неуспеваемость;
4) за нарушение Устава и/или Правил внутреннего распорядка (в т.ч. учебной
дисциплины);
5) в связи с окончанием Университета;
6) за неуплату обучения в установленный договором срок;
7) в случае наступления обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее
обучение в Университете в течение значительного периода времени (вступление в
законную силу приговора суда, предусматривающего его уголовное наказание в виде
ограничения свободы или лишения свободы, призыв на военную службу);
8) в связи со смертью.
В случае отчисления студента из Университета договор об обучении расторгается.

Статья 2. Отчисление за академическую неуспеваемость

По представлению Совета факультета приказом по Университету за академическую
неуспеваемость отчисляются студенты, имеющие академическую задолженность по
результатам текущей и/или промежуточной аттестации этапа обучения (семестра).
При этом, академической неуспеваемостью является неудовлетворительный
результат текущей, промежуточной либо итоговой аттестации.
Академической неуспеваемостью также является неявка студента без уважительных
причин на зачет или экзамен, невыполнение студентом без уважительных причин
индивидуального графика ликвидации академической задолженности.
Приказ об отчислении за академическую неуспеваемость издается в течение 5
рабочих дней с даты получения последнего неудовлетворительного результата
аттестации, дающего Университету право отчисления студента.

Статья 3. Отчисление по собственному желанию

Студент может отчислиться из Университета по собственному желанию в любое
время, в том числе и во время сессии. Отчисление по собственному желанию
производится по личному заявлению студента. Основанием для издания приказа об
отчислении по собственному желанию является личное заявление студента.
Заявление об отчислении по собственному желанию подается в деканат факультета,
на котором обучается студент, инспектору либо секретарю факультета.
Приказ об отчислении издается в течение 10 дней с момента подачи студентом
заявления.
При отчислении по собственному желанию датой прекращения обязательств
студента и Университета, соответственно, по освоению Программы и обучению по
Программе считается дата подачи заявления студента в деканат факультета.

Статья 5. Отчисление студента в связи с неоплатой этапа обучения

Условия и сроки оплаты обучения определяются договором со студентом об
обучении либо типовым договором, являющимся приложением к Правилам приема того
учебного года, в котором студент поступил (зачислен) в Университет.
При отчислении студента из Университета за неоплату обучения датой прекращения
обязательств студента и Университета, соответственно, по освоению Программы и
обучению по Программе считается дата окончания предыдущего оплаченного этапа
обучения, если иное не будет определено соглашением со студентом.
Приказ об отчислении в связи с неоплатой обучения по программе издается в
течение 5 рабочих дней с последней календарной даты срока оплаты обучения,
предусмотренного договором со студентом, типовым договором либо выставленным
Университетом счетом.

ГЛАВА VIII. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья 1. Лица, имеющие право претендовать на восстановление в Университете

На восстановление в Университете могут претендовать лица, ранее обучавшиеся в
Университете и отчисленные из Университета до завершения обучения по Программе по
основаниям, признаваемым уважительными.

Статья 2. Условия восстановления в Университете

При восстановлении в Университете студент обязан досдать академическую разницу
в рабочих учебных планах, возникшую в связи с изменением Программы после
отчисления студента.
Кроме того, студенты восстанавливаются в Университете при условии пересдачи тех
дисциплин, последняя промежуточная аттестации по которым датирована более трех лет
назад.

Статья 3. Порядок восстановления и условия договора об обучении в Университете при восстановлении

Студент, отчисленный по собственному желанию или по уважительной причине,
восстанавливается в Университете, как правило, с сохранением условий, которые имели
место на момент отчисления.
Основа обучения может быть изменена, если при восстановлении, по согласованию
со студентом, изменяются условия обучения в Университете по сравнению с теми,
которые имели место до восстановления (форма обучения, профиль Программы и т.п.).
Условия договора об обучении при восстановлении студента, в том числе стоимость
обучения по Программе, определяются типовым договором, являющимся приложением к
Правилам приема в Университет того учебного года, в котором оформляется
восстановление студента.
Восстановление в число студентов всех форм обучения лиц, отчисленных ранее из
Университета за академическую неуспеваемость, производится по решению Совета
факультета на основании личного прошения претендента на восстановление, если с
момента отчисления прошло не более 3 лет:
• на семестр, с которого студент был отчислен при условии наличия не более 5-и
академических задолженностей.
• с понижением курса при большем числе задолженностей (с обязательным
оформлением новой зачетной книжки).
Восстановление в число студентов и допуск к учебному процессу осуществляется,
как правило, в период каникул, на начало учебного семестра.