Индивидуальный подбор
образовательных программ:

  • +7 (963) 787-04-50
  • +7 (915) 008-68-19
  • +7 (903) 227-74-15
 
О факультете
Программа "Теология"
Программа "Основы православного богословия и культуры"
Программа церковной специализации "Церковная социальная деятельность"
Курсы повышения квалификации по отдельным дисциплинам
Поступающим на обучение
Выпускникам
Научная работа факультета
Расписание занятий
Контакты
Вопросы и ответы
 

Новости ФДО


Интервью с доцентом кафедры теологии ФДО диаконом Николаем Серебряковым

Диакон Николай Серебряков преподает на факультете дополнительного образования с 2005 года. В настоящее время он ведет два курса: «Священное Писание Ветхого Завета» (краткий – на программе «Основы православного богословия и культуры», полный – на программе «Теология») и спецкурс «Наука и религия». В то же время о. Николай сотрудничает с Институтом дистанционного образования и кафедрой библеистики Богословского факультета ПСТГУ. Богословское образование о. Николай получил в ПСТГУ. По первому образованию о. Николай геолог-петрограф (петрография – наука о горных породах), кандидат геолого-минералогических наук. Неудивительно, что в центре научных интересов о. Николая – вопрос взаимоотношения науки и веры.

Отец Николай, когда и почему Вы пришли учиться в ПСТГУ?

– Я крестился весной 1993 года, учась на втором курсе геологического факультета МГУ, а в 1996 году, когда я закончил университет, один священник благословил меня поступать в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. В следующем, 1997 году, я действительно поступил в ПСТБИ на вечернее отделение миссионерского факультета. Это было время, когда наши нынешние преподаватели и авторы учебников – протоиерей Геннадий Егоров и Петр Юрьевич Малков – только что закончили ПСТБИ, но уже преподавали. Помнится, как в день празднования пятилетия ПСТБИ (когда им как раз вручали дипломы об окончании), я по высокой и шаткой лестнице забирался под потолок актового зала Главного здания МГУ, чтобы повесить портрет свт. Тихона. Тогда у института еще не было собственного здания с актовым залом, и в честь первого юбилея институту разрешили провести акт в Главном здании Университета на Воробьёвых горах.

Учиться в ПСТБИ было очень интересно, но непросто оказалось совмещать это с работой и другими обязанностями: в то время я активно занимался геологией, дважды в неделю по вечерам проводил занятия по геологии со школьниками на «Школьном факультете» Московского геологоразведочного института, часто возил их в геологические поездки. Так, в череде лекций и сессий в ПСТБИ и различных геологических дел пять лет учебы прошли, к сожалению, очень быстро.

Преподавать в ПСТГУ Вы начали сразу после окончания миссионерского факультета?

– Нет, не сразу. Учебу я закончил в 2002 году, а предложение стать преподавателем поступило через три года от о. Геннадия Егорова. Он в свое время вел в нашей группе семинары по Ветхому Завету и позднее стал рецензентом моей дипломной работы, посвящённой соотнесению библейского повествования о сотворении мира с современным естествознанием. В 2005 году, став деканом недавно открытого факультета дополнительного образования, он пригласил меня вести на интернет-отделении этого факультета курс «Наука и религия» (в рамках программы профпереподготовки «Теология»), но поскольку слушатели к изучению этого предмета, согласно плану программы, должны были приступить лишь через два–три года, то отец Геннадий предложил мне пока освоить специфику преподавания через интернет: я закончил курс «Основы преподавания в интернете» и начал преподавать модуль «Священная история Нового Завета» в рамках трехмесячной программы «Основы Православия». Следующей осенью меня подключили к преподаванию интернет-курса «Священное Писание Ветхого Завета» в рамках программы «Теология». А через пару лет настал, наконец, час и курса «Наука и религия». Его пришлось создавать «с нуля», т. к. дистанционно такой курс ещё нигде не проводился. Разработанную тогда структуру курса я использую до сих пор. Но сейчас этот дистанционный курс из программы «Теология» перенесен в программу дистанционной магистратуры «Православное богословие и философия в современном дискурсе».

Через несколько лет дистанционного преподавания отец Геннадий предложил мне вести вместо него очный годовой курс по Ветхому Завету на вечернем отделении ФДО. У меня тогда почти не было опыта очного преподавания, и несмотря на наличие хорошего учебника о. Геннадия, сначала было очень непросто. Одно дело – преподавать в интернете, когда тебя никто не видит и очень редко слышит, другое дело – проговаривать весь материал перед большим количеством слушателей в реальном режиме времени.

Еще сложнее было в первый раз проводить очный курс «Наука и религия»: слушателями курса были учащиеся Центра духовного образования военнослужащих – это очень серьезные люди: сотрудники ФСБ и прочих силовых структур. Но, слава Богу, все прошло благополучно. А через год я уже вёл отдельный курс «Проблемы взаимоотношения христианства и науки» и часть спецкурса «Актуальные проблемы православного богословия», посвящённую как раз взаимоотношению христианства и науки, на последнем курсе программы «Теология».

Тема «христианство и наука» Вас заинтересовала, потому что Вы пытались соотнести геологическое образование с богословским?


Да, конечно. Когда я крестился, передо мной встал обычный для многих людей вопрос: если в Библии говорится о том, что мир вместе с человеком был сотворен за шесть дней, то что делать с теми несколькими миллиардами лет существования вселенной, о которых говорит нам современное естествознание? Тем более, я сам геолог, и даже занимаюсь горными породами, возраст которых около двух миллиардов лет. И вообще как согласуется (и согласуется ли) картина мира, известная нам из исследований ученых, с Библией? Как соединить мою веру и мои знания, мою работу? Все мои друзья и знакомые тогда были геологами и в Церковь меня тоже привел друг-геолог, так что, конечно, в какой-то мере в кругу мои верующих друзей эти вопросы обсуждались. Также я пытался найти книги, посвященные теме соотношения науки и религии, но тогда, в первой половине 1990-х, их было не очень много, хотя что-то мне попадалось. Помню, что даже пошёл в Синодальную библиотеку, располагающуюся на территории Андреевского монастыря Москвы, и нашёл там дореволюционную книгу по этой теме, ведь данная проблема совсем не нова и о ней писали русские богословы конца XIX – начала ХХ века. Правда, та книга меня не очень вдохновила. В общем, я искал ответ и пока не находил его.

В ходе поиска я выяснил, что есть несколько подходов к проблеме. Например, есть так называемый «христианский эволюционизм», в рамках которого библейское описание творения мира и человека (Быт., гл. 1–2) прямо согласуется в научной (эволюционной) картиной мира путём расширительного толкования некоторых библейских слов («день творения» как длительный период времени и т.д.). Противоположностью этого подхода являлся так называемый «научный креационизм», последователи которого отвергали огромный возраст вселенной и эволюцию мира (как живого, так и неживого) и пытались подогнать научные данные под буквально понимаемый библейский текст. Меня обе эти модели не совсем устраивали. В итоге я нашёл работу иеромонаха Серафима (Роуза) – его письмо к А. Каломиросу, где предлагалась модель, которая мне понравилась (близкую, но не во всем, точку зрения имел и владыка Василий (Родзянко) и др.). Если кратко, то в ней говорится о том, что первозданный мир не доступен научным методам, применяемым для изучения того состояния мира, в котором мы сейчас живём, потому что мир изменился, исказился в результате грехопадения и некорректно переносить свойства падшего мира на мир до греха. Конечно, это тот же самый мир, сотворенный Богом, но состояния его разные, в соответствии с состоянием тела человека: нетленного до грехопадения и тленного после него. При таком взгляде на проблему и библейский рассказ о творении мира воспринимается так, как он воспринимался в церковной традиции на протяжении двадцати веков, и труд многих учёных, изучающих вселенную, не отвергается. Просто Шестоднев и научная история космоса относятся к разным этапам существования нашего мира: до и после грехопадения.

Уже поступив в ПСТБИ, я как-то увидел в холле приглашение на заседание семинара «Наука и вера», который организовал замдекана миссионерского факультета, профессор Андрей Борисович Ефимов. Я начал ходить на заседания семинара, стал его постоянным участником, а затем и его секретарём. Именно под руководством Андрея Борисовича, с которым у нас оказались схожие взгляды на проблему соотнесения, я и написал свою дипломную работу. Позже выяснилось, что тех же воззрений придерживается декан факультета церковных художеств нашего Университета протоиерей Александр Салтыков, с которым Андрей Борисович обсуждал эту проблему уже в 1970-х гг.

А в научной среде модель, которую Вы изложили в дипломе, кажется убедительной?

Все модели соотнесения научных данных с Библией не идеальны и вызывают ряд вопросов. Но у разных людей к этим моделям имеются разные вопросы. Например, в научной или, шире, в образованной среде (если там, конечно, есть вообще желание что-то слушать о христианстве) наименьшее сопротивление имеет модель христианского эволюционизма. Ведь в ней христианами наука не отвергается, наоборот, здесь через призму научных данных толкуется библейский текст и показывается, что он нисколько не противоречит общепринятым научным представлениям. Такая позиция выгодна и в миссионерском плане: после того, как противоречие между наукой и Шестодневом устранено, можно говорить образованным людям и о Христе. Модель, которой придерживаюсь я, более сложна для людей, лишь понаслышке знающих о христианстве; с этой моделью не пойдёшь с миссией в ВУЗы и научные институты. Да, здесь научные знания также не отвергаются, но утверждается, что есть целый этап в жизни мира, о котором наука не знает и не может знать, и о котором говорит только Библия. Этот тезис людям, верующим во всемогущество науки, принять очень трудно. Данная модель может, видимо, заинтересовать лишь человека, уже находящегося в церковной традиции и старающегося гармонизировать свою веру и свои знания.

То есть Ваш курс «Проблемы взаимоотношения христианства и науки» ориентирован не столько на апологетику, на подготовку к разговору с людьми неверующими, сколько на то, чтобы помочь самим верующим разобраться в этом вопросе?


Мой курс, где обсуждается, в том числе, и проблема соотнесения науки и Шестоднева, ориентирован и на то, и на другое. Ведь прежде чем говорить что-то другому, надо сначала самому разобраться. Конечно, курс не исчерпывается только этой сложной темой, возможно, даже не имеющей решения. Рассматривается и другие проблемы: например, история взаимоотношения христианства и науки, известные сюжеты, связанные с именами Джордано Бруно, Галилео Галилея, Чарльза Дарвина и др. Знать эту историю очень важно, чтобы аргументировано отвечать на разные надуманные обвинения в отношении Церкви, что она якобы преследовала ученых и душила свободную научную мысль, а также, чтобы показать, что отношение Церкви и науки не ограничивалась конфликтами, а наоборот, часто характеризовалось сотрудничеством, приводящим к различным научным открытиям.

Кстати, мы со слушателями курса иногда посещаем упомянутый ранее семинар «Наука и вера». Ведь на этом семинаре рассматриваются точки соприкосновения христианства и науки в разных сферах, делаются доклады учёными-христианами, которые пытаются синтезировать свои знания и веру. С одной стороны, здесь выполняется просветительская задача, с другой, это возможность поделиться своими идеями с заинтересованными людьми. С этого года заседания семинара проходят в Главном здании ПСТГУ в Лиховом переулке, чтобы студентам Богословского факультета, а также слушателям нашего факультета было проще на них попасть.

В свое время Вам предложили преподавать Ветхий Завет, потому что Вы занимались первыми главами книги Бытия?

Да, видимо, так. Декан ФДО, о. Геннадий знал, что я интересуюсь книгой Бытия и, наверное, потому и пригласил меня преподавать курс Ветхого Завета. Правда, у меня была одно затруднение: другие темы Ветхого Завета я знал тогда гораздо хуже. Впрочем, ветхозаветные тексты – это такой объем информации, что все изучить просто невозможно. Цель программы в свое время сформулировал о. Геннадий и я всегда повторяю его слова студентам: на курсе мы рассматриваем лишь ключевые моменты Священного Писания Ветхого Завета, причём рассматриваем только в русле церковного толкования. Усвоив эти моменты и характер толкования, учащиеся дальше могут уже самостоятельно изучать все остальное, различные детали ветхозаветного Откровения.

Среди других ветхозаветных сюжетов или книг есть то, что Вам особенно нравится?

Сейчас уже все сюжеты и книги нравятся. Хотя, конечно, есть любимые места, о которых я могу говорить студентам очень долго: например, об истории патриархов, или, в целом, об истории Иерусалима от Мелхиседека до Христа (с учетом археологических данных). Из пророческих книг меня давно интриговала книга пророка Аввакума и толкования на неё в богослужебных текстах. Мне было не совсем понятно, почему достаточно общие слова этого пророка толкуются как пророчества о Рождестве или Воскресении Христовом, и хотелось с этим разобраться, хотя бы собрать и систематизировать все то, что говорится об этом пророке и его пророчествах в церковных песнопениях. В этом году, наконец-то, удалось это сделать: один студент на Богословском факультете в рамках своей выпускной дипломной работы провел под моим руководством хорошее исследование по этой теме и был собран очень интересный материал.

А какие темы и книги Ветхого Завета – самые сложные, проблемные? Наверное, много вопросов вызывает книга Иова?

Действительно, книга очень непростая: возникают вопросы, почему Господь попускает страдания Иову, не слишком ли это жестоко; почему в споре с друзьями оказался прав Иов, хотя он явно ропщет на Бога, в отличие от друзей, которые, казалось бы, защищают действия Божии; и, наконец, о том, в чем, вообще, смысл страданий праведника, ведь даже в «ответе Бога Иову» (Иов., гл. 38-41), казалось бы, ясного ответа на это нет.

Не менее сложна для понимания библейская книга Песнь песней, ведь в ней даже слово «Бог» ни разу не упоминается.

Множество вопросов вызывает, конечно, все та же книга Бытия, не только в связи с описанием творения мира и человека (сколько времени длился день творения, как земля и растения могли появиться раньше, чем солнце, луна и звезды, как понимать сотворение жены из ребра и проч.), но и в связи с событием Потопа, с происхождением всего человечества от Ноя и с прочими моментами начальной истории человечества. Непонятны некоторые поступки ветхозаветных праведников, несоответствующие, представлениям о праведности (например, когда Иаков обманул своего отца и др.). Ещё один стандартный вопрос: почему в ветхозаветной истории так много жестоких наказаний со стороны Бога (Потоп, казни египетские, уничтожение ханаанских городов и т.д.)? Как это соотносится с тем, что Бог есть любовь? В общем, в Ветхом Завете есть много мест, о которых учащимся хочется спросить и на что преподавателю нужно уметь ответить.

Помимо преподавательской деятельности Вы ежегодно проводите Научную конференцию слушателей и выпускников ФДО и ИДО. Как и зачем она была задумана?


Конференцию мы впервые провели весной 2010 года. Не помню точно, чья это была идея, но тогда как раз стали проводиться студенческие конференции на других факультетах ПСТГУ и мы подумали, что стоит сделать что-то подобное и для наших учащихся. Ведь они тоже пишут дипломные работы, исследуют интересные темы и им нужно учиться делать доклады, излагать результаты своих изысканий. Кроме того, конференция проводится и для выпускников факультета и помогает им сохранить связь с alma mater, продолжать участвовать в жизни университета, а самому университету – видеть плоды и результативность своих трудов. Тем более, многие выпускники идут дальше – в магистратуру или аспирантуру университета, проводят свои исследования на более высоком профессиональном уровне, но не забывают и о нашей конференции, делая у нас доклады и тем самым показывая пример своим младшим коллегам.

Что делать слушателю, если его интересует какой-то вопрос, но он не знает, с чего начать подготовку доклада?


Для доклада можно взять любую богословскую тему, рассмотреть богословские аспекты любого вопроса. Главное, чтобы доклад был хорошо подготовлен (с четкой структурой и ясными выводами), а тема была подана грамотно, доступно и интересно. Нельзя прийти на конференцию просто с набором цитат из умных книг, которые и читать-то сложно, не говоря уже о их восприятии на слух. Сначала сам разберись, потом другим расскажи, да так, чтобы тебя поняли.

Перед тем, как готовить доклад, стоит посоветоваться с преподавателем факультета, занимающимся близкой тематикой. Многим слушателям очень трудно решиться на первое выступление, поэтому хорошо, что сами преподаватели приглашают и вдохновляют слушателей на участие в конференции. Выступив один раз, многие слушатели втягиваются и через год уже представляют новые доклады. У конференции есть и постоянные участники, как правило, специально занимающиеся какой-то темой и из года в год представляющие на обсуждение новые материалы.

Нередко участники конференции готовят доклады по темам своих дипломов, то есть рассматривают конференцию как этап подготовки к защите. Но есть и другая категория участников – это увлеченные люди, которые с первого курса каждый год готовят интересные доклады на самые разные темы, просто потому что им хочется в чем-то разобраться и поделиться своими открытиями. Это самый удачный вариант – когда человек рассказывает о том, что ему по-настоящему интересно.

22 ноября 2018 г.

Разместить ссылку на материал

HTML код для сайта или блога

С 03.12.2018г. на факультете начинается запись на курсы повышения квалификации по отдельным дисциплинам. Срок проведения курсов - с 28.01.2019г. по 31.05.2019г.
Занятия проходят один раз в неделю в центре Москвы, с 18-30 до 21-20.

 

Продолжается прием заявок на Ежегодную научную конференцию слушателей и выпускников ФДО и ИДО ПСТГУ, которая состоится 9 марта 2019 года. Чтобы слушателям нашего факультета проще было решиться представить свои доклады, мы попросили участников прежних конференций поделиться опытом и дать советы новичкам.

 

Интервью с диаконом Николаем Серебряковым, доцентом кафедры теологии ФДО, преподавателем курсов «Священное Писание Ветхого Завета» и «Наука и религия».

 

18 ноября в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете состоялся Торжественный Акт с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Декан ФДО Н.Л.Иванова получила из рук Предстоятеля РПЦ Патриаршую грамоту во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви.

 

Выпускники ФДО по-разному применяют полученные знания. Своим опытом продолжения исследовательской работы в магистратуре богословского факультета ПСТГУ поделилась выпускница программы «Теология» Инесса Селиверстова.

 

Начинается прием заявок на Ежегодную конференцию слушателей и выпускников ФДО и ИДО, которая пройдет на факультете дополнительного образования ПСТГУ 9 марта 2019 года.

 

15 сентября и 6 октября 2018 года слушатели программ «Теология» и «Основы православного богословия и культуры» посетили Донской ставропигиальный мужской монастырь, чтобы помолиться перед образом Донской иконы Божией Матери, написанным в XVI веке («древнейшего письма московского»), и «духовной жемчужиной монастыря» – почивающими в золоченой раке мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, небесного покровителя Университета.

 

С 24 сентября начинаются занятия на семестровых курсах повышения квалификации. Расписание занятий каждого курса можно посмотреть на странице: http://pstgu.ru/fdo/raspisanie/raspisanie_kursov/

 

Все новости...

Главная Карта сайта Задать вопрос
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет Copyright © 2004-2015