Индивидуальный подбор
образовательных программ:

  • +7 (963) 787-04-50
  • +7 (915) 008-68-19
  • +7 (903) 227-74-15
 
О факультете
Программа "Теология"
Программа "Основы православного богословия и культуры"
Программа "Теория и практика церковной социальной работы"
Программа подготовки церковных специалистов
Курсы повышения квалификации по отдельным дисциплинам
Поступающим на обучение
Дальнейшие траектории обучения
Научная работа факультета
Расписание занятий
Контакты
Наши выпускники
 

Новости ФДО


Интервью с доцентом кафедры теологии ФДО диаконом Николаем Серебряковым

Диакон Николай Серебряков преподает на факультете дополнительного образования с 2005 года. В настоящее время он ведет два курса: «Священное Писание Ветхого Завета» (краткий – на программе «Основы православного богословия и культуры», полный – на программе «Теология») и спецкурс «Наука и религия». В то же время о. Николай сотрудничает с Институтом дистанционного образования и кафедрой библеистики Богословского факультета ПСТГУ. Богословское образование о. Николай получил в ПСТГУ. По первому образованию о. Николай геолог-петрограф (петрография – наука о горных породах), кандидат геолого-минералогических наук. Неудивительно, что в центре научных интересов о. Николая – вопрос взаимоотношения науки и веры.

Отец Николай, когда и почему Вы пришли учиться в ПСТГУ?

– Я крестился весной 1993 года, учась на втором курсе геологического факультета МГУ, а в 1996 году, когда я закончил университет, один священник благословил меня поступать в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. В следующем, 1997 году, я действительно поступил в ПСТБИ на вечернее отделение миссионерского факультета. Это было время, когда наши нынешние преподаватели и авторы учебников – протоиерей Геннадий Егоров и Петр Юрьевич Малков – только что закончили ПСТБИ, но уже преподавали. Помнится, как в день празднования пятилетия ПСТБИ (когда им как раз вручали дипломы об окончании), я по высокой и шаткой лестнице забирался под потолок актового зала Главного здания МГУ, чтобы повесить портрет свт. Тихона. Тогда у института еще не было собственного здания с актовым залом, и в честь первого юбилея институту разрешили провести акт в Главном здании Университета на Воробьёвых горах.

Учиться в ПСТБИ было очень интересно, но непросто оказалось совмещать это с работой и другими обязанностями: в то время я активно занимался геологией, дважды в неделю по вечерам проводил занятия по геологии со школьниками на «Школьном факультете» Московского геологоразведочного института, часто возил их в геологические поездки. Так, в череде лекций и сессий в ПСТБИ и различных геологических дел пять лет учебы прошли, к сожалению, очень быстро.

Преподавать в ПСТГУ Вы начали сразу после окончания миссионерского факультета?

– Нет, не сразу. Учебу я закончил в 2002 году, а предложение стать преподавателем поступило через три года от о. Геннадия Егорова. Он в свое время вел в нашей группе семинары по Ветхому Завету и позднее стал рецензентом моей дипломной работы, посвящённой соотнесению библейского повествования о сотворении мира с современным естествознанием. В 2005 году, став деканом недавно открытого факультета дополнительного образования, он пригласил меня вести на интернет-отделении этого факультета курс «Наука и религия» (в рамках программы профпереподготовки «Теология»), но поскольку слушатели к изучению этого предмета, согласно плану программы, должны были приступить лишь через два–три года, то отец Геннадий предложил мне пока освоить специфику преподавания через интернет: я закончил курс «Основы преподавания в интернете» и начал преподавать модуль «Священная история Нового Завета» в рамках трехмесячной программы «Основы Православия». Следующей осенью меня подключили к преподаванию интернет-курса «Священное Писание Ветхого Завета» в рамках программы «Теология». А через пару лет настал, наконец, час и курса «Наука и религия». Его пришлось создавать «с нуля», т. к. дистанционно такой курс ещё нигде не проводился. Разработанную тогда структуру курса я использую до сих пор. Но сейчас этот дистанционный курс из программы «Теология» перенесен в программу дистанционной магистратуры «Православное богословие и философия в современном дискурсе».

Через несколько лет дистанционного преподавания отец Геннадий предложил мне вести вместо него очный годовой курс по Ветхому Завету на вечернем отделении ФДО. У меня тогда почти не было опыта очного преподавания, и несмотря на наличие хорошего учебника о. Геннадия, сначала было очень непросто. Одно дело – преподавать в интернете, когда тебя никто не видит и очень редко слышит, другое дело – проговаривать весь материал перед большим количеством слушателей в реальном режиме времени.

Еще сложнее было в первый раз проводить очный курс «Наука и религия»: слушателями курса были учащиеся Центра духовного образования военнослужащих – это очень серьезные люди: сотрудники ФСБ и прочих силовых структур. Но, слава Богу, все прошло благополучно. А через год я уже вёл отдельный курс «Проблемы взаимоотношения христианства и науки» и часть спецкурса «Актуальные проблемы православного богословия», посвящённую как раз взаимоотношению христианства и науки, на последнем курсе программы «Теология».

Тема «христианство и наука» Вас заинтересовала, потому что Вы пытались соотнести геологическое образование с богословским?


Да, конечно. Когда я крестился, передо мной встал обычный для многих людей вопрос: если в Библии говорится о том, что мир вместе с человеком был сотворен за шесть дней, то что делать с теми несколькими миллиардами лет существования вселенной, о которых говорит нам современное естествознание? Тем более, я сам геолог, и даже занимаюсь горными породами, возраст которых около двух миллиардов лет. И вообще как согласуется (и согласуется ли) картина мира, известная нам из исследований ученых, с Библией? Как соединить мою веру и мои знания, мою работу? Все мои друзья и знакомые тогда были геологами и в Церковь меня тоже привел друг-геолог, так что, конечно, в какой-то мере в кругу мои верующих друзей эти вопросы обсуждались. Также я пытался найти книги, посвященные теме соотношения науки и религии, но тогда, в первой половине 1990-х, их было не очень много, хотя что-то мне попадалось. Помню, что даже пошёл в Синодальную библиотеку, располагающуюся на территории Андреевского монастыря Москвы, и нашёл там дореволюционную книгу по этой теме, ведь данная проблема совсем не нова и о ней писали русские богословы конца XIX – начала ХХ века. Правда, та книга меня не очень вдохновила. В общем, я искал ответ и пока не находил его.

В ходе поиска я выяснил, что есть несколько подходов к проблеме. Например, есть так называемый «христианский эволюционизм», в рамках которого библейское описание творения мира и человека (Быт., гл. 1–2) прямо согласуется в научной (эволюционной) картиной мира путём расширительного толкования некоторых библейских слов («день творения» как длительный период времени и т.д.). Противоположностью этого подхода являлся так называемый «научный креационизм», последователи которого отвергали огромный возраст вселенной и эволюцию мира (как живого, так и неживого) и пытались подогнать научные данные под буквально понимаемый библейский текст. Меня обе эти модели не совсем устраивали. В итоге я нашёл работу иеромонаха Серафима (Роуза) – его письмо к А. Каломиросу, где предлагалась модель, которая мне понравилась (близкую, но не во всем, точку зрения имел и владыка Василий (Родзянко) и др.). Если кратко, то в ней говорится о том, что первозданный мир не доступен научным методам, применяемым для изучения того состояния мира, в котором мы сейчас живём, потому что мир изменился, исказился в результате грехопадения и некорректно переносить свойства падшего мира на мир до греха. Конечно, это тот же самый мир, сотворенный Богом, но состояния его разные, в соответствии с состоянием тела человека: нетленного до грехопадения и тленного после него. При таком взгляде на проблему и библейский рассказ о творении мира воспринимается так, как он воспринимался в церковной традиции на протяжении двадцати веков, и труд многих учёных, изучающих вселенную, не отвергается. Просто Шестоднев и научная история космоса относятся к разным этапам существования нашего мира: до и после грехопадения.

Уже поступив в ПСТБИ, я как-то увидел в холле приглашение на заседание семинара «Наука и вера», который организовал замдекана миссионерского факультета, профессор Андрей Борисович Ефимов. Я начал ходить на заседания семинара, стал его постоянным участником, а затем и его секретарём. Именно под руководством Андрея Борисовича, с которым у нас оказались схожие взгляды на проблему соотнесения, я и написал свою дипломную работу. Позже выяснилось, что тех же воззрений придерживается декан факультета церковных художеств нашего Университета протоиерей Александр Салтыков, с которым Андрей Борисович обсуждал эту проблему уже в 1970-х гг.

А в научной среде модель, которую Вы изложили в дипломе, кажется убедительной?

Все модели соотнесения научных данных с Библией не идеальны и вызывают ряд вопросов. Но у разных людей к этим моделям имеются разные вопросы. Например, в научной или, шире, в образованной среде (если там, конечно, есть вообще желание что-то слушать о христианстве) наименьшее сопротивление имеет модель христианского эволюционизма. Ведь в ней христианами наука не отвергается, наоборот, здесь через призму научных данных толкуется библейский текст и показывается, что он нисколько не противоречит общепринятым научным представлениям. Такая позиция выгодна и в миссионерском плане: после того, как противоречие между наукой и Шестодневом устранено, можно говорить образованным людям и о Христе. Модель, которой придерживаюсь я, более сложна для людей, лишь понаслышке знающих о христианстве; с этой моделью не пойдёшь с миссией в ВУЗы и научные институты. Да, здесь научные знания также не отвергаются, но утверждается, что есть целый этап в жизни мира, о котором наука не знает и не может знать, и о котором говорит только Библия. Этот тезис людям, верующим во всемогущество науки, принять очень трудно. Данная модель может, видимо, заинтересовать лишь человека, уже находящегося в церковной традиции и старающегося гармонизировать свою веру и свои знания.

То есть Ваш курс «Проблемы взаимоотношения христианства и науки» ориентирован не столько на апологетику, на подготовку к разговору с людьми неверующими, сколько на то, чтобы помочь самим верующим разобраться в этом вопросе?


Мой курс, где обсуждается, в том числе, и проблема соотнесения науки и Шестоднева, ориентирован и на то, и на другое. Ведь прежде чем говорить что-то другому, надо сначала самому разобраться. Конечно, курс не исчерпывается только этой сложной темой, возможно, даже не имеющей решения. Рассматривается и другие проблемы: например, история взаимоотношения христианства и науки, известные сюжеты, связанные с именами Джордано Бруно, Галилео Галилея, Чарльза Дарвина и др. Знать эту историю очень важно, чтобы аргументировано отвечать на разные надуманные обвинения в отношении Церкви, что она якобы преследовала ученых и душила свободную научную мысль, а также, чтобы показать, что отношение Церкви и науки не ограничивалась конфликтами, а наоборот, часто характеризовалось сотрудничеством, приводящим к различным научным открытиям.

Кстати, мы со слушателями курса иногда посещаем упомянутый ранее семинар «Наука и вера». Ведь на этом семинаре рассматриваются точки соприкосновения христианства и науки в разных сферах, делаются доклады учёными-христианами, которые пытаются синтезировать свои знания и веру. С одной стороны, здесь выполняется просветительская задача, с другой, это возможность поделиться своими идеями с заинтересованными людьми. С этого года заседания семинара проходят в Главном здании ПСТГУ в Лиховом переулке, чтобы студентам Богословского факультета, а также слушателям нашего факультета было проще на них попасть.

В свое время Вам предложили преподавать Ветхий Завет, потому что Вы занимались первыми главами книги Бытия?

Да, видимо, так. Декан ФДО, о. Геннадий знал, что я интересуюсь книгой Бытия и, наверное, потому и пригласил меня преподавать курс Ветхого Завета. Правда, у меня была одно затруднение: другие темы Ветхого Завета я знал тогда гораздо хуже. Впрочем, ветхозаветные тексты – это такой объем информации, что все изучить просто невозможно. Цель программы в свое время сформулировал о. Геннадий и я всегда повторяю его слова студентам: на курсе мы рассматриваем лишь ключевые моменты Священного Писания Ветхого Завета, причём рассматриваем только в русле церковного толкования. Усвоив эти моменты и характер толкования, учащиеся дальше могут уже самостоятельно изучать все остальное, различные детали ветхозаветного Откровения.

Среди других ветхозаветных сюжетов или книг есть то, что Вам особенно нравится?

Сейчас уже все сюжеты и книги нравятся. Хотя, конечно, есть любимые места, о которых я могу говорить студентам очень долго: например, об истории патриархов, или, в целом, об истории Иерусалима от Мелхиседека до Христа (с учетом археологических данных). Из пророческих книг меня давно интриговала книга пророка Аввакума и толкования на неё в богослужебных текстах. Мне было не совсем понятно, почему достаточно общие слова этого пророка толкуются как пророчества о Рождестве или Воскресении Христовом, и хотелось с этим разобраться, хотя бы собрать и систематизировать все то, что говорится об этом пророке и его пророчествах в церковных песнопениях. В этом году, наконец-то, удалось это сделать: один студент на Богословском факультете в рамках своей выпускной дипломной работы провел под моим руководством хорошее исследование по этой теме и был собран очень интересный материал.

А какие темы и книги Ветхого Завета – самые сложные, проблемные? Наверное, много вопросов вызывает книга Иова?

Действительно, книга очень непростая: возникают вопросы, почему Господь попускает страдания Иову, не слишком ли это жестоко; почему в споре с друзьями оказался прав Иов, хотя он явно ропщет на Бога, в отличие от друзей, которые, казалось бы, защищают действия Божии; и, наконец, о том, в чем, вообще, смысл страданий праведника, ведь даже в «ответе Бога Иову» (Иов., гл. 38-41), казалось бы, ясного ответа на это нет.

Не менее сложна для понимания библейская книга Песнь песней, ведь в ней даже слово «Бог» ни разу не упоминается.

Множество вопросов вызывает, конечно, все та же книга Бытия, не только в связи с описанием творения мира и человека (сколько времени длился день творения, как земля и растения могли появиться раньше, чем солнце, луна и звезды, как понимать сотворение жены из ребра и проч.), но и в связи с событием Потопа, с происхождением всего человечества от Ноя и с прочими моментами начальной истории человечества. Непонятны некоторые поступки ветхозаветных праведников, несоответствующие, представлениям о праведности (например, когда Иаков обманул своего отца и др.). Ещё один стандартный вопрос: почему в ветхозаветной истории так много жестоких наказаний со стороны Бога (Потоп, казни египетские, уничтожение ханаанских городов и т.д.)? Как это соотносится с тем, что Бог есть любовь? В общем, в Ветхом Завете есть много мест, о которых учащимся хочется спросить и на что преподавателю нужно уметь ответить.

Помимо преподавательской деятельности Вы ежегодно проводите Научную конференцию слушателей и выпускников ФДО и ИДО. Как и зачем она была задумана?


Конференцию мы впервые провели весной 2010 года. Не помню точно, чья это была идея, но тогда как раз стали проводиться студенческие конференции на других факультетах ПСТГУ и мы подумали, что стоит сделать что-то подобное и для наших учащихся. Ведь они тоже пишут дипломные работы, исследуют интересные темы и им нужно учиться делать доклады, излагать результаты своих изысканий. Кроме того, конференция проводится и для выпускников факультета и помогает им сохранить связь с alma mater, продолжать участвовать в жизни университета, а самому университету – видеть плоды и результативность своих трудов. Тем более, многие выпускники идут дальше – в магистратуру или аспирантуру университета, проводят свои исследования на более высоком профессиональном уровне, но не забывают и о нашей конференции, делая у нас доклады и тем самым показывая пример своим младшим коллегам.

Что делать слушателю, если его интересует какой-то вопрос, но он не знает, с чего начать подготовку доклада?


Для доклада можно взять любую богословскую тему, рассмотреть богословские аспекты любого вопроса. Главное, чтобы доклад был хорошо подготовлен (с четкой структурой и ясными выводами), а тема была подана грамотно, доступно и интересно. Нельзя прийти на конференцию просто с набором цитат из умных книг, которые и читать-то сложно, не говоря уже о их восприятии на слух. Сначала сам разберись, потом другим расскажи, да так, чтобы тебя поняли.

Перед тем, как готовить доклад, стоит посоветоваться с преподавателем факультета, занимающимся близкой тематикой. Многим слушателям очень трудно решиться на первое выступление, поэтому хорошо, что сами преподаватели приглашают и вдохновляют слушателей на участие в конференции. Выступив один раз, многие слушатели втягиваются и через год уже представляют новые доклады. У конференции есть и постоянные участники, как правило, специально занимающиеся какой-то темой и из года в год представляющие на обсуждение новые материалы.

Нередко участники конференции готовят доклады по темам своих дипломов, то есть рассматривают конференцию как этап подготовки к защите. Но есть и другая категория участников – это увлеченные люди, которые с первого курса каждый год готовят интересные доклады на самые разные темы, просто потому что им хочется в чем-то разобраться и поделиться своими открытиями. Это самый удачный вариант – когда человек рассказывает о том, что ему по-настоящему интересно.

22 ноября 2018 г.

Разместить ссылку на материал

HTML код для сайта или блога

Факультет дополнительного образования Свято-Тихоновского университета объявляет набор на дополнительные профессиональные программы богословского образования для мирян Теология, Теория и практика церковной социальной работы, Основы православного богословия и культуры.

 

На факультете дополнительного образования прошла итоговая аттестация слушателей программы «Основы православного богословия и культуры». 22 выпускника представили аттестационной комиссии свои рефераты.

 

Опубликовано расписание весенней сессии для обучающихся по программе Теология

 

12 мая 2019 года, в неделю святых Жен Мироносиц в женском монастыре святой равноапостольной Марии Магдалины станицы Роговской Тимашевского района был совершен чин прославления в лике святых священномученика Григория Никольского

 

Христос Воскресе! Поздравляем со светлым праздником Пасхи!

 

7 апреля 2019 года в 15.00 у мощей Патриарха Тихона в Большом соборе Донского монастыря состоится общеуниверситетский молебен, на который приглашаются все желающие.

 

В социальных сетях факультета дополнительного образования появились видеозаписи с конференции слушателей и выпускников ФДО и ИДО ПСТГУ 2019.

 

2 марта 2019 года на территории храма Святителя Николая в Кузнецах прошла конференция слушателей и выпускников факультета дополнительного образования и института дистанционного образования ПСТГУ.

 

Все новости...

Главная Карта сайта Задать вопрос
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет Copyright © 2004-2015