на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Конференции. Гостевые лекции. Презентации
Секция «Арианский кризис IV в.: богословские и церковно-политические проблемы» в рамках XXIV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (ноябрь 2013 г.)

12 ноября 2013 г. прошло заседание секции «Арианский кризис IV в.: богословские и церковно-политические проблемы» в рамках XXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Организация данного научного мероприятия стала результатом плодотворного взаимодействия кафедр истории Церкви и канонического права и Всеобщей истории ПСТГУ. В роли руководителей выступили д.филол.н., проф. К. А. Максимович и к.и.н., доц. Г. Е. Захаров. В работе секции приняли участия специалисты разного профиля – историки, богословы, философы, филологи. Междисциплинарный характер секции представляется вполне оправданным, поскольку арианская смута, будучи первым общецерковным конфликтом, была одновременно и богословским спором, и кризисом церковного управления и взаимоотношений между государственной и церковной властью.

Основной доклад, представляющий собой своеобразное введение в проблематику арианских споров, сделал один из ведущих специалистов по истории ранней Церкви проф. В. Лёр (Гейдельбергский университет). Немецкий гость коснулся в своем сообщении проблемы эволюции понятия «ересь» в христианской литературе, указав на изменение его значения. Если в классической античной традиции данное понятие имело нейтральный смысл, то у христианских авторов (начиная с Иустина Философа) оно приобретает резко негативную окраску. Исследователь также подчеркнул роль церковных соборов и императорской власти в формировании оппозиции «ортодоксия – ересь» в IV–VI вв.
Тема участия императорской власти в арианских спорах была продолжена в сообщении «О церковно-правовом статусе еретиков-субординационистов в период богословских споров IV века» К. А. Максимовича (ПСТГУ), которых остановился также на практике принятия представителей различных еретических групп в Кафолическую Церковь, нашедшую отражение в постановлениях церковных соборов IV века. В докладе свящ. Андрея Постернака (ПСТГУ) были рассмотрены характерные особенности развития женского служения в неортодоксальных общинах (в первую очередь, у монтанистов и в гностических сектах), а также приведены интересные факты об участии женщин в арианских спорах IV века.

Доклады П. Б. Михайлова (ПСТГУ, ИФ РАН) и А. В. Усачевой (ПСТГУ) были посвящены богословско-литературному наследию Великих Каппадокийцев. П. Б. Михайлов сосредоточился на формальных особенностях полемики Отцов Каппадокийцев против аномеев, в частности, на понимании данными авторами значения контекста, актуальных задач и жанровых особенностей при построении богословского текста. А. В. Усачева посвятила свое сообщение анализу композиции и логики повествования пяти слов о богословии свт. Григория Назианзина. По мнению докладчицы, 27 слово (1-е слово о богословии, направленное против евномиан) носит вводный характер и вместе с последующими четырьмя словами формирует единый комплекс, обладающий общей структурой.
Г. Е. Захаров (ПСТГУ), А. Р. Фокин (ОЦАД, ИФ РАН, МДА) и И. А. Копылов (РГГУ) рассмотрели в своих сообщениях особенности развития тринитарных споров на латинском Западе. Г. Е. Захаров проследил эволюцию богословской позиции Римской церкви в арианских спорах. По мнению исследователя, последовательная проникейская позиция римских епископов в комбинации с развитием учения о Петровом преемстве способствовали росту вероучительного авторитета Римского престола, который в то же время не смог предложить какого-либо оригинального богословского решения тринитарной проблемы. А. Р. Фокин посвятил свой доклад анализу содержания трактата блж. Августина «О Троице», указав на основополагающее значение наследия гиппонийского епископа в развитии латинского тринитарного богословия в последующие века. В докладе И. А. Копылова была подробно рассмотрена богословская проблематика арианско-никейской полемики в Вандальском королевстве (V–VI вв.). Особое внимание было уделено употреблению понятия substantia в богословской литературе вандальской Африки.

В докладах А. В. Муравьева (ИВИ РАН), Ж.-Н. Переса (Протестантский институт теологии, Париж) и Д. Е. Афиногенова (МГУ – ИВИ РАН) была рассмотрена проблема восприятия истории арианского кризиса на Востоке в различные эпохи. А. В. Муравьев рассказал об отражении арианских споров в сирийской раннехристианской литературе. Ж.-Н. Перес предпринял попытку реконструкции образа Ария и отцов Никейского собора в эфиопской агиографической и литургической традиции. В центре внимания в докладе Д. Е. Афиногенова был вопрос об использовании свт. Фотием Константинопольским аналогий из истории арианского кризиса в антииконоборческой полемике.

Общей чертой практически всех докладов, представленных на секции, стало особое внимание к проблеме восприятия арианского кризиса современниками и последующими поколениями, что представляется вполне оправданным, поскольку арианский кризис был не только столкновением церковных течений и богословских позиций, но и различных интерпретаций самого конфликта и возможных путей его преодоления. Особую актуальность изучению арианского кризиса IV в. придает его архитипический характер, поскольку к проблематике и истории арианских споров христианские авторы будут постоянно возвращаться в последующие века при возникновении церковных конфликтов. Кроме того, арианский кризис, в отличие от последующих церковных разделений, был полностью преодолен Церковью, однако наметил поляризацию христианского мира на восточную и западную части, что делает его изучение особо значимым в развитии современного межконфессионального диалога.

Фото Ю.И. Белоноговой