на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Конференции. Гостевые лекции. Презентации
Секция «Церковные соборы в раннехристианский и византийский периоды» в рамках XXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (январь 2013 г.)


21 января 2013 г. под руководством д.филол.н., проф. К. А. Максимовича и к.и.н., доц. Г. Е. Захарова состоялось заседание секции «Церковные соборы в раннехристианский и византийский периоды» в рамках XXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ.

Первая часть заседания была посвящена церковным соборам III–IV вв. и рецепции их наследия в последующие периоды. Профессор Университета Лион II П. Маттеи не смог лично принять участие в заседании из-за непредвиденных транспортных проблем, однако основные тезисы его доклада «Африканские соборы в эпоху св. Киприана Карфагенского» сообщил собравшимся Г. Е. Захаров, который подготовил письменный перевод текста с французского языка. В своем докладе П. Маттеи рассматривает хронологию и процедуру проведения африканских соборов, отмечает определяющую роль личности св. Киприана Карфагенского в развитии этого института, а также его стремление опираться в своей церковной деятельности на соборный консенсус африканского епископата. В заключительной части доклада отмечается факт некоторого логического напряжения между двумя принципами экклезиологии св. Киприана: идеей автономии епископа как главы местной церкви, являющей собой Кафолическую Церковь в ее полноте, и представлением о соборной ответственности епископата за судьбы Церкви.

Профессор Католического университета Святого Сердца М. Рицци представил доклад на тему «Свидетельства Евсевия Кесарийского о Константине и Никейском соборе: намерения и умолчания». В своем сообщении итальянский ученый аргументировано показал, что император Константин не придавал большого значения арианским спорам (как и богословским дискуссиям в принципе). Для него намного более значимыми были дисциплинарные проблемы, церковная практика и вопрос об обладании церковным имуществом, что проявилось в его участии в разрешении донатистского кризиса в Африке. М. Рицци считает вероятным, что Никейский собор 325 г. был собран в первую очередь не для рассмотрения учения Ария, а для регламентации и унификации практики празднования Пасхи. Именно такая интерпретация деятельности собора характерна для церковного историка и участника собора Евсевия Кесарийского, который, будучи известным богословом, в то же время принял взгляд императора на арианские споры.

В докладе Г. Е. Захарова (ПСТГУ) «Вселенский собор как собрание епископов Востока и Запада в патристическом наследии и церковной практике IV века» были рассмотрены попытки созыва в IV столетии для разрешения арианского кризиса большого собора восточных и западных епископов (Сердикский собор 343 г., Аримино-Селевкийский собор 359 г.), а также проекты организации такого собора, присутствующие в сочинениях христианских авторов второй половины IV в. (свт. Василия Великого, Палладия Ратиарского). По мнению докладчика, «вселенский собор восточного и западного епископата, являющий собой Кафолическую Церковь во всей ее полноте, остался недостижимым идеалом, мечтой, которая не будет реализована никогда в истории. И неудавшиеся попытки проведения такого рода собора в IV в. показывают проблематичность данного способа решения общецерковных вопросов».

А. В. Муравьев (ИВИ РАН) рассмотрел в своем сообщении проблему рецепции наследия Никейского собора 325 г. в монофизитской среде. По мнению докладчика, абсолютизация значения Никейского собора в сочинениях монофизитских авторов была во многом связана с неприятием решений Халкидонского собора 451 г. Древний Никейский собор, таким образом, рассматривается не как первый в ряду общецерковных соборов, а как уникальное историческое явление.

После перерыва прозвучали два доклада, посвященные испанским соборам VI–VII вв. А. Р. Фокин (Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. Кирилла и Мефодия – ИФ РАН – ПСТГУ) «Богословско-литературная деятельность Исидора Севильского в контексте испанских церковных соборов конца VI – начала VII в.» рассказал об участии св. Исидора Севильского в многочисленных испанских соборах и его взаимоотношениях с вестготскими королями.

В докладе О. В. Аурова (РГГУ) «Статус королевской власти в постановлениях толедских соборов конца VI–VII вв.» было показано, что каноны испанских соборов являются главным источником политической идеологии Толедского королевства вестготов. В Вестготском королевстве не существовало четкого разделения церковной и светской властей. Король играл значимую роль в жизни Церкви, а соборы были не только церковным, но и государственным органом. В частности именно на соборах происходило избрание вестготских королей.

О. Н. Изотова (ПСТГУ) в своем сообщении рассмотрела свидетельства византийского церковного писателя прп. Феофана Исповедника о вселенских соборах, содержащиеся в его «Хронографии». По мнению докладчицы, «именно Вселенский собор является для прп. Феофана прежде всего залогом церковного единства, средством его поддержания и восстановления. Задачей Вселенских соборов является сохранение древней веры и установленного в Церкви порядка».

В докладе С. В. Заплатникова (ПСТГУ) «Идея Вселенского собора в VIII веке» были рассмотрены представления о вселенском соборе, характерные для византийской церковной традиции иконоборческого периода. В интерпретации исследователя, VII Вселенский собор 787 г. имел в большей степени политическое, а не богословское значение. Его вероучительные постановления не раскрывают в полной мере православное богословие образа, запечатленное в трудах прп. Иоанна Дамаскина.

Заключительный доклад «Проблема соборного консенсуса в Древней Церкви и ее современные импликации» был сделан К. А. Максимовичем (ПСТГУ – ИРЯ РАН) и посвящен истории реализации принципа соборного согласия епископов в различные периоды истории Церкви. Несмотря на то, что древняя церковная история знает множество примеров отступления от этого принципа, докладчик рассматривает его как фундаментальную основу принятия общецерковных решений и указывает на неоправданность попыток представителей некоторых Поместных Православных Церквей в настоящее время заменить его принятием решений большинством голосов в ходе подготовки к Всеправославному собору.

В целом прозвучавшие на секции доклады показывают, что на протяжении столетий соборы представляли собой важнейший институт, призванный разрешать все вероучительные и дисциплинарные проблемы церковной жизни, и тем самым сохранять кафолическое единство Церкви на разных уровнях ее бытия: локальном, региональном и, наконец, вселенском. Являя собой одну из форм общения между местными церквами, институт собора претерпевал в первом тысячелетии христианской истории различные метаморфозы, связанные как с эволюцией принципов его созыва и проведения, так и с изменением сферы компетенции и способов рецепции и реализации соборных решений. В этой связи представляется необходимым комплексное историко-богословское исследование истории церковных соборов раннехристианской и византийской эпох, а также их догматического и церковно-канонического наследия. В настоящее время, когда подходит к своему завершению процесс подготовки нового Всеправославного собора, призванного разрешить ряд острых проблем современной церковной жизни, изучение истории церковных соборов древности представляется особенно актуальным.



Фотографии Ю.И. Белоноговой и А. Копылова.