на главную
ПСТГУ
Свидетельство о Государственной аккредитации №1805 от 15 марта 2016 г.
 
Регистрация
Забыли пароль?

Конференции. Гостевые лекции. Презентации
В ПСТГУ состоялось второе заседание круглого стола «THEOLOGIA (et) POLITICA в Королевстве вестготов»
25 сентября в ПСТГУ под председательством к.и.н., доц. Олега Валентиновича Аурова и к.и.н., ст. преп. Георгия Евгеньевича Захарова прошло второе заседание круглого стола «Theologia (et) politica в королевстве вестготов», организованного тремя российскими университетами: РГГУ, ПСТГУ и НИУ ВШЭ. В центре внимания во второй день работы круглого стола был вопрос о месте богословия в культуре, политической идеологии и правовой традиции Вестготского государства.

Участников заседания приветствовал декан исторического факультета, к. и. н., доцент иерей Андрей Постернак. В своей речи он обратил внимание на то, что сейчас проходит не много серьёзных научных форумов, посвященных проблемам не только раннего средневековья, но и вопросам церковно-западной истории. Знаменательным является тот факт, что подобное мероприятие проходит с участием Свято-Тихоновского университета. Отец Андрей пожелал всем позитивной работы, так чтобы итогом обсуждения стали серьезные публикации в научных сборниках.

Первое сообщение «Наследие Ариминского собора и ульфилианская традиция в истории везеготского «арианства»» представил Г. Е. Захаров (ПСТГУ). Докладчик обозначил основные этапы истории развития готской «арианской» богословской традиции в IV–VI вв. Как было показано в докладе, ее основоположником можно считать готского епископа Ульфилу, сторонника омийского течения, который перевел Священное Писание на готский язык. Особое внимание Г. Е. Захаров уделил попыткам достижения вероучительного компромисса между кафоликами и «арианами» в везеготской Испании в правление короля Леовигильда (568–586) и III Толедскому собору 589 г., на котором бывший «арианский» епископат и готская знать присоединились к Кафолической Церкви. По мнению докладчика, к этому времени везеготское «арианство» уже оторвалось от своих ульфилианских корней и утратило специфически готский характер, что может быть объяснено как естественными процессами ассимиляции везеготов галло-римским и испано-римским большинством, так и политикой везеготских королей, безуспешно пытавшихся превратить «арианскую» традицию в духовную силу, способную сплотить все население их государства.

«Арианскую» тему развил в своем сообщении «Арианство в системе политической идеологии: пример Вестготского и Вандальского королевств» И. А. Копылов (РГГУ – ИВИ РАН). Основное внимание в докладе было уделено сопоставлению принципов и практики взаимоотношений между королевской властью и церковной иерархией в королевствах вестготов и вандалов. И. А. Копылов привел множество частных параллелей между этими государствами, указав, таким образом, на ряд особенностей «арианской» политической традиции, во многом восходящей своими истоками к «проарианской» политике римских императоров IV в. Констанция II и Валента.

Сразу три сообщения были посвящены наследию св. Исидора Севильского, выдающегося церковного писателя и эрудита, жившего в Испании в период вестготского владычества. М. Ю. Биркин (ИВИ РАН) в своем докладе «Социальные функции епископской проповеди в Толедском королевстве начала VII в. (по данным сочинений Исидора Севильского)» рассказал о значимой роли проповеди в коммуникации между иерархией и паствой в раннем средневековье. По мнению докладчика, проповедь в вестготской Испании была фактически «актом национального и государственного строительства», поскольку способствовала единению всех слоев общества. Это обстоятельство свидетельствует также о значимой роли епископата в формировании гармонической модели взаимоотношений между Церковью, властью и обществом в эпоху Исидора Севильского.

Т. Б. Коваль (НИУ ВШЭ) посвятила своей доклад богословским воззрениям св. Исидора, и в первую очередь, таким важным для всего латинского богословия темам как учение о предопределении и Евхаристии. По мнению исследовательницы, несмотря на то, что св. Исидора часто упрекают в неоригинальности мысли, именно ему в первую очередь принадлежит заслуга сохранения и передачи античного и раннехристианского интеллектуального наследия последующим поколениям. Опираясь на своих великих предшественников, св. Исидору удается достичь подлинного богословского синтеза и избежать крайностей, не свойственных кафолическому вероучению. В частности в вопросе о предопределении св. Исидор во многом смягчает, по мнению докладчицы, радикальную сотериологию блж. Августина, в рамках которой активность в деле спасения принадлежит только Богу.

С. А. Воронцов (ПСТГУ, МГУ) рассмотрел в своем сообщении на материале третьей книги «Сентенций» св. Исидора Севильского его учение о дружбе. Как показал докладчик, на воззрения святителя в этом вопросе большое влияние оказал «Лелий» Цицерона. Как отмечает С. А. Воронцов, Св. Исидор принимает цицероновскую концепцию дружбы «как связи между людьми, но при этом не во всем согласен с ним относительно сущности этой связи. Вместо стремления, согласного с природой вещей, Исидор ставит связь христианской любви. Таким образом, дружба становится формой любви к Богу и ближнему. Соответственно, она возможна только когда ближнего любят в Боге, что обеспечивает ее разумность и гармоничность».

Работа круглого стола завершилась докладом Г. А. Поповой «Право вестготского королевства после 711 г.: жизнь после смерти», в котором была подробно рассмотрена проблема рецепции вестготской государственно-правовой и церковно-канонической традиции в Испании как среди христианского (мосарабского) населения завоеванных арабами областей, так и в рамках христианских королевств северной части Иберийского полуострова.

В целом практически все доклады участников круглого стола красноречиво свидетельствуют о том, что полноценное изучение истории Вестготского королевства, как и любого другого раннесредневекового государства, не возможно без обращения к истории Церкви, которая является в эту эпоху важнейшей силой, определяющей духовный и социокультурный облик государства и общества. Вся политическая, правовая и литературная традиция этого времени оказывается пропитана христианскими идеями, символами и образами, понять которые можно лишь в контексте раннехристианской богословской мысли.


Отчет о Круглом столе в Вестнике ПСТГУ