на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Предстоящие события

ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Международный коллоквиум


«Городская литература»: часть средневековой культуры или литературоведческий концепт Нового времени?»

7-9 сентября 2020 г., Москва, Институт мировой литературы РАН, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет при участии Университета Клермон Овернь и Центра по изучению социопоэтики (Клермон-Ферран)

Рабочие языки: французский, английский

Термин «городская литература Средних веков» распространен в разных национальных историко-литературных школах, однако наибольшее значение он получил в немецкой медиевистике, а вслед за ней – в русской. Он занимает, например, важное место в для статьях Ф. Вольфцеттеля, ученика и последователя Э. Келлера, собранных в недавно опубликованном томе его работ (Friedrich Wolfzettel, La Poésie lyrique du Moyen Âge au Nord de la France. Études choisies, Paris, 2015). Вольфцеттель относит к городской литературе многие из поэтических произведений, созданные в XIII веке и позднее, – например, религиозные поэмы, пастуреллы, а также поэзию Рютбефа, Вийона или поэзию Арраса. При этом «городская литература» предстает как новый этап в развитии интеллектуальной и литературной жизни Средних веков, значительно более близкий к современной литературе, нежели так называемая аристократическая литература. За этим представлением проглядывает схема исторического развития общества, переходящего от феодализма к буржуазной формации, каждой из которых соответствует литература определенного типа.

Термин «городская литература», однако, полностью отсутствует в «Опыте средневековой литературы» П. Зюмтора, несмотря на то, что он касается многих произведений, которые другими исследователями рассматриваются в связи с ним (например, сатиры, аллегорической поэзии, «Романа о Розе», поэм о сословиях и др.); он также неоднократно упоминает «дидактическую литературу», – область, которая по многим параметрам пересекается и совпадает с той, что отождествляют с «городской литературой». В более поздней работе (La mesure du monde: représentation de l´espace au Moyen Âge, 1993) Зюмтор использует интересующий нас концепт, в то же время существенно его сужая: согласно ему, разные литературные жанры в неодинаковой степени отражают связь человека с его средой, и именно в этом смысле можно говорить о городской литературе XIII-XIV веков. Х. Плей (Herman Pleij, « La représentation du travail dans la littérature néerlandaise du Moyen Âge », Le verbe, l´image et les représentations de la société urbaine au Moyen Âge, 2002, p. 239-250) отмечает, что в литературе Фландрии и Брабанта находят отражение ценности городских элит (осуждение чревоугодия и пьянства, похвала упорному труду, желание добиться успеха), хотя нельзя сказать, что они присущи исключительно городу и появились именно в нем. Тем не менее эти ценности маркируют моральный склад «горожан определенного типа», живших в Голландии Золотого века.

Многочисленны статьи, посвященные изображению города в средневековой литературе. По мнению авторов этих статей, в части произведений образ города обусловлен влиянием античной и в особенности позднеантичной литературы с их топосами прославления городов (laudes urbi) и в то же время сатирическим осуждением горожан (см., в частности, Pierre Bouet, « L´image des villes normandes chez les écrivains normands de langue latine des XIe et XIIe siècles », Les villes normandes au Moyen Âge, 2006, p. 317-336). В других, как можно предположить, отражаются специфические ценности «городского сознания» (Elodie Lecupre-Desjardin, «L´autre et la ville : l´apport des témoignages étrangers dans la connaissance des villes des anciens Pays-Bas bourguignos à la fin du Moyen Âge», Le verbe, l´image et les représentations de la société urbaine au Moyen Age, 2002, p. 55-74). Иногда различные понимания термина «городская литература» накладываются друг на друга в одной и той же работе, – как, например, в разделе о литературе Средневекового города, включенном в Очерк средневековой литературы, под редакцией Д. Пуариона (ср.: Jean-Pierre Bordier, « La ville et le poète au XIIIe siècle », D. Poirion, Précis de littérature médiévale, 1983, p. 161-164). Упомянем, наконец, две конференции последнего времени, организаторы которых ставили, как кажется, вопрос о двойственном статусе поэтов и художников эпохи позднего Средневековья, обсуждая вопрос об их связи и с королевским двором, и с городскими коммунами 1 .

В целом существующие работы позволяют обнаружить по меньшей мере четыре разных понимания термина «городская литература»:

1. Литература, написанная в период развития городов и связанная с образованием новой общественной формации;
2. Литература, так или иначе описывающая город и горожан;
3. Литература, созданная жителями городов – специфическими социальными группами, которые возникают в условиях средневекового города;
4. Литература, которая защищает некие городские ценности.

Таким образом, представляется интересным вернуться к определению термина «городская литература» в связи с анализом конкретных произведений, которые в той или иной степени ассоциируются с литературой средневекового города, с тем чтобы понять, какие критерии позволяют отнести их к этому корпусу текстов. Обсуждение этого вопроса поможет понять, в какой степени термин «городская литература» находит опору в истории средневекового общества и истории средневековых литератур, а в какой, быть может, является концептом, порожденным социологическим подходом к изучению литературы и увязывающим ее эволюцию со сменой так называемых общественных формаций.

На коллоквиуме, помимо этой центральной проблематики, предполагается обсуждение нескольких связанных с ней вопросов:

1) Какой предстает история концепта «городская литература» в различных национальных исследовательских традициях?

2) Можно ли утверждать, что тематика городской литературы, специфический для нее образный строй, а также ценности существуют в той же степени, в какой принято говорить о тематике куртуазной литературы, ее образах и ценностях?

3) Как соотносятся между собой так называемая «дидактическая литература» и «городская литература»?

4) Городская литература и литература позднего Средневековья: как соотносятся эти понятия? Литература позднего Средневековья, вне сомнения, связана с городом сильнее, чем литература предшествующего времени, и однако к ней интересующий нас термин не применяется или во всяком случае систематически не применяется. Едва ли есть поэт, связанный с городом сильнее, чем Данте, – которого тем не менее не включают в рамки городской литературы, как не включают туда, например, и поэтов сладостного нового стиля. За этим отказом, видимо, стоит представление, никогда не высказывавшееся, но латентно присутствующее в термине «городская литература», согласно которому он применяется по отношению к неким маргинальным литературным произведениям, возникающим в рамках города, но не касается «больших писателей» и великих поэтов.

5) Если признать, что за термином «городская литература» стоит некий корпус текстов, каков объем этого понятия? Какие тексты и группы текстов могут быть к нему отнесены? 6) Существуют ли литературные жанры, специфически связанные с городом? Если театр многие исследователи единодушно считают продуктом городской культуры, то, скажем, трактовка фаблио вызывала, как известно, значительные разногласия.

7) Каков статус романа? Прозаические романы создаются в эпоху развития городов, но могут ли они можно ли их отнести к «городской литературе»?

8) Можно ли утверждать, что аллегорическая поэма – жанр городской литературы?

Просим присылать резюме докладов (1 страница) до 1 сентября 2019 организаторам:

Ludmilla Evdokimova: ludmila.evdokimova@gmail.com Françoise Laurent : francoise.laurent@uca.fr

Организационный комитет:

Людмила Всеволодовна Евдокимова, ИМЛИ РАН, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Франсуаза Лоран, Университет Клермон Овернь, Центр по изучению социопоэтики, Клермон-Ферран
Ксения Алексеевна Александрова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ()
Наталья Михайловна Долгорукова, Высшая школа экономики ()

______________________________________________________

1 Ср. конференцию, состоявшуюся в Университете Лозанны (22-24 октября 2009 г.) « Un lyrisme pour la cour, un lyrisme pour la ville? De l´Instructif de seconde rhétorique à Geoffroi Tory (1470-1530) организаторы которой (J.-Cl. Mühlethaler и P.-Y. Tillette) видели свою цель в том, чтобы определить статус поэта в эпоху позднего Средневековья и функции лирической поэзии в это время . Ср., кроме того, вопрос о социальном статусе художников, обсуждавшийся на конференции, которая состоялась в Париже 19-21 июня 2014 г. и была организована Филиппом Лоренцом (Philippe Lorentz, Paris-Sorbonne / Centre André Chastel) и Дагмаром Айхенбергом (Dagmar Eichenberg, Université de Trêves): « Aux origines de l´artiste dans l´Europe médiévale et moderne (1300-1600). Artistes à la ville et artisans à la cour »; проблематика конференции ; программа конференции . Организаторы этой последней конференции прямо формулировали вопрос о двойственном статусе художников рассматриваемого времени, причастных и придворной, и городской культуре.http:http:https:>

01 сентября 2019 г.

Разместить ссылку на материал

20 ноября 2018 г.
СЕКЦИЯ "Благотворительность и социальная политика государства в России XIX – начала XX вв."
30 декабря 2018 г.
МЕЖВУЗОВСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИСТОРИИ
01 сентября 2019 г.
ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
15 октября 2018 г.
XV ОТКРЫТЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР ПСТГУ - 2018
16 октября 2018 г.
"ИСТОРИЯ РАЗРУШЕНИЯ ТРОИ Гвидо делле Колонне в средневековой традиции"
16 октября 2018 г.
ДОКЛАД "Принцип апостоличности в развитии иерархического строя Восточных Церквей во II-IV вв."
17 октября 2018 г.
ВСТРЕЧА СО СВЯЩЕННИКОМ-ВЫПУСКНИКОМ ПСТГУ
18 октября 2018 г.
ЗЕРКАЛА, ОТРАЖЕНИЯ И ДВОЙНИКИ В ПАРИЖСКОЙ «ПЛЯСКЕ СМЕРТИ»
18 октября 2018 г.
СВЯТЫЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ ЗАПАДА
18 октября 2018 г.
ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕАКЦИИ на феномен новых религиозных движений