на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Памятная дата

"Малая закваска"

6 февраля 2011 года исполнилось 20 лет со дня открытия Богословских курсов, которые впоследствии были преобразованы в Богословский институт, а позже - в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. О первых шагах богословского образования для мирян корреспонденту сайта рассказала Ирина Владимировна Щелкачева, секретарь Богословско-катехизаторских курсов:

Работа над созданием Богословско-катехизаторских курсов началась осенью 1990 года. В состав инициативной группы входили отец Владимир Воробьев, отец Глеб Каледа, отец Сергий Романов и отец Аркадий Шатов (ныне владыка Пантелеимон). Чаще всего они собирались в приходском доме отца Димитрия Смирнова, который представлял собой покосившуюся хибару рядом с только что переданным Церкви полуразрушенным храмом святителя Митрофана Воронежского. Внутри было несколько помещений, и в самом главном, отделенном занавеской от плиты и раковины, проходило обсуждение Устава и программы будущих курсов. Долгое время шли споры по поводу названия – «богословские» или «катехизаторские». «Богословские» казалось слишком высокой планкой. Главной задачей курсов было соединить академическую свободу учебного процесса и каноническое послушание священноначалию.

Это было удивительное время подъема, первые годы внезапно наступившей свободы для Церкви. Трудно было поверить в то, что это время продлится, и все невольно оглядывались на прошедшую эпоху и старались предусмотреть возможность ее возвращения. Когда Устав курсов наконец был утвержден, Патриарх Алексий II благословил их открытие.

Учеба началась с большим энтузиазмом. Каждый преподаватель вкладывал в занятия весь свой опыт и знания. Слушатели старались впитывать каждое слово, не пропустить ни одной лекции.

Первое занятие курсов прошло 6 февраля – накануне праздника чудотворной иконы Николо-Кузнецкого храма. Впоследствии он стал институтским, а потом и храмом ПСТГУ. 7 февраля празднуется икона Божией Матери «Утоли моя печали», и в этот же день совершается память митрополита Владимира (Богоявленского), первого архиерея, погибшего в 1918 году от рук большевиков. Это стало основанием выбора на Поместном Соборе 1917–1918 гг. первого воскресенья после 7 февраля (н.ст.) в качестве дня памяти всех новомучеников Российских. Курсы были зачатком богословского образования для мирян – образования нового типа, несущего в себе духовное просвещение. Календарная близость со столь важным для Православной Церкви днем была не случайной. Она являла, вероятно, один из самых важных плодов подвига новомучеников.

Самым ярким знамением при открытии Богословско-катехизаторских курсов стало второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Занятия курсов проходили в помещениях МВТУ им. Баумана, и дорога от метро пролегала мимо Елоховского собора. Именно там, начиная с зимы 1991 года, находились мощи преподобного Серафима. Сейчас мы привыкли к тому, что мощи в Дивеево, что они доступны, но в тот год обретение мощей казалось удивительным, непостижимым чудом. Перед занятиями слушатели заходили в собор и прикладывались к мощам, на обратном пути, когда собор был уже закрыт, мысленно обращались к преподобному Серафиму. Было ясное чувство, что он присутствует при наших занятиях и благословляет нас.

Курсы вначале имели 6 преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. Все делалось впервые: лекции, семинары, доклады по Священному Писанию Нового Завета. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек.

Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций. Один из слушателей-энтузиастов расшифровывал записи лекций и распечатывал их на пишущей машинке (персональные компьютеры были тогда редкостью). Эти записи использовались как своего рода учебное пособие в первую сессию, состоявшую из пяти экзаменов. Унификация требований была делом будущего, и первые экзамены заметно отражали особенности преподавателей.

Отец Глеб Каледа, например, довольно точно угадывал слушателей, имевших высшее техническое образование, и относился к ним с особым благоволением. Преподаватели Московских духовных школ больше ставили хороших и отличных оценок. Отец Владимир Воробьев умел поставить в тупик самыми простыми вопросами, например: «Зачем нужен священник в Таинстве покаяния? Разве перед Богом нельзя покаяться?» Экзамен по Ветхому Завету приходилось сдавать, пользуясь только текстом Библии. В то время не было издано еще ни одного учебного пособия. Многие пользовались книгой протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий», хотя этого было явно недостаточно: уровень курсов оказался довольно высоким, что и позволило всего через год создать на их базе высшее учебное заведение.

Весной первый ректор курсов отец Глеб Каледа был приглашен на работу в только что созданный Отдел религиозного образования и катехизации. В связи с этим отец Глеб попросил переизбрать его с должности ректора, и 29 мая 1991 года на заседании Учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор – протоиерей Владимир Воробьев.

К концу учебного года на курсах осталась только половина слушателей, и, когда осенью был объявлен второй набор, долгое время руководство опасалось, что никто больше учиться не придет, что в Москве больше нет людей с высшим образованием, интересующихся Православием. Теперь, когда прошло уже 20 лет и мы имеем Университет с 10 факультетами, более 3 тысяч выпускников с дипломами государственного образца, эти опасения выглядят наивными. Но и тогда эти опасения не оправдались: на курсы поступило 300 новых слушателей, и занятия продолжались, теперь уже в помещениях 1-й Градской больницы.

Богословско-катехизаторские курсы просуществовали еще один учебный год. Весной 1992 года был создан Православный Богословский институт, получивший имя Патриарха Тихона, и оба набора курсов были зачислены соответственно на второй и третий курсы вечернего отделения Свято-Тихоновского института.

При утверждении Устава Православного Свято-Тихоновского Богословского Института Патриарх не благословил включать Отдел религиозного образования и катехизации в число учредителей. Свято-Тихоновский Институт был учрежден Святейшим Патриархом Алексием II и оставался в прямом его подчинении. В конце 1996 года по предложению митрополита Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) решением Священного Синода Институт был передан в ведение Учебного Комитета.

Исполнив роль закваски для быстро развивавшегося высшего богословского образования, курсы прекратили свое существование.

Беседовал Михаил Данчук

06 февраля 2011 г.

Разместить ссылку на материал

15 ноября 2018 г.
Открылся цикл встреч студентов и преподавателей богословского факультета
11 ноября 2018 г.
Праздник факультета информатики и прикладной математики
11 ноября 2018 г.
В Московской духовной академии состоялся совместный творческий вечер МДА и ПСТГУ
10 ноября 2018 г.
Сто лет не виделись, или Несколько слов о встрече выпускников ФСН
03 ноября 2018 г.
В ПСТГУ провели деловую игру “Сила выбора”
02 ноября 2018 г.
В ПСТГУ открылась выставка древних предметов церковного обихода Эфиопии
02 ноября 2018 г.
На историческом факультете ПСТГУ продолжается работа семинара по древнерусской эпиграфике
30 октября 2018 г.
Традиционный праздник факультета церковных художеств
30 октября 2018 г.
Встреча с Ректором ПСТГУ завершила Интеграционный курс для первокурсников
25 октября 2018 г.
Волонтеры ПСТГУ на конференции по теме: как освещать социальную проблематику в СМИ?