на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Записки миссионера

Православие в Хакасии

В июле четверо студентов миссионерского факультета ПСТГУ участвовали в экспедиции по Хакасии, инициатором и организатором которой стал глава миссионерского отдела Абакано-Кызылской епархии священник Александр Ильин. Методист-организатор УМК МФ Юлия Власенко руководила студентами, хором управляла регент храма Свято-Димитриевского училища Доронина Галина. В поездке принимали участие священники и прихожане епархии. Экспедицию принимали десять населенных пунктов Ширинского и Баградского районов, где была шесть раз совершена Божественая Литургия и крещено около 600 человеки. Перед каждым Крещением проходили огласительные беседы.

Пять часов воздушного перелета и семь часов на автобусе от Красноярка до Абакана меж сопок и бесконечных степей… И мы на месте!

Абакан – небольшой город, численность населения которого составляет всего 163 тыс. жителей. Тем не менее, это столица южной окраины Сибири – республики Хакасия. Итак, Абакан – столица, только в миниатюре. Здесь есть всё для жизни: несколько высших и среднеспециальных учебных заведений, самые значимые из которых - Хакасский государственный университет (ХГУ) и технический институт (ХТИ). Местный телецентр ГТРК «Хакасия» знакомит жителей с программой телепередач телеканалов «Россия», «СТС», «ТНТ». А радиоточка доносит волны радио «Алла», «Маяк» и «Шансон».

Река, на которой стоит город, одноименна названию столицы, и, кстати говоря, более внушительна, чем Москва-река.

Есть даже свой поселок Бородино и своя «Рублевка» - элитный Белый Яр недалеко от города, где нас и разместил настоятель местного храма, руководитель миссионерского отдела епархии и нашей экспедиции отец Александр Ильин. Правда, хакасская «рублевка» сильно уступает московской, но интересен сам факт.

Есть здесь и аэропорт, а Саяно-Шушенская ГЭС придаёт республике всероссийскую известность и значимость.

В Абакане работает национальный краеведческий музей, двор которого украшает каменная «баба», которая, как говорят краеведы, помогает от бесплодия. Но, судя по численности хакасского народа (65,421 чел., что составляет 12% от населения Хакасии) или «баба» понизила свою квалификацию, или местные краеведы не очень красочно об этом рассказывают. Кстати, о местном населении: нам практически не встречались хакасы на улицах города. Такое ощущение, что все коренное население (или родственные им тюркские народы) проживает в Москве в Щелковском районе. По крайней мере, там их встретить куда легче… Вскоре нам объяснили, что столичные хакасы – это, так сказать, национальная элита. Они занимают самые ответственные государственные посты республики. И раз уж московские «звезды» не ездят в метро, то и хакасская аристократия не пользуется общественным транспортом. Но повстречаться с коренными жителями нам все-таки посчастливилось, когда 12 июля в день памяти святых апостолов Петра и Павла началась наша миссионерская деятельность. Божественную Литургию мы служили в хакасском посёлке Аскиз.

Если Абакан – это русский центр республики, то Аскиз – хакасский. Русские здесь встречаются так же редко, как и хакасы в Абакане (только причины этого несколько иные).

День памяти Петра и Павла – престольный праздник Аксиза. И это был незабываемый праздник! Маленькая церковь – приспособленное под храм здание то ли магазина, то ли почты (обычное дело для Хакасии - так начиналась история практически каждого православного прихода). Настоятель храма – иеромонах Викторин (Тюндешев) – хакас по национальности. В храме на богослужении стоят одни хакасы – дети, мужчины и женщины, бабушки и дедушки. С икон на них смотрят Господь, Богородица и родные православные святые. Но вот только разрез глаз на ликах такой же, как и у молящихся в храме. Потрясающе!

Отец Викторин рассказал нам, что обычно богослужение ведется на хакасском языке, но наш хор попросили петь Литургию, естественно, на церковно-славянском. Исконная религия хакасов – шаманизм. С начала XVIII века хакасы стали обращаться в Православие.

В настоящее время на территории Абакано-Кызылской епрахии, куда входят республики Хакасия и Тыва, 38 приходов, большинство которых открыто в недавнее время. Многие располагаются в приспособленных для совершения богослужения помещениях бывших магазинов, детских садов и т. п.

Местное население в большинстве своем крещено в православную веру, но при этом и народные шаманские обычаи не забыты. Например, если приходится хоронить крещеного хакаса, то после совершения отпевания православным священником обычно приглашается шаман для совершения своего обряда. Радует хоть то, что православному священнику отдается первое место.

Священников в епархии катастрофически не хватает, что в принципе не ново для Русской Православной Церкви за пределами Московской области. Мы познакомились с благочинным Северного округа иеромонахом Лазарем (Казанцевым). Он является настоятелем 15 приходов в своем благочинии и до недавнего времени единственным священником (год назад появился еще один). Чтобы хотя бы раз в месяц служить Литургию в каждом храме, отцу Лазарю приходится круглогодично путешествовать по благочинию. И всё равно в десятках (если не сотнях) поселков священник не появлялся уже десятилетия.

Один из таких поселков – Советская Хакасия. Маленькое поселение на берегу Красноярского моря. Численность населения – 100 – 150 чел. Наше пребывание там было надолгим – 3 часа, только для огласительных бесед и совершения Таинства Крещения. Нет возможности стоять долго в таких малонаселенных поселках.

Новость о нашем приезде моментально облетела поселок. Люди крестились семьями, всего около 70 человек (половина населения поселка!). В разговоре с местными мы выяснили, что последний раз священник был здесь 10 лет назад: одна из жительниц пригласила батюшку отпеть своего усопшего мужа. Узнав об этом, местные жители прибежали с просьбами покрестить, освятить, исповедать. С тех пор священника в поселке не было.

О проблемах Православной Церкви в Хакасии можно говорить долго, но они такие же, как и в большинстве епархий Русской Православной Церкви – нехватка священников, миссионеров, певчих, учителей воскресных школ и… средств к существованию.

Что еще хочется сказать о Хакасии? Это богатейший район – целебные соленые озера и минеральные источники, чистейшие стремительные реки, богатые рыбой, кедровые леса, бесконечные степи и высокие сопки, скрывающие залежи железа, золота, угля и других минералов. Но главное богатство – это, конечно же, люди!

В поселке Шира мы познакомились с русскими иммигрантами, вернувшимися на родину после Второй Мировой войны.

Многие из жителей поселка – потомки забайкальских казаков, которые после разгрома белогвардейских частей в 1922 году ушли в Маньчжурию (северо-восточная часть Китая). На чужбине, в условиях репрессий и политического давления со стороны Японии (с 1932 по 1945 года на территории Маньчжурии было образовано государство Маньчжоу-Го, которое контролировалось Японией и целиком следовало её политике), русские казаки смогли сохранить Православную веру и воспитать в этой вере своих детей. Во время Второй Мировой Войны японцы очень надеялись на помощь казацких войск в борьбе с Советским Союзом. Для этого среди русского населения Маньчжоу-Го активно велась антисоветская пропаганда. Но вопреки надеждам японцев казаки отказались воевать против своего народа.

Красную Армию в 1945 году русское население Маньчжой-Го встречало хлебом-солью и слезами радости. Но вскоре последовали ссылки в советские лагеря тех самых атаманов, которые, рискуя своей жизнью, не стали воевать против своего народа. Для многих из них долгожданное возвращение на родину обернулось сборами в последний путь: из советских лагерей мало кто возвращался. Тем не менее, когда Советская власть позволила иммигрантам вернуться, многие семьи с радостью стали собирать вещи. Поселок Шира стал одним из пунктов, где позволено было селиться казакам из Маньчжурии. Эти семьи на новое место жительства, кроме скудных пожитков, принесли нечто большее – веру в Господа Иисуса Христа. Всё это мы узнали от внука одного из тех атаманов, кому довелось доживать последние дни жизни в лагере. Кстати, именно потомки забайкальских казаков являются самыми активными прихожанами местного храма. А храм в Шире не простой, он, если так можно сказать, «настоящий»: из красного кирпича, с куполами и колокольней, а внутри – старинные иконы и хоругви. Как будто Православие здесь имеет вековую историю!

Дело в том, что ширинский Михайло-Архангельский храм был построен на деньги русских иммигрантов, присланных из Австралии, Америки и других стран, где они осели. Сюда же присылали и многие святыни, которые русские казаки и белые офицеры увозили с собой после гражданской войны.

Говорить о гостеприимном и хлебосольном сибирском народе можно очень долго. Но, наверное, пора заканчивать наши путевые заметки.

Хочется добавить, что мы очень благодарны отцу Александру Ильину – инициатору и руководителю этой экспедиции – за его отеческую заботу о каждом участнике миссии. Очень надеемся, что эта поездка стала первой, но не последней миссионерской экспедицией.

Юлия Власенко

12 сентября 2010 г.

Разместить ссылку на материал

15 ноября 2018 г.
Открылся цикл встреч студентов и преподавателей богословского факультета
11 ноября 2018 г.
Праздник факультета информатики и прикладной математики
11 ноября 2018 г.
В Московской духовной академии состоялся совместный творческий вечер МДА и ПСТГУ
10 ноября 2018 г.
Сто лет не виделись, или Несколько слов о встрече выпускников ФСН
03 ноября 2018 г.
В ПСТГУ провели деловую игру “Сила выбора”
02 ноября 2018 г.
В ПСТГУ открылась выставка древних предметов церковного обихода Эфиопии
02 ноября 2018 г.
На историческом факультете ПСТГУ продолжается работа семинара по древнерусской эпиграфике
30 октября 2018 г.
Традиционный праздник факультета церковных художеств
30 октября 2018 г.
Встреча с Ректором ПСТГУ завершила Интеграционный курс для первокурсников
25 октября 2018 г.
Волонтеры ПСТГУ на конференции по теме: как освещать социальную проблематику в СМИ?