на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Тема недели

Алексей Лосев: философ, ученый, монах

24 мая 2015 г. на Ваганьковском кладбище в Москве поминали великого русского мыслителя Алексея Федоровича Лосева. Панихида по Алексею Лосеву традиционно проходит каждый год уже четверть столетия. В этот раз ее отслужили декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков, протоиерей Алексий Бабурин, протоиерей Александр Виноградов и протоиерей Феликс Стацевич.

Голоса священников и певчих – Дмитрия Ковалёва с сыновьями – торжественно звучали среди кладбищенской тишины, но они не произносили имя Алексей, а Андроник.

Тайный монашеский постриг под именем монаха Андроника русский философ принял в год «великого перелома» – в апреле 1929, за год до ареста, суда и отправки в лагерь на Беломоро-Балтийский канал.

Хотя на могиле стоит его мирское имя «Алексей Федорович Лосев», но о духовном пути напоминает начертанная на могильном кресте
строка из псалма: «Во Имя Твое спаси мя!». Философ и монах не только всю жизнь посвятил раскрытию сущности имени, но и был последователем древней христианской традиции исихазма, был непрестанным делателем иисусовой молитвы, состоящей в призвании имени Божиего «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя», а также сторонником философского описания этой практики - имяславия, вызвавшего острую дискуссию в начале ХХ в. Вслед за Флоренским, Лосев говорил: «Бог не есть имя, но Имя — Бог».

Символично, что Алексей Федорович Лосев – монах Андроник предстал пред Богом в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Вся жизнь его была связана с просветителями славян, начиная с того, что в его гимназии был храм Кирилла и Мефодия, закачивая тем, что свое последнее сочинение – речь, предназначенную к празднованию 1000-ления крещения Руси, Алексей Федорович посветил солунским братьям. Он не успел ее прочитать, за него это сделала тогда в 1988 г. его ученица и наследница Аза Алибековна Тахо-Годи.

Хотелось бы упомянуть еще об одном совпадении, о котором мало кто знает. Друг и соратник Алексея Лосева Александр Борисович Салтыков - отец протоиерея Александра Салтыкова родился в этот же день. Отец Александр подошел к могиле своего отца, находящей на том же кладбище и почтил его память.



После панихиды все собравшиеся лосевские ученики и почитатели его творчества поехали на Старый Арбат, в Библиотеку истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Хранительница лосевского наследия, председатель Культурно-просветительского общества «Лосевские беседы», заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Аза Алибековна Тахо-Годи рассказала собравшимся о новых изданиях книг Лосева и о Лосеве, в том числе о переводе его лагерной переписке на французский язык по инициативе профессора Жоржа Нива.

О том, как проводятся лосевские идеи в жизнь – духовную, культурную, научную и педагогическую, – говорили проректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского профессор Константин Владимирович Зенкин, доцент филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Михайловна Савельева, заведующий кафедрой латинского языка и медицинской терминологии Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Юрий Федорович Панасенко, директор «Дома А.Ф. Лосева» Валентина Васильевна Ильина, научный сотрудник «Дома А.Ф. Лосева» Виктор Петрович Троицкий, председатель
Лосевской комиссии Научного совета «История мировой культуры» РАН, профессор филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Аркадьевна Тахо-Годи. Протоиерей Алексий Бабурин рассказал о своем цикле «Верою познаем», который он ведет уже больше года в «Доме А.Ф. Лосева».

В центре этого вечера памяти был и разговор о двух недавно вышедших в свет лосевских книгах – «Проблема символа и реалистическое искусство» и тысячистраничного тома «На рубеже эпох», включающего ранние работы, в том числе такие актуальные до сих пор, как написанный в 1921 г. доклад «О методах религиозного воспитания».

В конце вечера начинается скромное чаепитие, на накрытых столах чай, вина, сок, торт и конфеты. «Берите конфеты, их любил Алексей Федорович», - приглашает к столу Елена Аркадьевна Тахо-Годи. По этому поводу отец Александр Салтыков вспоминает шутку, слышанную им много лет назад от одного монаха в Троице Сергиевой Лавре: «Конфеты любят мухи и монахи».

После вечера памяти Алексея Лосева Азу Алибековну Тахо-Годи окружают пришедшие, чтобы сказать слова любви и благодарности, а также получить автографы на книгах Лосева.

Через час все уходят, оставляя Азу Алибековну уставшей, но радостной. Я тоже подхожу, чтобы поблагодарить ее за ее многолетний труд, и не удерживаюсь от того, чтобы задать вопрос, что Алексей Федорович говорил о Кирилле и Мефодии, может быть что-то из его мыслей не попало в его речь 1988 года? Нет, его жизнь была связана с Кириллом Мефодием, но трудно вспомнить что-то такое особенное, о чем ещё не писалось - отвечает она.

- Молодой человек, - неожиданно говорит Аза Алибековна, - а вы знаете, что недавно произошло с проектом строительства храма Кирилла и Мефодия в МГУ?
- Когда? Что? – не понимаю я.
- Буквально месяц назад подписывали у деканов всех факультетов Московского Университетаписьмо с просьбойпостроить на территории университета на Воробьевых горах храм, посвященный Кириллу Мефодию. И что бы вы думали? Все деканы согласились кроме двух декана медицинского и биологического факультетов. Вот материалисты! - восклицает Аза Алибековна, используя это греческое слово для обозначения нравственных качеств современных просветителей.
- Спрашивали только у деканов, среди студентов опрос не проводили? – спрашиваю я.
- Нет - считается, что деканы представляют студентов.
- Вот это была ошибка, потому что более половины студентов МГУ верят в Бога, - я вспоминаю цифры недавно прочитаного опроса, кроме того, университет это не только преподаватели – без студентов он не существуют, поэтому их надо спрашивать в первую очередь.
- Возможно, вы правы, но это слишком сложно и долго делать. Хотя сейчас существует возможность голосовать через интернет, - Аза Алибековна сама предлагает возможный вариант решения проблемы опроса студентов.
- Что вы считаете нужно делать, чтобы храм Кирилла и Мефодия появился на территории МГУ на Воробьевых горах?
- Вы знаете, надо много работать, чтобы убедить в этом людей. Когда-то очень много сил пришлось потратить на то, чтобы первый домовый храм МГУ мученицы Татианы вернуть Церкви, чтобы он перестал быть театром и снова стал храмом. Теперь задача сложнее. На  территории МГУ на Воробьевых горах  никогда не было храма, и, чтобы он там появился, наверное, нужно чудо.

Благодарим за помощь в подготовке материала доктора филологических наук, Председателя Лосевской комиссии Научного совета «История мировой культуры» РАН Елену Аркадьевну Тахо-Годи.




 

Фото  и текст Александр Филиппов


29 мая 2015 г.

Разместить ссылку на материал

HTML код для сайта или блога
02 декабря 2016 г.
Экскурсия добровольцев ПСТГУ в Марфо-Мариинскую обитель
01 декабря 2016 г.
Студенты исторического факультета посетили психоневрологический интернат
28 ноября 2016 г.
В Актовый день Университета прошел студенческий праздник
24 ноября 2016 г.
Студенты и преподаватели исторического факультета посетили парк-усадьбу Царицыно
23 ноября 2016 г.
Добровольческий корпус на Актовом дне ПСТГУ-2016
15 ноября 2016 г.
Добровольческий корпус ПСТГУ принял участие в акции «Народный обед»
14 ноября 2016 г.
На факультете информатики и прикладной математики прошёл праздник факультета
08 ноября 2016 г.
Медиевистический семинар ПСТГУ. Доклад Йорга Зоннтага «Коммуникация через игру. Средневековые монахи и монахини как создатели и распространители увеселительных игр»
07 ноября 2016 г.
Добровольческий корпус ПСТГУ вновь навестил детей в больнице
07 ноября 2016 г.
Студенты и преподаватели ФЦХ совершили экскурсионную поездку во Владимир и Боголюбово