на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Проекты ПСТГУ

Что дает и чего не дает, что обещает и чего не обещает православный университет?

Приходя в высшее учебное заведение, современный абитуриент (как и его родители) ожидает, что в этом заведении его подготовят к дальнейшей жизни, снабдят запасом знаний, умений и навыков, которые в этой жизни ему пригодятся. Он ждет, что получит профессию, станет специалистом, и это позволит ему устроиться на интересную работу, хорошо зарабатывать, обеспечивать в будущем семью и пользоваться уважением.

Отвечает ли этим ожиданиям православный университет и его богословский факультет? Можно ли считать теологию, религиоведение или философию такими специальностями?

На мой взгляд, скорее, нет. Больше того, университет, особенно, православный, в общем-то и не должен этого обещать. На это существуют профессиональные учебные заведения, как средние, так и высшие, как бы они ни назывались в наше, не очень аккуратное в словах, время. Человек, которого интересует это и только это, может далее не читать.

Добавлю только, что обещание профессии и в последнем случае по большому счету иллюзорно. Как показывает практика только 20 – 40 % выпускников устраиваются на работу по своей узкой специальности и этот процент тем ниже, чем более образование узкопрофессиональное. Государственная система распределения, к счастью или несчастью, ушла в прошлое, и среднестатистический выпускник по получении диплома неизбежно оказывается наедине со своей свободой и своей судьбой, в осуществлении которой никто ему не поможет. Справиться с этими трудностями он сможет в том случае, если он будет готов к ним как человек.

Именно здесь возникает тема университета. Почему?

Смысл университета, и в особенности это касается конфессионального, церковного университета, в том, что, в отличие от специальных учебных заведений, он готовит не просто узкоспециализированного профессионала, а человека как такового. Студент здесь не просто получает частную, пусть и подробную, информацию из некоторой области, не просто осваивает стандартный набор операций, необходимых для получения стандартного результата. Он погружается в целостный универсум знаний, которые открывают ему мир духовных реальностей. Он соприкасается с этим миром, вживается в него, осваивает его ценности, и сам при этом формируется ими, обретает свой собственный неповторимый духовный склад, который блаженный Августин когда-то назвал ordo amoris — порядок любви. Какой бы жизненный путь он ни избрал в дальнейшем, этот сформированный им порядок любви станет прочной основой для сознательного и свободного, а не пассивного и вынужденного движения по этому пути.

Итак, наиболее существенное качество, которое может дать университет, это, пожалуй, сознательное отношение к действительности, способность понимать себя и окружающий мир, готовность на основе этого понимания выстраивать свое отношение к миру.

Университетское образование делает человека способным стать тем, кем он захочет стать. Университет дает возможность самостоятельно сформировать тот набор знаний и умений, который понадобится человеку в его жизни после окончания вуза, в том числе, в его профессиональной деятельности.

Тем самым предлагается огромная свобода и налагается огромная ответственность. Готов ли человек к тому, чтобы их понести? Именно с этого вопроса начинается проблематика христианства. Светский университет и здесь предоставляет человека самому себе.

Это не значит, что Университет не дает профессиональных навыков или специальных знаний и умений. В этом смысле выпускник отделения религиоведения на богословском факультете вполне подготовлен к профессиональной деятельности, связанной с изучением религиозной ситуации в России и мире, в первую очередь Православия, его значения и влияния на историю и современную жизнь. Есть возможность освоить и узкоспециальные профессиональные навыки – социологических исследований религии или государственной службы в сфере государственно-конфессиональных отношений. Но это не все.

Православный университет, кроме этого, ставит человека перед Лицом Бога как Абсолютной Ценности и Абсолютного Бытия. Мы верим, что Бог обращается к каждому человеку, что Он призывает его к определенному служению, дает ему определенное послушание в этом мире. Мы верим, что Бог спасает человека и его дело, когда на пределе своих возможностей человек познает ограниченность своей ответственности. Мы верим, что наше познание Бога, мира и самих себя благословляется в воплощении Бога-Слова.

Может быть, именно в православном университете, человек, если он всерьез проживает и применяет к самому себе получаемые здесь знания, в наибольшей степени имеет возможность подготовиться к тому, чтобы услышать этот призыв и откликнуться на него из той сознательной, просвещенной свободы, которую дает высшее образование.


Константин Михайлович Антонов,
доктор философских наук,
заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры
Богословского факультета

.
11 июня 2012 г.

Разместить ссылку на материал

15 ноября 2018 г.
Открылся цикл встреч студентов и преподавателей богословского факультета
11 ноября 2018 г.
Праздник факультета информатики и прикладной математики
11 ноября 2018 г.
В Московской духовной академии состоялся совместный творческий вечер МДА и ПСТГУ
10 ноября 2018 г.
Сто лет не виделись, или Несколько слов о встрече выпускников ФСН
03 ноября 2018 г.
В ПСТГУ провели деловую игру “Сила выбора”
02 ноября 2018 г.
В ПСТГУ открылась выставка древних предметов церковного обихода Эфиопии
02 ноября 2018 г.
На историческом факультете ПСТГУ продолжается работа семинара по древнерусской эпиграфике
30 октября 2018 г.
Традиционный праздник факультета церковных художеств
30 октября 2018 г.
Встреча с Ректором ПСТГУ завершила Интеграционный курс для первокурсников
25 октября 2018 г.
Волонтеры ПСТГУ на конференции по теме: как освещать социальную проблематику в СМИ?