на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Проекты ПСТГУ

«Конкурс показал острую необходимость подготовки педагогических кадров»

Педагогический факультет ПСТГУ совместно с Московским институтом открытого образования (МИОО) провел в 2011-2012 учебном году первый в России конкурс «Лучший учитель по Основам православной культуры (ОПК)». На вопросы корреспондента сайта об итогах конкурса ответили члены конкурсной комиссии (на фотографии):
Комарова Т.П. – заведующая учебно-методическим кабинетом педагогического факультета,
Разорёнова Е.Л. – к.пед.н., доцент,
Абрамов С.И. – заведующий кафедрой общей педагогики, к.пед.н., старший преподаватель,
Валькова Е.В. – заместитель декана педагогического факультета по заочному отделению, преподаватель,
Агеева А.В. – старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования
.

Как возникла идея проведения конкурса


В прошлом году сотрудники педагогического факультета Свято-Тихоновского университета (ПСТГУ) и Московского института открытого образования (МИОО) договорились о совместном проведении московского регионального конкурса «Лучший учитель ОПК». Предполагалось, что такой конкурс сможет выявить активных педагогов московского региона, что в преддверии введения курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) явилось бы первой ступенью создания методического объединения учителей Москвы и Московской области. Однако столичных педагогов значительно опередили их коллеги из российских регионов. Больше всего работ было прислано из Белгородской области и Волгограда.

Количество работ, принявших участие в конкурсе

В конкурсе «Лучший учитель ОПК» приняли участие 51 педагог из 25 городов, 16 областей, Краснодарского и Красноярского края РФ, также была представлена одна работа из Приднестровья. Наряду с педагогами в конкурсе принимали участие аспиранты и соискатели педагогических университетов. Наибольшее число работ принадлежало все же тем, кто уже имеет опыт преподавания ОПК в школах.

Конкурсный отбор прошли работы 35 участников. К награждению дипломами первой степени представлены 12 участников, грамотами – 16, сертификатами – 7. Наряду с конспектами уроков и сценариями мероприятий были присланы глобальные авторские программы по духовно-нравственному воспитанию в школе. Была интересная находка из Приднестровья: письма детей к Богу.

Кто и по каким критериям оценивал работы

Рецензировали присланные на конкурс работы преподаватели педагогического факультета ПСТГУ и сотрудники лаборатории ЮНЕСКО Московского института открытого образования. Прежде всего, оценивались самостоятельность и цельность работы. Особое внимание уделялось различного рода инновациям и творческим изобретениям. В педагогической деятельности важен профессионализм, поэтому большое значение для оценки имело оформление работы.

Наиболее яркие работы конкурса

На конкурс было прислано очень много краеведческого материала. Из Краснодара, к примеру, было получено большое количество работ, посвященных казачеству и специфической местной культуре. Особенно порадовали работы краеведческого плана из маленьких сел, неизвестных деревенек: они показали преданность учителей своему делу. Даже с пятью учениками в классе эти люди стараются сделать свой курс эффективным и интересным.

Изучать ОПК на примере местных святынь очень продуктивно. Учитель организует детей как следопытов. Один преподаватель прислал целую серию исследовательских работ его детей, а о себе и своей методике - ничего. Причем это была не индивидуальная работа детей, а весь класс выполнял задание, проводил исследование, а потом составлял доклад. Видно, что работа идет, но, к сожалению, не было объяснений, как педагог этого добился, а ведь его способ обучения могли бы взять себе на вооружение другие педагоги.

Очень много было интересных интегрированных курсов. В основном это литература и православная культура. Были работы по интеграции ИЗО и ОПК, методики преподавания церковнославянского языка. Они не связаны непосредственно с темой конкурса, это узко специализированные курсы. Тем не менее, эти творческие находки, методические приемы, дидактические игры с детьми были тоже интересны.

Всех нас заинтересовала программа кружка «Клиросный хор». Дело в том, что система гласов сложна для начальной школы. Должна быть охрана детского голоса. В работе очень мудро, с пониманием дела идет постепенное развитие: сначала ектеньи, потом песнопения посложнее.

Была интересная работа, посвященная учебнику ОПК диакона Андрея Кураева. Преподаватели начали поурочно разрабатывать методику преподавания и иллюстрировать её, но не для детей, а для педагогов. Эта глобальная работа – порядка 300 иллюстраций – вполне может быть использована как наглядное пособие к учебнику.

Об уровне подготовки участников

В плане педагогическом уровень достаточно высок. Видно, что люди работают не первый год в школе, у них есть свои уникальные методические наработки. С богословской точки зрения, однако, было очень мало достойных работ. В который раз мы убедились в том, что необходимо систематическая работа по повышению квалификации педагогов в сфере православного богословия и культуры. Почти во всех работах – где-то больше, где-то меньше - встречается довольно серьезная ошибка: за православное предание выдаются народные традиции данного региона, которые часто имеют языческие корни. И это не просто упоминается, а акцентируется и смешивается с православием, хотя это в корне неверно.

Понятно, что люди много лет были оторваны от Церкви, поэтому они часто допускают в своей практике такие вещи, которые несоединимы с церковным преданием. Например, утверждается, что по православной традиции после зимы домашний скот можно выгонять только на праздник Георгия Победоносца. Действительно, во многих монастырях так поступают до сих пор. Но это не значит, что указанный день имеет какое-то сакральное значение для пастухов и фермеров. Просто долгое время русские люди жили церковным календарем, поэтому так и сложилось.

Другой педагог предлагает проводить детские спектакли, где маленькие актеры должны изображать Христа и Богородицу. Это неприемлемо для православного человека. Потеря преемственности духовного опыта отражается в опыте работы педагогов, и это одна из ключевых проблем современного образования. Будем надеяться, что образовательные проекты и конкурсы, подобные нашему, будут способствовать решению этой проблемы.

Трудности, с которыми столкнулись участники

Во время работы комиссии наибольшее количество претензий вызывала именно формальная сторона: качество и уровень оформления конкурсных работ. Многие из них оформлены частично, не доведены до конца, часто отсутствуют формулировки целей и задач, нет описания используемого оборудования, не обозначена структура работы. Были интересные работы, которые не подходили по теме конкурса. Иногда приходилось знакомиться с отдельными фрагментами урока или программы. Были и такие работы, содержание которых не соответствовало их названию. Например, в заявке на участие работа названа конспектом урока. При проверке оказывается, что это не конспект, а просто развернутый план. Как методическое пособие его нельзя использовать. Конспект предполагает вопрос учителя и ответ ученика. Должна быть видна логика урока, т.к. часто начинающие преподаватели сомневаются, правильно ли они сами ответят на вопрос. Программы, в свою очередь, должны подтверждаться определенным объемом конспектов уроков, чтобы было видно, как эта программа работает. На конкурс программы присылали в лучшем случае с одним конспектом, что явно недостаточно.

Рабочие тетради, например, можно было бы рекомендовать как методические пособия, но в них зачастую не указано, откуда взят материал, обозначен только составитель. Мы отмечали работы таких педагогов за проявленное старание, за творческий труд. Приятно видеть, что в разных концах страны и даже за ее границами люди работают над проблемой преподавания ОПК в школе. И пусть кто-то прислал один конспект, кто-то – программу, а кто-то – проект по нравственному воспитанию. Главное, что работа начата.

Этот конкурс был первым и очень ценным опытом. Он выявил конкретные проблемы преподавания ОПК, с которыми можно и нужно работать. Надеемся, что у этого конкурса большое будущее. Тем более что с сентября во всех четвертых классах России вводится изучение основ религиозных культур и светской этики. Очень много педагогов и школьников приступят к изучению Основ православной культуры. А значит, востребованность конкурсов для педагогов в этой сфере станет больше.

Номинации следующего конкурса 2012-2013 года


Основные требования к работам участников будут сформулированы в Положении о конкурсе, которое в настоящее время дорабатывается. Официально о начале второго конкурса будет объявлено в сентябре 2012 года. Однако названия номинаций и ряд пожеланий для участников мы уже готовы озвучить сегодня.

Номинации конкурса будущего года:


1. Учебные программы
Программы для общеобразовательной школы (программы воспитательной работы, учебных курсов, факультативов, кружков и студий)

2. Конспекты занятий
Конспекты занятий (конспекты уроков православной культуры, конспекты интегрированных уроков, сценарии внеклассных мероприятий)

3. Дидактический материал
Рабочие тетради, презентации, сборники заданий, самодельные наглядные пособия, раздаточный материал

4. Организация творческой деятельности учащихся
Методические материалы по организации исследовательской, социальной, патриотической и иной деятельности учащихся с использованием их творческого потенциала

5. Духовное краеведение
Учебные материалы, связанные с краеведческой работой и изучением святынь родного края

6. Начала духовного образования
Авторские программы и методические материалы, разработанные специально для воскресных школ, церковноприходских учебных заведений, православных гимназий

7. Методика преподавания курса «ОРКСЭ»
Методическое сопровождение курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Обязательные требования к работам, предъявляемым на конкурс

Эти требования заключаются в следующем:
- Адекватная интерпретация богословских положений, их соответствие православному вероучению.
- Цельность работы и соблюдение стандартов ее оформления. Должны быть указаны цели, задачи урока или программы. Необходима пояснительная записка к работе.
- Корректное использование чужих работ: при использовании литературных произведений, репродукций, картин – обязательно указывать авторов, чьи произведения используются. При использовании материалов, частично или полностью помещенных в интернете, необходимо давать ссылку на источник.

В этом году на конкурсе случались анекдотичные ситуации, когда присылали методические материалы, сделанные членами конкурсной комиссии, преподавателями педагогического факультета ПСТГУ, и размещенные на сайте университета.

Планы на будущее

Конкурс показал острую необходимость построения системы подготовки педагогических кадров. Вероятно, нашему университету придется взвалить на себя ношу по ее разработке. Во-первых, мы работаем в этом направлении уже много лет. А во-вторых, кто, если не мы? Конечно, такое дело нужно делать сообща. В ПСТГУ много факультетов, которые плодотворно работают в образовании. Пора нам выходить на новый уровень.



Подготовил Михаил Данчук


01 июля 2012 г.

Разместить ссылку на материал

18 декабря 2017 г.
В ПСТГУ показали спектакль для детей «Зима в маленьком домике»
13 декабря 2017 г.
Автор учебника по Основам православной культуры провел семинар на педагогическом факультете
12 декабря 2017 г.
Социально - миссионерская экспедиция студентов ФСН
05 декабря 2017 г.
Интервью с участниками Добровольческого корпуса ПСТГУ в Международный день добровольца - 5 декабря
01 декабря 2017 г.
Добровольцы ПСТГУ регулярно навещают больных детей
30 ноября 2017 г.
Преподаватели кафедры социальной работы выступили на епархиальной конференции «Церковное служение ближнему в современных условиях»
26 ноября 2017 г.
Студенты ПСТГУ приняли участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» в Николо-Угрешской Духовной семинарии
26 ноября 2017 г.
Добровольцы из Свято-Тихоновского университета: Внимание - лучшее лекарство
25 ноября 2017 г.
На кафедре романской филологии 25 ноября состоялся традиционный праздник романской кухни
23 ноября 2017 г.
Открыт прием заявок на III Студенческий бал ПСТГУ (добавлено расписание мастер-классов)