на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Проекты ПСТГУ

Философия Аристотеля: интеллектуальная археология или актуальная мысль?

В рамках международного проекта кафедра философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета пригласила прочитать цикл лекций по философии Аристотеля известного французского переводчика и исследователя античной философии, почетного директора CHSPAM Национального Научного центра Франции Пьера Пеллегрэна. 22 сентября 2014 г. французский исследователь, который занимает почетное место в современном французском аристотелеведении, прочтет лекции по «Физике», «Метафизике» и «Политике» Аристотеля.

Вашему вниманию предлагается интервью с Пьером Пеллегрэном. Оно было подготовлено и проведено доцентом кафедры философии ПСТГУ Г.Н. Самуйловым. Тема и вопросы к интервью были выбраны в расчете на широкую университетскую публику и студентов разных факультетов.


Все люди от природы стремятся к знанию.
Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям:
ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них
самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать,
мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того,
чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать.
И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует
нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах].
Аристотель, Метафизика, кн.1, гл.1

Г.Н. Самуйлов: Господин Пеллегрэн, мы рады приветствовать Вас в нашем Университете. Особенно радостно осознавать, что это происходит вопреки обстоятельствам, которые складывались не самым благоприятным образом. Среди них были и остаются сложности, связанные с кризизом и военными действиями в Украине. Поскольку французское общество и правительство находятся в фарватере сильного идеологического давления, то существует реальная опасность приостановки и замораживания научных контактов и плодотворного взаимодействия с российским центрами. Это может выражаться, прежде всего, в приостановке финансирования со стороны французского правительства. Во Франции, как известно, образование в своей основе является государственным. Вместе с тем следует признать, что во французском обществе существует значительное количество людей, которые поддерживают Россию.

Другим препятствием могла стать объявленная во Франции общенациональная забастовка работников аэропортов и авиаперевозок, плюс угроза закрытия воздушного сообщения для некоторых западных компаний Россией в качестве зеркальной реакции на санкции Евросоюза. Ко всему этому добавились и некоторые частные обстоятельства. Но все эти опасения и трудности остались позади, они были преодолены, и у нас есть теперь возможность открыть наш проект замечательным циклом Ваших лекций.


Будем рады, если наш проект послужит примером того, как вопреки негативным настроениям, сложной политической ситуации и разрушительным тенденциям удается сохранять плодотворные связи между российским и французским академическим сообществом.

Обращаясь уже непосредственно к предмету Ваших лекций, очень важно сразу отметить, что наряду с тем фактом, что область Ваших исследований относится к фундаментальной гуманитарной науке, и Вы занимаетесь кропотливым доскональным исследованием текстов Аристотеля, Вы самым непосредственным образом находитесь в гуще актуальных процессов, которые наблюдаются во французской философской культуре в целом, и в аристотелеведении в частности. Для меня Вы являетесь представителем и примером ученого, который находится в самом эпицентре современных французских усилий в овладении аристотелевским наследием. Вы имеете самое непосредственное отношение к блистательному, уходящему уже поколению ученых, поскольку Вы учились и работали, например, совместно с Жаком Брюнсвигом и Пьером Обэнком. С другой стороны, среди Ваших учеников одни из самых активных и уже известных ученых такие, как Давид Лефевр, Марван Рашед или Пьер-Мари Морель и другие. Также важно, что Вы прекрасно понимаете и знаете, какое место занимает французское аристотелеведение в мире, и вместе с тем можете сравнивать, как обстоят дела в англосаксонском мире, поскольку Вы много лет преподавали в Принстонском университете.

Все вместе дает нам замечательную возможность познакомить российскую университетскую публику с современным состоянием дел в рассматриваемой области мировой науки. Надеюсь, что дни Вашего пребывания в Москве будут плодотворными и принесут всем участникам пользу и радость от совместного общения.

Осмелюсь предложить Вам несколько довольно общих вопросов, которые позволят нам представить Вас российской интеллектуальной публике.


- Название проекта «Аристотель сегодня и его влияние на общеевропейскую культуру» призвано подчеркнуть, что настоящая философия не умирает. Она остается живой навсегда с момента своего рождения и нужно только суметь прислушаться и услышать то, о чем и как она говорит. Могли бы Вы поделиться с нами Вашим опытом и размышлениями по поводу аристотелевской философии? Было бы очень интересно и важно узнать, что Вы думаете о месте Аристотеля в европейской культуре, остается ли что-то в его книгах практически полезного для нас в 21 веке или нет?

Ведь порой кажется, что изучение философии Аристотеля это не что иное, как просто некий интеллектуальный тренинг, фитнес для развития интеллекта избранных и дисциплины ума, а в самой по себе философии Аристотеля уже нет ничего, что могло бы быть значимым для современных людей. Есть ли что-то в мысли Аристотеля, что полезно для нас сегодня или его наследие не что иное, как особый объект внимания историков философии и интеллектуальная археология?

- Вопрос об актуальности такого автора, как Аристотель, достаточно трудный и требует ответов одновременно точных и детальных, потому как содержание философии Аристотеля нам все-таки остается до конца непонятным. Часто трудно даже точно понять, что именно он хочет сказать. Это происходит не только потому, что текст труден или по причине неясности, связанной с путешествием манускрипта во времени, но также потому, что культурный и интеллектуальный контексты у нас очень разные.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что большой интерес, с каким наша эпоха обращается к Аристотелю, не является чисто историческим интересом, Аристотель нам помогает мыслить и сегодня.


- Почему Вы выбрали Физику и Политику для перевода?

- Сначала сделаем общее замечание. Часто говорят, что Аристотель создал некую систему. Это некоторым образом верное утверждение, в том смысле, что он исследовал все возможные области и установил отношения между ними. Но вместе с тем это утверждение скорее ложно, чем истинно, потому что согласно Аристотелю знание не предстает в форме единственной науки, разветвляющейся на частные науки, как это мыслили Платон и Декарт. Согласно Аристотелю существуют области, в которых знания не коммуницируют, а если и сообщаются, то маргинальным образом.

Так, математические науки могут послужить физику только косвенным дополнительным образом, например, он может использовать теорию пропорций. Пример гораздо более важный фиксирует наше внимание на глубоком фундаментальном различии теоретических наук, таких как математика и физика, в сравнения с практическими науками, такими как этика и политика.

Важно отметить, что совершенство или «добродетель» теоретика или созерцателя (поскольку теоретик по-гречески - это тот, кто созерцает) совершенно не одна и та же, что у политика.

Аристотель приводит пример Анаксагора и Перикла: не созерцание неподвижных и божественных сущностей полезно политику, но важна его способность принимать верные, хорошие решения в нужный момент в сложном и изменяющемся мире. В этом радикальным образом проявляет себя антиплатоновская позиция: Платон, как известно, хотел отдать политическую власть философам.

Таким образом, есть две области знаний, куда Аристотель привносит что-то новое. Во-первых, это физика, в которой он предпринимает попытку ее реформировать, воссоздать после разрушительной критики Парменидом всех предшествующих школ. Даже Метафизика Аристотеля основана на физике, как это подчеркивает само ее имя. Я это покажу в одной из моих лекций. Во-вторых, это Политика, потому как город-полис как историческая и социальная реальность является наиболее характерной чертой греческого мира, отличающей его от других ареалов цивилизации. Удивительным образом Аристотель был единственным, кто предложил теоретический анализ этого «города», о котором все другие говорили, не стремясь дать ему определение.

- По Вашему мнению, что является самым важным в наследии Аристотеля для нашего времени?

- Главным уроком, который нам дает Аристотель, это урок теоретической смелости и отваги. Нет ничего, что человеческий разум не мог бы адаптировать и понять. Человеческий разум должен рассчитывать на свои собственные силы, а не полагаться на высшие силы. И хотя Аристотель оставался адептом созерцания «божественных» реальностей, он все-таки был чистым рационалистом.

В данном случае нужно еще раз подчеркнуть фундаментальную идею, о которой я выше говорил, и согласно которой каждая ветвь знания имеет право на собственную автономию, и имеет право ставить именно свои вопросы до самого конца. Это утверждение идет вразрез с установками самого разного рода редукционистов, которые сводят все науки к какой-нибудь одной доминантной науке.

Для Аристотеля теология, к примеру, является более тонкой, чем политика, дисциплиной, по причине божественного объекта исследования. Но тем не менее, она не является чем-то находящимся над политикой, поскольку политика не зависит от теологии. Также современные биологи могут находить поддержку у Аристотеля в пользу своего права на автономию, чтобы уклониться от «ярма» физики и химии.

- Можно ли применить политические, этические, эстетические, метафизические идеи Аристотеля к современной жизни? Если да, то какие среди них наиболее важные и интересные?

- Аристотель является первым философом, который определил «область человеческих дел», где люди сами заботятся о своей судьбе. Эта область связана со специальным знанием, с «практическими науками», и это также урок и для нашего времени.

На самом деле, согласно Аристотелю, люди должны свои индивидуальные и коллективные поступки согласовывать со знанием, или даже с наукой, а не просто поддаваться эмоциям и опираться только на чувства и впечатления. Наука для древних греков - это знание неизменных реальностей, таких вещей, как порядок мира или теорем Пифагора, демонстрирующих вечные истины.

В то же время, говоря, что люди могут иметь определенное знание о нашем мире, находящемся в постоянном движении, Аристотель тем самым дает новое для своей эпохи понимание науки, которое разделяется нами по сей день.

В этике фундаментальные идеи Аристотеля были подвергнуты критическому анализу Кантом, для которого этическое значение поступка содержится, как известно, в интенции того, кто этот акт совершает. Для того, чтобы этот акт можно было оценить как моральный, он не должен содержать субъективного интереса. Тот, кто действует, должен относиться к другим людям, не рассматривая этих людей как средства, но как цель. Идея, что добродетель - это состояние субъекта, была характерной для античной этики, и она возвращается в орбиту моральной философии. Добродетельный акт невозможно определить, если следовать логике Канта, поскольку кто может быть уверенным, что совершая что-то хорошее для другого человека, я не нахожу никакого удовольствия, а значит и не утаиваю какого-то своего субъективного интереса? И как я могу быть уверенным, что отношусь к другому как к тому, ради кого это все делается? Если же мы, следуя за Аристотелем, ставим цель достичь состояния мудрости, как он это рекомендует, мы в итоге обретаем такое внутреннее состояние и такую уверенность, что можем совершать только добродетельные поступки.

Мудрец - это не только тот, кто лишь управляет своими страстями и обретает блаженное состояние. Мудрец не только владеет своими страстями и занимает доброжелательную позицию по отношению к другим, но находит удовольствие оттого, что реализует добро.

В политике в качестве важного урока Аристотеля можно отметить то, что согласно Стагириту правила и рекомендации для блестящей политики не могут быть одними и теми же для всех народов и во все эпохи. Надо принимать в расчет этическое состояние конкретного народа, а именно нужно обращать внимание на положение, которое занимают добродетельные люди в этом государстве. Аристотель - настоящий реформатор в том, что он думает, что мы можем улучшать режимы, действуя на некоторые его составляющие элементы. Когда мы читаем Политику Аристотеля, возникает убеждение, что политическая мысль не совершила никакого прогресса со времени ее написания.

- Что нового привнесло в наше понимание философии Аристотеля современное аристотелеведение по сравнению с предшественниками?

- Мы стали более близки к точному пониманию творчества Аристотеля с тех пор, как осознали значимость его биологических трудов, и этого наши предшественники не знали. Именно, ставя во главу угла живое, Аристотель разворачивает большую часть своих исследований. Он предлагает некую биологическую теорию, которая в общих чертах остается действительной и в наши дни.

- Могли бы Вы указать современных специалистов, которые внесли наиболее заметный вклад в исследования?


- В данный момент есть столько хороших трудов по Аристотелю, что очень трудно выбрать из них какие-то одни в ущерб другим. Мишель Крюбелье и я предложили результаты наших исследований в совместной книге «Аристотель. Философ и ученые». Книга была опубликована в 2002 году, и в ней мы приводим перечень самых важных книг и статей.

- Что бы Вы пожелали французским и российским студентам и молодым ученым в их работе над аристотелевским наследием? Какие перспективы Вы видите для их исследований?


- В моем понимании Аристотеля особую роль сыграли его зоологические тексты и Политика. Очевидно, что в этих двух направлениях я и рекомендую продвигаться в своей работе молодым исследователям. Несмотря на то, что философия Аристотеля много и часто использовалась религиозными мыслителями, в частности схоластикой, выросшей из трудов св. Фомы Аквинского, Аристотель нам предлагает что-то вроде прототипа рационалистической и светской мысли о мире. И сегодня это привлекает многих людей.

- Позвольте мне поблагодарить Вас за предоставленное интервью и пожелать Вам успехов и радости от пребывания в России, к которой, как я узнал, Вы давно испытываете интерес, поскольку когда-то учили русский язык.



Фотографии Александра Филиппова

21 сентября 2014 г.

Разместить ссылку на материал

25 мая 2018 г.
В день факультетского праздника вышел юбилейный номер "Филологической газеты"
24 мая 2018 г.
Студенты Свято-Тихоновского университета провели мастер-класс на открытии Кирилло-Мефодиевских чтений
18 мая 2018 г.
Студенческий совет открыл цикл встреч "Молодежь: в поисках себя"
13 мая 2018 г.
Студенты отделения социальной и молодежной работы посетили город Бежецк
13 мая 2018 г.
На фестивале "Пасхальная радость" трудились студенты-добровольцы из Свято-Тихоновского университета
13 мая 2018 г.
Студенческий совет ПСТГУ провел Лирический вечер
09 мая 2018 г.
В Научном студенческом обществе филологического факультета провели последнее в учебном году заседание
08 мая 2018 г.
В ПСТГУ прошел конкурс международной кухни
07 мая 2018 г.
Мастер-класс по славянской каллиграфии прошел в ПСТГУ
07 мая 2018 г.
Воспитательный отдел ПСТГУ организовал в апреле три студенческие акции