на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Проекты ПСТГУ

Российско-французское сотрудничество в области философской культуры. Проект кафедры философии ПСТГУ

В качестве эпиграфа к интервью мы взяли одно из знаменитых изречений древнеримского философа Эпиктета: «Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами».

Вашему вниманию предлагается интервью с Карлосом Леви, профессором латинского языка и литературы Университета Париж-Сорбонна (Париж-4), специалистом по эллинистической и римской философии, которого кафедра философии ПСТГУ пригласила выступить в 2014/15 учебном году с гостевыми лекциями в рамках проекта по развитию научных и образовательных взаимодействий с французскими университетами.

Карлос Леви является специалистом по эллинистической и римской философии. Также он возглавляет научную исследовательскую группу «Рим и его ренессансы», созданную в 2002 году совместно с Перрин Галан-Аллин. Он автор множества публикаций, посвященных Цицерону, Филону Александрийскому, античному скептицизму и риторике. Также он занимается исследованиями философии Мишеля Фуко и современного скептицизма, начиная с эпохи Нового времени вплоть до наших дней.

Карлос Леви родился в Марокко, он гражданин Франции, у него двое детей. Среди его многочисленных публикаций, книга посвященная академикам и исследованию цицероновской философии была удостоена премии имени Виктора Кузена, присужденной французской Академией Политических и Этических наук в 1993 году.

В силу обстоятельств, связанных с состоянием здоровья и рекомендациями врачей пришлось перенести визит профессора в наш университет на весну 2015 года. Однако мы предложили сделать небольшое интервью для университетского сообщества ПСТГУ, в котором попросили профессора рассказать, что он думает о месте римской, или шире, латинской философии в западной философской культуре вообще и во французской в частности.

− Создается впечатление, что Вы много ездите по всему миру и выступаете с лекциями по латинской философии в самых разных университетах мира. Возможно, это свидетельствует об устойчивом интересе к этой философии. Могли бы Вы рассказать, что более всего притягивает и интересует как исследователей, так и более широкую аудиторию?

− Относительно того, что касается различного рода приглашений для чтения лекций по всему миру, кажется, вплоть до 80-х годов не так много людей интересовалось латинской философией. Мнение, согласно которому римляне были лишь имитаторами греческого гения, возникло из энтузиазма немецких исследований первоисточников, и именно оно надолго стало доминирующим. Франция оставалась продолжительное время единственной страной, где верили в особое реальное значение римской философии, следуя в этой оценке за такими исследователями, как Пьер Буйансе, Пьер Грималь, Аллен Мишель, Пьер Адо.

− Очевидно, что в Италии действуют самые сильные научные центры, которые занимаются исследованиями латинской философии. Но что происходит в других частях мира?


− В Италии романская философия была представлена скорее в филологической перспективе, а именно в рамках исследований неаполитанской папирусологии под руководством Марсело Джиганте удалось вдохнуть новую жизнь в несколько текстов Филодема. Публикация двух томов сборника Philosophia togata с 1989 по 1999 год, осуществленная Джонатоном Барнсом и Мариам Гриффин, стала знаменательным событием для англо-саксонского мира. С этого момента американские университеты становятся важными научными центрами по изучению этих тем в лице, прежде всего, таких личностей, как Энтони Лонг, Марта Нусбаум или Давид Констан.

К этому нужно добавить огромный резонанс от семинаров и лекций Мишеля Фуко в рекламе римской философии. На самом деле, Фуко, получивший «очень» классическое философское образование, рано стал интересоваться такими философами, как Сенека, Музоний Руфий, Эпиктет или Марк Аврелий, о которых в то время никто не говорил на философских факультетах. Он смог сделать их интересными, привлекательными, заставить самую разную публику услышать голос этих философов. Это не значит, что были побеждены все предрассудки, поскольку и сейчас есть люди, которые говорят, что никогда не было романской философии.

− Могли бы Вы поделиться с российской молодежью, со студентами нашего университета Вашими мыслями относительно латинского наследия?

− Представить кратко в нескольких словах романскую философию нелегко, это задача не из разряда простых. Конечно, никто не станет отрицать, что она на протяжении долгого времени была зависима от греческой философии, прежде всего в эллинистическую эпоху.

Однако нужно признать, что в Риме произошло что-то очень важное, и это было связано с философской деятельностью Цицерона. Греки завоевали большую часть Средиземноморья и Ближнего Востока, и нигде на этих территориях не возникло у народов, их населявших, желания философствовать на своем собственном языке. Греческий язык повсюду стал универсальным языком культуры. А в Риме родилось желание адаптировать философию и вывести ее из области материнского греческого языка, и это было проявлением настоящего мужества. Цицерону было совсем непросто, когда он заявил своим друзьям, что латинский язык также является философским языком, как и греческий. Не стоит забывать, что Хайдеггер в XX веке претенциозно заявлял, что есть только два языка, а именно греческий и немецкий, которые созданы для философии. Он считал, что в греческом философском языке есть ужасно непереводимые слова для латинского языка, из-за которых он не мог на соответствующем уровне достичь настоящей онтологии.

Римляне вслед за Цицероном считали, что никакой язык не обладает монополией на философскую рефлексию.

Эта смена языков философствования стала также сменой миров, что породило не только лингвистическое, но и некое философское неслыханное богатство. Можно взять лишь один пример концепта voluntas, разработанный такими философами как Цицерон, Сенека и блаж. Августин. У этого концепта нет никакого точного эквивалента в греческом языке, а они сделали его центральным, ключевым для понимания свободы.

Понятие воли содержит в себе нечто настолько особенное, что, будучи частью души, она при этом не занимает никакого конкретного места в ней, она не имеет никакой локализации в душе. У философии воли более римских корней, нежели греческих.

Римляне учат, что внутри нас есть сила огромной мощности, которая может позволить нам избегать любого рода детерминизма. Эта сила является фундаментом для этики, потому что «добрая воля» ее основа. Можно было бы увеличить разнообразные примеры.

Другим важным новшеством был тот факт, что для большинства людей того времени философами были люди, которые творили, а иногда и жили, по крайней мере, какую-то часть жизни, в философских школах. Это именно Греция создала нашу университетскую систему. В Риме, философ, напротив, был кем-то, кто постоянно выполнял политические, социальные, экономические функции, он не был тем, кто занимается сугубо теоретическим созерцанием, но тем, кто выражает философскую мысль в социальной перспективе.

− Что является наиболее важным для нашей эпохи в латинской философии? Какие советы и предупреждения Цицерона или Сенеки могут быть полезными для нас сегодня? Возможно, нам нужно быть более внимательными и аккуратными с римским наследием?

− В таком перевернутом вверх тормашками мире, как наш, римская философия учит нас поддерживать этические требования на высоком уровне и во всех самых разнообразных и опасных ситуациях. Что мы можем думать о Марке Аврелии, записывающим вечером свои мысли, после того как целый день он сражался, защищая Империю. Точнее говоря, римская философия является экзистенциальной, потому что те, кто ее создавал, не были университетскими профессорами, но людьми активно действующими. В связи с этим также можно привести и другой пример. Понятие «справедливой войны» не эквивалентно греческому понятию того же. Оно появляется в трактате Цицерона и споры относительно его происхождения до сих пор не утихают и остаются многочисленными.

Цицерон попробовал связать философскую тематику справедливой войны с практиками первых римлян. Речь идет о том, чтобы никогда не отрываться от опыта конкретного народа, но использовать этот опыт, чтобы извлечь универсальные уроки. Отсюда важность «примера», который является конкретной вещью, предназначенной утверждать некую идею, отталкиваясь от конкретного этического опыта.

Реальное, конкретное живое существо вместе со своими часто постыдными желаниями всегда оставалось в поле зрения римской мысли. Истинное удовольствие, говорит Сенека, заключается в умении обладать этим удовольствием, доминировать над ним, а для этого нужно уметь пользоваться и командовать им. Иначе говоря, мы не можем довольствоваться тем, что подчиняем желания силе разума, но нужно уметь принимать желание наслаждений, свойственное роду человеческому таким, как оно есть, преобразуя его глубину. Существо, которое управляет своими желаниями, подчеркивает Сенека, должно испытывать некую форму удовольствия от этого. Неважно духовное или интеллектуальное, но удовольствие.

− Доводилось ли Вам бывать раньше в России, или это путешествие будет первым? Что Вы хотели бы увидеть в России, что Вас привлекает и интересует в нашей стране более всего?


− Я хочу сказать, что очень хочу приехать в Россию, конечно, не только для того, чтобы иметь возможность прикоснуться к сокровищам русской культуры, о которых известно всему миру, но также для того, чтобы иметь возможность познакомиться с тем, как классическая культура, в частности философская культура, понимается, преподается, интерпретируется в русской традиции, которая, как мне известно, очень богата.

− В заключении, позвольте нам выразить Вам нашу признательность за предоставленное интервью, которые мы делали в надежде, что оно послужит лучшему знакомству друг с другом и станет залогом будущей встречи в Москве весной 2015 года и будущего сотрудничества.



Интервью подготовлено, переведено и представлено доцентом кафедры философии Г.Н.Самуйловым.
30 октября 2014 г.
30 октября 2014 г.

Разместить ссылку на материал

07 октября 2018 г.
Студенты-филологи побывали у мощей преподобного Сергия Радонежского
06 октября 2018 г.
Состоялась экскурсия первокурсников факультета социальных наук в Третьяковскую галерею
05 октября 2018 г.
Преподаватели и студенты ПСТГУ совершили молебен с акафистом святителю Спиридону Тримифунтскому
01 октября 2018 г.
Частный музей русской иконы посетили студенты филологического факультета ПСТГУ
30 сентября 2018 г.
Команда исторического факультета ПСТГУ «Иду на вы» стала третьей на интеллектуальном турнире
30 сентября 2018 г.
Команда ПСТГУ заняла призовое место в интеллектуальной игре «Православная традиция»
30 сентября 2018 г.
В интеллектуальном турнире светских и духовных вузов команда исторического факультета ПСТГУ заняла III место
29 сентября 2018 г.
Квест по допетровской Москве для первокурсников провели на историческом факультете ПСТГУ
29 сентября 2018 г.
Студенты ПСТГУ познакомились с творчеством современного сербского писателя Бранислава Янковича
28 сентября 2018 г.
В ПСТГУ прозвучали богослужебные песнопения старообрядческой традиции