на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Проекты ПСТГУ

Ни один ребенок еще не пожалел об участии в олимпиаде

28 ноября 2014 г. в Минске впервые в международном формате проходил финал Интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие», организуемой ПСТГУ.

Второй день: финальные соревнования

В Минском Дворце молодежи аншлаг - актовый зал и огромный мраморный зал заполнены детьми и их родителями.

Перед началом соревнования перед юными участниками выступили официальные лица. Председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик подчеркнул, что «сегодня нам нужны креативные люди», которые «завтра будут определять будущее мира», и для того, чтобы найти таких людей, в том числе проводятся и детские олимпиады. Директор Минского государственного Дворца детей и молодежи Галина Шкляр выразила надежду, что данная олимпиада пройдет в Минске еще неоднократно. Первый секретарь Посольства РФ в Республике Беларусь Виктор Мичурин подчеркнул, что олимпиада может сыграть в будущем большое значение для укрепления отношения между Россией и Белоруссией. В этом он согласен с Мирончиком – от того, как будут воспитаны дети, будет зависеть будущее двух стран.

История школьных олимпиад уходит еще в императорскую Россию XIX века: почти одновременно с возрождением спортивных олимпиад Де Кубертеном Астрономическое общество Российской империи проводило «Олимпиады для учащейся молодёжи», заочные конкурсы по решению математических задач проводились с 1886 года. В советской России городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии проводились с 1930-х гг.

Олимпиады, как спортивные, так и интеллектуальные, во всем мире проводятся для того, чтобы выявить лучших из лучших. Если ребенок достаточно умен, чтобы выиграть на олимпиаде, и достаточно мотивирован, чтобы пройти сложный путь предварительных конкурсов - от школьного до всероссийского уровня, то ясно, что он обладает большими способностями, и таких абитуриентов потом охотно возьмет любой вуз. Победа даже в школьной олимпиаде станет положительной страницей в его биографии. Это не говоря уже о том, что участие в соревновании оставит воспоминания на всю жизнь.

Победителям олимпиад в современной России предоставляются преимущества при поступлении в вузы, сами вузы проводят свои олимпиады, чтобы выбрать абитуриентов из числа их участников. В отборочных турах государственных предметных олимпиад участвуют миллионы школьников. Частные олимпиады, конечно, не сравнятся с ними по числу участников. Но олимпиады, организуемые Православным Свято-Тихоновским Университетом, уверенно входят в пятерку крупнейших в России. Всего ПСТГУ организует три олимпиады: «Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры», «Многопрофильная олимпиада «Аксиос», и ««Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»».


В этом году олимпиада «Наше наследие» впервые вышла на международный уровень. В отборочных соревнованиях приняли участие свыше 190 тысяч школьников из всех регионов России и Белоруссии. В финал прошли всего 134 школьника – 72 России и 62 из Белоруссии.

Размеры Мраморного зала Минского Дворца молодежи позволяли провести финал одновременно для всех участников. Дети сидят за партами и старательно пишут ответы, а между рядами ходят волонтеры, раздавая листы с заданиями, наблюдая за соблюдением регламента и собирая написанные ответы. Двое волонтеров приехали на финал из Москвы. Надежда Филатова учится на социолога в МГУ, а Иван Демченко учится на связиста. В прошлом они были многократными призерами и участниками финальных соревнований олимпиады «Наше наследие».

Задания олимпиады состояли из 18 конкурсов и 9 соревнований на память, эрудицию и скорость мышления в индивидуальном зачете и столько же – в командном. Среди заданий, например, «Соответствия»: за 1 минуту запомнить на схеме местоположение 24 заранее знакомых участникам изображений, а затем воспроизвести на соответствующем месте пустого бланка их названия. За 20 минут участникам необходимо решить кроссворд и тест на эрудицию по теме олимпиады, в каждом по 20 вопросов. Конкурс «Логика» предполагает выполнение 20 разнообразных логических заданий, вроде тех, что входят в тесты IQ, за те же 20 минут. В задании «Стихотворение» предлагалось за пять минут запомнить наизусть четыре четверостишия о войне и т.д. В командном зачете нужны были не только знания, но и умение работать в команде.

Звучит один из вопросов командного брейн-ринга:

- «Как только в апреле 1943 года была частично прорвана блокада, от Шлиссельбурга до Морозовки проложили железную дорогу. По той дороге в Ленинград для спасения продовольственных складов был направлен стратегический груз – 4 вагона бойцов специального назначения из Ярославской области. Очевидцы рассказывали, что их расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди, за каждого платили по 500 рублей, при том, что килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. «Те солдаты двужильные спины не гнули и ни разу в боях не бросались под пули; Невесомы, бесшумны, темны, как дымы пировали солдаты во время чумы!». В память об этих солдатах в Санкт-Петербурге есть несколько памятников, один из них – на здании Елисеевского магазина на Малой Садовой улице. Кем были эти бойцы?»

Каждая команда записывает и передает в жюри свои ответы, самые оригинальные версии потом в микрофон зачитывает ведущий: «Тут у нас были повара, чекисты, и даже вороны. Но только один правильный ответ – это были кошки, которые охотились на крыс, расплодившихся в городе во время блокады и представляющих опасность для продовольственных складов».

Решены последние задания, сданы последние листы с ответами и ребят ждет соприкосновение с той историей, про которую они сейчас читали – поход в музей Великой Отечественной войны.

Музей истории Великой Отечественной войны

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны – одно из главных достопримечательностей Минска. Он совершенно новый (строительство завершено буквально в этом году) и не имеет ничего общего с музеем, построенным в советское время, кроме экспонатов, конечно. Ребят ждало настоящее путешествие по истории войны. В огромных залах расположена подлинная военная техника – танковый бой Т-34 и немецкой Пантеры, зенитные установки, нацеленные на самолеты, спускающиеся с потолка. Макеты солдат в машинах, окопах и за блиндажами выглядят, как настоящие солдаты, ведущие оборонительные бои в Белоруссии в 1941 г. Вот знаменитая «Катюша» – реактивная система залпового огня, готовящаяся обстреливать позиции фашистов. Вот противотанковые ружья, ручные пулеметы всех систем, а при виде ППШ у любого мальчишки загораются глаза. Но следующий зал рассказывает о страшных вещах – нацистском оккупационном режиме в Белоруссии, где фашисты создали сотни «лагерей смерти», в которых уничтожали русских, белорусов, а также евреев и цыган. Полосатая одежда заключенных, оконная рама с железной решеткой, арестантский вагон, личные вещи заключенных и фотографии на стенах помогают представить ужас, окружавший узников концлагерей.


Знаменитые белорусские партизаны защищали свою родину от фашистов, и школьники могли увидеть личные вещи партизан, их самодельное и захваченное у врага оружие. А макеты землянок, полевых госпиталей, переговорных пунктов с подпольными радиостанциями помогают ярко представить их быт и их бои, разве что не слышны разрывы снарядов и нет запаха пороха.

На верхнем уровне музея находится Зал Победы, выполненный в виде стеклянного полушария, в центре которого водружен флаг Белоруссии, а по стенам висят мраморные плиты с перечислением всех армейских формирований и командиров, участвовавших в военных действиях. Один мальчик из России подходит к такой плите и показывает на выбитую фамилию. Оказывается, это его прадед, который отличился в боях за Белоруссию, и теперь его имя среди героев войны.

Закончился день, дети идут отдыхать, а организаторам предстоит бессонная ночь – надо проверять зашифрованные работы и определить победителей.


Дети мечтают поехать на олимпиаду

Интервью организаторами и методистами, а также участниками олимпиады «Наше наследие».

В.Г. Абрамян, главный организатор и методист:

- Первая интеллектуальная олимпиада была проведена в 2003 г. только на уровне православной школы-пансиона «Плёсково» (Московская область). Это было более 10 лет назад. С 2010 года мы стали проводить турниры на базе ПСТГУ. Тогда в отборочных турах участвовало по 1000 человек, сейчас более 190 000.

- Для чего нужны олимпиады?

- Это, прежде всего, образовательный проект. Каждый год участникам предлагается новая тема и чтобы показать хороший результат нужно не только уметь быстро и много запоминать, хорошо решать различные задачи, но быть эрудированным по теме олимпиады.

- Много победителей поступает затем в ПСТГУ?

Из числа финалистов в ПСТГУ обучение в первую очередь продолжают участники общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры.

Т.В. Калмина и О.А. Гребенщикова, методисты, одни из разработчиков конкурсных заданий:

Есть команды - лидеры, которые из года в год показывают высокие результаты – это дети из Петербурга, потом идет Москва, Екатеринбург и Смоленск.

Целью олимпиад является не только проверка знаний, но и сам процесс подготовки. Даже само желание детей участвовать в деле, которое требует многих усилий и времени на подготовку, показывает высокий уровень мотивации.

Организаторы говорят, что следят за судьбой участников прошлых олимпиад, даже иногда звонят им в регионы, если ребенок был призером, а потом куда-то пропал и не посылает заявку. Большинство участников олимпиад поступают в вузы, даже если они не стали призерами – навыки, полученные во время подготовки к участию в соревнованиях, позволяют им подготовиться к экзаменам гораздо успешнее своих сверстников.

- Бывает, что дети участвуют в нескольких олимпиадах подряд в течение ряда лет, мы их всегда с радостью встречаем, мы знаем, чего ждать от этих детей. Еще более приятно, когда среди призеров появляются совершенно новые дети.

- Вы находите детей с необычными способностями?

- Да, такие случаи есть. Появляются дети с феноменальной памятью. Допустим, задание запомнить стихотворение максимально близко к тексту. И некоторые дети могут за короткое время запомнить по 5-6 четверостиший полностью, с точностью до запятой.

Аудирование – очень сложное задание. Дети сначала слушают длинный текст, потом должны открыть листок и ответить на вопросы по тексту, а также выполнить некоторое задание, смысл которого также был передан в прослушанном тексте. Удержать в памяти такой объем информации очень сложно даже для взрослых.

- Спортивные олимпиады имеют военно-прикладное значение, например, метать копье, бегать и т.д. А имеют ли прикладное значение интеллектуальные олимпиады?


- Однозначно, имеют. Они дают детям умение собраться, умение работать с информацией, навыки работы в команде.
Конкурс очень большой - из почти 200 тысяч школьников отбор на каждый финал проходят чуть больше сотни. Участвуют лучшие дети. Не только самые умные, но и самые энергичные, самые мотивированные. Дети настолько хотят участвовать, что сами требуют у учителей, чтобы школы отправляли заявки на олимпиаду. Они мечтают сюда поехать, некоторые даже рыдают, если не прошли отборочный конкурс. Особенно расстраиваются те, кто участвовал в финалах в прошлые годы, а в этот раз не прошел.

- Есть ли отрицательные последствия участия в олимпиаде – может быть, переутомление или еще что-то?

- Нет, никаких отрицательных последствий нет, во всяком случае, нам о них не известно. Ни один ребенок еще не пожалел об участии в олимпиаде. Некоторых учителей пугает обилие заданий. Они задаются вопросом, неужели реально это ребенку сделать? Мы отвечаем, что дети это могут.

Мы подводили статистику, и большая часть участников именно нашей олимпиады учатся в областях на стыке естественно-научных и гуманитарных наук, то есть они не чистые гуманитарии и технари. Например, ряд учеников пошли на прикладную лингвистику.

- Какие у вас трудности в организации мероприятия?

- У нас метапредметная олимпиада. Это имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, это хорошо, потому что разнообразные задания интереснее детям. С другой стороны, непонятно, какой учитель в школе должен отвечать за подготовку к олимпиаде? Если в предметных олимпиадах за подготовку отвечает предметник, то кто должен отвечать за подготовку наших участников? Если историк, то как ему натренировать ребят для выполнения заданий на логику и память? Поэтому большинство руководителей команд – увлеченные не только своим предметом учителя, но и широко образованные, эрудированные люди.

К нашему разговору с методистами присоединяются две финалистки из команды «Истра» (Московская область).

- Какие задания были самые интересные?


- Задания в музее (Центральный музей истории Великой Отечественной войны - прим. ред.). Я до этого не знала, с какой страной воевал СССР в 1940 г., а теперь знаю, что с Финляндией. Мне также понравилось там задание найти в военные плакаты и переписать, что на них написано.


Третий день: молебен, брэйн-ринг и награждение победителей


Третий день начался с двух экскурсий. Первая экскурсия была в «Минский храм-памятник во имя Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших», построенный при значительной поддержке государства. Огромный белый храм в шатровом стиле и снаружи украшенный иконами святых, расположенный на окраине города на открытом пространстве, виден отовсюду. Идея его состоит в том, чтобы увековечить память многочисленных жертв исторических трагедий на белорусской земле. Под храмом построена крипта, куда положены часть останков трёх неизвестных солдат, павших в сражениях трёх войн – Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и Великой Отечественной войны и недавних трагедий, например, жертв взрывов в Минском метро.

На медных дверях крипты были отлиты строки из апокалипсиса «Блаженны мертвые, умирающие в Господе» и барельефы, изображающие Хатынь, Грюнвальд, и Чернобыль. В крипте была отслужена лития в память о павших в боях Великой отечественной войны. А затем священник произнес проповедь о том, что историю нужно учить, потому что «без прошлого нет будущего».

После этого все поехали к стеле победы и стали зрителями смены караула перед вечным огнем. Как оказалось, в этой церемонии добровольно участвуют школьники, которые заслужили это право отличной учебой и активной гражданской позицией. Подготовка к участию в церемонии длится полтора месяца. Церемония проходит четыре дня в неделю. В этот раз цветы возлагали две девушки с большими белыми бантами. Девушки в военной форме, чеканя шаг, подошли к постаменту, возложили цветы, а потом, также чеканя шаг, заняли пост у вечного огня.

Наконец, настало время награждения победителей в Дворце молодежи, впрочем, ребятам расслабляться было рано: объявление лауреатов происходило во время брэйн-ринга, и его результаты могли повлиять на полученное место и определить победителей, если у команд были одинаковые баллы. В перерывах между турами дети смотрели видео-ролики со своим участием, отснятые в предыдущие два финальных дня Михаилом Дмитриевичем Горобчуком, обладателем премии Золотой Лавр в номинации «лучший оператор документального кино».

Награды победителям олимпиады в личном и командном зачетах вручали ветераны Великой Отечественной войны полковники в отставке Виктор Федорович Костко и Сергей Данилович Савенков.

По результатам олимпиады первые три места в индивидуальном и коллективном зачетах заняли российские команды.
Первое место в индивидуальном зачете заняла Полина Олеговна Захаренкова, (7 класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского города Смоленска).

Второе место заняла Елизавета Алексеевна Солдатенкова, (7 класс, Негосударственное образовательное учреждение «Смоленская Православная гимназия»).

Третье место заняла Арина Мамихина, (7 класс, Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Православная Свято-Петровская Школа» г. Москвы).

Первая чемпионка по республике Беларусь Тамара Викторовна Процкевич, (7 класс, ГУО «Гимназия № 3 г. Минска»).

Командные результаты следующие.
 
1 место заняла команда города Смоленска;
2 место заняла сборная Санкт-Петербурга;
3 место заняла сборная Екатеринбурга.

Команда - победительница из Республики Беларусь - команда Центрального района г. Минска, составленная из учащихся ГУО «Гимназия №42 г. Минска лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алфёрова» и «Гимназия № 3».

Интеллектуальная Олимпиада в Минске – день первый
В Минске состоялся финал Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие»

05 декабря 2014 г.

Разместить ссылку на материал

07 октября 2018 г.
Студенты-филологи побывали у мощей преподобного Сергия Радонежского
06 октября 2018 г.
Состоялась экскурсия первокурсников факультета социальных наук в Третьяковскую галерею
05 октября 2018 г.
Преподаватели и студенты ПСТГУ совершили молебен с акафистом святителю Спиридону Тримифунтскому
01 октября 2018 г.
Частный музей русской иконы посетили студенты филологического факультета ПСТГУ
30 сентября 2018 г.
Команда исторического факультета ПСТГУ «Иду на вы» стала третьей на интеллектуальном турнире
30 сентября 2018 г.
Команда ПСТГУ заняла призовое место в интеллектуальной игре «Православная традиция»
30 сентября 2018 г.
В интеллектуальном турнире светских и духовных вузов команда исторического факультета ПСТГУ заняла III место
29 сентября 2018 г.
Квест по допетровской Москве для первокурсников провели на историческом факультете ПСТГУ
29 сентября 2018 г.
Студенты ПСТГУ познакомились с творчеством современного сербского писателя Бранислава Янковича
28 сентября 2018 г.
В ПСТГУ прозвучали богослужебные песнопения старообрядческой традиции