на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Студенческие практики

К истокам древней Аланской епархии

Идея посетить Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию (территории древней Аланской епархии) с целью исследования религиозной обстановки на Северном Кавказе возникла еще зимой, в начале 2013 года. Инициаторами поездки стали доктор географических наук, преподаватель ПСТГУ Алексей Николаевич Гуня и студенты 3 курса кафедры туризма. Декан миссионерского факультета протоиерей Николай Соколов инициативу поддержал и оказал финансовую помощь. В состав группы вошли: руководитель практики А.Н. Гуня, студенты 3-го курса кафедры туризма Лилия Липчанская , Ирина Молдаван, Юлия Мельникова, Андрей Рыбаков и выпускники кафедры туризма Людмила Кисуркина и Сергей Шимшек.

Получив в Пятигорске благословение епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, мы отправились в Карачаево-Черкесию, где расположились на базе МЧС, недалеко от Архыза.

***

Христианизация Алании происходит от Грузии и Византии. В 10 веке в Алании возникает архиепископская кафедра, которая со второй половины 12 века перерастает в митрополию. В 10-13 веках центр Аланской епархии находился на месте Нижнеархызского городища, которое находится в верховьях реки Большой Зеленчук. Здесь были возведены три монументальных храма. Однако во второй половине 12 века Алания вступает в эпоху феодальной раздробленности и распадается на ряд мелких феодальных владений. Политическая раздробленность сопровождалась не только падением престижа христианской церкви, но и отказом части знати и населения от христианства, воз-вращением к дохристианским культам и верованиям.

В 1237-1238 годах как Северный Кавказ, так и восточная Европа подверглись нашествию татаро-монгол. Территория раздробленной Алании была захвачена, а столица г. Магас разрушена. Последнее и самое сильное потрясение аланы перенесли во время нашествия Тамерлана. В 1396 году жители получили последний сокрушительный удар. Была уничтожена и Аланская епархия. После этих событий постепенно исчезает и само имя алан в исторических документах.

Нижне-Архызское городище, на котором располагалась столица Алании и центр Аланской епархии г. Магас, находится на территории Карачаево-Черкесии, где проживают карачаевцы (41%), русские(31,6%), черкесы(11,9%), абазины(7,8%), ногайцы(3,3%).


***

Мы посетили Нижне-Архызское городище, где сейчас находится Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей заповедник. Здесь сохранились три христианских крестово-купольных монументальных храма: Ильинский, Южный и Северный. В центре городища на площади 17 га сохранились руины жилых и производственных построек. На территории городища проживает монах Антоний, с которым мы хотели встретиться и поговорить о перспективах и возможностях организации монашеской общины и монастыря, но, к сожалению, это нам не удалось. Храмы, находящиеся на территории музея, не принадлежат Московскому Патриархату. До 2015 года РПЦ арендует Ильинский храм - это единственный храм на территории городища, в котором ведутся богослужения. Население и власти в данный момент против того, чтобы храмы переходили под эгиду Московского патриархата. В 2015 году заканчивается срок аренды Ильинского храма, и неизвестно, будет ли она продлена.


На левом берегу реки Большой Зеленчук в 2000 году был обнаружен наскальный образ-лик Христа "Спас нерукотворный", к нему недавно провели металлическую лестницу, по которой мы поднимались около 15 минут, что оказалось достаточно
тяжело. А ведь до того, как лестница была построена, люди проделывали еще более трудный путь: надо было карабкаться по отвесной скале, а не по ступенькам.

Также мы посетили Шоанинский храм X века, на горе Шоана, который находится в окрестностях села им. Коста Хетогурова. Его охраняет уже много лет смотритель храма Михаил Урусов. В тетради для отзывов мы нашли много искренних и добрых пожеланий в адрес этого человека за его труд. В 2011 году неизвестные подожгли храм, но, к счастью, пожар удалось быстро ликвидировать, внутреннее убранство и иконы не пострадали.


Далее наш путь лежал в Кабардино-Балкарию. Мы остановился в г. Нальчик, где нас радушно принял благочинный о. Василий и передал в руки Николая Петровича, руководителя паломнической службы при храме Симеона Столпника. С этого момента начинается наше знакомство с христианской жизнью в казачьих станицах.

Неизгладимое впечатление на нас оказала станица Александровская, где находится храм в честь Александра Невского. Поговорив с настоятелем храма о. Сергием, мы поняли, насколько важно и тяжело христианское служение в этих местах. При храме есть приют, в котором около 30 человек, из них 15 детей. Когда
воспитанники вырастают, они могут остаться для служения с о.Сергием. "Мы не можем выгонять детей из приюта после того, как они станут совершеннолетними, ведь это наши дети", - говорит о. Сергий. При храме есть небольшое хозяйство, которое помогает прокормить воспитанников приюта, служащие храма делают очень вкусную молочную продукцию - творог, сыр и т.д.

В станице Екатериноградской мы посетили храм Евфимия Новосолунского и краеведческий музей. Поражает трепетное отношение селян к своим казачьим корням и богатой истории. Несмотря на практически отсутствующую финансовую помощь, музей продолжает радовать изредка заезжающих посетителей. Казаки играют важную роль для сохранения христианства на Кавказе, в основном именно они являются
прихожанами православных приходов. За время нашего путешествия мы встречали разных казаков: тех, которые просто называют себя казаками, но не участвуют в общинной жизни казаков, и тех, которые дорожат казачьей общностью и христианскими традициями на деле. Также мы посетили храм Архангела Михаила в г. Майский, музей в станице Котляревской и ряд других казацких станиц.

Мы посетили город Тырныауз, который находится на расстоянии часа езды от Эльбруса. В советское время это был один из богатейших городов СССР, здесь добывали вольфрам и молибден для военной промышленности. Сейчас там, конечно, ничего не добывают, и первое впечатление, которое мы получили при въезде в город, что он заброшен. Но объектом нашего внимания был не сам город, а небольшой храм в честь Георгия Победоносца, в котором служит иеромонах Игорь (Васильев). Поприсутствовав на богослужении и послушав проповедь, мы прониклись высокодуховным настроем настоятеля.

Также мы посетили Эльбрус, Домбай, Архыз. Эти места поразили нас своим величием и красотой.


Как миссионеров нас очень интересовал вопрос паломнической деятельности на Северном Кавказе. Обилие курортно-санаторных зон является вспомогательным элементом в развитии паломнического туризма. Люди, приезжающие восстановить свое здоровье на достаточно долгий срок, могут посещать христианские святыни и памятники культуры. Нижне-Архызское городище также является прекрасным объектом для паломников. Задача миссионеров состоит в том, чтобы сделать поездки не просто познавательными, но и зажечь веру в сердцах паломников и туристов.

19 сентября 2013 г.

Разместить ссылку на материал

07 октября 2018 г.
Студенты-филологи побывали у мощей преподобного Сергия Радонежского
06 октября 2018 г.
Состоялась экскурсия первокурсников факультета социальных наук в Третьяковскую галерею
05 октября 2018 г.
Преподаватели и студенты ПСТГУ совершили молебен с акафистом святителю Спиридону Тримифунтскому
01 октября 2018 г.
Частный музей русской иконы посетили студенты филологического факультета ПСТГУ
30 сентября 2018 г.
Команда исторического факультета ПСТГУ «Иду на вы» стала третьей на интеллектуальном турнире
30 сентября 2018 г.
Команда ПСТГУ заняла призовое место в интеллектуальной игре «Православная традиция»
30 сентября 2018 г.
В интеллектуальном турнире светских и духовных вузов команда исторического факультета ПСТГУ заняла III место
29 сентября 2018 г.
Квест по допетровской Москве для первокурсников провели на историческом факультете ПСТГУ
29 сентября 2018 г.
Студенты ПСТГУ познакомились с творчеством современного сербского писателя Бранислава Янковича
28 сентября 2018 г.
В ПСТГУ прозвучали богослужебные песнопения старообрядческой традиции