на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Студенческие дни

Экскурсия добровольцев ПСТГУ в Марфо-Мариинскую обитель

В воскресенье, 27 ноября, добровольцы ПСТГУ побывали на экскурсии в Марфо-Мариинской обители милосердия, а также в очередной раз приняли участие в акции «Народный обед». Экскурсия состояла из трёх частей: сначала мы посетили Покровский собор, затем возле памятника святой настоятельницы обители Великой Княгини Елизаветы Федоровны нам рассказали про историю зданий обители, после чего мы посетили мемориальный музей Марфо-Мариинской обители.

Наша экскурсия началась со знакомства с уникальным храмом, выполненным в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Снаружи собор выглядит древним - белые стены с изящными каменными барельефами в византийском стиле, выполненные скульптором С.Т. Тамонькиным, узкие окна и решетки с растительным орнаментом, шлемовидные купола и массивные луковки. Внутри собор просторный, легкий, воздушный, росписи выполнены в светлых тонах. Покровский собор был построен в 1908 – 1912 годах по проекту А.В. Щусева. Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и скульптора Сергея Коненкова. Именно здесь Нестеров создал свои известные композиции: «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Саваофа и лик Спасителя над порталом. На центральной фреске работы Нестерова «Путь ко Христу» изображены мужчины, женщины, дети, которые идут — ищут пути к спасению… «Затея была такова,- писал Нестеров,- среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движутся люди навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее — детям, раненому воину и другим — приблизиться ко Христу». Христос выходит к стремящимся к нему людям из светлого березового перелеска, овеянного зеленою и белою дымкой весны. В белых одеждах, исполненный благодати и грусти, Он протягивает руку тянущейся к Нему больной простоволосой девушке, а правую подает в помощь сестре-монахине. Нестеров старался передать атмосферу ранней весны, пасхальную радость. Он специально ездил в Италию, чтобы вдохновиться обстановкой, пейзажами, колоритом. Цветовая гамма картины - голубой, белый, ультрамариновый, жёлто-зелёный.

Всего на картине изображено 25 фигур. Среди них – Елизавета Федоровна в образе сестры милосердия, сам художник и его родственники.

В левой части храма, над аркой находится роспись «Христос у Марфы и Марии». Сюжет росписи был выбран самой великой княгиней Елизаветой Федоровной. По её замыслу, обитель должна была сочетать в себе деятельную милосердную помощь ближним Марфы и молитву Христу Марии.

Напротив росписи «Христос у Марфы и Марии» расположен триптих «Утро Воскресения». Первая часть его посвящена Марии Магдалине. В центре триптиха изображение Ангела, сидящего на камне у гроба Христа: «Вид его был как молния и одежда бела как снег». Последняя часть триптиха посвящена встрече Марии и воскресшего Господа. Интересно изображение лимонного дерева на заднем плане этой картины. Возможно, оно символизирует быстротечность земной жизни. Под Покровским собором находится усыпальница Елизаветы Федоровны, где она завещала себя похоронить. Усыпальницу расписывал П. Д. Корин на сюжет «Путь праведников ко Христу». В Покровском соборе также находится Феодоровская икона Божией Матери. Большинство иностранных принцесс, которых брали в жены русские цари и великие князья, получали отчество Федоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ особо почитался Домом Романовых.

После экскурсии по храму мы вышли на улицу, и наш экскурсовод рассказала нам про западную часть территории обители. Марфо-Мариинская обитель всегда славилась своим садом. Проект сада и расположение дорожек для прогулок больных также разрабатывал А.В. Щусев. Обустраивая обитель, Елизавета Федоровна сама принимала участие в посадках. Она любила цветы и умела за ними ухаживать. Изначально территория сада составляла полтора гектара и по современным меркам простиралась до станции метро Полянка. Со временем территорию сада сократили, но цветы и сейчас продолжают радовать гостей и насельниц обители в тёплое время года. На территории сада был также выстроен небольшой одноэтажный домик, который использовался как барак для заразных больных. Позже его стали называть домиком садовника. Слева от него стояла часовня, где отпевали умерших. Место перед часовней было названо «Голгофой» в память о горе, где свершилось Распятие Спасителя. Сегодня на «Голгофе» установлен памятный крест алапаевским мученикам. С левой стороны от Святых врат по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева была также выстроена часовня, где днем сестры обители, а ночью сама Елизавета Федоровна читали Неусыпаемую Псалтырь.

Затем мы подошли к памятнику Елизавете Федоровне работы известного скульптора Вячеслава Клыкова, где экскурсовод рассказала нам про дальнейшее обустройство обители. Одно из зданий усадьбы, приобретенной великой княгиней, было отдано под больницу, общежитие для сестер, трапезную, кухню, кладовую и другие хозяйственные помещения. По соседству располагались покои самой Елизаветы Федоровны. Третье здание при открытии обители служило воинским лазаретом, а затем было переоборудовано под аптеку, в которой лекарства бедным отпускались бесплатно, и амбулаторию, над которыми располагались сестринские кельи. Верхний этаж четвертого здания занимала квартира духовника обители, а внизу была устроена библиотека и классы воскресной школы. К этому зданию была пристроена просфорня. Все сооружения обители, кроме дома священника, соединили внутренними переходами, так что их можно было обойти, не выходя наружу. 9 сентября 1909 года состоялось великое освящение первой церкви обители во имя святых жен Марфы и Марии, устроенной в доме, где жили сестры и находилась больница. Церковь, соединившая между собой больничные палаты и покои настоятельницы, была устроена таким образом, чтобы тяжелобольные могли видеть богослужение со своих коек.

Возле западной части Покровского собора нам показали скамеечку, на которой любила сидеть Елизавета Федоровна.

После этого мы посетили мемориальный музей обители, в здании которого раньше жила святая основательница обители, княгиня Елизавета Федоровна. Стоит отметить, что больница Марфо-Мариинской обители была одной из лучших в Москве. Для знатных людей предоставлялись именные кровати. В комнате о. Митрофана Сребрянского, духовника обители, нам рассказали о том, что он в качестве полкового священника принимал участие в русско-японской войне, вел дневник, который впоследствии был опубликован отдельной книгой («Дневник полкового священника»). По уставу, если погибает командир полка, то полк должен возглавить полковой священник. В комнате находится картина М. Л. Маймона «Атака под Тюренченом 18 апреля», на которой изображен отряд русских солдат, возглавляемый священником. Следом за ним идет оркестр из 40 музыкантов, 8 из которых выжили. Возможно, на картине изображен о. Митрофан. В комнате размещены некоторые личные вещи о. Митрофана (крест, именной самовар, списки дневника и другие). Вещей было больше, но в революцию родственники священника подожгли дом…

В доме Елизаветы Федоровны были С. А. Есенин с другом. Об их визите великая княгиня говорила: «Сегодня к нам придут странники и будут читать свои стихотворения».

Замечателен современный портрет Елизаветы Федоровны работы В. И. Нестеренко в белом апостольнике, с белыми цветами. С мужем они общались на французском языке. Для того чтобы в совершенстве владеть русским языком, Елизавета Федоровна учила наизусть «Евгения Онегина». В музее есть уникальная фотография постановки спектакля, где Елизавета Федоровна изображена в образе Татьяны, а император Николай II – в образе Евгения Онегина. Елизавета Федоровна сама решила принять православие. Она была крещена в честь святой праведной Елизаветы.

Интересен контраст простого рабочего кабинета Елизаветы Федоровны в бело-голубых тонах и богато убранной «золотой» соседней комнаты, символизирующей мир, от которого ушла великая княгиня. Елизавета Федоровна не любила роскошь (её личные иконы простые, без окладов); спала она по 3 – 4 часа без подушки (днем работала, а ночью молилась). Неизгладимое впечатление на меня произвел рассказ о тяжёлом детстве великой княгини, о том, как она по частям собирала останки мужа и о том, как она ходила в тюрьму к убийце Сергея Александровича, революционеру И. Каляеву… Известно, что Елизавету Фёдоровну настолько любили и уважали в Москве, что революционеры не смели взрывать карету Великого Князя, когда она в ней находилась. Так как они почти всё время находились вместе, то убийцы долго ждали удобного момента. Показательна также история фотографии «Ленин с бревном» (на самом деле с поклонным крестом, установленным на месте гибели Сергея Александровича). Сейчас на месте захоронения Сергея Александровича в Новоспасском монастыре установлен поклонный крест. В музее собраны уникальные святыни: образ Спаса Нерукотворного, вышитый Великой Княгиней, созданные ею иконы святых праведных Марфы и Марии, письмо к сестрам обители, отправленное Великой Матушкой из алапаевской ссылки. По фотографиям 1911 года воссоздан исторический облик домового храма, где ежедневно молилась настоятельница. В храме находятся личные иконы Елизаветы Федоровны – перламутровая икона встречи праведной Елизаветы и Пресвятой Богородицы, икона святой праведной Елизаветы. На этом наша экскурсия по зданию музея закончилась. Мы поблагодарили нашего экскурсовода, а когда вышли на улицу, Наталья Михайловна Пиминова дополнила картину современной истории Марфо-Мариинской обители известными ей подробностями. Она рассказала про особенный устав обители милосердия и про то, что недавно Марфо-Мариинская обитель стала женским ставропигиальным монастырем.


После экскурсии мы решили принять участие в акции «Народный обед», которую традиционно проводит в Марфо-Мариинской обители фонд продовольствия «Русь». Ввиду приближающейся сессии и личной загруженности студентов на акции нас было относительно немного – пять человек. Собрались самые отчаянные добровольцы. Работы нам досталось с избытком. Как сказал позже Андрей, «мы пахали яко лошади». Наши ребята носили мешки с продуктами и уносили готовые продуктовые наборы, помогали на фасовке: запаивали пакетики с продуктами.

Впервые за все время участия в фасовке народных обедов мне довелось поработать на запаивании пакетиков. Нужно сказать, что эта работа требует внимания. Запаивать пакетики нужно аккуратно: держать утюжок определенное время, иначе пакетик порвется.

За нашим столом работали добровольцы разного возраста: и студенты и пожилые люди, возможно, до этого не знакомые. Но вместе нам удалось расфасовать довольно много продуктов, которые приносили и уносили наши ребята.

К метро мы шли немного уставшие, но веселые и очень довольные проделанной работой, тем, что удалось потрудиться во Славу Божию и на благо нашим ближним.

Хочется поблагодарить Наталью Михайловну Пиминову, главного координатора добровольцев ПСТГУ Николая Филиппова, всех добровольцев, с которыми мы вместе работали, а также нашего замечательного экскурсовода за этот удивительно насыщенный и плодотворный день.


Текст Анна Липина Фото Николай Филиппов

Участники акции делятся своими впечатлениями:

Ирина Булушева, богословский факультет, первый курс:

Спасибо Добровольческому корпусу! Сначала нам провели экскурсию по Марфо-Мариинской обители. Даже не знаю, когда мне предоставилась бы такая замечательная возможность побывать в комнатах Елизаветы Федоровны, увидеть своими глазами обстановку, в которой жила великая княгиня и посмотреть на вещи, которыми она пользовалась при жизни. Особенно близко я восприняла скромно обставленную столовую, с простыми ситцевыми сиреневыми занавесками и обивками на стульях. Это та простота, которую любила княгиня и которая подчеркивала ее утонченный вкус принцессы. Потом мы отправились трудиться - в помещении усердно работало много людей. Было дружно и весело общаться с единомысленниками, которые собрались для помощи бедным семьям - там были как сильные мужчины, так и пожилые бабушки. Мне досталась задача по открыванию пакетов, в круге где я этим занималась даже появился своеобразный сленг: "хорошие пакеты", "тяжелая пачка" и др.

02 декабря 2016 г.

Разместить ссылку на материал

HTML код для сайта или блога
12 января 2017 г.
Профессор Эйнар Петандер провёл лекцию, посвящённую основам изучения шведского языка
30 декабря 2016 г.
Добровольческий корпус ПСТГУ поздравил детей в больнице с наступающими праздниками
26 декабря 2016 г.
Путешествие из Москвы в Петербург
13 декабря 2016 г.
Социальная экспедиция студентов Отделения социальной и молодежной работы ПСТГУ в детский дом
12 декабря 2016 г.
На филологическом факультете прошел очередной турнир интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
09 декабря 2016 г.
Студенты 3 курса ФСН приняли участие в социологическом исследовании
07 декабря 2016 г.
День первокурсника ФСН
05 декабря 2016 г.
Доклад декана факультета церковного пения ПСТГУ "Регентское образование в православном вузе: диалог церковного и светского образования"
02 декабря 2016 г.
Экскурсия добровольцев ПСТГУ в Марфо-Мариинскую обитель
01 декабря 2016 г.
Официальная часть ежегодного Акта в Соборной палате главного здания ПСТГУ