1 /
Анна Лебедева: «Наших студентов с удовольствием принимают на практику, а выпускников – на работу».

В 1992 году, сразу после создания факультета церковных художеств, в его составе была организована кафедра церковного шитья, которая готовит уникальных специалистов. Заведующая кафедрой Анна Юрьевна Лебедева раскрывает секрет, почему выпускников кафедры работодатели начинают отбирать уже с первого года обучения.

Анна Юрьевна, расскажите, кого готовит ваша кафедра, чему вы учите?

Мы учим древнему искусству вышивки церковных облачений. Именно вышивки, как это было в Древней Руси, а не накладыванию крестиков на фелони.

Разве традиции древней вышивки сохранились у нас в стране?

Нет, в советское время они были утеряны, но их удалось восстановить в 1990-е годы, когда создавался наш институт. В 1991-1992 гг. был небольшой центр, где отец Александр Салтыков – декан факультета церковных художеств, как искусствовед, понимая важность церковной вышивки, собрал экспертов по этому виду искусства. Он пригласил специалистов-женщин, которые занимались на дому вышивкой, и посмотрел, что они умеют. Потом пригласил реставраторов из музеев, которые занимались в то время реставрацией церковного шитья, посоветовался с ними и создал нашу кафедру. Так у нас началась работа по восстановлению традиций церковного шитья. А вообще факультет церковных художеств ПСТГУ является одним из ведущих центров подготовки профессиональных специалистов во всех областях церковного искусства.

Реставратор церковного шитья – есть такая дисциплина?

Сейчас у нас есть такая дисциплина – реставратор церковного шитья, а в музеях есть специалисты - реставраторы по тканям, они реставрируют и церковную вышивку тоже. Ведет эту дисциплину наша выпускница Наталья Викторовна Сим — реставратор по тканям из Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Мы отвели для этой дисциплины отдельное помещение с хорошим оборудованием. У нас есть чудесная лаборатория с шикарной промывочной – там стоит специальная реставрационная ванна для ткани, нержавеющая, с низкими бортами. Есть специальные лампы и много других инструментов.

Мы на кафедре уделяем предмету реставрации большое внимание, потому что реставрационные центры наших выпускников по этой специальности буквально разрывают на части. Они приходят к нам на защиту дипломов и говорят: «А этого студента мы берем себе!» В Научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря уже работают несколько наших студентов, в Кремле — двое наших выпускников, и в ГосНИИРе тоже много наших выпускников.

А специалисты по церковной вышивке так же востребованы?

Да, даже очень! Наши выпускницы в Новодевичьем монастыре с матушкой такую мастерскую развернули! В палатах 16 века! Создают современные шедевры Церковной вышивки. Наших студентов с удовольствием принимают на практику, а выпускников – на работу.

И в Сретенском монастыре есть огромная мастерская по тканям, по вышивке, а руководитель мастерской тоже наша выпускница — Нонна Ивановна Батытина.

А какие материалы вы используете для вышивки в процессе обучения?

И для вышивки, и для облачений используем все натуральное. Жемчуг у нас речной. Самое дорогое – это натуральные золотые нитки. Это старинная технология, которую сохранили в советское время — тоненькая золотая пленочка накручена на шелк. Во Владимирской области построили целый завод, потому что в советское время всему офицерскому составу там вышивали погоны из этих золотых ниток. И до сих пор мы их там закупаем. Конечно, на первых курсах студенты золотыми нитями не пользуются. Но, когда они делают уже хорошие работы или дипломную, например, хоругвь, тут уже вышивают золотыми нитями.

А как работодатели узнают о наших выпускниках?

Во-первых, с нашего сайта. Во-вторых, «ВКонтакте» есть огромное сообщество вышивальщиц. В-третьих, на специализированных конференциях. Например, Новодевичий монастырь организует конференции по шитью, собирает вышивальщиц со всего мира, в Санкт-Петербурге проходят ежегодные конференции, и мы тоже проводили. Мы возим наших студентов по конференциям, водим в музеи, знакомим с нужными людьми. Круг их мышления уже сфокусирован на специальности, и они знают тех, кто им может помочь. На самом деле этих специалистов не так много — их все знают.

Как кафедра набирает специалистов, которые учат студентов?

Почти за 30 лет существования мы уже знаем каждого специалиста и пытаемся их направить к нам. Силкин Александр Владимирович, лучший специалист в мире по древнерусскому церковному шитью, – профессор нашей кафедры. Дизайнерскую технологию у нас ведут специалисты из университета дизайна и технологий — это те, кто разрабатывает дизайнерскую одежду. К нам приходят и преподают лучшие музейные работники. Мы всех специалистов знаем, наладили с ними связь и приглашаем их к нам преподавать.

Остаются ли выпускники на кафедре преподавать?

Да, конечно. Например, я выпускница 1998 года. Наталья Викторовна Сим тоже с нами училась, сейчас она уже работает в ГосНИИРе, а у нас она преподает реставрацию. Пискунова Наталья Сергеевна, которая у нас ведет иконопись, – выпускница кафедры иконописи и успешно преподает на двух кафедрах.

Сложно ли у вас учиться?

Да, учиться сложно, но специальность редкая, востребованная и того стоит. У нас на кафедре студентов немного, можно сказать, что у них практически индивидуальное обучение. Сейчас для поступления к нам на обучение абитуриенты должны представить результаты ЕГЭ и свои творческие работы. К нам приходят абитуриенты из разных уголков нашей страны, даже из каких-то далеких мест и из-за границы. Так что, если есть интерес и желание учиться – добро пожаловать!