Протоиерей Геннадий Егоров выступил на Московском международном салоне образования

26-29 апреля 2020 года в онлайн-формате прошел форум «Московский международный Салон образования» (ММСО). В рамках мероприятия директор Института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров выступил на круглом столе по проблемам удаленной работы.

В этом году форум и выставка стали полностью виртуальными, в удаленном режиме прошли более 200 секций с прямой трансляцией. 27 апреля на круглом столе «Педагоги на удаленной работе: герои нашего времени» выступил директор Института дистанционного образования ПСТГУ протоирей Геннадий Егоров. Модератором дискуссии стала научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ульяна Захарова, также в круглом столе участвовали доцент КрасГМУ Елена Мягкова, руководитель Центра информатизации образования МГППУ Светлана Панюкова, начальник управления поддержки и мониторинга электронного обучения МАИ Петр Ухов, директор проекта «Дистанционное обучение» ФИРО Наталия Никуличева.

Директора ИДО попросили, исходя из опыта ПСТГУ, рассказать, как преподаватели выбирают инструменты для организации дистанционной работы в нынешних условиях?

Протоиерей Геннадий Егоров начал с напоминания, что в названии дискуссии есть небольшая несправедливость: незаметными героями образования сейчас являются не только преподаватели, но и администраторы всех уровней, начиная с ректоров и заканчивая теми, кто управляет учебным процессом, — инспекторы, методисты. “От них зависит очень многое с точки зрения комфортности работы как преподавателя, так и студента”. Для перехода в онлайн принципиально важно обучить администраторов следить за продуктивностью и эффективностью своей работы, подчеркнул протоиерей Геннадий.

Основная часть выступления директора ИДО была посвящена тому, какие факторы влияют на тактику и стратегию перехода преподавателей в онлайн. Он уточнил, что речь еще не о результатах серьезного исследования, а о предварительном обобщении личных наблюдений за ситуацией.

«Когда началась вся эта история, в вузе вышел приказ, предписывающий либо работать в системе дистанционного обучения на базе Moodle, которая у нас есть, либо в уведомительном порядке использовать какой-то из предпочтительных для них инструментов. И первый из основных факторов, определяющих стратегию преподавателей, на мой взгляд, – наличие или отсутствие опыта работы в дистанционном образовании. У нас есть опытные преподаватели, которые не просто делают онлайн-курсы, но и полностью ведут занятия в онлайн, для них никаких проблем не было, более того, мы их привлекли в качестве консультантов для менее опытных коллег и кафедр.

Две другие группы – это имеющие некоторый опыт использования дистанционного образования или не имеющие такого опыта. Поначалу разница между ними была небольшой: все надеялись, что переход в онлайн – это на 3-4 недели, и старались использовать наиболее простые и привычные инструменты, либо их найти и освоить. Хотя здесь уже было заметно, что у преподавателей с опытом гораздо шире набор инструментов и методик, которые они используют.

Среди чемпионов в обеих группах – те же самые Skype, Zoom, а также, к моему удивлению, WhatsApp и электронная почта, хотя встречается экзотика вроде Discord, Trello и так далее. Можно выделить отдельную группу пожилых преподавателей, которые обычно не используют никакие электронные инструменты. Сейчас уже нет возможности приехать к ним домой и привезти оборудование, но часть из них все равно нашла свой путь к студентам, главным образом связываясь с ним по телефону.

В целом преподаватели считают, что справились, хотя, если взглянуть на этот фейерверк инструментов с точки зрения студента, все выглядит непросто, потому что для каждой дисциплины нужно устанавливать себе новое приложение. Конечно, есть такие дисциплины и практики, где технологии пока не позволяют осуществлять учебный процесс. Их придется завершать уже после окончания режима изоляции.

Когда стало ясно, что ситуация затягивается и итоговую аттестацию нужно будет проводить удаленно, вышел приказ, который обязал всех делать это в системе дистанционного обучения. Преподаватели и кафедры потянулись в СДО, и опять-таки гораздо более охотно это стали делать те, у кого уже был опыт дистанционного образования. Те, у кого такого опыта нет, в СДО идут в последнюю очередь, считая это очень сложным и неудобным.

Так что принципиальным является именно опыт дистанционного образования и использования различных электронных инструментов, а не возраст и не педагогический стаж как таковой.

Второй важный фактор, который определяет стратегию перехода преподавателя в онлайн, – это его преподавателе- или студентоцентричность. В первом случае, если центром учебного процесса является преподаватель, критерий успеха – насколько удобно он устроился и перенес свою работу в онлайн. Таких преподавателей меньше занимает вопрос, насколько действительно это удобно студентам, главное, что беспокоит, — это как контролировать студентов и как устроить им дистанционный экзамен, чтобы они не списывали.

Для преподавателей «студентоцентричных» принципиально, насколько студентам удобно, как организовать их деятельность, как облегчить их нагрузку, и они основной удар принимают на себя. Интересно, что для них более характерно перенести свою работу в СДО, поскольку это более удобно для студентов на длинной дистанции.

Есть, конечно, еще целый ряд факторов, например, горизонт планирования или открытость к изменениям в своей профессиональной деятельности, и они тоже оказывают влияние. Но в отведенный временной регламент рассказ о них уже не укладывается, поэтому я остановился на том, что, на мой взгляд, было определяющим на данном этапе работы».

Посмотреть запись выступления можно на канале ИДО ПСТГУ в YouTube