на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
20 ноября (7 ноября ст.ст.). Пятница. Память новомучеников и исповедников Российских XX века на сегодня:

Священномученика Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского.

(Смирнов Константин Иларионович, +20.11.1937)

Митрополит Кирилл (в миру - Константин Илларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье благочестивых родителей, сумевших воспитать в сыне трепетную любовь к Церкви. После завершения семинарского курса Константин Смирнов поступил в Петербургскую Духовную Академию, в которой, как и многие студенты тех лет, оказался под сильным влиянием незаурядной личности инспектора Академии архимандрита Антония (Вадковского), который очень скоро отметил прямодушного молодого студента, горящего жаждой будущего самоотверженного пастырского служения, юношу с глубоко православным сознанием и с ясными представлениями о высоте и достоинстве духовного служения русского пастыря. Духовную Академию Константин Смирнов успешно окончил в 1887 году, защитив кандидатское сочинение, лестный отзыв о котором профессор Барсов завершил такими словами: «По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его ... в качестве диссертации магистерской».

В 1887 году Константин Смирнов был рукоположен во священника епископом Выборгским Антонием (Вадковским). В течение следующих семи лет О.Константин был священником на Кавказе, затем - настоятелем гимназической церкви в Петербурге, а в 1900 году - священником Кронштадтской кладбищенской церкви. Но здесь, в этом городе детства, О.Константина поджидала трагедия. Мучительной смертью умирает маленькая дочь, а вскоре и супруга. Более ничего не связывало О.Константина с миром, и в мае 1902 года он принимает монашеский постриг с именем Кирилл, в честь святителя Кирилла Учителя Словенского. Постриг в монашество был совершен епископом Ямбургским Сергием (Страгородским). В том же 1902 году иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Урмийской духовной миссии в Персию. Архимандрита Кирилла рекомендовал сам митрополит Петербургский Антоний, характеризуя О.Кирилла, как одного из лучших представителей клира Петербургской епархии. «В его лице, - сказал владыка Антоний, - Урмийская Миссия приобретет начальника с твердым религиозно-нравственным настроением, просвещенного, учительного и способного управлять делами Миссии».

В Урмии, где Миссия окормляла сиро-халдеев из числа несториан, перешедших в православие, архимандриту Кириллу пришлось столкнуться со многими трудностями. Православной миссии к моменту его назначения исполнилось всего четыре года, существовали проблемы с местными мусульманскими властями, с инославными миссиями, не хватало и финансовых средств. Миссионерское служение проходило в обстановке тотальной слежки. Почта вскрывалась, за миссионерами следили. Были случаи, когда мусульмане нападали на духовенство миссии. Однако, архимандрит Кирилл энергично взялся за разрешение этих проблем. Всего за два года он сумел наладить переводческое и печатное дело, организовать миссионерскую школу, отстоять урмийские православные храмы от посягательств раскольников, добиться повышения статуса Миссии, которая стала подчиняться непосредственно митрополиту Антонию. Многие из персидских чиновников уже опасались открыто противодействовать русским миссионерам.

О делах Урмийской миссии был информирован сам Император Николай II, у которого 12 февраля 1904 года архимандрит Кирилл получил личную аудиенцию. Силами архимандрита Кирилла было создано «Кирилло-Сергиевское Урмийское Братство», которому попечительствовали императрица Мария Феодоровна, митрополит Антоний, товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер.Выдающиеся качества архимандрита Кирилла не позволили ему долго трудиться на персидской окраине. В мае 1904 года решением Синода архимандрит Кирилл был определен на епископскую викарную Гдовскую кафедру, и 6 августа в Александро-Невской лавре был хиротонисан митрополитом Антонием.

Деятельность епископа Кирилла отличалась необычайной активностью: помимо разнообразных общественных и церковных служений, владыка активно участвовал в работе Урмийского братства, в Александро-Невской лавре ввел всенародное пение и внебогослужебные катехизаторские беседы, был высоко чтим единоверцами за полноуставное служение и часто совершал богослужения в единоверческих храмах. Да что - единоверцы, даже левая печать, представившая поначалу назначение архимандрита Кирилла на Гдовскую кафедру как «высокую протекцию» Петербургского митрополита, вынуждена была умолкнуть перед очевидной справедливостью подобного выбора.

Ревностное служение епископа Кирилла было широко известно. Совершая в 1909 году Крещенское богослужение в присутствии Царской Семьи, владыка отказался выполнить требование министра двора, ввиду имевшейся эпидемии, совершить освящение великой агиасмы на кипяченой воде. Великое водосвятие владыкой Кириллом было, как и принято, осуществлено у проруби р.Невы. Епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим праведником XX века О.Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу.

В декабре 1909 года Синод назначил епископа Кирилла на самостоятельную Тамбовскую кафедру. Уже первой своей речью-импровизацией епископ Кирилл изумил тамбовское духовенство. Владыка предлагал быть готовыми совместно обсуждать возникающие вопросы, взаимно помогать друг другу, а в случае возникновения разногласий проявлять терпимость, покрывая все недоразумения взаимной любовью Подобные слова из уст правящего архиерея (да еще прибывшего из столичного Петербурга) по тем временам были чрезвычайной редкостью. Вообще, как отмечалось тогда тамбовскими газетами, «новый Владыка произвел чарующее впечатление своею бодростью, добротой,.. и отеческим обращением со всеми». «Тамбовская епархия может радоваться, Бог послал ей одного из выдающихся иерархов» .

Все было ново для тамбовской паствы: и проникновенные проповеди епископа Кирилла, и полноуставные службы (всенощное бдение длилось пять и более часов), и неустанная энергия епископа, постоянно совершавшего архипастырские поездки по городам и весям епархии (в год владыка успевал объезжать до 120 храмов - и это при тех-то российских дорогах). Владыка ввел архипастырские с народом беседы и общенародное пение, а также ежегодное совершение заупокойных литургий в дни памяти тогда еще не канонизированных протоиерея Иоанна Кронштадтского, епископа Феофана Затворника, святителя Питирима Тамбовского, старца Оптинского Амвросия. После литургии все городское духовенство съезжалось на торжественную панихиду, а в Духовной Семинарии и прочих образовательных учреждениях устраивались чтения в память подвижников благочестия.

Владыка основал Церковно-Археологический комитет, учредил Тамбовское просветительско-миссионерское Питиримовское братство, организовал строительство нового семинарского храма, открыл несколько благотворительных обществ. Любовь к владыке Кириллу была всеобщей. Это было таким редким явлением, когда архипастырь был одинаково любим и почитаем духовенством, паствой, светскими властями и даже прессой.

Тяжелым испытанием для Церкви стало изменение общественно- политического строя государства Российского в феврале 1917 года. Владыка Кирилл со своей кафедры обратился к пастве со словом предостережения от бездумного ликования по поводу полученных свобод: «тяжким несчастием для Родины будет, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это было все-таки наше, отечественное прошлое... Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам во искушение».

Архиепископ Кирилл являлся одним из наиболее деятельных участников Поместного Собора 1917 года, состоял председателем Соборного Отдела о преподавании Закона Божия, вместе с епископом Пермским Андроником выступил инициатором издания материалов о Соборе и был среди первые жертвователей на это дело. В октябре 1917 года состоялась встреча соборной делегации, возглавляемой архиепископом Кириллом, с А.Ф.Керенским для обсуждения возможности восстановления преподавания Закона Божия в школах. Впечатления от этой встречи делегированные Собором депутаты вынесли самые негативные, о чем архиепископ Кирилл подробно рассказал Собору.

1 апреля 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. Но после неудавшейся из-за военных действий попытки добраться до Тифлиса митрополит Кирилл вернулся в столицу и продолжал служить в Москве, будучи избран членом Священного Синода, затем он был арестован Московской ЧК и два месяца протомился в тюрьме. А в апреле 1920 года владыка был назначен на вдовствующую Казанскую кафедру.

В Казани владыка Кирилл пребывал с июня по август 1920 года, пока не был арестован за выезд из Москвы без предупреждения ЧК, чем вызвал растерянность на Лубянке: «Наши агенты сбились с ног, выслеживая его в Москве, а он уже в Казани» , - рапортовали в Секретном отделе ВЧК. Владыка был заключен в Таганскую тюрьму, где уже томилось несколько иерархов: митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Филарет (Никольский), епископы Феодор (Поздеевский), Анатолий (Грисюк), Петр (Зверев), Гурий (Степанов). Все они признали безусловный авторитет Казанского митрополита. Тот, чей жизненный путь хотя бы единожды пересекся с исповеднической стезей владыки Кирилла, уже не мог забыть образ этого удивительного иерарха. Князь Сергей Трубецкой, старший сын русского философа Евгения Трубецкого, вспоминая о днях, проведенных в Бутырской тюрьме, писал о владыке Кирилле: «С достойной простотой нес он своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих... ».

В январе 1922 года последовало освобождение и владыка Кирилл вновь прибыл в Казань. Казанцы с ликованием встречали своего архипастыря, почувствовав в нем того иерарха, который в состоянии сплотить церковный народ перед лицом надвигающегося безбожия. За свое недолгое пребывание в Казани владыка смог уладить церковные дела, совершить епископские хиротонии, сплотить паству вокруг Церкви. Владыка весьма высоко ставил достоинство и ответственность православного иерарха. Ему не простят его ответ на предложение председателя комиссии по изъятию церковных ценностей Денисова «помочь» своим авторитетом Советской власти: «За время революции очень много лили грязи на духовенство, - сказал владыка, - а теперь зовете нас к себе на службу. Этого не будет, я лично не хочу исполнять роль полицейского, прокладывающего путь работе комиссии по изъятию ценностей, и за последствия история нас может жестоко осудить. Для нас более славно не участвовать в этом деле, и менее славно - участвовать». Через три месяца, в августе 1922 года владыка Кирилл вновь будет арестован.

А затем была Московская тюрьма, ссылка в Усть-Сысольск, затем краткое освобождение и просьба владыки, обращенная к Святейшему Патриарху, не вводить Красницкого в состав Синода, не обманываться обещанием властей освободить заключенных иерархов: «Ваше Святейшество. - сказал митрополит Кирилл, -о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь толъко и годны на тюрьмы... ».

И вновь ссылка в Зырянский край. В 1925 году Святейший Патриарх Тихон мирно скончался и было обнародовано его завещание, в котором митрополит Кирилл называется первым в числе иерархов, достойных принять на себя бремя ответственности по управлению Церковью в период до избрания нового Патриарха. Этим свт.Тихон косвенно указывал на владыку Кирилла как на наиболее достойного кандидата в Патриархи. Но ввиду нахождения митрополита Кирилла в ссылке, Патриаршим Местоблюстителем был избран митрополит Петр Крутицкий, который вскоре тоже был арестован и изолирован властями. Во главе Церкви встал заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский).

Осенью 1926 года группа епископов предприняла подготовку к тайным выборам патриарха, в результате чего около 70 иерархов так или иначе высказалось за избрание Патриархом митрополита Кирилла. Однако, участники выборов были арестованы, а перед митрополитом Кириллом Тучковым была поставлена альтернатива: либо новая ссылка, либо - свобода и даже помощь в избрании на патриаршество, но с обязательством согласовывать свою церковную политику с ГПУ, в ответ владыка Кирилл произнес знаменитую фразу: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». После этих слов владыка был отправлен в новую ссылку теперь уже Туруханский край.

Выдающегося иерарха Русской Церкви, столпа веры православной, в те времена не мог миновать мученический венец. Митрополит Кирилл был расстрелян 20 ноября 1937 года в возрасте 74 лет в Чимкенте вместе с другим старцем-митрополитом Иосифом (Петровых ).

37 лет выпало прожить владыке Кириллу в XIX веке и 37 лет - в ХХ-м. На годы Советской власти выпало 20 лет жизни, но из них всего 4,5 года - на свободе. Мученический венец владыка Кирилл сподобился принять в преддверии 50- летия своего служения в духовном звании.

По материалам жития, составленного А.В. Журавским

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: митрополит Кирилл Казанский.

Священномученика Сергия, архиепископа Елецкого.

(Зверев Александр Михайлович, +20.11.1937)

Архиепископ Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился в феврале 1872 года в селе Ново-Павловка Бердянского уезда (ныне Запорожская область) в семье священнослужителя. Родители воспитали его в страхе Божием, с детства приучили к церковному благочестию. Обучаясь на юридическом факультете Московского университета, он одновременно занимался в певческой капелле, которую окончил со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Позже, влекомый благодатью Божией, Александр Михайлович пошел по стопам отца. Он закончил Духовную семинарию, в 1897 году — Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословия. В 1899 году Александр Зверев был рукоположен в священнический сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви, предпочтя этот подвиг всем прочим возможностям, которые представлялись блестяще образованному человеку.

Священник Александр стал инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища, смотрителем мужского Духовного училища, исполняя эти послушания вплоть до 1920 года.

За заслуги перед Церковью священник Александр 19 сентября 1912 года был возведен в сан протоиерея. В 1921 году он назначен клириком Петропавловского собора Симферополя.

Но наступили времена, когда Господь стал приуготовлять Своих верных чад к подвигу исповедничества и неисповедимыми судьбами Божиими вести к их Голгофе.

В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Правящий архиерей архиепископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков) призвал священство по мере сил, с рассуждением оказать посильное содействие. Но цель властей была не столько изъять ценности (в том, что они рано или поздно будут отобраны, новая богоборческая власть не сомневалась), сколько физически истребить наиболее стойких и активных "церковников". В этой кампании деятельное участие принимали обновленцы. Всемерная поддержка властей придавала им особую дерзость, и они уверенно шли к захвату епархиальной власти. Их цель совпадала с желанием местной администрации во что бы то ни стало ликвидировать твердого в православной вере владыку Никодима (Кроткова) и его окружение и не допустить нового православного епископа.

В это время прежний Таврический архиепископ Димитрий (Абашидзе) находился под домашним арестом в Топловском монастыре. Власти намеревались арестовать и архиепископа Никодима (Кроткова). Православие, а точнее, существование какой-либо организованной православной структуры в Крыму было под угрозой исчезновения. Тогда приняли решение рукоположить известного своим благочестием и мудростью вдового протоиерея Петропавловского собора Александра Зверева во епископа Мелитопольского, викария Таврического.

Поздно вечером 28 августа 1922 года на подворье Космо-Дамиановского монастыря для совершения монашеского пострига собрались архиепископ Никодим (Кротков) и архиепископ Димитрий (Абашидзе), специально втайне от всех приехавший из Топловского монастыря; настоятельница Топловского Параскевского монастыря игумения Вирсавия (Подозникова), а также священнослужители симферопольских храмов. Постриг и служба, на которой состоялась хиротония, продолжались до 9 часов утра.

Рукоположение епископа Сергия оказалось своевременным: уже через месяц архиепископ Никодим был арестован. Владыка Димитрий так же был привлечен к судебному разбирательству. Попали под арест и многие наиболее активные священники и монахи. Архиепископа Никодима заключили в Нижегородскую тюрьму, архиепископа Димитрия выслали за пределы Крыма. Остался только епископ Сергий (Зверев).

Многотруден архиерейский крест в страшное время разброда и шатания, когда все основы привычного бытия сотрясены сатанинской злобой. Несмотря на призывы Владыки помочь голодающим и открытость его церковной позиции, власти видели в епископе Мелитопольском своего идейного врага.

8 октября 1923 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, епископ Сергий был арестован, но все обвинения в его адрес оказались несостоятельными. К тому же любовь народа к своему иерарху в то время смогла приостановить руку палачей. Он был выпущен на свободу. В 1924-1926 годы, оставаясь по-прежнему епископом Мелитопольским, владыка Сергий управлял Самарской епархией, так как епископ Самарский Анатолий (Грисюк) был арестован.

Для благоустройства церковной жизни и управления Русской Православной Церковью 15 (28) февраля 1925 года Святейший Патриарх Тихон обратился в Народный Комиссариат Внутренних дел с предложением о регистрации Патриаршего Священного Синода. Святейший Патриарх предполагал организовать Синод как исполнительный орган для созыва Всероссийского Собора. Мудрый водитель архипастырей, Святейший Патриарх предложил кандидатуры выдающихся архиереев, имевших большой опыт и авторитет в церковной среде, — митрополита Крутицкого и Коломенского Петра (Полянского), митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), епископа Одесского и Херсонского Прокопия (Титова). Он включил в список и владыку Сергия. Но этому Синоду не суждено было образоваться из-за скорой кончины Святейшего Патриарха Тихона.

Епископ Сергий, единомышленник и сподвижник святого дела Патриарха, участвовал в его отпевании. Многие выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви, которые, как и он, оказались у гроба Патриарха, стали впоследствии мучениками и исповедниками Церкви Христовой.

Владыка Сергий 30 марта (12 апреля) 1925 года присутствовал в Донском монастыре при чтении завещания Патриарха Тихона. 1 февраля того же года будущий Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский) предложил кандидатуру владыки Сергия во временно учрежденную коллегию архипастырей для управления Церковью, создаваемую в связи с церковными нестроениями. Для такого ответственного дела требовались благодатная мудрость и особый опыт церковного кормчего, коими обладал епископ Мелитопольский. Будучи ревностным борцом за чистоту Православия и единство Христовой Церкви, он внимательно следил за деятельностью лжепастырей обновленческого толка. Во время подготовки к Собору 1925 года обновленцы направили к епископу Сергию комиссию для переговоров, но Владыка пришедших не принял, а через третье лицо передал: "Не нахожу надобности вести переговоры с вашим управлением и принять поэтому депутатов не нахожу нужным". Обозленные твердостью православного архиерея, обновленцы разослали по епархии обращение к духовенству и мирянам. Но ни духовенство, ни миряне, вдохновляясь исповеднической твердостью своего архипастыря, не стремились сблизиться с церковными реформаторами. Напротив, во время поездок владыки Сергия по епархии вернулись в Православие все отпавшие в обновленчество приходы. Он умел обратиться к самому сердцу согрешившего человека. Враг же рода человеческого, завидуя апостольским трудам святителя, не мог стерпеть благодатного служения стойкого архипастыря и обрушился на него со всей злобой.

В 1926 году епископа Мелитопольского осудили на два года и отправили в ссылку.

Отбыв наказание, Владыка возвратился к церковному служению и через некоторое время был возведен в сан архиепископа. С 1929 года архиепископ Сергий нес крест архиерейского служения на Елецкой кафедре. В 1935 году его вновь арестовали и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Владыка принял испытание с подлинно христианским смирением, безропотно, как бы из рук Самого Христа. Безбожные власти обвинили архипастыря в том, что, будучи связан с епархиальным духовенством, он занимался контрреволюционной агитацией среди населения и священства, говорил с амвона проповеди, якобы призывавшие бороться с советской властью. После объявления приговора 21 января 1935 года ревностный исповедник веры Православной был отправлен в Карагандинские лагеря.

Милостью Божией, в лагере священники и миряне тайно собирались для молитвы. Иногда даже удавалось служить панихиды. Поминали, как правило, архиереев и духовенство, уже сподобившихся мученического венца. Эти молитвенные собрания стал посещать и владыка Сергий. Молитва помогала смириться со всеми ужасами лагерной жизни, переносить все с кротостью, видя во всем Промысл Божий.

Когда лагерное начальство начало готовить новое "дело" против Владыки и его соратников, нашлись предатели, давшие достаточно показаний для расправы с праведником. Некоторые, не выдержав пыток, подписали все, что от них требовали.

На допросах 67-летний старец держался твердо: ни угрозы, ни пытки его не сломили. Ответы его были кратки и полны достоинства. Следователю так и не удалось заставить мужественного иерарха признать себя виновным. На провокационные вопросы Владыка не отвечал, ссылаясь на принципиальные соображения. Соузники его почти все держались столь же твердо.

8 ноября 1937 года архиепископ Сергий (Зверев) был осужден вместе с другими исповедниками. Их обвинили в том, что, якобы являясь членами контрреволюционной организации, они на протяжении всего времени пребывания в лагере проводили активную антисоветскую деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, совершении панихид по убиенным священнослужителям, в связи с заграницей и непризнании советской власти. 13 ноября 1937 года им был вынесен приговор о расстреле, с конфискацией имущества. На следующий день приговор привели в исполнение.

Так завершился крестный путь исповедничества верного сына Православной Церкви священномученика Сергия (Зверева).

Архиепископ Сергий (Зверев) канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

По материалам сайта Липецкой и Елецкой епархии

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: архиепископ Сергий Елецкий.

Священномученика протоиерея Михаила.

(Гусев Михаил Иванович, +20.11.1937)

Михаил Гусев родился 25 октября 1890 года в семье священника Серафимо-Дивеевского монастыря Иоанна Гусева. Михаил Иванович в 1913 году был рукоположен во священника и назначен в Серафимо-Дивеевский монастырь.

В 1927 году монастырь был закрыт. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы милиционер запретил сестрам звонить ко всенощной. Отец Михаил в это время готовился к службе. Он вышел из храма узнать, почему не благовестят, ведь дивеевские звонарки никогда не опаздывали. Только батюшка подбежал к колокольне, как тут же был арестован.

Его увезли в арзамасскую тюрьму. Волнуясь о судьбе мужа, Нина Ивановна поехала в село Пузо (сейчас Суворово) к блаженной Марии Ивановне. Та сказала: «Он будет служить, где большие трубы».

Через две недели отец Михаил был освобожден. Вскоре его назначили настоятелем храма Святителя Николая в Кулебаках, где был крупный металлургический завод. Тогда стал ясен смысл слов блаженной о «больших трубах».

По воспоминаниям знавших его, батюшка отличался добросердечием, справедливостью, пользовался любовью и уважением прихожан и соседей, помогал чем мог сестрам разоренной Дивеевской обители, а также не забывал детей арестованных.

Накануне ареста отца Михаила дважды вызывали в НКВД, предлагая отречься от сана. Арестовали отца Михаила 31 августа 1937 года. Тогда ему было 47 лет. Он оставил жене записку со словами: «Не плачь, не ропщи - тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя...» В вину ему поставили организацию на территории Кулебакского района «контрреволюционной церковно-фашистской группы».

На следствии священник вел себя стойко, обвинения категорически отверг. Протоиерей Михаил Гусев был расстрелян накануне дня своего ангела - праздника Собора Архистратига Михаила - 7/20 ноября.

В 2001 году священник Михаил Гусев был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

По материалам сайта Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Михаил Гусев.

Священномучеников иереев: Александра, Александра, Павлина и Николая.

(Ильинский Александр Иванович, Курмышский Александр Михайлович, Старополев Павлин Иванович, Троицкий Николай Алексеевич, +11.11.1937)

В ночь с 20 на 21 октября 1937 года были арестованы священники Перевозского района Нижегородской области. Следствие шло менее месяца, и 11 ноября все были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. Память четырех из них Церковь празднует сегодня:

Священник Александр Иванович Ильинский родился в 1899 году в селе Пустынь Нижегородской губернии. Служил в селе Большие Кемары. Он обвинялся, как и другие, в том, что являлся руководителем антисоветской группы и высказывал недовольство советской властью.

Священник Александр Михайлович Курмышский родился в 1879 году в городе Симбирске, окончил духовную семинарию, служил в храме села Танайково.

Священник Павлин Иванович Старополев родился в 1865 году в селе Быковы Горы Спасского уезда Нижегородской губернии, окончил духовную семинарию, служил в селе Дубское.

Священник Николай Алексеевич Троицкий родился в 1885 году в селе Лобаски Ичалковского уезда в Мордовии, служил в селе Ревезень.

На допросах мученики держались с достоинством и отвергали все обвинения.

По материалам: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь. 1992. Кн.1. С. 190.

Страницы новомучеников в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Ильинский, о. Александр Курмышский, о. Павлин Старополев, о. Николай Троицкий.

Священномучеников иереев Александра и Павла.

(Крылов Александр Иванович, Борисоглебский Павел Васильевич, +11.11.1937)

Александр Иванович Крылов родился в 1879 году в селе Варганы Лысковского уезда Нижегородской губернии. Служил священником в селе Ляпуны Лысковского района Нижегородской области. 17 сентября 1937 года он был арестован на основании показаний, вымученных под пыткой у арестованных ранее. Отца Александра обвинили в том, что он будто бы участвовал в сожжении двадцати домов и скирды соломы в селе Островском, колхозного двора в селе Уварове и мельницы в деревне Гугино. Отец Александр отверг все обвинения. 11 ноября 1937 года он был приговорен Тройкой УНКВД к расстрелу и расстрелян.

По тому же делу был арестован священник Павел Васильевич Борисоглебский. Он родился в Васильсурске Нижегородской губернии. Служил в селе Плотинское Лысковского района Нижегородской области. Отец Павел был арестован 24 июля 1937 года и обвинен в том, что, находясь в ссылке, в 1930—1931 годах допустил антисоветские высказывания. Виновным себя не признал. 11 ноября 1937 года был приговорен к расстрелу и расстрелян.

По материалам: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1 С. 187.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Крылов, о. Павел Борисоглебский.

Мученика Николая

(Филиппов Николай Федорович, +11.11.1937)

Николай Федорович Филиппов родился в 1885 году в селе Макарьево Лысковского уезда Нижегородской губернии. Всю жизнь он прожил в Макарьеве, и когда разгорелось в 1937 году пламя гонений, был в храме родного села старостой. Существует мнение, что он принял священный сан. 13 сентября 1937 года он был арестован. Все предъявленные обвинения отверг и был 11 ноября 1937 года приговорен к расстрелу и расстрелян.

По материалам: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1 С. 187.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: Николай Федорович Филиппов.

Священномученика иерея Михаила.

(Адамонтов Михаил Петрович, +1937)

Священник Михаил Петрович Адамонтов родился в 1892 году в Нижегородской губернии. Служил в селе Берендеевка Лысковского района Нижегородской области. 15 сентября 1937 года был арестован. Виновным себя не признал, приговорен к расстрелу и расстрелян.

По материалам: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1 С. 187.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Михаил Адамонтов.

Священномучеников иерея Алексия, Иоанна и Вениамина диаконов и мученицы Елисаветы.

(Мошков Иоанн Иоаннович, Владимирский Вениамин Ксенофонтович, Сидорова Елизавета Ивановна, Молчанов Алексей Андреевич, +1937)

15 сентября арестовали диакона Иоанна Иоанновича Мошкова 1885 года рождения, служившего в селе Исады Лысковского района Нижегородской области, и диакона Вениамина Ксенофонтовича Владимирского 1892 года рождения, служившего в селе Просек Лысковского района. Еще 13 сентября в селе Ивановском Лысковского района арестовали верующую 62-х летнюю женщину Елизавету Ивановну Сидорову. У следователя не было никаких доказательств их вины. Несмотря на пытки, арестованные стойко сопротивлялись оговору. Они были приговорены к расстрелу и расстреляны. По тому же делу был арестован священник села Валки Лысковского района Алексей Андреевич Молчанов, не подписавший лжесвидетельства.

По материалам: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1 С. 187.

Страницы новомучеников в Базе данных ПСТГУ: диакон Иоанн Мошков, диакон Вениамин Владимирский, Сидорова Елизавета Ивановна.

Священномученика протоиерея Николая.

(Романовский Николай Александрович, +1937)

Николай Александрович Романовский родился в 1869 году в городе Николаеве Херсонской губернии, происходил из потомственного священнического рода. Образование будущий мученик получил в Одесской Духовной семинарии, которую окончил в 1890 году. В этом же году Николай был рукоположен в сан священника к церкви села Каспиро-Николаевка, при которой он основал церковно-приходскую школу. В 1895 году отец Николай был переведен в сам город Николаев и приписан к Новокупеческой церкви, где служил 3-м священником. С 1907 года он становится клириком Свято-Николаевской греческой церкви города Николаева и сочетает со священнослужением преподавание Закона Божия в 1-й Мариинской женской гимназии, в которой законоучительствует вплоть до ее закрытия в 1918 году. Известно, что во время 1-й Мировой войны отец Николай Романовский организовал на пожертвования прихожан госпиталь для раненых в городе Николаеве.

В 1931 году последовал арест и 15 августа отец Николай приговорен к 8 годам исправительно-трудового лагеря, после чего этапом был препровожден в Карагиндинскую область Казахстана, в Карлаг. После 6 лет отсидки, священник был снова арестован в самом лагере. Ему инкриминировано, что "отбывая наказание в Карлаге. Романовский Н.А. в составе группы бывших священников участвовал в организации "истинно-православной церкви", течение этой направленности не признавало ни советской власти, ни находящегося в СССР церковного управления <…>. Одной из задач группы являлось привлечение на свою сторону "обновленцев" из числа заключенных верующих и духовенства". На допросах протоиерей Николай Романовский "с предъявленными обвинениями не согласился, виновным себя не признал, хотя фактов участия в собраниях бывших священников не отрицал".

20 ноября 1937 года протоиерей Николай Романовский был приговорен к высшей мере наказания, расстрелу. Приговор был приведен в исполнение.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Романовский.

Священномученика иерея Василия.

(Краснов Василий Тимофеевич, +1937)

Тимофеевич Краснов родился 1 августа 1886 в деревне Калиновка Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне Сергиевского р-на Самарской обл.). Он происходил из крестьянской семьи. После окончания 4 классов Духовной семинарии будущий мученик служит псаломщиком в деревне Павловке Бугурусланского уезда. В 1914 г. он был призван в армию и воевал до января 1918 г., а с сентября по ноябрь 1919 г. ему пришлось служить в Красной Армии.

В 1921 г. Василий был рукоположен во иерея и служит в своем родном селе Павловке. 4 июня 1935 г. отец Василий арестован, и особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря. 16 декабря он прибыл в Карагандинский ИТЛ, где работал сторожем. В сторожке, где он жил, собирались для общей молитвы заключенные-священники. В октябре 1937 г. священник-сторож вместе с другими участниками молитвенных собраний был арестован, обвинен в том, что «входил в контрреволюционную группу... принимал участие в нелегальных сборищах этой группы, на к-рых велись контрреволюционные разговоры, представлял по личному почину свое помещение (сторожку) для этих сборов». Отец Василий, не отрицая факта молитвенных собраний, в предъявленных обвинениях виновным себя не признал. Арестованные священники были расстреляны по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 20 нояб. 1937 г., погребены в общей безвестной могиле. Иерей Василий Краснов прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

По материалам: Православная Энциклопедия. Т.7, С.45

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Василий Краснов.

Мученика Георгия.

(Юренев Георгий Николаевич, +1937)

Георгий Николаевич Юренев родился 8 декабря 1887 года в городе Витебске в дворянской семье. В 1910 г. он окончил юридический факультет С.-Петербургского университета, после чего работал секретарем Витебского окружного суда и даже был избран городским судьей Витебска.

В мае 1920 г. Георгий был арестован советскими властями и выслан из Витебска. Поселиться ему пришлось в Твери (в 1931-1990 - Калинин) и, поскольку юридическая деятельность была для него закрыта, он работал статистиком-экономистом в городском отделе здравоохранения.

15 марта 1936 г. мученик арестован, заключен в тюрьму Калинина и 8 мая обвинен «в участии в контрреволюционной церковной организации» и в срыве мероприятий советской власти. Виновным себя он не признал. 27 августа 1936 г. Георгий Николаевич приговорен ОСО НКВД СССР к 3 годам лагерей и направлен в Карагандинский ИТЛ (Карлаг), где работал экономистом.

В начале сентября 1937 г. мученик Георгий снова арестован и обвинен в том, что, «отбывая наказание в Карлаге НКВД, входил в состав контрреволюционной группировки, именуемой «истинно-православная церковь», принимал участие в периодических сборищах этой группы, занимался распространением провокационных слухов среди заключенных и контрреволюционной агитацией», совершал обряды, «в том числе и панихиды по Николаю Романову». Из того, что мирянину приписывается совершение обрядов, хорошо видно, насколько небрежно и наспех формировались «дела» церковных людей, которых из-за их приверженности Православию надо было во что бы то ни стало расстрелять.

20 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Карагандинской области Георгий Николаевич Юренев приговорен к расстрелу вместе с Елецким архиепископом священномучеником Сергием (Зверевым), со священником священномучеником Василием Красновым и с протоиереем священномучеником Николаем Романовским. Мученик Георгий погребен в безвестной общей могиле и прославлен в лике святых Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

По материалам: Православная Энциклопедия. Т. 11, С. 12.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: Георгий Юренев.