на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
17 декабря (4 декабря ст.ст.). Четверг. Память новомучеников и исповедников Российских XX века на сегодня:
Священномученика протоиерея Димитрия, священномученика протоиерея Иоанна, священномученика иерея Николая, священномученика протоиерея Алексия, священномученика иерея Александра, священномученика диакона Василия, мученицы Екатерины, мученицы Киры, мученицы Анастасии.

Священномученика протоиерея Димитрия

(Неведомский Дмитрий Михайлович, +17.12.1937)

Священномученик Димитрий родился 4 сентября 1882 года в Твери, в семье чиновника Земской уездной управы. В 1902 году Дмитрий Михайлович окончил Тверскую духовную семинарию и стал работать преподавателем в школе и псаломщиком. В 1906 г. он женился и вскоре принял священный сан. В 1936 г. отец Димитрий был награжден саном протоиерея за почти тридцатилетнее усердное и плодотворное служение.

6 декабря 1936 года протоиерей Димитрий Неведомский был арестован по обвинению в контрреволюционной антисоветской агитации. Во время следствия отцу Димитрию пришлось выдержать три допроса и очную ставку. Священнику приписывали участие во Флоровском восстании 1918 г., хотя в протоколе комиссии Яроблсуда было записано: «В 1918 г. в восстании не участвовал...» Но отец Димитрий никогда антигосударственной деятельностью не занимался и обвинение в причастности к ней категорически отрицал. Он держался мужественно и твердо, ни разу не дрогнула рука, подписывавшая протоколы допросов. 19 февраля был вынесен приговор: «6 лет лишения свободы с поражением в правах на пять лет». Протоиерей Димитрий был отправлен в исправительно-трудовой лагерь и оттуда уже не вернулся: он погиб в заключении 17 декабря 1937 года.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Священномученика протоиерея Иоанна, священномученика иерея Николая

(Пьянков Иван Петрович, +17.12.1918, Яхонтов Николай, +17.12.1918)

Протоиерей Иоанн Пьянков родился в 1850 году в семье чиновника. До 1918 года отец Иоанн служил в Воскресенской церкви города Перми и был благочинным.

Священник Николай Яхонтов служил в Перми настоятелем церкви Троице-Сергиевского полка. Всю Первую мировую войну отец Николай провел на позициях.

В ночь на 4 (17) декабря 1918 г. протоиерей Иоанн и священник Николай были схвачены красными и после жестоких пыток и издевательств связаны вместе и утоплены в реке Каме.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Страницы новомучеников в Базе данных ПСТГУ: о. Иоанн Пьянков, о. Николай Яхонтов.

Священномученика протоиерея Алексия, священномученика иерея Александра

(Сабуров Алексий, +17.12.1918, Посохин Александр, +17.12.1918)

Священномученик Алексий Сабуров в 1914-1915 годах был священником в действующей армии. Потом до декабря 1918 года протоиерей Алексий служил в храме Воскресения Христова и в тюремной церкви города Перми.

В 1918 году были замучены большевиками многие священники города Перми и Пермского уезда. Не избежал мученической кончины и протоиерей Алексий. В ночь с 16 на 17 декабря, по сведениям внучки, отца Алексия подняли с постели, в одном белье, с петлей на шее босиком по снегу отвели к Каме и там, привязав к железной кровати, утопили. В тот же день, 17 декабря 1918 года, в реке Каме после жестоких пыток и издевательств был утоплен священник Александр Посохин, служивший в селе Красно-Слудское Пермского уезда Пермской губернии.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Страницы новомучеников в Базе данных ПСТГУ: о. Алексий Сабуров, о. Александр Посохин.

Священномученика диакона Василия

(Кашин Василий, +04.12.1918)

Диакон Василий Кашин совершал свое служение в храме села Сылвино-Троицкое Пермского уезда Пермской губернии вплоть до декабря 1918 года. 4 декабря большевики расстреляли отца Василия вместе с десятью прихожанами той церкви, где он служил.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Мученицы Екатерины

(Арская Екатерина Андреевна, +17.12.1937)

Екатерина Андреевна Арская родилась в 1875 году в Санкт-Петербурге в семье богатого купца Андрея Петровича Уртьева, потомственного почетного гражданина столицы Российской империи. Отец ее был ктитором церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Мать, Ксения Филипповна, занималась воспитанием девятерых детей. Екатерина Андреевна и ее старшие сестры учились в Санкт-Петербургском Александровском институте. Он был создан по образцу знаменитого Смольного института благородных девиц и давал высшее образование.

Дети в семье Уртьевых были очень дружны между собой. Екатерина Андреевна была особенно близка со старшей сестрой Марией. Благодаря ей она познакомилась со своим будущим мужем – офицером артиллерии Русской императорской армии Петром Николаевичем Арским. Петр Николаевич Арский и Екатерина Андреевна венчались в 1899 году в церкви приюта принца Ольденбургского на Лиговском проспекте. Выйдя замуж, Екатерина Андреевна полностью посвятила себя семье, мужу и детям. В их семье было пятеро детей: четыре дочери и сын. Девочки воспитывались в Александровском институте, который окончила их мать, а сын учился в реальном училище и был скаутом.

В семье Арских царила атмосфера любви, покоя и благополучия. Церковные традиции, впитанные Екатериной Андреевной в родительском доме, легли в основу и ее собственной семьи. Супруг ее также отличался благочестием, в 1912 году он вышел в запас и был назначен ктитором Воскресенского Смольного собора. С началом Первой Мировой войны Петр Николаевич Арский отправился в действующую армию, был ранен и вернулся в Петроград.

После октября 1917 года мир вокруг Арских начал стремительно рушиться, общая катастрофа не могла не коснуться и их семьи. Они лишилась состояния, от холеры умерли старшая и младшая дочери. В 1920 году Екатерина Андреевна потеряла всю свою семью. В течение одного месяца муж и дети умерли от дизентерии. Екатерина Андреевна осталась без средств к существованию и находилась на грани голодной смерти. Но ее внутренний взор был обращен к Богу, и Господь не оставил верную дочь. Екатерина стала активным членом Александро-Невского братства, духовной дочерью его руководителя, будущего преподобномученика архимандрита Льва (Егорова), настоятеля Феодоровского собора. На жизнь она зарабатывала сначала переплетчицей, потом санитаркой и швеёй. В начале 30-х годов она вошла в приходской совет Феодоровского собора.

Существование православного братства, занимавшегося духовным просвещением, не могло терпеться советской властью, все члены братства были под наблюдением ГПУ, и вскоре было заведено «Дело Александро-Невского братства», по которому было привлечено 92 человека.

В феврале 1932 года по городу прокатилась волна арестов, Екатерина Арская тоже была арестована. На следствии она проявила удивительное мужество, и в отличие от многих не назвала ни одной фамилии. Именно это качество: никогда никого не предавать, - будет свойственно святой мученице до смерти. Вместо доказательств вины, в материалах дела Екатерины Арской неоднократно подчеркивается ее сословное происхождение; в обвинительном заключении фраза «бывшая дворянка, жена царского полковника» выделяется крупным шрифтом. Екатерину Андреевну приговорили к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправили в Карлаг НКВД в Казахстане. После освобождения ей было запрещено проживать в Ленинграде, и Екатерина Андреевна поселилась в городе Боровичи в Новгородской области. Родных в этом городе у нее не было, но там были близкие ей по духу люди, так как Боровичи стали местом ссылки для репрессированных. Здесь жил владыка Гавриил (Воеводин), с которым Екатерина Андреевна проходила по делу Александро-Невского братства, были и другие знакомые из духовенства.

В 1937 году Екатерина Арская вновь была арестована по крупному «церковному делу». Местные власти провели массовые аресты всех ссыльных и репрессированных за веру. А потом на допросах под пытками вынуждали «сознаваться» в различных преступлениях. Немногие смогли выстоять на этих допросах. Почти все арестованные вольно или невольно оговаривали кого-то, подписывали признания своей вины, чтобы прекратить пытки и издевательства. Екатерина Арская отказалась признавать обвинения.

10 декабря 1937 года особой тройкой НКВД Екатерине Андреевне Арской и еще пятидесяти осужденным по этому делу был вынесен смертный приговор. 17 декабря 1937 года Екатерину Андреевну расстреляли вместе с другой святой новомученицей – княжной Кирой Оболенской.

По материалам сайта радиостанции «Град Петров».

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: мц. Екатерина (Арская).

Мученицы Киры

(Оболенская Кира Ивановна, +17.12.1937)

Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян, были арестованы и Кира и Екатерина. Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две эти женщины своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя. Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила Киру Оболенскую и Екатерину Арскую к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.

По материалам сайта радиостанции «Град Петров».

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: мц. Кира (Оболенская).

Мученицы Анастасии

(Титова Анастасия Петровна, +17.12.1937)

Анастасия Титова родилась 8 октября 1873 года в селе Машутино Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Петра Титова. С 1895 года Анастасия Петровна была послушницей в Спасо-Влахернском монастыре Дмитровского уезда Московской губернии. В этой обители, которая еще некоторое время после революции просуществовала в виде сельско-хозяйственной артели, Анастасия подвизалась до 1927 года. Затем она перебралась в дом к родному брату в село Машутино, где шила одеяла и занималась сельским хозяйством. Церкви в селе Машутино не было, поэтому Анастасия ходила в соседнее село, где храм еще не был закрыт. Во время богослужения она исполняла обязанности псаломщицы. По просьбе верующих она собирала деньги для уплаты налога за церковь. Во время бесед с крестьянами она призывала их посещать церковь.

12 сентября 1937 года послушница Анастасия была арестована. Из материалов дела известно, что следователь требовал от Анастасии признаний в ведении антисоветской агитации. На это Анастасия отвечала: «Виновной себя в высказывании антисоветской агитации и распространении разных провокационных слухов о войне и скором падении советской власти, а также клевете против вождя партии, не признаю». Тем не менее Анастасия Петровна была осуждена за «антсоветскую агитацию, распространение провокационных слухов о войне, клевету на вождей», приговорена к восьми годам ИТЛ и этапом направлена в Ивдельлаг, находящийся в Свердловской области. В лагере инокиня Анастасия скончалась 17 декабря 1937 года и была похоронена на кладбище поселка Сама.

По материалам Базы данных ПСТГУ.