на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
23 декабря (10 декабря ст.ст.). Среда. Память новомучеников и исповедников Российских XX века на сегодня:

Священномученика иерея Иакова, священномученика протоиерея Александра, священномученика протоиерея Евграфа, священномученика протоиерея Анатолия, священномученика протоиерея Александра, священномученика протоиерея Евгения, священномученика протоиерея Константина, священномученика иерея Николая, мученика Петра, мученика Евсевия, мученика Михаила, мученика Дорофея, мученика Лаврентия, мученика Григория, мученицы Александры, мученицы Татианы, священномученика протоиерея Михаила, преподобномученика иеромонаха Сергия, мученицы Евдокии, священномученика протоиерея Николая, священномученика протоиерея Алексия, исповедницы Анны, исповедницы Феклы и исповедницы Татианы, преподобноисповедницы схимонахини Анны.

Священномученика иерея Иакова

(Шестаков Яков Васильевич, +23.12.1918)

Яков Васильевич Шестаков – священник, краевед, писатель, издатель – родился 28 апреля 1858 года в селе Камасино Пермского уезда Пермской губернии в семье священника. В 1873 году Яков Васильевич окончил Духовное училище, в 1879 году – Пермскую Духовную семинарию по 1-му разряду. С 1879 года Шестаков был учителем и законоучителем в Редикорском земском училище Чердынского уезда Пермской губернии, с 1881 года – в Юксеевском пермяцком (инородческом) училище того же уезда.

В 1887 года Яков Васильевич был рукоположен во иерея к церкви села Новотуринского (Токовая) Верхотурского уезда Пермской губернии, был законоучителем в местной школе. В 1888 году отец Иаков переведен в церковь села Хохловка, преподавал в Хохловском Духовном училище. С 29 августа 1889 года служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь, преподавал в приходском училище. 24 мая 1891 года отец Иаков переведен старшим священником в церковь во имя святителя Николая Чудотворца в селе Кудымкорском Соликамского уезда и назначен благочинным 3-го Соликамского округа. Одновременно с 4 октября 1891 года он был законоучителем Кудымкорского 2-классного мужского училища. В 1891-1894 гг. отец Иаков состоял наблюдателем коми-пермяцких церковноприходских школ и миссионером по Соликамскому уезду. В 1894-1898 гг. был членом Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания (ныне Пермский краевой музей). В 1898 году священник уволен от обязанностей благочинного, а 27 сентября 1899 года отец Иаков Шестаков вышел за штат. С 1899 года он жил в Перми, преподавал в Пермской Духовной семинарии, состоял членом Пермской ученой архивной комиссии, собирал средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. С его именем связано строительство церквей при Кутимском заводе Чердынского уезда, в деревне Милюхиной Соликамского уезда и др., основание странноприимного дома в деревне Токовой, создание двух женских монастырей в Пермской епархии.

Отец Иаков организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеевском и Кудымкорском складов для книг, переводил богослужебную, учебную и художественную литературу. В начале 1900-х годов он организовал издательство «Кама» сначала в Сарапуле, затем в Москве. Издавал отец Иаков книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей. Отец Иаков Шестаков издал на коми-пермяцком языке азбуку, Литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, а также занимался изданием брошюр, листовок, плакатов на религиозные, краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Священник также писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь»; собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы» (1905). Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях реки Камы племя, «не просвещенное христианской верой».

В начале ХХ века отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели он предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет и в 1909 году издал проект устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 октября 1912 года, но в это время отец Иаков уже постоянно жил в Санкт-Петербурге (с 1909 года), формально оставаясь заштатным священником церкви села Кудымкорского. В 1909-1913 гг. он работал в цензурном комитете Святейшего Синода.

Отец Иаков Шестаков много путешествовал по русским городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых был. Эти записи и впечатления стали материалом для его воспоминаний «Летопись отца Иакова Компинского». Кроме того, священник был прототипом героя романов М. А. Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков».

Неоднократно отец Иаков посещал Соликамск, сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее), по заказу отдела написал «Исторический путеводитель по Соликамску» (1917). В декабре 1918 года в Соликамске священник был арестован красноармейцами. Его вывезли за 10 верст от села Хохловка Оханского уезда, расстреляли и добили штыками. Сохранились свидетельства, что он был похоронен на Хохловском кладбище.

По материлам Православной Энциклопедии. Т. 20. С. 482-483.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Иаков Шестаков.

Священномученика протоиерея Александра

(Шкляев Александр, +23.12.1918)

Протоиерей Александр Шкляев служил настоятелем Воскресенской церкви города Соликамска (по другим сведениям он был священником в храме Рождества Пресвятой Богородицы). Во время массовых репрессий в Пермском крае священномученик Александр был расстрелян красноармейцами близ Перми.

По материлам Православной Энциклопедии. Т. 1. С. 486.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Шкляев.

Священномученика протоиерея Евграфа

(Плетнев Евграф Иванович, +23.12.1918)

Священномученик Евграф родился 6 декабря 1868 года в семье священника. В 1890 году Евграф Иванович закончил Пермскую Духовную семинарию и в сентябре того же года был рукоположен во иерея. До августа 1891 года отец Евграф служил в Красноуфимском уезде Пермской губернии. В это время он также был законоучителем 2-классного министерского и 3-го народного училищ. Потом отца Евграфа перевели в Богородице-Владимирскую церковь Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (Пермская губерния, город Кунгур), где он прослужил до 23 мая 1900 года, одновременно будучи законоучителем Кунгурских училищ. За усердную службу отец Евграф был награжден набедренником в 1894 году и скуфьей в 1899 году.

Отец Евграф был женат на Любови Николаевне, дочери священника. В семье было четверо детей: Николай (род. 10. 11. 1891 г.), Ольга (род. 08. 07. 1894 г.), Михаил (род. 11. 11. 1897 г.), Борис (род. 17. 05. 1900 г.)

В мае 1900 года отец Евграф, уже в сане протоиерея и в должности благочинного, стал служить в Спасо-Преображенской церкви города Чердынь Пермской губернии. В это время он также был депутатом по судебным делам, делопроизводителем Епархиального Училищного совета и законоучителем Чердынского приходского училища и низшей ремесленной школы.

В 1918 году протоиерей Евграф был арестован вместе с сыном Михаилом. По свидетельствам очевидцев ареста отца Евграфа, военный руководитель Чердынского уезда Фриц Аппога окунал его в прорубь на реке Колве. В декабре 1918 года священник был осужден Пермской ГубЧК за контрреволюционную агитацию и приговорен к расстрелу. 23 декабря 1918 года священномученик Евграф Плетнев был расстрелян в Перми вместе с сыном.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Священномученика протоиерея Анатолия

(Правдолюбов Анатолий Авдеевич, +23.12.1937)

Священномученик Анатолий родился 6 апреля 1862 года в селе Давыдово Касимовского уезда Рязанской губернии в многодетной семье священника Авдия Семеновича Правдолюбова и супруги его Екатерины Ивановны (урожд. Пальмовой). Вскоре после рождения седьмого ребенка Екатерина Ивановна умерла, и воспитание детей легло на плечи отца. Когда все дети были устроены в жизни, и младшая дочь вышла замуж, отец Авдий принял монашеский постриг с именем Антоний в рязанском Троицком монастыре.

15 июня 1882 года Анатолий Авдеевич окончил полный курс Рязанской духовной семинарии с аттестатом I разряда. С 1 сентября 1882 года по 16 января 1886 года состоял учителем Давыдовского земского училища Касимовского уезда. В 1886 году он переехал в Касимов, где женился на дочери настоятеля Покровской церкви села Маккавеево протоиерея А. Ф. Дмитриева Клавдии Андреевне. Впоследствии в этом счастливом браке родилось восемь сыновей и четыре дочери. Трое сыновей протоиерея Анатолия и матушки Клавдии так же, как и их отец, впоследствии приняли мученические венцы и прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских - это священномученики Сергий и Николай и мученик Владимир Правдолюбовы. С 16 января 1886 года по апрель 1894 года Анатолий Авдеевич был учителем приготовительного класса Касимовского духовного училища.

20 февраля 1892 года архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) он был рукоположен во священника к церкви села Змиевка Данковского уезда Рязанской губернии, но на данном приходе не служил из-за преподавания в Касимовском духовном училище, женской гимназии и земской школе. С 16 января 1894 года отец Анатолий определен на священническое место к Успенской Церкви города Касимова, где проявил себя не только как благоговейный служитель алтаря Господня, но и как замечательный проповедник. В 1896 году он принимал участие в обретении и прославлении святых мощей святителя Феодосия Черниговского.

С 22 января 1909 года отец Анатолий состоит в должности Касимовского Уездного наблюдателя церковных школ. После издания нового положения о наблюдателях церковных школ он увольняется от должности священника Успенской церкви с 27 мая 1915 года.

С 18 ноября 1918 года после закрытия всех духовных школ отец Анатолий служил в Иоанно-Предтеченской церкви с. Данево Касимовского уезда. С декабря 1921 года он был настоятелем Успенской церкви города Касимова до закрытия ее в 1933 году. С 1933 года по ноябрь 1937 года служил настоятелем Благовещенской церкви города Касимова. Также в последние годы жизни отец Анатолий был благочинным I Касимовского округа. За время своего служения в Церкви он за проявленное усердие был награжден всеми церковными наградами, включая митру.

В 1924 году вместе с сыном священником Сергием протоиерей Анатолий ездил в Москву к святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси, за благословением и подтверждением канонического общения с ним и получил от святителя памятную фотографию с дарственной надписью.

Протоиерей Анатолий Правдолюбов был арестован 6 ноября 1937 года по обвинению в участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности. На момент ареста старцу-протоиерею было 75 лет. Трое его сыновей, будущих новомучеников, в это время, также за якобы контрреволюционную деятельность, отбывали ссылку в лагерях. Весь допрос протоиерея Анатолия от 11 ноября 1937 года состоял из четырех вопросов и такого же количества ответов. Проводивший допрос начальник Бельковского РО УНКВД по Рязанской области настаивал, чтобы отец Анатолий дал утвердительный ответ на его заведомо вымышленные обвинения об участии революционной организации, на что престарелый протоиерей, не желая быть соучастником лжесвидетельства твердо отвечал: «Повторяю, что ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и виновным себя не признаю». Несмотря на давление следствия, отец Анатолий никого не оговорил.

Постановлением «тройки» при УНКВД СССР по Рязанской области от 6 декабря 1937 года, будучи обвиненным по ст. 58 п. 10 – 11 за «к-р. деятельность и участие в повстанческо-террористической организации», протоиерей Анатолий Правдолюбов был приговорен к расстрелу.

Использован материал сайта Рязанской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Анатолий Правдолюбов.

Священномученика протоиерея Александра

(Туберовский Александр Михайлович, +23.12.1937)

Священномученик протоиерей Александр Михайлович Туберовский родился в семье священника в селе Макавеево, Касимовского уезда Рязанской губернии 8 марта 1881 года. В 1896 году он окончил Касимовское Духовное училище, а в 1902 году —Рязанскую Духовную семинарию. Через год он поступает вольнослушателем в Московскую Духовную Академию, и с 16 августа 1907 года становится её профессорским стипендиатом. 28 августа 1907 года его назначают преподавателем Калужской Духовной Семинарии по предметам основного, догматического и нравственного богословия, ас 16 августа 1911 года — исполняющим должность доцента МДА по кафедре догматического богословия.

11 октября 1917 года Александр Михайлович защищает диссертацию «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Туберовский получает после защиты степень магистра и назначается на должность доцента Академии. Уже через месяц он становится экстраординарным профессором МДА. За магистерскую диссертацию А. М. Туберовскому присуждена 2-я премия митрополита Макария.

В 1919 году, в связи с закрытием Духовной Академии, Александр Михайлович выезжает к себе на родину в село Макавеево, где берет в жены купеческую дочь Татьяну Димитриевну Третьякову, имевшую высшее университетское образование. В 1922-1924 годах, в разгар антицерковных гонений, он исповеднически принимает священство и служит вместе со своим отцом в селе Макавеево.

26 сентября 1937 года протоиерей Александр Туберовский был арестован, а 23 декабря этого же года 23 человека, среди которых был и отец Александр, приняли мученическую кончину, будучи расстреляны в пределах Рязанской области.

Использован материал сайта Православие.Ru.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Туберовский.

Священномученика протоиерея Евгения

(Харьков Евгений Яковлевич, +23.12.1937)

Священномученик Евгений родился 1 декабря 1891 года в селе Бетино Касимовского уезда Рязанской губернии в семье диакона Казанской церкви Иакова Николаевича Харькова его супруги Ольги Афанасьевны. Первоначальное духовное образование Евгений Яковлевич получил в Касимовском училище, а в 1912 году закончил полный курс Рязанской семинарии. По окончании семинарии он до 1914 года служил заштатным псаломщиком в родном селе Бетино. В клировых ведомостях церквей Касимове 1915 год нигде не прослеживается церковного служения Евгения Харькова. Видимо, с началом Первой мировой войны, в которой участвовала Россия, он считал своим священным долгом, несмотря на духовное происхождение и образование, встать в ряды защитников Отечества. Священного сана он еще тогда не имел и ему канонически не возбранялось взяться за оружие для защиты своей Православной державы. Об этом мы можем сделать вывод потому, что в 1919 году он закончил воинскую службу в чине штабс-капитана Белой армии адмирала Колчака. Трагические события тех лет привели Евгения Яковлевича к выводу, что в такой ситуации Россию может спасти только Милость Божия. И он решает вернуться к изначально выбранному им жизненному пути – начать пастырское служение и смиренной молитвой водворять мир в людских душах.

Видимо, с учетом прошлого служения в рядах Белом армии и для проверки его лояльности Советской власти его уже в священном сане дважды арестовывали. Первый раз в 1929 году на два месяца и в 1932 году на три месяца. Местом его служения была все та же Казанская церковь.

На момент последнего ареста семья отца Евгения состояла из 37-летней жены Елены Александровны, четверых детей от четырех до двенадцати лет и 83-летней матери Ольги Афанасьевны. Арестовали отца Евгения 21 сентября 1937 года по тому же обвинению в «активном участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации», о которой, как отмечено в допросе от 22 ноября 1937 года, до производства ареста ему ничего известно не было. Виновным в предъявленном ему обвинении отец Евгений себя не признал.

Постановлением «тройки» при УНКВД по Рязанской области от 6 декабря 1937 года протоиерей Евгений Харьков по ст. 58 п. 10-11 приговорен к расстрелу.

Использован материал сайта Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушаль (Рязанская епархия).

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Евгений Харьков.

Священномученика протоиерея Константина

(Бажанов Константин Васильевич, +23.12.1937)

Протоиерей Константин Бажанов родился 3 июня 1879 года в селе Селищи Касимовского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Василия Алексеевича Бажанова и его жены Татианы Исмайловны. В 1900 году окончил полный курс Рязанской духовной семинарии и в августе того же года определен учителем Карамышевской двухклассной школы. 14 октября 1902 года Преосвященным Владимиром (Благоразумовым), епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, определен на священническое место к церкви села Колесниково и 24 ноября того же года рукоположен во священника. С 1903 года отец Константин состоял законоучителем сразу нескольких земских школ: в деревне Норвинов, деревне Акулово и селе Колесниково. В браке с супругой Евгенией Николаевной он имел семерых детей; сыновей - Владимира и Николая и дочерей - Анну, Клавдию, Антонину, Зинаиду и Александру.

Все 35 лет пастырского служения о. Константин отдал одному приходу Архангельской церкви села Колесниково, которая была построена на народные деньги в 1895 году. Батюшка пользовался большим авторитетом у прихожан, так как был человеком образованным, отзывчивым и трудолюбивым. Кроме исполнения пастырского послушания в церкви, он сам вел хозяйство, чем, естественно, был близок крестьянству.

При таком большом семействе хозяйство отца Константина было весьма скромным: лошадь, две коровы и свинья да дом с надворными постройками. В 1929 году крестьянство и духовенство было обложено заведомо непосильными налогами. По стране прокатилась очередная волна раскулачивания. В это время лишилась своего хозяйства и семья отца Константина Бажанова. Естественно, не имея возможности заплатить невыполнимые налоги, он был «в 1931 году народным судом осужден за невыполнение госообязательств на полтора года лишения свободы» и, как записано в протоколе допроса, «наказание отбыл полностью».

Второй раз протоиерей Константин Васильевич Бажанов был арестован 19 сентября 1937 года как активный участник контрреволюционной организации. На следствии категорически отверг все обвинения, но, несмотря на это, 6 декабря 1937 года постановлением «тройки» при УНКВД по Рязанской области по ст. 58 п. 10-11 был приговорен к расстрелу.

Использован материал сайта Святой Источник.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Константин Бажанов.

Священномученика иерея Николая

(Карасев Николай Никитович, +23.12.1937)

Священномученик Николай родился 23 апреля 1901 года в селе Гусевский Погост Касимовского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина-плотника Никиты Николаевича Карасева и его жены Екатерины Васильевны. Закончил учительскую школу. До революции Николай Никитович числился служащим, совмещая повседневные труды и заботы с посильным служением в местной церкви в качестве певчего и псаломщика. В 1920-е годы он был рукоположен во диакона к местной Преображенской церкви и долгое время, несмотря на гонения, усиливавшиеся из года в год, добросовестно исполнял церковное послушание.

Государство, объявившее войну Православной Церкви, пыталось всячески дискредитировать в первую очередь добросовестных и усердных священно-церковнослужителей. Отец Николай в первый раз был арестован органами НКВД в 1935 году по подозрению в поджоге леса, но за отсутствием доказательств через месяц его освободили.

В 1937 году в семье отца Николая и супруги его Марии было трое детей: сын Василий девяти лет, дочери Нина и Александра - четырнадцати и десяти лет. Личное хозяйство его семьи состояло из дома с надворными постройками да одной коровы.

Во священника отец Николай был рукоположен незадолго до ареста, который последовал 27 сентября 1937 года. Арестован он был по обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации». Допросы проводились с сентября по декабрь 1937 года. Отца Николая пытались заставить принять ложные обвинения, но он спокойно все отвергал. В ответ на издевательства следователей отец Николай противопоставлял некое юродство. Так, в допросе от 25 ноября записано следующее:

— Что вы знаете о контрреволюционной деятельности священника Динариева?
— ...1932 года посещал в августе Динариева с Петром Федосеевичем (фамилия неразборчива), где собирались из духовных. В 1931 году зарезал свинью тайно ночью и шкуру не сдал и не обдирал. Иных каких-либо фактов контрреволюционной деятельности Динариева не знаю.

На последнем допросе 1 декабря 1937 года в тот момент, когда отец Николай должен был подписать протоколы с якобы его показаниями, он, взяв их, разорвал на мелкие клочки. Об этом в следственном деле имеется акт с подписью троих сотрудников РО УНКВД. Дело отца Николая Карасева было передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД по Рязанской области, постановлением которой от 6 декабря 1937 года 58 п.10-11 он был приговорен к расстрелу вместе с группой невинно осужденных священников и мирян.

Использован материал сайта Рязанской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Карасев.

Мученика Петра

(Гришин Петр А., +23.12.1937)

Петр Гришин родился в 1870 году, проживал в Бельковском районе Рязанской области. 6 ноября 1937 он в числе 27 человек был арестован и заключен сначала в тюрьму города Касимов, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора. Мученик Петр проходил по групповому делу «Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937г.».6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области он был обвинен по ст.58-8,58-10,58-11 УК РСФСР в активном участии в «к/р повстанческо-террористической организации, вел среди населения пораженческую агитацию и высказывал террористические настроения». Из 27 человек, проходивших по этому делу, 23 человека, в том числе и мученик Петр, были приговорены в высшей мере наказания и расстреляны.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Мученика Евсевия

(Тряхов Евсевий Андреевич, +23.12.1937)

Евсевий Андреевич Тряхов родился в 1870 году в селе Забелино Касимовского уезда Рязанской губернии. Первый раз он был арестован в 1931 году, осужден по статье 61 УК РСФСР и приговорен к 1 году лишения свободы. На момент второго ареста, который произошел 21 сентября 1937года, Евсевий Андреевич проживал с женой 62-х лет, занимался кустарным трудом на дому. На следствии виновным себя Евсевий Тряхов не признал, но 6 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Рязанской области вынесла ему обвинение: «активный участник к/р повстанческо-террористической организации, вел среди населения пораженческую агитацию и высказывал террористические настроения» и приговорила к расстрелу.

По материлам Базы данных ПСТГУ.


Мученика Михаила

(Якунькин Михаил Иванович, +23.12.1937)

Мученик Михаил родился 7 ноября 1878 года в д. Петрушево Касимовского уезда Рязанской губернии. Деревня Петрушево своего храма не имела, и жители ее входили в состав Погостинского прихода. В детстве Михаил закончил трехклассную сельскую школу. Родом из крепких крестьян-земледельцев, которые во все века на Руси создавали свое земное благополучие упованием на Бога да усердными трудами на земле – матушке. Кроме того, в роду Якунькиных с незапамятных времен всегда были и кузнецы. Не обделен был талантом и здоровьем сам Михаил Иванович. В то время в округе он считался одним из лучших кузнецов. По его стопам пошли и два его сына - Гавриил и Павел, которые также работали один молотобойцем, а другой кузнецом в разных местах Касимовского уезда. Хозяйство Михаила Ивановича и супруги его Марфы было, по понятиям русского крестьянина небогатое. Они имели дом с надворными постройками, лошадь, две коровы и одну свиноматку. Оба сына были женаты, и в доме Михаила Ивановича жили две его снохи – Александра и Ирина. Но в то время и такое хозяйство было объявлено кулацким и конфисковано. После раскулачивания Михаил Иванович, его супруга Марфа и обе снохи вынуждены были пойти на работу в колхоз. Крестьянство облагалось немыслимыми госналогами, а следствием неуплаты было возбуждение уголовного дела. Так, Михаил Иванович был впервые судим в 1932 году «как злостно уклоняющийся от государственных платежей» и шесть месяцев провел в тюрьме.

Несмотря ни на что, Михаил Иванович остался верен Богу и Церкви. В 1930 - 1934 гг. он был членом церковного совета Погостинской церкви.

21 сентября 1937 года последовал второй арест. Михаила Ивановича обвинили в участии в контрреволюционном кулацком восстании 1918 года, хотя ранее он заявил, что в момент восстания был дома. постановлением «тройки» при УНКВД СССР по Рязанской области от 6 декабря 1937 года по ст. 58 п. 10-11 Михаил Иванович Якунькин был приговорен к расстрелу.

Использован материал сайта Рязанской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: мч. Михаил (Якунькин).

Мученика Дорофея

(Климашев Дорофей Алексеевич, +23.12.1937)

Мученик Дорофей родился 22 июня 1869 года в деревне Полухтино Касимовского уезда Рязанской губернии. Происходил Дорофей Алексеевич из крестьян середняков-единоличников кустарей, а ремеслом он владел самым необходимым - сапожным. Деревня Полухтино входила в состав Погостинского прихода, и Дорофей Алексеевич был членом церковного совета. Кроме кустарного промысла, он имел небольшое личное хозяйство, состоявшее из лошади и коровы. В 1932 году за неуплату твердого задания все имущество Дорофея Алексеевича и его семьи было изъято в колхоз.

В семье Дорофея Алексеевича, кроме жены Василисы, был еще сын Василий и сноха Мария, которые после раскулачивания вынуждены были пойти на работу в колхоз. Председатель сельского совета, видя глубокое религиозное чувство простого сельского сапожника, в справке для райотдела НКВД характеризует Дорофея Алексеевича как «враждебно настроенного к Соввласти, ведущего деятельность по распространению провокационных слухов на вождей государства и правительства, а также порочащего новую конституцию».

Арестован и допрошен Дорофей Алексеевич был 27 сентября 1937 года. На допросе мученик все отрицал и не произнес ни одного слова в отношении кого-либо из других обвиняемых. 6 декабря 1937 года постановлением «тройки» УНКВД СССР по Рязанской области, вместе с другими подсудимыми, Дорофей Алексеевич Климашев был приговорен к расстрелу.

Использован материал сайта Рязанской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: мч. Дорофей (Климашев).

Мученика Лаврентия

(Когтев Лаврентий Дмитриевич, +23.12.1937)

Мученик Лаврентий родился в 1880 году в деревне Забелине Касимовского уезда Рязанской губернии, где постоянно и проживал. Семья его состояла из 58-летней супруги и тринадцатилетнего сына. Лаврентий Дмитриевич занимался хлебной торговлей, но после раскулачивания стал инженером на пристани «Забелино». В 1933 году Лаврентий Дмитриевич был первый раз осужден за контрреволюционную деятельность на три года лишения свободы и наказание отбыл полностью.

В сентябре 1937 года он был арестован по подозрению в участии в повстанческо-террористической группе, якобы действовавшей на территории Касимовского уезда. «Тройкой» при УНКВД СССР по Рязанской области 6 декабря 1937 года по ст. 58 п. 10-11 Лаврентий Дмитриевич Когтев был приговорен к расстрелу.

Использован материал сайта Рязанской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: мч. Лаврентий (Когтев).

Мученика Григория

(Берденев Григорий Иванович, +23.12.1937)

МученикГригорий родился 24 января 1890 года в селе Погост Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. В детстве окончил трехклассную сельскую скую школу и по обычному уделу крестьянских детей смолоду начал трудовую деятельность, сначала в семье своего отца. Во время Первой мировой войны, с 1914 до 1918 год, Григорий Иванович воевал в Царской армии. В возрасте 30 лет он обзавелся своим семейством, женившись на крестьянке Елене Никитичне. Господь даровал супругам Берденевым троих детей: Николая (1926 г. р.), Зинаиду (1930 г. р.) и Клавдию (1932 г. р.).

Хозяйство Григория Ивановича было небогатым: дом с надворными постройками, коза, две овцы да корова. Кроме того, он от отца перенял плотницкое мастерство и работал на Погостинской судоверфи токарем по дереву и плотником. Также по отцовской линии он числился и славился на всю округу как хороший кустарь-сапожник. В общем, мастером Григорий Иванович был на все руки: и земледелец, и плотник, и сапожник. Вряд ли закончивший хотя бы три класса сельской школы председатель сельского совета в справке в РО НКВД характеризовал Григория Ивановича такими словами (орфография подлинника): «...был активный заядлый цырковник вот вы Бога ниверите и ничего все нет и нибудет приетой советской власте». Изумительная, блестящая характеристика для верующего человека, хотя и дошла до нас в виде доноса. В обвинительном заключении он также характеризуется как «активный церковник».

Будучи обвиненным по делу о повстанческой организации, Григорий Иванович был арестован 6 ноября 1937 года. На единственном допросе вины своей ни по одному пункту обвинения не признал и никого не оговорил. 6 декабря 1937 года Григорий Берденев был приговорен к расстрелу по ст. 58 п. 10-11.

Использован материал сайта Рязанской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: мч. Григорий (Берденев).

Мученицы Александры

(Устюхина Александра Потаповна, +23.12.1937)

Мученица Александра родилась в 1882 году в селе Гусь-Железный Касимовского уезда Рязанской губернии в семье рабочего. Окончила сельскую школу, затем, овладев мастерством портнихи, шила по индивидуальным заказам на дому.

С 1930 года Александра Потаповна – человек глубоко верующий и одинокий – все силы отдала церковному послушанию, будучи председателем церковного совета Троицкой церкви села Гусь-Железный. Единственной близкой ее родственницей была младшая сестра Анна Потаповна, пенсионерка. В хозяйстве у них был всего дом да одна корова.

В 1935 году Александра Устюхина подверглась аресту, осуждению и трехмесячному заключению в тюрьму за «самоуправство», которое выразилось в том, что она отказалась отдать ключи от храма комиссии по закрытию церквей. Несмотря на арест Александры Потаповны, храм тогда удалось отстоять.

29 сентября 1937 года она снова была арестована как «участница повстанческо-террористической организации». Категорически отвергла все лживые обвинения, но 6 декабря 1937 года была приговорена к расстрелу по ст. 58 п. 10-11.

Использован материал сайта Рязанской епархии.

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: мц. Александра (Устюхина).

Мученицы Татианы

(Егорова Татьяна Прокопьевна, +23.12.1937)

Татьяна Прокопьевна Егорова родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Грамоте обучиться ей так и не пришлось, но до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. Муж ее, Василий Анисимович, и два сына, Иван да Федор, уехали на заработки в Москву. Поводом к их отъезду послужило то, что в 1932 году за невыполнение «твердого задания» продналога все хозяйство Егоровых было конфисковано, а они исключены из колхоза. Сельским советом и обвинительным заключением следственного дела Татьяна Прокопьевна характеризуется как «активная церковница». Арестована она была 6 ноября 1937 года.

Следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной участницей контрреволюционной повстанческой организации. Очень характерен последний ответ на допросе этой немолодой уже 58- летней крестьянки, которая всю жизнь была верна Богу и Церкви и увенчала христианский жизненный путь мученическим венцом: «Еще раз повторяю, что в организации я не состояла и среди населения контрреволюционную агитацию не вела, а также провокационных слухов о войне и о гибели Соввласти никому не говорила. Иисус терпел и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова».

«Тройка» УНКВД по Рязанской области постановлением от 6 декабря 1937 года приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу по ст. 58 п. 10-11.

Использован материал сайта Рязанской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: мц. Татьяна (Егорова).

Священномученика протоиерея Михаила

(Кобозев (Кобзев) Михаил Иванович, +23.12.1937)

Одним из тех, кто попал под молох сталинских репрессий, был священник Михаил Иоаннович Кобозев, отдавший более двух десятилетий своей жизни служению в Вознесенской церкви Раненбурга. В 30-е годы северная часть Раненбургского уезда была выделена в самостоятельную единицу – Ново-Деревенский район Рязанской области с центром в посёлке Александро-Невский. В страшном 1937-м протоиерей Михаил Кобозев возглавлял здесь небольшой приход в селе Благие.

Родился Михаил Кобозев 4 февраля 1874 года в селе Спас-Леоновщина Егорьевского уезда Московской губернии. Его родителями были диакон церкви Преображения Иоанн Львович и Мария Гавриловна Кобозевы. Крещён он был в той же церкви уже 5 февраля. Его воспреемниками были брат и сестра отца – Дмитрий и Мария Кобозевы. О жизненном пути отца Михаила сухими строками анкетных данных говорит «Ведомость о церкви Вознесения Господня в городе Раненбурге за 1915 год», хранящаяся в Рязанском областном архиве. Как и для большинства детей священнослужителей, дальнейшая жизненная перспектива Михаила была практически предопределена. Его ждала духовная карьера. В 1892 году он окончил полный курс Скопинского духовного училища с правом поступления в Рязанскую духовную семинарию. Однако учёбе Михаил предпочёл практическую деятельность. Два года он был практикантом при церковно-приходской школе села Дымова Скопинского уезда. В 1894 году М. И. Кобозев получил свидетельство о звании учителя начальной школы. Свою самостоятельную педагогическую деятельность Михаил начал в приходской школе села Мурзинка Скопинского уезда Рязанской губернии. В 1897 году он обучался на церковно-учительских певческих курсах, которые закончил очень успешно, о чём имел соответствующее свидетельство.

В 1898 году начинается новый этап в жизни Михаила Кобозева. С этого времени его судьба была связана с раненбургской землей. Епископом Рязанским и Зарайским Мелетием он был рукоположен во диакона к Духовской церкви села Благие Раненбургского уезда Рязанской губернии. Отец Михаил, как и многие священники, в то же время преподает детям Закон Божий в Бахметьевско-Благовской церковно-приходской школе.

В 1910 году отец Михаил был перемещён диаконом в раненбургскую Вознесенскую церковь. Большая семья Кобозевых переезжает в уездный город Раненбург. В то время у Михаила Ивановича и Софии Николаевны было шесть детей, старшие – сыновья Николай и Иван, и дочери – Вера, Антонина и Анна. Уже в Раненбурге в 1915 году в семье Кобозевых родился ещё один сын – Михаил. Они поселяются в небольшом доме на Площадной улице (ныне это улица Калинина). Информация о семье Кобозевых весьма скупа. В «Ведомости о Вознесенской церкви…» в графе «Сведения о поведении священнослужителей с их семействами» об отце Михаиле сделана краткая, но очень ёмкая запись: «Весьма прехорошего». Продолжается в Раненбурге и педагогическая деятельность Михаила Кобозева. В 1913 году он утверждён в должности законоучителя Пригородной Лучинской земской школы. «За примерное и усердное ведение дела обучения детей» отец Михаил был награждён серебряной медалью «В память 25-летия церковной школы», получил благодарность от Рязанского Епархиального училищного совета. Вскоре его рукоположили во священника.

1917 год стал переломным в судьбе России. С небывалой силой обрушились гонения на Русскую Православную Церковь после октябрьского переворота. В этих условиях отец Михаил пытается сплотить верующих вокруг Православной Церкви. В семейном архиве внучки отца Михаила Т. М. Чубановой сохранился проект создания культурно-религиозной общины при Вознесенском храме. Кроме религиозного просвещения жителей города и его окрестностей, одной из главных целей, по мнению отца Михаила, для создаваемой общины должна стать «благотворительность на братских христианских добровольных началах». Следующая важнейшая задача: община «вообще содействует духовно-нравственному оздоровлению окружающей жизни (борьба с хулиганством и нравственной распущенностью, охрана детства и материнства)». На обратной стороне листа – список прихожан-раненбуржцев, которые, как считал отец Михаил, имели влияние на общественное мнение и могли бы принять активное участие в работе общины. Время не пощадило этот документ, и, к великому сожалению, имена и фамилии читаются лишь отрывками… Неизвестно, удалось ли воплотить эту идею в жизнь, хотя с уверенностью можно сказать, что в 20-30-е годы подобные попытки властью пресекались в зародыше. Натиск на Русскую Православную Церковь усиливался год от года. Ужесточались налоги, изымалось церковное имущество, закрывались храмы. Первой жертвой богоборчества в Раненбурге стала именно Вознесенская церковь, где служил отец Михаил. В здании напротив размещался уездный комитет большевиков, и соседство с храмом власти посчитали невозможным. Церковь была закрыта.

Отец Михаил в 1932 году вынужден оставить семью в Раненбурге. Он получает приход в соседнем Ново-Деревенском районе, в селе Дмитриевский Боровок. Уже в следующем году архиепископом Рязанским Ювеналием отец Михаил был возведён в протоиерейскую степень.

Лавина массовых репрессий пришлась на 1937 год. В конце октября были арестованы восемь священнослужителей Ново-Деревенского района Рязанской области. Их обвинили в создании контрреволюционной организации. Поводом для ареста послужило то, что все священники соседних приходов в престольный праздник 1 июля прибыли в село Зимарово поклониться чудотворной Боголюбско-Зимаровской иконе Божией Матери. В это время отец Михаил Кобозев служил в том же приходе, в котором и начинал свой священнический путь, в селе Благие. Непосредственно отца Михаила обвинили в том, что он «…проводил антисоветскую и контрреволюционную деятельность, направленную на срыв всех проводимых мероприятий и озлобление колхозников против существующего советского строя». По распространённой практике того времени обвинение строилось на доносах. Естественно, что люди шли в храм не только с духовными нуждами, но и с заботами житейскими. И, конечно же, в присутствии прихожан священник высказывал своё мнение по различным вопросам. Оказалось, то, что знали прихожане, знали и сотрудники НКВД. Так, в следственном деле со слов одного из «сочувствующих власти» прихожан записано, что отец Михаил говорил: «Большевики живут только на обмане, расстреливают своих братьев, которые вместе с ними работали, а в Писании Божием так и сказано, что настанут времена: друг друга будут продавать, и брат будет стрелять брата, говорить будет ничего нельзя, так как камень, и тот будет предавать…» Слова оказались пророческими и для самого говорившего…

Участь арестованных священнослужителей была предопределена заранее. Следствие было лишь формальностью, его вели только для того, чтобы соблюсти внешний ритуал и затем привлечь священников к уголовной ответственности. Интересен факт, на который обратил внимание внук отца Михаила – Н. Н. Кобзев – в следственном деле в «Анкете арестованного» в графе «Состав семьи» нет упоминания об одной из дочерей – Анне. По словам Николая Николаевича, Анна Михайловна в то время жила не в Раненбурге, и, зная о грозящей его семье опасности, отец Михаил таким образом пытался отвести беду хотя бы от младшей из дочерей, всеобщей любимицы Анны.

Следователь, проводивший допросы, настойчиво требовал от отца Михаила признательных показаний против себя и других священников. Отец Михаил вёл себя достойно. Он прекрасно понимал, что одним неосторожным словом может погубить своих собратьев. Отец Михаил Кобозев в своих ответах неоднократно опровергал все обвинения следствия.

Следствие велось с удивительной быстротой, на все юридические процедуры работникам НКВД понадобилось чуть более месяца. Вскоре было вынесено обвинительное заключение. В начале декабря 1937 года решением «тройки» при УНКВД по Рязанской области протоиерей Михаил Кобозев был приговорён к расстрелу.

Страница 146 следственного дела. Три машинописных бланка с канцелярски-невзрачными заголовками «Выписка из акта», в которых «для скорости» необходимо вписать лишь фамилию и дату. В последнем из них четыре строки: «Постановление Тройки УНКВД по РО от 6/XII 1937 г. в отношении Кобызева Михаила Ивановича приведено в исполнение 23/XII 1937 г в «…» часов. Подписи…» Приговор был приведён в исполнение в тюрьме города Ряжска. Место захоронения отца Михаила неизвестно.

По материлам Липецкой газеты «Итоги недели».

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Михаил Кобозев.

Преподобномученика иеромонаха Сергия

(Сорокин Николай Иванович, +23.12.1937)

Преподобномученик Сергий (в миру Николай Иванович Сорокин) родился в 1900 году в городе Скопине в Рязанской губернии в семье жестянщика. С раннего возраста Николаю и его трем сестрам благочестивые и богобоязненные родители привили любовь к Богу, к храму, к молитве. Николай выбрал самый трудный и тернистый путь духовного служения - монашество. По благословению родителей Николай в 1918 г. поступил в Пронский Спасо-Преображенский монастырь в городе Скопине. Однако через шесть месяцев монастырь был закрыт богоборческой властью и Николай возвратился домой, откуда его призвали в красную армию. Три с половиной года он прослужил в красной армии солдатом. В 1922 году, после окончания военной службы, Николай Иванович поехал в Абхазию, в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, где принял монашеский постриг в честь прп. Сергия Радонежского. Но и этот монастырь был закрыт в 1924 году. После закрытия монастыря большинство Ново-Афонских монахов поселились в долине Псху недалеко от Нового Афона. В 1928 г. монах Сергий (Сорокин) вернулся в Рязанскую губернию и был рукоположен во иеромонаха архиепископом Рязанским и Шацким Иувеналием (Масловским).

Служить отец Сергий был назначен в Троицкую церковь в селе Заполье Спасского уезда Рязанской области на место репрессированного протоиерея Василия Мрежина, благочинного Спасского уезда. Благословляя молодого пастыря, в своем напутствии архиепископ Иувеналий (Масловский) рекомендовал ему по всем вопросам обращаться за советом к игумену Филарету (Пряхину), который нес подвиг старчества в соседнем приходе села Срезнево, являясь настоятелем Казанского храма. Отец Сергий знал его еще по Пронскому монастырю и был несказанно рад, что Господь послал ему вновь такого наставника. Отца Сергия полюбили прихожане за его искренность и сердечную чистоту, за его стремление помочь каждому нуждающемуся. Свободное же время он проводил в с. Срезнево у отца Филарета. В то время там образовался тайный монастырь, где находили приют гонимые монахи и монахини. Это был островок Православия в безбрежном море навязываемого атеизма. Ежедневные службы по монастырскому чину, незабываемые проповеди - все это привлекало православный люд. На все притеснения со стороны властей отец Сергий только более усиливал моления, повышал торжественность Богослужения, устраивал крестные ходы по своему селу.

В 1931 г. арестовали игумена Филарета (Пряхина), а затем по делу "филаретовцев" арестовали еще 38 человек, в том числе и иеромонаха Сергия (Сорокина). Отца Сергия приговорили к 3 годам исправительно-трудовых лагерей, отбывать наказание он был отправлен в Медвежьегорск в Карелии.

В конце 1934 г. иеромонах Сергий возвратился в Рязань. Владыка Иувеналий благословил его на службу в с. Срезнево, прозорливо видя в нем достойного преемника игумену Филарету. Понимая всю ответственность своего назначения, отец Сергий с великим радением принялся за пастырское служение в Казанском храме. Со всей округи стал стекаться к нему народ, видя в нем истинного духовного наставника. Вновь возобновились торжественные Богослужения, крестные ходы по близлежащим селам. В своем приходе он регулярно посещал каждую семью, утешал болящих, врачевал духовные раны, наставлял на путь истинный заблудших. Все это он делал ненавязчиво, с искренним желанием помочь каждому, с истинной христианской любовью. При Казанском храме вновь поселились монахини из закрытых монастырей.

В 1937 году последовал новый арест за "контрреволюционную деятельность, критику политики партии, правительства и Советской Конституции". 23 декабря 1937 года преподобномученик Сергий (Сорокин) был расстрелян.

Использован материал сайта радиостанции Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: иеромонах Сергий (Сорокин).

Мученицы Евдокии

(Мартишкина Евдокия Петровна, +25.05.1938)

Евдокия Петровна Мартишкина родилась 1 марта 1880 годе в селе Габлицы (Гиблицы) Касимовского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде.

6 ноября1937 года Евдокия Мартишкина была арестована как «активная церковница» с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) района Рязанской области по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Обвинялась Евдокия Петровна в том, что «вела среди населения пораженческую агитацию, высказывала пораженческие настроения». Содержалась она сначала в тюрьме города Касимова, позднее переведена в Рязань. На допросе отвергла все предъявленные ей обвинения. 6 декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Рязанской области была приговорена к 10 годам ИТЛ. Скончалась в заключении в Ташкенте. День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников - касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова, свящ. Николая Карасёва и др.

По материалам Православной Энциклопедии. Т. 17. С. 123-124.

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: мц. Евдокия (Мартишкина).

Священномученика протоиерея Николая

(Розов Николай Александрович, +23.12.1938)

Священномученик протоиерей Николай Розов родился в 1892 году в селе Воронье в Костромской губернии в семье почтового служащего. После окончания Ярославской Духовной Семинарии он служил псаломщиком, а в 1916 году был рукоположен во иерея к Крестовоздвиженскому собору города Романово-Борисоглебска в Ярославской губернии. Через год отец Николай перешел служить в Воскресенский собор. В 1930 году он был награжден саном протоиерея, а в 1938 году арестован.

Прежде всего отца Николая обвинили в "сильном влиянии" на прихожан, чем "добился большой посещаемости" храма. Действительно, авторитет священника был очень велик и не умалился после ареста. Староста Воскресенского собора, предупрежденный о том, что дальше работать в церкви опасно, ответил, что "его духовник - духовный отец Розов (бывший настоятель собора) завещал не оставлять собор до его закрытия, и это завещание он должен выполнить как верующий человек, никакие репрессии его остановить не могут, чтобы он оставил свой пост". Кроме того, отец Николай обвинялся в подрывной деятельности, состоявшей в произнесении проповедей, обличавших безбожие, в несогласии с закрытием церквей, в "привлечении рабочих и колхозников в религиозные общины", "отвлечении от всего советского", в "призывах ко крещению", в распространении церковной литературы, воспитанию детей в религиозном духе, помощи ссыльному и заключенному в тюрьмы духовенству, а также семьям пострадавших от репрессий и так далее. Торжественное освящение возвращенных от обновленцев храмов квалифицировалось как антисоветский выпад; совершение треб на дому - как "действенное оружие против безбожия и коммунизма"; молитва о дожде рассматривалась как "использование предполагаемого стихийного бедствия для укрепления в народе религии"; посещаемость храмов доказывала работу по разложению колхозов.

Протоиерея Николая Розова приговорили к 8 годам лагерей. Под следствием он находился в Ярославской тюрьме, где его подвергли жестоким истязаниям. Священник не подписал никаких показаний. В октябре 1938 года он прибыл в лагерь в поселке Катомыш под Соликамском. 23 декабря того же года священномученик Николай Розов скончался.

Использован материал сайта радиостанции Град Петров.

http://www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=486

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Розов.

Священномученика протоиерея Алексия

(Введенский Алексей Григорьевич, +23.12.1938)

Священномученик протоиерей Алексий Введенский родился в 1890 году в селе Данилово в Московской губернии в семье псаломщика. После окончания Московской Духовной Семинарии работал учителем в сельской школе, в 1912 году женился и через год был рукоположен во иерея. С 1913 по 1930 год отец Алексий служил в Ильинской церкви в селе Левково в Московской губернии. Духовно окормлялся у старца Ипполита, духовника разогнанной в советское время Свято-Троицкой лавры. В семье отца Алексия родилось двое детей. В 1930 г. у отца Алексия были отняты дом и имущество. Ему с семьей пришлось переехать в другое село. Он служил в селе Самаровка, затем в селе Костино, и, наконец, приехал в село Новая Деревня, где стал настоятелем Сретенского храма.

Отец Алексий с семьей - матушкой Еленой Александровной и двумя детьми - поселился в маленькой церковном домике около храма. Елена Александровна стала прислуживать в церкви как регент и псаломщик. В апреле 1931 г. во время Великого Поста сельсовет предписал отцу Алексию "приступить к пилке леса для моста в свободное от богослужений время". Кроме того, отец Алексий, как священнослужитель, был обложен различными налогами, которые ему с трудом удавалось платить. В 1932 г. отец Алексий очередной раз приехал к прозорливому старцу Ипполиту. Во время беседы отец Алексий спросил у него, не переведут ли его в другой приход. Старец ответил: "Сколько лет служил твой предшественник? Семь? Вот и ты семь лет прослужишь". За время служения в Сретенском приходе отец Алексий был возведен в сан протоиерея.

В 1937 году его арестовали. Из протокола допроса 1 декабря 1937 г.: Следователь: "Ваше отношение к Советской власти?" Отец Алексий: "Мое отношение к Советской власти лояльное". Следователь: "Вы следствию говорите неправду.... Вы, будучи враждебно настроены к Советской власти, среди окружающих проводили антисоветскую агитацию. Следствие требует от Вас правдивых показаний". Отец Алексий: "Никакой антисоветской агитации я не вел. В сентябре 1937 г. я выражал недовольство по отношению к Советской власти за то, что я финансовыми органами был обложен подоходным налогом большим, чем ... в городских церквях. Об этом я говорил в кругу близких мне собратьев по службе, среди населения я об этом не говорил". Следователь: "Расскажите следствию о Вашей контрреволюционной деятельности". Отец Алексий: "Никакой контрреволюционной деятельности я не вел". Отец Алексий был осужден в один день со своим однокашником по Духовной Семинарии священником отцом Феодором Грудаковым и вместе с ним отправлен на 10 лет в ИТЛ.

В конце декабря 1937 года они прибыли в Самарлаг НКВД (отделение Карлага в Казахстане). Заключенные лагеря строили Самарскую теплоэлектроцентраль. Через год отец Алексий Введенский скончался.

Использован материал сайта радиостанции Град Петров.

http://www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=487

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Алексий Введенский.

Исповедницы Анны

(Ивашкина Анна Поликарповна, +9.02.1948)

Анна Поликарповна Ивашкина родилась в 1894году в селе Левино Касимовского уезда Рязанской губернии в благочестивой крестьянской семье. После того, как Анна была брошена мужем вскоре после свадьбы, она по совету блж. Матроны Анемнясевской вышла замуж за вдовца с тремя детьми.

В 1934 году после закрытия ближайшего храма в селе Шеенки Анна Поликарповна организовала молитвенный дом, затем односельчане стали собираться для молитвы в разных домах, чтобы не вызвать подозрений у представителей советской власти. Ночью 6 ноября 1937 года Анна Ивашкина была арестована как «активная церковница» по обвинению «в организации деревенской общественной молитвы» и вместе со всеми отправлена в Рязань. 6 декабря 1937 года исповедница Анна была приговорена к 10 годам ИТЛ. Отбывала наказание в разных лагерях. 6 ноября 1947 года в Ташкенте истек срок ее заключения, но тяжелая болезнь сердца, дистрофия и дизентерия не позволили ей выйти на свободу: почти три месяца Анна Поликарповна Ивашкина пролежала в лагерной больнице, где и скончалась.

По материалам Православной Энциклопедии. Т.2, С.455.

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: Анна Ивашкина.

Исповедницы Феклы и исповедницы Татианы

(Макушева Фекла Васильевна, +1954, Бякирева Татьяна А., +1948)

Фекла Макушева родилась в 1901 году, Татьяна Бякирева – в 1890 году. 6 ноября 1937 они в числе 27 человек были арестованы и заключены сначала в тюрьму города Касимов, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора. Исповедницы Фекла и Татиана проходили по групповому делу «Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937г.». 6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области они были обвинены в том, что являлись «активными участницами к/р повстанческо-террористической организации, вели среди населения пораженческую агитацию и высказывали террористические настроения». Фекла Макушева и Татиана Бякирева, так же, как Анна Ивашкна и Евдокия Мартишкина, были приговорены к 10 годам ИТЛ, остальные 23 человека, проходившие по этому делу, были расстреляны.

По материалам Базы данных ПСТГУ: Фекла Макушева

, Татьяна Бякирева.

Преподобноисповедницы схимонахини Анны

(Столярова Анисия Гуреевна, +23.12.1958)

XX век – тяжелый для Православной Церкви – вписал тысячи новых имен в Собор Российских святых. Это новомученики и исповедники, которые в страшные годы гонений на веру не побоялись открыто исповедать Христа, фактически повторив подвиг святых мучеников первых веков Христианства. 23 декабря празднуется память почти двадцати рязанских подвижников, пострадавших за веру в разные годы XX столетия. Среди них – схимонахиня Анна (в миру Столярова Анисия Гуреевна, род. 12.01.1895), исповедница, подвизавшаяся в селе Срезнево Шиловского района.

Духовная дочь священномученика Филарета Срезневского, она долгие годы была хранительницей чудотворной иконы Божией Матери «Споручница Грешных», которая до сих пор находится в Казанском храме Срезнева. Вскоре отца Филарета арестовали, обвиняя в антисоветской агитации, а следом за ним были отправлены в концлагеря матушка Анна и священник Сергий Сорокин, клирик Казанской церкви. Через 3 года они вернулись в Срезнево, но вскоре последовал новый арест. Подвижнице много пришлось пострадать в лагерях и пересылках: она отбывала срок в Казахстане, на Камчатке, на Дальнем Востоке, в Сибири. Но долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно. В 1942 году она умирала в концлагере от истощения и попросила священника из заключенных исповедовать и причастить ее. Он, обладая даром прозорливости, поведал ей о том, что ему самому открыл Господь: монахиня останется в живых, выйдет из лагеря, встретит на своем жизненном пути девицу Марию и через несколько лет после освобождения скончается у нее на руках. Все предсказанное сбылось. Матушка Анна вернулась в Срезнево в 1950 году и восемь лет служила при храме вместе с другими монахинями. Они жили по монастырскому уставу. Во всем была строгость и вместе с тем истинная христианская любовь. Господь открыл матушке духовные очи. Монахини неоднократно видели, как она разговаривала с Божией Матерью. Заболела матушка внезапно и через три месяца умерла на руках у одной из послушниц – Марии, которая в скором времени приняла постриг с именем Мариамна и стала хранительницей чудотворной Срезневской иконы. Монахиня Мариамна скончалась совсем недавно – весной 2008 года, через 5 лет после прославления в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских схимонахини Анны. Мощи преподобноисповедницы Анны находятся в Казанской храме села, где она подвизалась.

По материлам сайта Рязанской епархии.

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: Анна (Столярова).