на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
10 марта (25 февраля ст.ст.). Среда. Память новомучеников и исповедников Российских XX века на сегодня:
Священномученика иерея Александра, преподобномученицы монахини Мстиславы.

Священномученика иерея Александра

(Виноградов Александр Федорович, +10.03.1938)

Священномученик Александр родился 30 августа 1883 года в деревне Станинская Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Федора Виноградова. Александр окончил церковноприходскую школу и до 1910 года работал ткачом на фабрике Князева в городе Егорьевске и по близости города к родной деревне занимался крестьянством. В 1910 году он поступил псаломщиком в храм и до 1918 года служил псаломщиком в Казанской церкви в Егорьевске. В 1920 году он стал служить псаломщиком в Сергиевской церкви в селе Ивановское.

24 декабря 1929 года Александр Федорович был рукоположен во диакона к Знаменской церкви в селе Алешино, а 18 мая 1930 года – во священника ко храму Рождества Христова в селе Юрьево Егорьевского района, где он прослужил до своего ареста. Во время служения в Юрьеве ему пришлось претерпеть те же гонения и преследования, которые переносили тогда священнослужители Русской Православной Церкви и которые до некоторой степени описали впоследствии свидетели.

Секретарь Юрьевского сельсовета так охарактеризовал священника в своей справке, составленной в 1938 году для НКВД. Он написал, что отец Александр «сумел сагитировать отсталых колхозников, говоря, что жить стало плохо, питаться стало нечем, ему колхозники стали носить кто молоко, кто творог, кто яйца». Священник, когда от него потребовали уплаты налога, сумел перед сельским исполнительным комитетом настоять, чтобы налог с него сняли, как с престарелого. Но сельсовет проявил бдительность и сообщил в исполнительный комитет, что священнику нет еще и шестидесяти, и потребовал, чтобы он сдал в качестве налога шестьдесят килограммов мяса. Но священник в день Рождества Христова, 7 января, когда в храме присутствовало более трехсот человек, обратился к присутствующим со словами: «Православные, помогите, меня задушили налогами, стало невозможно жить, если я не уплачу в срок, меня посадят, а церковь закроют». После этих слов он пошел с тарелкой по церкви, набрав рублей пятьсот или более. Когда ему сообщили, что ему снова надо платить налог, священник, по словам секретаря сельсовета, «набрался нахальства, пришел в сельсовет, говоря, что вы неверно сделали это, – по новой конституции я имею одинаковое право, как и все, я считаю себя семьей красноармейца, так как сын у меня в армии на Дальнем Востоке». «Каким способом он пробрался в армию, это еще надо проверить», – заключил свою характеристику председатель сельсовета.

Одна из свидетельниц показала, что, когда ломали один из храмов, отец Александр говорил: «за сломку этой церкви Бог вас накажет», и отсталые колхозники стали возмущаться, восприняв эти слова так, что советская власть пытается закрыть церковь.

27 февраля 1938 года отец Александр был арестован и допрошен.

– Ваше отношение к советской власти? – спросил его следователь.
– У меня к советской власти и ее политике хорошее отношение. Я доволен советской властью.
– Говорили ли вы во время службы в церкви 7 января верующим: «Православные, помогите, нас обложили большими налогами, а заплатить у нас средств нет; советская власть нас жмет, чтобы мы отказались от религии»?
– 7 января во время службы я обратился к верующим за разрешением пройти с тарелкой на нужды, мне верующие разрешили, и я произвел денежный сбор. Но я не говорил, что меня обложили большим налогом, чтобы я отказался от религии.
– Во время сломки старой церкви говорили вы, что «за сломку этой церкви Бог вас накажет»?
– Во время сломки старой церкви я этих слов никому не говорил.
– В предъявленном вам обвинении в активной контрреволюционной антисоветской деятельности виновными себя признаете?
– Виновным себя не признаю. Я антисоветской агитацией не занимался.

На этом допросы прекратились, и 24 февраля следствие было закончено. 2 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Виноградов был расстрелян 10 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Использован материал книги: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 411-413

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Виноградов.

Преподобномученицы монахини Мстиславы

(Фокина Мария Семеновна, +10.03.1938)

Преподобномученица Мстислава родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии в семье рабочего коломенского завода Семена Фокина и в крещении была наречена Марией. В деревне Малое Уварово у Семена был земельный надел, но поскольку сам он крестьянством не занимался, то сдавал этот надел в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на шелкокрутильной фабрике в Коломне.

В 1913 году ей пришлось оставить работу, так как в это время тяжело заболела ее мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала осталась жить с братьями, но поскольку они были членами коммунистической партии и людьми неверующими, она, желая всецело послужить Господу, в 1921 году ушла от них и поселилась в Коломне при храме, который принадлежал Коломенскому мужскому монастырю. Здесь она прожила до 1930 года.

15 апреля 1930 года в храме в городе Ижевске Мария была пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив свое послушание при храме. Узнав от паломников, что в Богословском монастыре под Рязанью продолжают жить монахи и что там еще монашеская жизнь не нарушена, она в декабре 1930 года отправилась в Богословский монастырь и поселилась рядом с обителью в селе Пощупово и, несмотря на гонения, была вполне счастлива, что нашла место, где можно было жить молитвенной монашеской жизнью.

Безбожные власти в то время с беспощадной последовательностью преследовали свою цель – уничтожение в России всех начатков церковной христианской жизни; 31 мая 1931 года были арестованы монахи Богословского монастыря, монахини и миряне, собравшиеся вокруг обители; всего было арестовано сорок человек и среди них монахиня Мстислава. Все они были заключены в тюрьму в городе Рязани.

На допросе монахиня Мстислава сказала: «Я смело заявляю – власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот – монастыри и церкви закрывают».

Следователь спросил монахиню, кто ее постриг в монашество, но она, не желая называть священника, сказала, что не знает его фамилии, а относительно того, почему она это сделала, ответила, что ушла в монастырь для спасения души, чтобы, «отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога».

3 сентября 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги.

Отбыв полностью весь срок заключения на каторжных работах в Свирьлаге, монахиня Мстислава в 1934 году вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее никто по лагерной справке не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви. Храмы повсеместно закрывались, и в 1936 году она вынуждена была поступить кладовщицей на патефонный завод в Коломне.

Во второй половине 1937 года власти приступили к аресту оставшихся на свободе священников и монахов, и 24 февраля 1938 года монахиня Мстислава была арестована и заключена в коломенскую тюрьму.

– Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.
– О том, что я судима за контрреволюционную деятельность в 1931 году, я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.
– Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.

И следователь зачитал выдержки из показаний свидетелей, которые монахиня отвергла все одно за другим. 2 марта 1938 года тройка НКВД приговорила ее к расстрелу, и она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Монахиня Мстислава (Фокина) была расстреляна 10 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Использован материал книги: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 414-417

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: монахиня Мстислава (Фокина).