на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
18 декабря (5 декабря ст.ст.)

Сщмч. Илии пресвитера (1932); прмч. Геннадия (1941); св. Сергия исп., пресвитера (1950)

Священномученик протоиерей Илия Четверухин, преподобномученик иеромонах Геннадий (Летюк), священноисповедник протоиерей Сергий Правдолюбов

Священномученика протоиерея Илии

(Четверухин Илья Николаевич, +18.12.1932.)

Священномученик Илия Николаевич Четверухин родился в 1886 году в Москве в семье преподавателя русской словесности. Его отец за свою педагогическую деятельность получил орден Святого Владимира 4-ой степени, дававший ему право на вступление в дворянское сословие.

Илия Николаевич окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Здесь он глубоко заинтересовался духовными вопросами. Чтение духовных книг привело его к серьезным размышлениям о смысле человеческой жизни. 19-летним студентом он читал труды святителя Феофана Затворника, которые потрясли его до глубины души. Илия спросил совета у священника, как ему найти путь к спасению. Священник ответил: «Предоставь всех Богу и не суди, а заботься о себе».

В 1906 году Илия Николаевич поехал в Зосимову пустынь к иеромонаху Алексию (Соловьеву). «Отныне я беру вас в свое попечение, — сказал старец, — я должен буду давать за вас ответ на Страшном суде, но вы должны мне за то обещать полное со своей стороны послушание». Илия Николаевич оставил университет, сдал экстерном экзамены за весь курс Духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную академию. Вскоре Илия Николаевич женился, в его семье родилось шестеро детей. В 1911 году Илия Николаевич окончил Духовную академию и в этом же году был рукоположен в сан священника. Служил он в храме при Ермаковской богадельне в Сокольниках. В начале 1919 года богадельня была закрыта большевиками, а вместе с нею закрыта и вскоре разрушена церковь, и отец Илия остался без прихода.

Весной 1919 года протоиерей Илия Четверухин стал настоятелем храма Николы в Толмачах. Храм в это время был в бедственном положении. Диакон и псаломщик уволились. Не было ни дров, ни муки, ни свечей, ни масла для лампад, ни церковного вина. Первую зиму храм не отапливался. Прихожан почти не было. Отец Илия решил служить каждый день. Службы проходили благоговейно, торжественно, спокойно и строго. Отец Илия прилагал много усилий, чтобы каждое слово, произнесенное в алтаре или на клиросе, доходило до молящихся. Исповедовал отец Илия индивидуально и обстоятельно. Постепенно сложилось общество людей, любивших и уважавших друг друга, привязанных к храму и к своему духовному отцу. Все прихожане с радостью принимали участие в уборке и украшении храма, в пении и чтении. Аналои с книгами стояли уже не на клиросе, а в храме, так как священнику хотелось, чтобы как можно больше молящихся участвовало в богослужении.

В то время, как в храме шла глубокая духовная жизнь и возносились молитвы к Богу, прямо напротив церкви – в здании бывшей церковноприходской школы, превращенной в клуб имени Карла Маркса, велась антирелигиозная пропаганда, развешивались лозунги, призывающие к диктатуре пролетариата. Под церковные праздники устраивались антирелигиозные мероприятия, и тогда навстречу крестному ходу двигалось шествие с богохульными транспарантами, в адрес молящихся неслись насмешки и ругань, а в священника бросали камни. В эти годы в связи с декретом о всеобщей трудовой повинности священник и его жена обязаны были устроиться на работу, так как служба в церкви таковой не считалась. Отец Илия устроился научным сотрудником в Третьяковскую галерею, а его супруга Евгения Леонидовна стала работать делопроизводителем. Рано утром они уходили в храм, затем шли на светскую работу, а после – снова шли в храм.

В 1923 году отца Илию арестовали, он был заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в распространении контрреволюционных слухов, касающихся отношения властей к Патриарху Тихону. В тюрьме священника продержали три месяца.

В начале 1924 года власти предложили отцу Илии оставить храм или уйти с работы в Третьяковской галерее. Священник пришел домой расстроенный, а его жена перекрестилась и с облегчением сказала: «Слава Богу, Илюша! Наконец-то ты не будешь раздваиваться, а станешь настоящим батюшкой!» С этого времени священника записали в лишенцы, лишив всех гражданских прав, и обложили громадным налогом. На помощь священнику пришли прихожане, которые всячески стремились облегчить жизнь семьи.

В 1929 году храм святителя Николая в Толмачах закрыли. Отец Илия стал служить в храме святителя Григория Неокесарийского на Полянке, куда перешли и его духовные дети. Спустя год отец Илия был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в лагерь на реке Вишере в Пермской области.

В марте 1933 года, когда срок заключения подошел к концу, Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Илию Четверухина к трем годам ссылки в Северный край и направило распоряжение в лагерь – отправить священника этапом в город Вологду для дальнейшего прохождения наказания. Однако выяснилось, что священномученик погиб при пожаре в лагере в декабре прошлого, 1932 года.

По материалам интернет-радио «Град Петров».

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Илия Четверухин

Преподобномученика иеромонаха Геннадия

(Летюк Григорий Лаврентьевич, +18.12.1941.)

Преподобномученик Геннадий (в миру Григорий Лаврентьевич Летюк) родился в 1874 году в селе Беловоды Мариупольского уезда Харьковской губернии, в семье украинского крестьянина. В 1889 году Григорий окончил земскую школу, в 1895 поступил послушником в Петропавловский монастырь Черниговской губернии. В том же 1895 году послушник Григорий был призван в тыловое ополчение на один месяц, после чего был переведен в Белогостицкий монастырь Ярославской губернии, где позже принял монашеский постриг с именем Геннадий и был рукоположен в священный сан. С 1928 года, после закрытия монастыря, отец Геннадий служил священником в различных приходах Ростовского уезда.

В 1929 году иеромонах Геннадий был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», но за недоказанностью обвинения вскоре освобожден. После освобождения из-под ареста отец Геннадий служил на приходах Ростовского уезда и с 1938 года был настоятелем храма в селе Петровское Ярославской области (ныне поселок Петровск).

19 февраля 1941 года отца Геннадия арестовали и обвинили в «дискредитации существующего строя, клевете на Конституцию, руководителей партии и правительства». Подтвердить обвинение следствия отец Геннадий отказался. 9 мая 1941 года он был осужден по ст.58-10,58-11 УК РСФСР как «участник а/с группы церковников» и приговорен к 8 годам лишения свободы. 9 июня 1941 года отец Геннадий написал кассационную жалобу на несправедливость приговора, в которой подтвердил свою невиновность в антигосударственном преступлении. В этот же день из его приговора была исключена ст.58-11, но положение осужденного не изменилось. Допросы и тюремное заключение подорвали здоровье и силы 67-летнего иеромонаха, и 18 декабря 1941 года он скончался в Ярославской тюрьме. Место его погребения неизвестно.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Священноисповедника протоиерея Сергия

(Правдолюбов Сергей Анатольевич, +18.12.1950.)

Священноисповедник протоиерей Сергий Правдолюбов родился в 1890 году в селе Маккавеево в Рязанской губернии в семье учителя Касимовского духовного училища (впоследствии протоиерея Успенской церкви г. Касимова) Анатолия Правдолюбова. Род Правдолюбовых был священническим с середины XVII века. Сергий Правдолюбов закончил Рязанскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию, женился и в 1915 году был рукоположен во священника к Спасской церкви в слободе Кукарка в Вятской губернии (впоследствии город Советск). В 1919 году он был назначен настоятелем Троицкого собора в Кукарке. Здесь ему сразу же выпало тяжелое испытание. В город пришел карательный отряд латышских стрелков, ночью они прошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к Троицкому собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет "главный поп". Сторож показал не на дом благочинного и настоятеля собора отца Сергия, а на дом прежнего настоятеля, который был в преклонных летах и находился на покое, но для сторожа по многолетней привычке и был "главным попом". Старого священника разбудили, вывели из дома и тут же расстреляли. Отец Сергий всегда помнил этот случай и всегда молился о расстрелянном вместо него старом священнике.

Еще раз в том же году отец Сергий избежал смерти. Всех священников города Касимова, в том числе и отца Сергия, арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все духовенство было уверено, что копают могилу для себя. Плакали, молились. Потом подъехал товарный состав, и начальник прокричал: «Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони! Вот мы и пригнали вас сюда разгрузить и закопать 4 вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны». Во время того, как отец Сергий копал ров, думая, что роет себе могилу, умер его сын, младенец Владимир.

В 1923 году отец Сергий с семьей (женой и пятью детьми) переехал на родину, в Касимов, где был назначен настоятелем Троицкой церкви. В 1929 году он был арестован вместе со многими другими священнослужителями города и района и приговорен к двум годам лишения свободы. Прихожане не оставили его, постоянно хлопотали об освобождении своего пастыря, и к Пасхе 1930 года отец Сергий был освобожден. Следующий арест последовал в 1935 году, вместе с братом, иереем Николаем Правдолюбовым, и сыном Анатолием отца Сергия арестовали по "Делу Матроны Анемнясевской". Его приговорили к 5 годам заключения и вместе с сыном отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, а через 2 года в Медвежьегорсклаг в Карелии.

Освободился отец Сергий в 1943 году, он вернулся в Касимов, но Троицкая церковь была закрыта, и других священнических мест не было. Отец Сергий со своей семьей существовал случайными требами и временным служением в том или ином храме во время болезни штатных священников. Матушка Лидия Дмитриевна работала и помогала прокормить семью. В декабре 1943 года протоиерей Сергий Правдолюбов был мобилизован на трудовой фронт в каменоломни в поселке Малеево в Рязанской области. В течение 3-х лет он работал там в качестве сторожа. Эти каменоломни по добыче белого камня ранее являлись местом работы заключенных.

Здоровье отца Сергия было надорвано, он долго не виделся с родными, и в 1944 году он написал духовное завещание, которое называлось «Моим детям и внукам. О том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Тайн».

В 1946 году отец Сергий был назначен настоятелем Спасской церкви в городе Спасске в Рязанской области. В следующем году его сын Анатолий был рукоположен во диакона к этой церкви, а вскоре стал священником и ее новым настоятелем, а его отец уехал жить в село Лебедянь, и до конца дней служил в местном храме. Скончался протоиерей Сергий Правдолюбов в 1950 году в возрасте 60 лет. Его похоронили в Касимове, в Троицкой церкви.

По материалам интернет-радио «Град Петров».

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Сергий Правдолюбов