на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
07 февраля (25 января ст.ст.)

Сщмч. Владимира, митр. Киевского (1918). Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского (1929); сщмч. Василия, еп. Прилукского (1930); сщмч. Стефана пресвитера, мч. Бориса (1938).

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (1918); священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1929); священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский (1930); священномученик иерей Стефан Грачев; мученик Борис Заварин (1938).

Священномученика митрополита Владимира

(Богоявленский Василий Никифорович, +25.01.1918)

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.

После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную Семинарию.

31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь и уважение клира и мирян.

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года – настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом.

3 июня 1888 года в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке Владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.

19 января 1891 года святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры и неурожай. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров; + 1938) вспоминал впоследствии о том, что святитель «для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел к народу с крестом в руках», явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой. Благодаря энергичной и самоотверженной деятельности Владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим. При его содействии устраивались дешевые или даже бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство правильные сведения об эпидемии и средствах борьбы с холерой. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни Владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения. О времени пребывания в Самаре святитель всегда вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в своей жизни.

С 18 октября 1892 года в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и распространением православной веры на Кавказе.

Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие.

В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более ста храмов, в том числе много старинных, заброшенных; открыто свыше 300 церковноприходских школ, устроена Духовная Семинария в Кутаиси.

С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.

Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Феодоровны (прославлена в лике святых в 1992 году), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке.

Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904–1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».

23 ноября 1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.

Святейший Патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности Владыки Владимира в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось».

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года переведен в Киев.

Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступать угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры.

25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12, 11).

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память священномученика Владимира празднуется 25 января старого стиля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Использован материал сайта Православие.Ru

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: митрополит Владимир (Богоявленский).

Священномученика архиепископа Петра

(Зверев Василий Константинович, +07.02.1929)

Архиепископ Петр (Зверев Василий Константинович) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье священника, служившего настоятелем храма Александра Невского при доме Московского генерал-губернатора, а затем в Сергиевом храме Чудова монастыря в Кремле. Василий был третьим из четырех детей в семье. В 1895 году Василий окончил гимназию и три года учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1899 году он поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия за диссертацию “Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к Евреям”. В 1900 году Василий Зверев принял монашество с именем Петра и был рукоположен во иеромонаха.

В 1902 году иеромонах Петр назначен преподавателем Орловской духовной семинарии, в 1903 году переведен священником Владимирской церкви при Московском епархиальном доме и одновременно определен епархиальным миссионером. В 1907 году Петр стал инспектором Новгородской духовной семинарии. В 1909 году он назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Белеве Тульской епархии. 8 августа 1910 года преосвященным Парфением (Левицким; †1921) он возведен в сан архимандрита. Монастырь находился недалеко от знаменитой Оптиной пустыни. И настоятель мог постоянно общаться с оптинскими старцами.

В октябре 1916 года Святейший Синод распорядился направить архимандрита Петра в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского; †1935) для миссионерской службы в Северо-Американской епархии. Однако поездка не состоялась и в конце того же года Петр уехал проповедником на фронт, где пробыл до Февральской революции 1917 года. В 1917 году Петр был переведен настоятелем Тверского Успенского Желтикова монастыря. В первые же месяцы после Октябрьского переворота ему пришлось столкнуться с карательными органами: в декабре тверская губчека взяла его в качестве заложника. Пока судьба была к нему милостивой: пребывание в тюремной камере оказалось кратковременным.

14 февраля 1919 года Петр удостоился сана викарного епископа Балахнинского Нижегородской епархии. Его хиротонию в Москве проводил сам Святейший Патриарх Тихон (Белавин; †1925; святитель-исповедник). В Нижнем Новгороде епископ жил в Печерском монастыре на берегу Волги. В мае 1921 года последовал новый арест по обвинению в разжигании религиозного фанатизма. Епископа Петра отправили сначала в Москву, оттуда в Петроград. 4 января 1922 года он был освобожден по заступничеству верующих.

В январе 1922 года Петр был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. В городе он поселился в хорошо ему знакомом Успенском монастыре. В отсутствие правящего архиерея, архиепископа Серафима (Александрова; †1937), Петр возглавлял епархию. 31 марта 1922 года он обратился к пастве к призывом жертвовать на нужды голодающих в Поволжье и распорядился передавать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для священнослужения. Сам он все время служил как простой священник. Летом 1922 года епископ Петр осудил возникшее обновленческое движение. 24 ноября 1922 года он был арестован и выслан в Туркестан на два года, местом его пребывания определили город Перовск.

В 1924 году епископа Петра освободили, в конце года он прибыл в Москву, есть упоминание о том, что какое-то время он управлял Московской епархией. 16 июля 1925 года Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Крутицким Петром (Полянским; †1937; впоследствии прославленным как священномученик) он был послан в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу) в качестве викария. Епископ Петр служил в Троицкой церкви на Терновой поляне и в Преображенском церкви Покровского Девичьего монастыря. Его богослужения собирали большое число верующих, с любовью и почитанием относившихся к владыке. 23 ноября 1925 года Петр был вызван в Москву и покинул Воронеж.

10 января 1926 года преосвященный приехал на похороны митрополита Владимира (Шимковича). Погребение митрополита переросло в собрание верующих, которые пожелали видеть на воронежской кафедре епископа Петра. Выбор был утвержден в январе 1926 года Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским; †1944; впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси), который возвел Петра в сан архиепископа.

Человек твердых религиозных убеждений и моральных устоев, владыка Петр был прекрасным оратором и проповедником. Его истовые богослужения в церкви Алексеевского Акатова мужского монастыря собирали множество верующих. Высокий авторитет архиепископа Петра привел к тому, что в том же 1926 году начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возврат приходов в лоно патриаршей церкви. В этой миссии владыке сослуживал, увещевал священников-обновленцев и принимал их покаяния о. Иоанн Андреевский (1875–1961), позднее ушедший в Катакомбную Церковь. Предвидя крах своих надежд на внутрицерковный раскол, власти предпринимают ответные меры. Уже в конце января 1926 года владыку Петра вызывают в милицию и расспрашивают о взаимоотношениях с различными группами верующих. Его почитатели создают группу из 10–12 человек для охраны владыки днем и ночью (он жил в частном доме, недалеко от монастыря), пытаются устроить манифестацию в защиту его от административного произвола, добиваются встречи с представителем облисполкома Шаровым и начальником местного ГПУ Шевелевым с требованием “не беспокоить нашего архиепископа”. При очередной попытке в августе допросить архиерея за ним следом пришло около трехсот верующих. Как свидетельствовал в своем рапорте милиционер Пустовалов, четверо из сопровождающих вторглись в его кабинет. Попытки арестовать “зачинщиков” натолкнулись на яростное сопротивление женщин. Толпу рассеял прибывший конный резерв милиции. В последующие дни дом владыки стал местом паломничества паствы. 16 и 17 октября 1926 года, во время вызовов Петра в ГПУ, его вновь сопровождали верующие, из толпы слышались крики: “по колено в крови будем, а епископа не дадим”. “Зверев в ГПУ держался вызывающе, говорил, что чекисты идут против народа, волнуют его и раздражают, и что с ними и говорить не будет: пускай они (чекисты) вывертываются как хотят перед разгневанным народом”. При выезде Петра по требованию властей в Москву на вокзале его провожало столь огромное скопление верующих, что “для предотвращения беспорядков” была задействована не только вся милиция, но и милицейская школа.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения советской охранки, стала телеграмма в адрес 15-й партконференции, подписанная от имени верующих девятью рабочими. В ней говорилось: “Через местное воронежское ГПУ Тучков требует выезда в Москву единственного избранного народом, нашего православного архиепископа Петра (Зверева). Православные Воронежской губернии – 99% исключительно рабочих и крестьян. Вызов архиепископа волнует верующих рабочих, особенно вследствие распространяемых обновленцами слухов о высылке нашего архиепископа. Для предотвращения волнения верующих рабочих и народа запросите Тучкова о причинах вызова архиепископа…” Надежда на то, что политическое руководство прислушается к мнению рабочих, была тщетной.

14 ноября 1926 года на “широкой беспартийной конференции рабочих” был разыгран спектакль осуждения авторов письма. Местная газета тут же разразилась статьей под красноречивым заголовком: “Царский слуга архиепископ Петр (Зверев) пытался спровоцировать воронежских рабочих. Широкая конференция рабочих требует расследования провокаторской деятельности Петра (Зверева)”. На следующий день ГПУ, воодушевленное такой “подсказкой”, арестовало архиепископа Петра без санкции прокурора. Вскоре взяли наиболее активных его приверженцев.

Допросы владыки Петра вел сотрудник секретно-политического отдела А.В. Казанский. Петру ставились в вину распространение контрреволюционных слухов, имеющих целью вызвать недоверие к советской власти и дискредитировать ее, и настраивание верующих против власти. Задавались вопросы и об отношении архиепископа к покойному Патриарху Тихону и митрополиту Сергию: первого не знал, со вторым переписывался, но позицию его не поддерживал. Упоминал владыка Петр о том, что мысли митрополита Сергия о легализации Церкви и ее мирному сожительству с государством разделяли митрополиты Иосиф (Петровых; †1937) и Серафим (Чичагов; †1937), епископы Рязанский Борис (Соколов; †1928) и Рыльский Павлин (Крошечкин; †1937; в 2000 году канонизирован как священномученик). Сам же он в своей деятельности руководствовался советами старца Нектария из Оптиной пустыни.

Одновременно с владыкой Петром в тюремной камере оказались еще десять человек, среди которых был настоятель Алексеевского монастыря, архимандрит Иннокентий (Беда Иннокентий Пантелеймонович, 1882–1928). Архиепископ был давно знаком с архимандритом Иннокентием и, переехав в Воронеж, пригласил его в мае 1926 года из Москвы. Теперь им предстояло вместе терпеть лишения. Остальные арестованные были прихожанами, известными своей близостью к главе епархии, названные в материалах следствия “черносотенцами”. Служившие вместе с архиепископом в храме Покровского женского монастыря архимандрит Нектарий (Венедиктов) и протоиерей Иоанн Вениаминов тоже лишились свободы, но дело их рассматривалось изолированно от общего.

Автором телеграммы признал себя токарь Отроженских железнодорожных мастерских Василий Сироштан, состоявший в 1919–1921 годах в ВКП(б) и “вычищенный” за религиозные убеждения, он был отнесен к числу основных виновников воронежского переполоха.

7 марта 1927 года следствие завершилось, архиепископ своей вины ни в чем не признал. 13 марта 1927 года Особое совещание при коллегии ОГПУ заочно вынесло приговор. Служащий почтово-телеграфной конторы П.Т. Атаманов, архимандрит Иннокентий (Беда), служащий коммунтреста И.М. Немахов и маляр железнодорожных мастерских С.А. Цыков (“бывший слушатель Московской художественной школы, бывший политссыльный”) получили по три года лагерей; послушницы Покровского девичьего монастыря Мария Барченко и домохозяйка Анна Буданова высланы на три года в Среднюю Азию; пекарь Г.И. Пушкин отправлен на три года в Казахстан. Еще трем обвиняемым приговор вынесен позже: 22 марта 1927 года В.Е. Сироштан получил пять лет лишения свободы, а архиепископ Петр и Д.К. Москалев, заместитель директора железнодорожного политехникума, – по десять лет.

П.Т. Атаманов, С.А. Цыков, архимандрит Иннокентий и архиепископ Петр отбывали срок на Соловецких островах. Участь первых двух неизвестна. Архимандрит Иннокентий, “спутник и сотрудник Петра Воронежского”, скончался в канун Рождества Христова, 6 января 1928 года, это видно из официальной справки, присланной с Соловков и подшитой в следственное дело. Архиепископ Петр отбывал наказание вместе с архиепископом Курским Назарием (Кирилловым; †1928), архиепископом Прокопием (Титовым; †1937; в 2000 году канонизирован как священномученик) и епископом Печерским Григорием (Козловым; †1937). Он исполнял обязанности счетовода на продовольственном складе, где для пресечения воровства состояло только православное духовенство. У него была возможность служить в уцелевшей церкви Онуфрия Великого.

О последних днях жизни владыки Петра вспоминает его соузник Олег Волков: “Участь ксендзов (отправленных в штрафной изолятор на Заяцких островах. – А.А.) разделил тогда и Петр, епископ Воронежский. То была месть человеку, поднявшемуся над суетой преследований и унижений. Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением. Если ему случалось проходить мимо большого начальства, оно, завидев его издали, отворачивалось, будто не замечая православного епископа – ничтожного “зека”… Начальники в зеркально начищенных сапогах и ловко сидящих френчах принимали независимые позы: они пасовали перед достойным спокойствием архиепископа. Оно их принижало. И брала досада на собственное малодушие, заставлявшее отводить глаза…

Преосвященный Петр медленно шествовал мимо, легко опираясь на посох и не склоняя головы. И на фоне древних монастырских стен это выглядело пророческим видением: уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие…

Епископа Петра схватили особенно грубо, словно сопротивляющегося преступника. И отправили на те же Зайчики…”

Архиепископ Петр (Зверев) мученически скончался в Анзерском скиту на Соловках 7 февраля 1929 года. Его мощи обретены во время раскопок 17 июня 1999 года.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Петр (Зверев) канонизирован как священномученик.

Использован материал сайта Воронежско-Борисоглебской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: архиепископ Петр (Зверев)

Священномученика епископа Василия

(Зеленцов Василий Иванович, +07.02.1930) -

Священномученик Василий, епископ Прилукский (в миру Зеленцов Василий Иванович) родился в 1870 году в деревне Замораево Ранненбургского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея. Окончил юридический факультет Университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Преподавал в Екатерино-славской Духовной Семинарии, затем был назначен Екатерино-славским епархиальным миссионером. В 1917-1918 году он — член Поместного Собора Российской Православной Церкви.

В 1919 году отец Василий принял монашеский постриг от епископа Полтавского Феофана (Быстрова, память 6 февраля), с которым был особенно близок. В 1920 году отец Василий служит на приходе в Полтаве.

Его служение и проповеди привлекают множество народа, даже сектанты ходили слушать его. Батюшка учил паству молиться так, чтобы никого и ничего не замечать во время молитвы, он вводил общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням.

Отец Василий, помогая бедным, имел на своём иждивении четырёх детей-сирот. Он проводил открытые диспуты с сектантами, приводя их к Православию. В начале 20-х годов отец Василий организовал Покровское Христианское общество молодёжи, в противовес «комсомолу». После выступления против ограбления храмов, был арестован в 1922 году, приговорён к расстрелу, который заменили благодаря защите паствы на пять лет лагерей. В 1925 году батюшка был освобождён по амнистии. Из тюрьмы он забрал с собой ребенка умершей заключённой и воспитывал его вместе с другими четырьмя детьми.

В том же году, 25 августа архиепископом Григорием и епископом Дамаскиным отец Василий был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. В сентябре 1926 года в Харькове Владыка был арестован вновь. В Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущении преданного ему народа, в основном из рабочих.

После мучительных допросов в застенках ГПУ он был выслан на Соловки. Там Владыка выступил с серьёзными замечаниями (т.н. «необходимыми каноническими поправками») в адрес «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) и его нового церковного курса, несмотря на то, что он был особенно близок ему в первые годы его заместительства. Святитель Василий считал, что попытка митрополита Сергия достигнуть мира с гонителями Церкви «движется вперёд не по каноническим рельсам, следовательно не по пути Церковной правды», поскольку под миром следует понимать мир Христов, «а не земное благополучие и безопасность». Святитель считал оправданным предание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Соборному Суду.

По почину Владыки Соловецкие епископы в сентябре составляют свой отзыв на «Декларацию», призывая открыто заявить большевицкому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии».

Из Соловков в 1928 году Владыка был переведён для продолжения ссылки в Иркутскую область (деревня Пьяново Братского района). Там его позиция по отношению к политике митрополита Сергия стала ещё более непримиримой. Он отправляет своей духовной дочери большую рукопись, требуя передать её митрополиту Сергию. В этой рукописи, помимо прочего, говорилось даже о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами вплоть до вооружённых возстаний. В 1929 году духовная дочь после длительных колебаний передала рукопись митрополиту Сергию. А вскоре, 9 декабря, Владыка был арестован и перевезён в Москву в Лубянскую тюрьму. В 1930 году 22 января (3 февраля н. ст.) после истязаний ему вынесли приговор о расстреле и через три дня 25 января (7 февраля н. ст.) бесстрашный Святитель был расстрелян. Погребены честные останки священномученика на Ваганьковском кладбище.

Канонизован Украинской Православной Церковью как местночтимый святой в 1997 году. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Использован материал сайта Православие.Ru

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: епископ Василий (Зеленцов).

Священномученика иерея Стефана

(Грачев Стефан, +07.02.1938)

Святой Брянской земли священник Стефан Грачев родился в 1886 году. Будучи гонимым как служитель Христа в годы безбожной власти, он принял мученический венец 7 февраля 1938 года. Отец Стефан был канонизирован определением Священного Синода от 17 июля 2006 года.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Мученика Бориса

(Заварин Борис Сергеевич, +07.02.1938)

Мученик Борис (Борис Сергеевич Заварин) родился в 1910 г. в с. Копыри Ростовского уезда (ныне Ивановская обл.) в семье священника. Со временем он мог стать сменой отцу на месте его служения. А пока был определен на должность псаломщика в Воскресенской церкви погоста Росслово Грязовецкого района Вологодской области. Его отец, священник Сергий Заварин служил в это время в селе Троице-Залужье Любимского района.

30 октября 1937 года о. Сергия арестовали за «контрреволюционную деятельность», а 5 ноября он был приговорен к десяти годам заключения в ИТЛ. В лагере о.Сергий мученически закончил свой жизненный путь (ныне причислен к лику святых). В январе 1938 года арестовали его сына Бориса. «Контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным в этом себя не считаю», — ответил он следствию. 21 января Борис Заварин был осужден как «активный участник к-р подпольной организации духовенства» и приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 7 февраля 1938 года, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

По материалам сайта Ярославской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: мученик Борис Заварин.