на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
25 февраля (12 февраля ст.ст.)

Архиепископ Василий

(Богдашевский Дмитрий Иванович, +25.02.1933)

Архиепископ Василий (в миру Дмитрий Иванович Богдашевский) родился 19 октября 1861 г. в с. Завидово Волынской губернии в семье православного священника Волынской епархии. Первоначальное образование Дмитрий Богдашевский получил дома, под руководством отца. В 1871–1876 гг. обучался в Мелецком духовном училище. По окончании училища был направлен в Волынскую Духовную семинарию, где продолжал учебу до 1882 г. После окончания семинарии как лучший выпускник был рекомендован к продолжению обучения в Киевской Духовной академии (КДА).

В КДА Д.И.Богдашевский был принят по результатам приемных испытаний 3-м по списку, «на казенный кошт». Обучался на богословском отделении Академии. Уже в годы учебы в КДА Д.И.Богдашевский начал заниматься церковно-научной деятельностью. В 1885–1887 гг. в «Волынских епархиальных ведомостях» опубликовал свои первые работы — «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII–XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием».

В 1886 г. Д.И.Богдашевский окончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента КДА по кафедре Истории древней и новой философии. 17 августа 1889 г. представил в Совет КДА магистерскую диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (работа издана в Киеве в 1890 г.). За эту работу Д.И.Богдашевский был удостоен Советом Академии степени магистра богословия, в которой утвержден указом Святейшего Синода от 17 ноября 1890 г.

Вскоре после утверждения в звании магистра богословия Д.И.Богдашевский был назначен доцентом КДА. В период с 1891 по 1896 г. опубликовал многочисленные научные работы в «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА). В 1897 г. по собственному прошению был переведен с кафедры Истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, где с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. Д.И.Богдашевский был удостоен степени доктора богословия за труд «Послание Апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование». С 1905 г. — сверхштатный ординарный профессор КДА по первой кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1907 г. являлся штатным ординарным профессором по той же кафедре. С 1909 г. — инспектор КДА, а с 1910 г. — главный редактор «Трудов КДА».

В 1909 г. Д.И.Богдашевский овдовел, после чего принял решение стать священнослужителем. В 1910 г. он был рукоположен во диакона, затем — во иерея. В том же году во внимание к церковно-научным заслугам возведен в сан протоиерея. В 1912 г., в связи с 25-летием научной деятельности протоиерей Димитрий Богдашевский был удостоен звания заслуженного ординарного профессора КДА. В 1913 г. в связи с юбилеем отца. Димитрия Богдашевского вышел в свет специальный Киево-Могилянский Сборник. 24 сент. 1913 г. в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) протоиерей Димитрий Богдашевский был пострижен в мантию с именем Василий. В том же году возведен в сан архимандрита.

29 июля 1914 года архимандрит Василий (Богдашевский) был назначен ректором КДА, став, таким образом, последним ректором Академии до ее закрытия. Одновременно архимандрит Василий по старинной традиции стал настоятелем Киево-Братского Богоявленского монастыря, в котором размещалась Академия. 6 августа 1914 г. в киевском Софийском соборе архимандрит Василий (Богдашевский) был хиротонисан во епископа Каневского, второго викария Киевской митрополии. В том же году избран почетным членом Московской Духовной академии, в 1915 г. — почетным членом Петроградской и Казанской Духовных академий. С 1914 г. епископ Василий также являлся товарищем председателя Киевского религиозно-просветительского общества.

В дореволюционные годы епископ Василий был награжден государственными наградами Российской империи: орденами св. Владимира 3-й (1913 г.) и 4-й (1910 г.) степеней, св. Анны 1-й (1916 г.), 2-й (1906 г.) и 3-й (1897 г.) степеней, св. Станислава 2-й (1902 г.) и 3-й (1894 г.) степеней, а также медалями в память Александра III (1896 г.) и 300-летия Дома Романовых (1913 г.).

После Февральской революции 1917 года владыка Василий от лица профессоров и преподавателей КДА направил на имя главы Временного правительства князя Г. Е. Львова поздравительную телеграмму, от себя лично - приветствие новому обер-прокурору Синода В. Н. Львову. Несмотря на изменения в духе революционного времени, происходившие в КДА в то время (разрешение преподавания ряда предметов и написания диссертаций на украинском языке, обсуждение проекта открытия богословских курсов для женщин), возглавляемая владыкой Василием академия ориентировалась в своей деятельности на политику Временного правительства России и демонстрировала неприятие украинизаторских проектов Центральной рады и ее сепаратистского курса. Из-за тяжелого материального положения было прекращено издание «Трудов КДА», в сентябре 1917 года вышел последний выпуск, где были опубликованы статья владыки Василия «Неповрежденность четвертого Евангелия» и его перевод с латыни творения блаженного Августина «Две книги Евангельских вопросов».

После Октябрьской революции 1917 года КДА была вынуждена искать компромисс с Центральной радой, владыка Василий обратился в Генеральный секретариат Украины с просьбой о государственном финансировании академии. В это время был принят ряд мер по украинизации КДА. Ректор просил Синод РПЦ дать благословение на открытие 3 новых кафедр: истории Украины, украинского языка и украинской литературы, планировалось также открыть кафедру западнорусского права. В проекте нового устава академии, который был представлен Совету 14 января 1918 года, содержался пункт, предусматривавший разработку и последующее использование в учебном процессе украинской богословской терминологии. Ряд профессоров, несогласных с курсом на украинизацию духовных школ, вышли из преподавательской корпорации КДА. Во время ожесточенных военных действий в районе Киева в январе 1918 года занятия в академии не проводились, они возобновились после установления на Украине режима гетмана П. П. Скоропадского. В 1918 году из-за переживаемых лишений владыка Василий болел, но продолжал руководить академией.

Владыка Васлий (Богдашевский) отказался от предложения националистически настроенной т. н. Всеукраинской православной церковной рады возглавить Киевскую митрополию вместо законного митрополита Киевского и Галицкого сщмч. Владимира (Богоявленского). Преосвященный Василий также не участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., но принял участие во Всеукраинском церковном Соборе, открывшемся в январе 1918 г. в Киеве, возглавил сформированную Собором Учебную комиссию. Ввиду наступления большевиков на Киев Собор вскоре после открытия был вынужден прекратить заседания. 29 января 1918 г. владыка участвовал в отпевании в Софийском соборе Киева убиенного митр. Владимира. 22 февр. того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон принял решение о назначении владыки Василия управляющим делами Киевской митрополии, но тот отказался принять назначение. В мае вместе с другими архиереями владыка Василий не поддержал предложение министра исповеданий гетманского правительства В. В. Зеньковского отложить выборы Киевского митрополита до Всеукраинского церковного Собора. 19 мая 1918 г. на Киевскую кафедру был избран Харьковский митр. Антоний (Храповицкий).

2-3 июня того же года владыка принял участие в совещании епископов, проведенном по инициативе Зеньковского, на котором высказался против созыва новой сессии Всеукраинского Собора, однако по настоянию гетмана Скоропадского летом 1918 года Собор продолжил свою деятельность. Министерство исповеданий Украины представило на Соборе свой проект реформы системы религиозного образования, вызвавший резкое неприятие большинства участников заседания. Учебная комиссия во главе с владыкой Василием пыталась занять компромиссную позицию и переработать проект Министерства исповеданий. В частности, комиссия предложила предоставить женским епархиальным училищам права средних духовных школ по образцу светских женских гимназий, переименовать их в епархиальные женские гимназии, а также изъять церковноприходские школы вместе с имуществом из ведения Министерства просвещения в совместное ведение Церкви и Министерства исповеданий.

На 14-м пленарном заседании 2-й сессии Собора 10 июля 1918 года Учебная комиссия представила 2 доклада о реформе духовных школ, направленной на повышение их общеобразовательного уровня до уровня государственных средних школ, на сохранение специфики церковных учебных заведений: объема преподаваемых богословских дисциплин и религиозного характера воспитания учащихся. Однако эти предложения не встретили поддержки митрополита Антония и большинства членов Собора, настаивавших на сохранении прежнего характера духовного образования. Владыка Василий высказывал опасение, что если реформа не будет принята, то духовные школы Украины лишатся поддержки властей и это пагубно отразится на их дальнейшей деятельности. Проблема финансирования деятельности КДА и др. духовных школ заставляла владыку ориентироваться на Министерство исповеданий, что послужило причиной осложнения отношений с митрополитом Антонием. По предложению митрополита Антония Собор большинством голосов высказался за сохранение старой структуры духовных школ и принял решение отложить обсуждение проекта реформы до следующей сессии, определив, что реформа должна идти не в светском направлении, а в сторону усиления церковно-пастырского характера. Собор обратился с ходатайством к гетманскому правительству о материальной поддержке преподавателей духовных школ и выравнивании оплаты их труда в соответствии с оплатой служащих Министерства образования.

16 авг. 1918 г., несмотря на протесты митрополита Антония, гетман Скоропадский подписал новый т. н. Временный устав КДА, который предусматривал ее автономию (свободные выборы ректора, профессоров и преподавателей), а также административную зависимость от Министерства исповеданий. По новому уставу в КДА были введены обязательные курсы украинского языка, украинской литературы, права, истории Украины и Украинской Церкви, предполагалось открытие новых кафедр, однако из-за отсутствия средств эти нововведения не были осуществлены полностью. Также Министерство исповеданий предложило КДА разработать программу теологических факультетов, которая была утверждена на Совете КДА 13 июля 1918 г., однако на 3-й сессии Всеукраинского Собора митрополит Антоний в резкой форме выступил против нового устава КДА и других инициатив Министерства исповеданий, в частности против открытия богословских факультетов при университетах Украины.

В 1918 г. по решению Всеукраинского Собора владыка Василий (Богдашевский) был назначен председателем переводческого комитета при Киевской митрополии, организованного для работы над переводом Священного Писания и богослужебных текстов на украинский язык. Работа владыки Василия в этой области не удовлетворила националистов, о чем свидетельствуют многочисленные упреки участников «самосвятского» лжесобора 1921 г., адресованные архиерею и возглавляемому им комитету.

На 3-й сессии Всеукраинского Собора Учебная комиссия во главе с В. выступила с предложениями реформировать образование в семинариях. Первые 4 класса ДС должны быть преобразованы в отдельные мужской школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин, после их окончания выпускники получали право продолжить обучение в светских учебных заведениях. 5-е и 6-е классы ДС должны были стать пастырско-богословскими школами с более сложной, чем в семинарии, программой, включающей в себя специальные богословские дисциплины. Для ректора Киевской ДС был признан необходимым епископский сан, в соответствии с чем 22 окт. 1918 г. состоялась хиротония ректора архимандрита сщмч. Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора не успели рассмотреть, заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти Директории, которую вскоре возглавил С. В. Петлюра.

После ареста и высылки в Галицию митрополита Антония и архиепископа Евлогия (Георгиевского) 20-21 декабря 1918 г. в Киеве по инициативе Херсонского и Одесского митрополита Платона (Рождественского) был собран Собор украинских православных архиереев, на котором постановили образовать Контору Свящ. Собора епископов Украины для решения церковных дел между сессиями Собора. Контору возглавил Дионисий (Валединский), епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии, ее членами были избраны Киевские викарии – Василий (Богдашевский) и Уманский епископ Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора так и не смогла стать, поскольку 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с Екатеринославским архиепископом Агапитом (Вишневским) была сформирована т. н. Украинская высшая освященная церковная рада.

В период развития в Украинском Православии раскольнических движений на националистической почве, закончившийся образованием в 1921 г. «самосвятской» т.н. «Украинской автокефальной православной церкви», епископ Василий последовательно придерживался линии св. Патриарха Тихона. Несмотря на прогрессировавшую мучительную болезнь, убедительными и доступными проповедями он защищал Церковь от нападок обновленцев, «самосвятов»-липкивцев, григорианцев и прочих раскольников. 14 июля 1921 г. епископ Василий наряду с другими православными архиереями Украины подписал обращение православного епископата Украины к верующим с призывом не признавать решений т.н. «Украинского церковного собора Киевщины». Вместе со всеми епископами Украинского Экзархата Патриаршей Церкви, возглавляемого митрополитом Михаилом (Ермаковым), еп. Василий 18 августа 1921 г. также подписал «Обращение Священного Собора епископов Украины», направленное против «самосвятского» лжесобора и автокефалистского раскола, возглавляемого бывшим протоиереем Василием Липкивским. В своем обращении православные архиереи пытались призвать раскольников прекратить свою разрушительную деятельность и вернуться в лоно канонической Церкви.

В то же время епископ Василий был открыт для диалога с раскольниками с целью убедить их прекратить свою антицерковную деятельность. Так, в 1920 г. владыка Василий принял участие в традиционном поминовении Т.Г.Шевченко, которое было совершено в трапезном храме Софийского собора в Киеве (т.н. «Малая София»), который еще митрополитом Антонием (Храповицким) был предоставлен умеренным приверженцам «украинизации» для совершения богослужений на украинском языке. Позднее здесь обосновались приверженцы радикальной т.н. «Высшей православной церковной рады» (ВПЦР) В.Липкивского. 26 февраля 1920 г. епископ Василий присутствовал на литургии в Малой Софии, которая была совершена на украинском языке, а затем здесь же сам совершил панихиду по Шевченко. Липкивский по этому поводу отмечал в своих воспоминаниях: «Это был единственный случай, когда «Тихоновский» епископ служил с украинским духовенством». На лжесоборе 1921 г. также сообщалось, что на Пасху 1921 г. приверженцы В.Липкивского приходили к владыке Василию, и он принял их, христосовался с ними со слезами на глазах, однако, своего негативного отношения к автокефалистскому движению не изменил.

В ночь со Страстной Среды на Страстной Четверг 1923 г. как архиерей, не признававший ни самосвятской т.н. «Украинской автокефальной православной церкви», ни обновленческого ВЦУ, епископ Василий был арестован вместе с митрополитом Киевским и Галицким Михаилом (Ермаковым) и епископом Уманским Димитрием (Вербицким), викарием Киевской епархии. В заключении он находился в Бутырской тюрьме Москвы. Затем владыка Василий был приговорен к ссылке, которую отбывал в с. Ижма в Зырянском крае (ныне республика Коми) с мая 1923 г. по август 1924 г. О его освобождении в числе других архиереев ходатайствовал 12 апреля 1924 г. св. Патриарх Тихон.

После окончания ссылки епископ Василий вернулся в Киев и был назначен епископом Прилукским. 27 февраля (12 марта н.ст.) 1926 г. архиепископ Василий вместе с другими украинскими православными архиереями выступил против григорианского раскола, подписав обращение к митрополиту Сергию (Страгородскому) с осуждением организаторов ВВЦС (подписано: «Василий, епископ бывш. Прилукский»).

В начале 1926 г. владыка Василий вновь был назначен на Каневскую кафедру и вскоре (вероятно, в 1926 г.) возведен в сан архиепископа, став одновременно первым викарием Киевской епархии. Архиепископ Василий также был награжден правом ношения креста на клобуке.

Сведения о жизни и деятельности архиепископа Василия в конце 1920-х — начале 1930-х гг. крайне скудны. Известно, что он участвовал в совершении ряда епископских хиротоний. В частности, он был среди архиерев, рукополагавших архимандрита Александра (Петровского) во епископа Уманского 30 октября 1932 г. и архимандрита Вячеслава (Шкурко) — во епископа Новоград-Волынского 13 ноября 1932 г. (ЖМП №13 1933, с.6).

Архиепископ Василий (Богдашевский) скончался 25 февраля (10 марта н.ст.) 1933 года в Киеве. Согласно некоторым сведениям, его кончина последовала в результате сильного истощения, явившегося результатом голода. Владыка Василий был погребен на кладбище Никольского мужского монастыря в Киеве. Могила не сохранилась, будучи уничтоженной вместе с постройками обители.

Использован материал: статья кадидата богословия, доктора церковной истории, старшего преподавателя кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, Владислава Игоревича Петрушко «Священноисповедник Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский, и Киевская духовная академия в годы послереволюционной смуты на Украине»; Православная Энциклопедия, т.7, С.75-78.

Страница в Базе данных ПСТГУ: архиепископ Василий (Богдашевский).