на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
27 августа (14 августа ст.ст.)
Сщмч. Василия, архиеп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея и мч. Алексия (1918); сщмч. Владимира пресвитера (1920); сщмч. Владимира пресвитера, сщмч.Николая пресвитера, прмч. Елевферия, прмц. Евы игумении, прмц.Евдокии, мч. Феодора (1937); прп. Александра исп. (1961).

Священномученика архиепископа Василия (Богоявленский), архиепископа Черниговского, и с ним преподобномученика архимандрита Матфея (Померанцев) и мученика Алексия Зверева

(Богоявленский Василий Дмитриевич, Померанцев Михаил Владимирович, Зверев Алексей Данилович, +27.08.1918)

Священномученик Василий, архиепископ Черниговский (в миру - Василий Дмитриевич Богоявленский) родился в 1867 году в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную Семинарию и после рукоположения в сан иерея служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. Духовное образование он продолжил в Казанской Духовной Академии, ректором которой был в то время епископ Антоний (Храповицкий). Отец Василий дорожил дружбой с владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовным советом. После окончания Академии епископ Антоний предложил отцу Василию остаться в Казани и преподавать в Академии.

В 1908 году, после кончины супруги, отец Василий Богоявленский по благословению владыки Антония оставляет Казань и поступает в Александро-Невскую Лавру, где принимает пострижение в монашеский чин с оставлением ему прежнего имени. В том же году иеромонах Василий указом Святейшего Синода назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. А уже через год в Александро-Невской Лавре состоялась его хиротония в епископа. До 1917 года владыка Василий находился на Черниговской кафедре.

Черниговская епархия - одна из древнейших на Руси и владыка Василий был достойным приемником ее выдающихся архипастырей. С целью нравственного воспитания народа и православно-миссионерской деятельности в Черниговской епархии начал выходить православный журнал «Вера и жизнь». Святитель заботился о здоровье семинаристов, впервые организовав для них санаторий. Он возглавлял Черниговское Братство, которое занималось помощью нуждающимся. Большое внимание владыка Василий уделял возвращению раскольников в лоно Православной Церкви.

В 1917 году, по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода (кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского)), в их числе был и владыка Василий, который, будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.

В 1918 году епископ Василий (Богоявленский) участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви в Москве, вошел в Патриаршее управление при Патриархе Тихоне и был назначен благочинным ставропигиальных монастырей (непосредственно подчиняющихся Патриарху). По постановлению Собора для расследования обстоятельств ареста и убийства священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского) в Пермь была направлена комиссия во главе с архиепископом Василием, в которую вошли еще два члена Собора: миссионер Зверев и архимандрит Матфей (Померанцев), который присоединился к ним в Перми. Советское правительство не препятствовало этому расследованию. Комиссия собрала обширный материал о мученической кончине пермских мучеников. Это вызвало гнев местных коммунистов. Когда по окончании расследования комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого архиепископа Василия сбросили с Камского моста в реку. Тело Владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне и к могилам мучеников начались паломничества, у могилы совершались чудотворения. Тогда большевики ночью выкопали тела мучеников и сожгли.

Использован материал сайта интернет-радио «Град Петров»

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика протоиерея Владимира

(Цедринский Владимир Ионович, +14.08.1918???1920?)

Владимир Ионович Цедринский родился в Нижегородской губернии. Служение Церкви он начал в Омской епархии, в 1909 г. в сане иерея был переведен в Туркестанскую епархию, где был назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ 2-го округа с исполнением обязанностей миссионера. В дальнейшем отец Владимир служил в соборе свт. Николая в городе Лепсинске Семиреченской области, а с 6 июля 1912 года являлся его настоятелем. Позже протоиерей Цедринский был также благочинным церквей всего Лепсинского округа.

На основании рапорта отца Владимира, в котором он сообщал Туркестанскому и Ташкентскому епископу Иннокентию (Пустынскому) о решении крестьянского союза Лепсинского уезда изъять у церковных причтов землю и прекратить выплаты за требы, архиерей издал в «Туркестанских Епархиальных Ведомостях» призыв ко «всем истинно православным христианам и русским гражданам» заботиться о Церкви и стараться облегчать положение священников.

В один из воскресных дней Успенского поста 1918 года отец Владимир Цедринский обратился к своей пастве с проповедью, в которой увещевал прекратить братоубийственную смуту, быть верными сынами православной Церкви и отечества. 27 августа, после литургии, отец Владимир был арестован красноармейцами. Палачи, поставив священника между 2 лошадьми, погнали их за город на кладбище, где на глазах у прихожан зарубили священника шашками. Верующие отнесли тело священномученика в церковь, отпевание совершили священники из соседних сел. Протоиерей Владимир был погребен на кладбище Лепсинска, рядом с местом своей мученической кончины. До начала 30-х годов, пока в крае еще были священники, на его могиле в день кончины служили панихиды, впоследствии место погребения отца Владимира почиталось местными жителями. 2 июля 2001 года были обретены мощи священномученика, ныне почивающие в Иоанно-Богословской церкви в городе Талды-Кургане (Талдыкорган). Священномученик Владимир прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

По материалам: Православная Энциклопедия, Т.8, С 643-644

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика протоиерея Владимира

(Смирнов Владимир Константинович, +27.08.1937)

Владимир Константинович Смирнов родился 18 февраля 1885 года в Москве и происходил из семьи почтового служащего. Он окончил Духовную Семинарию и юридический факультет Московского университета. В 1911 году был рукоположен во иерея. В 1924 году отец Владимир являлся консультантом по юридическим вопросам при Патриархе Московском и всея России святителе Тихоне. В том же году священник был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и около 3 месяцев провел в Бутырской тюрьме, вскоре после освобождения был возведен в сан протоиерея. Отец Владимир подвергался арестам также в 1930 и 1931 гг.

В 1932 году отец Владимир Смирнов вновь был арестован в Москве и приговорен к 5 годам Исправительно-Трудового Лагеря, после чего отправлен в Свирьлаг. Через 11 месяцев в связи с болезнью священника заключение заменили на ссылку в Чимкент. 23 июня 1937 году протоиерей Владимир был арестован в ссылке и заключен в тюрьму Чимкента с обвинением в проведении «пораженческой агитации, в к-рой возлагал надежды на фашистские страны, могущие покончить с коммунизмом в СССР, вел контрреволюционную агитацию против займов, клеветал на советскую печать... активно проводил антиоборонную деятельность». Виновным себя он не признал. Протоиерей Владимир Смирнов был расстрелян 27 августа 1937 года по приговору тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 23 августа того же года и был погребен в общей безвестной могиле в пригороде Чимкента. Священномученик Владимир прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

По материалам: Православная Энциклопедия, Т.8, С.642.

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика протоиерея Николая

(Толгский Николай Васильевич, +27.08.1937)

Священномученик Николай – Николай Васильевич Толгский - родился 20 февраля 1886 года в селе Дорки Бронницкого уезда Московской губернии. Он являлся младшим из трех братьев-священников, сыновей протоирея Василия Толгского, служившего в селе Дорки. Старший брат, протоиерей Сергий, служил в Москве в церкви Рождества Божией Матери на Кулишках, а затем церкви Петра и Павла на Яузе. В 1936 году он добровольно последовал в ссылку вместе с семьей дочери (г.Коканд). Средний брат отец Александр был известным настоятелем храма Илии Пророка в Обыденном переулке.

Образование будущий священномученик получил сначала в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1907 году, затем стал кандидатом богословия в Московской Духовной Академии (год окончания 1911). Священный сан он принял после окончания Академии и был направлен для служения в Крестовоздвиженскую церковь села Алтуфьево Московской губернии, затем был переведен в Москву в церковь преподобного Сергия в Пушкарях (Колокольников переулок).

Отец Николай был очень яркой фигурой в церковной жизни того времени. Невзирая на развертываемые безбожной властью гонения на Церковь, он активно занимался просветительской деятельностью, создавал хоры. На духовно высокого пастыря обратили внимание, он стал лично известен Св.Патриарху Тихону. Отец Николай был назначен благочинным Сретенского Сорока церквей округа, рукоположен во протоиереи, награжден митрой.

В 1922 году протоиерей Николай был арестован за преподавание Закона Божия, но через две недели отпущен. Второй арест состоялся 12 апреля 1935 года: особое Совещание при НКВД СССР приговорило арестованного священника к 3 годам ссылки в город Чимкент Южно-Казахстанской области.

23 июня 1937 года отец Николай был арестован третий и последний раз в ссылке. Наряду с обвинениями, предъявленными всем участникам дела (участник "к/р центра, куда вошли значительные по количеству кадры церковников, монахов, попов", для "установления Патриаршества и главенства Церкви над государственной властью") протоиерей Николай Толгский обвинялся в том, что был "руководителем ссыльного духовенства в Каракатском районе, по поручению [епископа] Кобранова группировал вокруг себя и осуществлял к/р руководство к/р элементом в селе Ленинском. Вел к/р агитацию пораженческого характера, писал к/р роман, изъятый при обыске".

На допросе на вопрос следователя: "Дайте показания о Вашей к/р деятельности", отец Николай ответил: "К/р деятельностью я не занимался и показать по этому вопросу ничего не могу".

Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила отца Николая к высшей мере наказания - он был расстрелян 27 августа 1937 года в Лисьей балке города Чимкента, в настоящее время место его захоронения неизвестно. Священномученик Николай был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Преподобномученика схиархимандрита Елевферия

(Печенников /.../ Игнатьевич, +27.08.1937)

Преподобномученик Елевферий (Печенников) родился в 1870 году в деревне Припечино Чериковского уезда Могилёвской губернии и происходил из крестьянской семьи. В 1892 году он был призван в армию и служил рядовым. Время принятия иерейского сана точно неизвестно. Был полковым священником. С 1896 года он стал монахом смоленского Троицкого монастыря.

5 декабря 1922 года отец Елевферий был арестован Смоленским губотделом ГПУ как противник обновленческого течения и как «убежденный сторонник Тихона». 10 декабря 1922 года он был освобожден с подпиской о невыезде. 20 марта 1924 года монах снова был арестован, на этот раз по обвинению в «участии в контрреволюционной организации», и помещен в дом предварительного заключения в Смоленске. 3 апреля 1924 года обвинение с него было снято и подписка о невыезде отменена.

26 февраля 1930 года последовал третий арест. Обвинение заключалось в «участии в контрреволюционной организации» по делу «Смоленского соборного братства», отец Елевферий содержался во время следствия в тюрьме Смоленска. 28 мая 1930 года монах Елевферий (Печенников) Коллегией ОГПУ СССР был приговорен к 10 годам концлагерей. Срок он отбывал в Соловецком ИТЛ, в 1932 году его перевели на станцию Манкент Туркестано-Сибирской железной дороги в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области.

23 июня 1937 года отец Елевферий был арестован в лагере вместе с протоиереем священномучеником Владимиром Смирновым, игуменией преподобномученицей Евой (Павловой), протоиереем священномучеником Николаем Толгским и другими по делу митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых) и архиепископа Алексия (Орлова). Схиархимандрит Елевферий был обвинен в контрреволюционной деятельности как «руководитель тайного монастыря в Манкенте, проводивший пострижение в тайное монашество». Виновным в контрреволюционной деятельности он себя не признал. 26 июля 1937 года особой тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области отец Елевферий (Печенников) был приговорен к высшей мере наказания. 27 августа 1937 года его расстреляли в Лисьей балке близ города Чимкент и он был погребен в безвестной общей могиле. Преподобномученик Елевферий был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

По материалам: Православная Энциклопедия, Т.18, С.278.

Страница в Базе данных ПСТГУ

Преподобномученицы игумении Евы

(Павлова Акилина Васильевна, +27.08.1937)

Преподобномученица Ева – в миру Акилина Васильевна Павлова – родилась 10 июля 1879 года в селе Исса Инзарского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Известно, что она была игуменией одного из Пензенских монастырей. В 1929 году матушка была арестована в селе Балки Саратовской области. В следственном деле есть противоречия в заполнении анкет: в одном месте говорилось, что она была осуждена на 3 года ссылки в Казахстан, а в другом месте, что на 8 лет. Подробности заключения неизвестны, но в одной анкете говорилось, что срок ссылки у нее закончился в 1932 году.

Второй раз игумения Ева была арестована 23 июня 1937 года. 23 августа 1937 года по делу N723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) и других было вынесено обвинительное заключение, в котором, кроме всего прочего, говорилось: "Павлова Ева - руководитель тайного монастыря в г.Чимкенте, находилась под руководством Иосифа (Петровых) и Кобранова, направляла к Петровых завербованных ею женщин для пострижения. Систематически проводила к/р агитацию, высказывала пораженческие настроения с ожиданием восстановления монархическо-буржуазного строя". На следствии матушка заявила: "Контрреволюцией я не занималась и не проводила такую работу".

Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумению Еву (Павлову) к высшей мере наказания. 27 августа 1937 она была расстреляна в Лисьей балке города Чимкента в Южно-Казахстанской области.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Преподобномученицы монахини Евдокии

(Перевозникова /.../ Александровна, +27.08.1937)

Преподобномученица монахиня Евдокия – в миру Евдокия Александровна Перевозникова родилась 7 февраля 1880 года в селе Черевково Сольвычегодского уезда Вологодской губернии и происходила из крестьянской семьи. Время пострига ее неизвестно. До революции она подвизалась в монастыре, потом работала в портняжной мастерской. Матушка Евдокия последовала в ссылку за Казанским и Свияжским митрополитом священномучеником Кириллом (Смирновым) в поселок Яныкурган Южно-Казахстанской области, где была его келейницей. 13 июля 1937 года монахиня была арестована в Чимкенте по обвинению в «принадлежности к контрреволюционной организации». Виновной себя она не признала. 23 августа 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области матушка Евдокия (Перевозникова) была приговорена к высшей мере наказания и расстреляна 27 августа в Чимкенте. Преподобномученица прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

По материалам: Православная Энциклопедия, Т.17. С.121-122.

Страница в Базе данных ПСТГУ

Мученика Феодора

(Захаров Федор Дмитриевич, +27.08.1937)

Мученик Феодор – Федор Дмитриевич Захаров – родился 13 апреля 1874 года в поселке Углицкий Челябинского уезда Оренбургской губернии в потомственной казачьей семье. В 1919 году он был арестован белыми офицерами, но через день выпущен. До 1920 года Федор Дмитриевич проживал во Владивостоке. В 1920 году в городе Верхнеудинске он был арестован за переход из Владивостока через полосу белых, но через 32 дня освобожден.

В 1937 году Федора Захарова арестовали в последний раз по групповому делу "архиепископа Алексия (Орлова) и др. г.Чимкент, 1937г.". В архивном следственном деле имеется справка: "Захаров Ф.Д., ведя бродячий образ жизни, бывает в разных местностях Казахстана и проводит среди населения а/с агитацию клеветнического характера по адресу вождей партии и совправительства. Кроме того, является непосредственным исполнителем к/р деятельности Ташкентского митрополита и местных а/с архиереев, т.е. выполняет роль связиста между отдельными к/р группированиями церковников и их руководителей".

23 августа 1937г. по делу N723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) и других было вынесено обвинительное заключение, в котором среди прочего говорилось: "Захаров Федор - связист между центром и к/р ячейками его на территории Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Среди населения вел к/р агитацию. Занимался преподаванием закона Божия".

На допросе Федор Дмитриевич заявил, что "ни к какой к/р организации <…> не принадлежал и никакой к/р работы <…> не вел". В августе 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила Федора Захарова к высшей мере наказания. 27 августа 1937 года он был расстрелян в Лисьей балке города Чимкента в Южно-Казахстанской области.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Преподобноисповедника архимандрита Александра (Уродов)

(Уродов Георгий Андреевич, +1961)

Архимандрит Александр (Георгий Андреевич Уродов) родился в 1882 году в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Окончив земскую школу, он был назначен певчим в свою приходскую церковь. В 1901 г., отправившись в путешествие в г.Саров, он остановился в Санаксарском монастыре. Здесь Георгий решил посвятить свою жизнь иноческим трудам. 30 августа 1911 года послушник Георгий был пострижен в монашество с именем Александр. Вскоре в Тамбове его рукоположили в сан иеродиакона, а 22 июля 1913 года – в иеромонаха. 20 июля 1915 года иеромонах Александр был избран братией в настоятели Санаксарского монастыря и архиепископом Кириллом (Смирновым) возведен в сан игумена.

В 1917 году Россию захлестнула волна революции и красного террора. В конце февраля 1918 года часть братии во главе иеромонахом Владимиром, поддерживаемая большевиками, учинили бунт в монастыре и сместили игумена Александра с должности настоятеля обители. По постановлению Военно-революционного трибунала 27 марта 1918 года отец Александр был арестован. На допросе он виновным себя не признал, и трибунал постановил выслать его из монастыря. 3 апреля 1922 г. о. Александр по определению Священного Синода был назначен наместником Семиезерной пустыни Казанской епархии с возведением в сан архимандрита. Власти и здесь обратили на него свой гнев – в 1922 году о. Александр привлекался к ответственности по делу изъятия церковных ценностей. Но, не взирая на все гонения, в том же году он становится активным участником борьбы с обновленчеством в Казанском крае, а Семиезерная пустынь его трудами превращается в центр этой борьбы. 31 октября 1928 г. архимандрит Александр был арестован и приговорен к трем годам концлагеря и трем годам ссылки на Урал.

После ссылки отец Александр оказался в Вятской епархии. 5 августа 1935 г. епископ Яранский Димитрий (Поспелов) назначил архимандрита Александра в с. Соболево, ныне Санчурского района Кировской области. Здесь в течении 26 лет отец Александр подвизался о Господе и скончал свои дни. Долгое время он относился к числу так называемых «не поминающих». В 1955 году архимандрит Александр признал избрание Патриарха Алексия (Симанского) и воссоединился с Патриаршей Церковью, написав письмо правящему архиерею Кировской епархии архиепископу Вениамину (Тихоницкому) с просьбой о монашеском погребении после его смерти. 14 августа 1961 года, достигнув глубокой старости, архимандрит Александр отошел ко Господу. Его святые мощи ныне пребывают в Санксарском монастыре.

Использован материал официального сайта Вятской епархии.

Страница в Базе данных ПСТГУ