на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
02 ноября (20 октября ст.ст.)

Священномученика иерея Николая

(Любомудров Николай Иванович, +02.11.1918)

Священномученик Николай Любомудров родился в 1862 году в Ярославской губернии в семье псаломщика, и был старшим сыном из шестерых детей.После окончания Пошехонского духовного училища, Николай поступил в Ярославскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду, что давало право на поступление в Духовную Академию. Однако для этого у семьи Николая не было средств: как старший сын, он должен был обеспечивать овдовевшую мать, младших братьев и сестер. С 1884 года Николай начинает служить псаломщиком в церкви Рождества Богородицы в Ярославле.

Через несколько лет, женившись на дочери священника Софье Петровне Дьяконовой, Николай становится иереем.Софья Петровна была учительницей школы для крестьянских детей в селе Абакумцеве, основанной Некрасовым, а ее брат, Александр Петрович Дьяконов, стал профессором Петербургской Духовной Академии.

Отец Николай Любомудров получил место священника в многолюдном торговом селе Лацкое, где было две церкви: храм Вознесения и кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери. Там он развернул необычайно активную духовно-просветительскую работу: создал первую в округе библиотеку-читальню для крестьян (причем 100 рублей на библиотеку пожертвовал отец Иоанн Кронштадтский). Отец Николай всю жизнь своим примером и проповедью пастыря старался показать пользу трезвенничества, он создал образцовое садовое хозяйство и пасеку.Выписал из Америки несколько сельхозмашин на конной тяге, которыми пользовались и крестьяне.Отец Николай был сторонником постоянного государственного жалования для приходских священников, считая унизительным и безнравственным получать за церковные требы деньги с крестьян-бедняков.

Жизненный путь отца Николая был освящен благословением и молитвенной помощью двух великих российских святых – отца Иоанна Кронштадского и патриарха Тихона.В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом.Его жена, Софья Петровна, будучи беременной, отправилась в Петербург и просила молитвенной помощи у отца Иоанна. Помолившись, отец Иоанн сказал ей: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Вскоре отец Николай поправился, а сын в благополучном здравии прожил 93 года.

В проповедях и публичных чтениях отец Николай вел неустанную борьбу с пьянством.Сам с юных лет являясь абсолютным трезвенником, он решительно осуждал употребление алкоголя и курение.На выделенных его семье десятинах церковной земли отец Николай разбил яблоневый сад.Крестьяне часто приходили к нему не только за духовным окормлением, но и с вопросами относительно ведения хозяйства, плодородия земли, и батюшка всегда помогал советом, а также разыскивал для крестьян высокосортные семена зерновых культур.

В 1918 году власть в селе Лацком захватили «красные».Видя, какой порядок устанавливают новые власти, отец Николай по настоянию детей обратился в епархию с просьбой о переводе на другой приход. Однако управляющий епархией – архимандрит Иаков – благословил его остаться на месте, сказав: «Если убьют – примешь от Господа мученический венец». Слова отца Иакова оказались пророческими, и отец Николай с покорностью воле Божией принял это решение епархиального начальства.

В селе Лацком многие мужчины ушли в ополчение для борьбы с большевиками, однако почти все крестьяне сразу же вернулись, не считая возможным надолго оставлять свое хозяйство.Когда они уходили, их родственники обратились к отцу Николаю с просьбой отслужить молебен о их здравии и спасении.Местные большевистские активисты обвинили священника в том, что он молится о даровании победы над большевиками.Прихожане отца Николая опять стали просить его уехать из села, чтобы спастись от расправы большевиков.Однако батюшка отказался, даже когда к селу подошел карательный отряд латышских стрелков.На Димитриевскую родительскую субботу он отслужил литургию и панихиду.После этого прямо в церкви его арестовали.Пришедшие за священником комиссар и двое солдат расстреляли отца Николая Любомудрова на огороде, недалеко от его дома, а после поспешили присоединиться к остальным красноармейцам, занимавшимся в это время грабежом.Убитого священника запретили вносить в церковь и отпевать.Прихожане похоронили его ночью, с тихим пением «Святый Боже».Отпевание отца Николая Любомудрова, после настоятельных просьб матушки, было совершено тремя знакомыми священниками только весной следующего 1919 года.

Использован материал сайта интернет-радио «Град Петров»
Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика епископа Германа

(Кокель Григорий Афанасьевич, +02.11.1937)

Священномученик епископ Герман (в миру Григорий Афанасьевич Кокель) родился в 1883 году в бедной чувашской крестьянской семье в селе Турганкассы (ныне это село Тарханы).Рано лишившись родителей, он смог окончить Казанскую Духовную Семинарию, так как проявил хорошие способности к учебе, а затем и талант преподавателя.Григорий был направлен на продолжение учебы и поступил в число послушников Симбирского Архиерейского дома при епископе Никандре (Молчанове).Через четыре года он выдержал экзамен на псаломщика, а еще через два - на диакона.И затем поступил на миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии в Спасском монастыре, на которых проучился 3 года.После их окончания он был рукоположен в сан иерея и направлен миссионером в южную Чувашию для искоренения язычества.Отец Григорий был замечательным просветителем своего народа.Он возами привозил из Симбирска христианские книги на чувашском языке и не оставалось практически ни одной семьи, не получившей от него Евангелие, Псалтирь, Канонник.Он разъяснял суетность и гибельность колдовства, писал проповеди, размножив их дома на машинке, рассылал по приходам.Когда народ начинал понимать сущность христианской веры, отец Григорий переходил в другую волость, не оставаясь на одном приходе более 2-3 лет.В Чувашии отец Григорий открыл школу для псаломщиков, в которой изучались, кроме всего прочего и различные иностранные языки.Псаломщики-регенты в школе отца Григория Кокеля готовились для многих районов Чувашии.В 1917 году отец Григорий был арестован по доносу и приговорен к расстрелу, но по пути к месту казни за него заступились жители и священника отпустили.Зимой 1918 года у отца Григория умерли трое из шести детей, а в 1920 году скончалась и матушка Ирина.Оставшись один с тремя малолетними детьми, отец Григорий устроил их в детский дом в Петрограде, а сам в 1921 году поступил учиться в Петроградский Богословский институт.После трехлетнего обучения отец Григорий был пострижен в мантию с именем в честь святителя Германа Казанского.Святейший Патриарх Тихон в том же 1924 году рукоположил его во епископа. После хиротонии Святейший Патриарх Тихон в напутственном слове тихо сказал: «Благословляю тебя на борьбу с обновленцами, неустанно борись!»

Прибыв, после хиротонии, в Чувашию, владыка Герман столкнулся там с двумя епископами-самозванцами, Аввакумом и Тимофеем. Епископ Герман посылал многочисленные послания на русском и чувашском языках со словами: «В Церкви Христовой появился волк в овечьей шкуре, раздирающий стадо Христово...».Владыка, как придется, где на лошади, где пешком, обошел всю Чувашию, все церкви, вразумляя падших священников и возвращая их в Православие.По 40-50 км за день проходил пешком православный епископ из прихода в приход, и в дождь, и в слякоть, и в пургу по колено в снегу, лишь бы люди не погибли в расколе.В селе Хормалы святитель был избит обновленцами и еле спасся от смерти.По доносам обновленцев многие православные священники были арестованы и церкви оставались без священников.Владыка Герман рукополагал новых, выпускников своей школы. Владыка был очень деятельным и энергичным: он и историк, и этнограф, биолог и музыкант. Открывал монастыри, занимался просвещением чувашского народа, переводил и издавал книги сам.Сохранились в архивах много писем, отчеты, воззвания к народу, чувашские песни, собранные им на миссионерских курсах.В своих письмах епископ Герман упоминает, что еще в 1922 г. он получил предложение от обновленцев города Казани стать епископом Чувашским.Изучив жизнь обновленцев, он отказался.Пишет, что у них нет благодати, они держатся на обмане... 12 апреля 1925 г. епископ Герман (Кокель) подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

Пребывая на кафедре в Алатыре, он немало перенес испытаний и со стороны григорианцев.Однажды, придя в женский монастырь совершать воскресную службу, он был там обруган и забросан камнями местными монашками, подученными лжеепископом Виссарионом.Весь окровавленный, он с грустью покинул монастырь.

В 1926 году святитель был назначен епископом Бугульминским, викарием Самарской епархии.В городе Бугульме епископа Германа часто забирали по ночам на допросы в ОГПУ, проводили у него обыски.В 1928 году святитель был выслан в Томск, здесь он был назначен епископом Кузнецким, викарием Томской епархии.В 1929 году он стал епископом Томским и Алтайским.В 1931 году – епископом Никольско-Уссурийским, управляющим Приморской епархией, затем епископом Хабаровским.В 1932 году – епископом Барнаульским, затем Благовещенским.В 1933 году арестован, отправлен в БАМлаг, где провел 4 года.Находясь в лагере, был приговорен к расстрелу. Священномученик Герман (Кокель), епископ Алатырский, был расстрелян в 2 ч.30 мин. 2 ноября 1937 года в БАМлаге в городе Свободный в Амурской области.

Использован материал сайта интернет-радио «Град Петров»
Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Зосимы

(Пепенин Зосима Алексеевич, +02.11.1937)

Cвященномученик Зосима, в миру Зосима Алексеевич Пепенин, родился в 1888 г. в деревне Пепенино Вятской губернии, в бедной крестьянской семье. Учился в церковно­приходской школе. Под впечатлением от жизни древних монахов уходил в лес, рыл пещеры и уединялсядля молитвы. В деревне о нем говорили: «Этот будет попом или монахом». Вместе с тем он был очень трудолюбив, умел делать любую работу и отличался добрым нравом. В семнадцать лет с отцом и братьями ушел на заработки в город, шил шубы, тачал сапоги, столярничал, а когда закончились работы, в деревню не вернулся.

Призвание привело его в Иркутск, куда он добирался несколько лет, зарабатывая на жизнь ремеслом. Около года был послушником в одном из монастырей на пути в сибирь. В Иркутске Зосима Пепенин поступил в духовную семинарию. По окончании семинарии, в 1913 г., он женился на дочери известного иркутского протоиерея Михаила Чирцева, миссионера, просветителя якутов.

Александра Михайловна Чирцева была очень хорошо образованна, знала языки, играла на фортепиано, пела, была очень хороша собой, и многие женихи просили ее руки. Она же выбрала молодого семинариста Зосиму, юношу из бедной крестьянской семьи, пришедшего издалека. Он был красив и статен, хорошо пел и рисовал, но главное, что открывалось в нем, – внутренняя красота, молитвенность и щедрость души. Отец Михаил, опытный и проницательный священник, одобрил выбор дочери, сам венчал молодых, и Зосима был с любовью принят в семье. В этом же году онстал священником. А верный друг и добрый помощник Александра Михайловна – матушкой Александрой.

Приход отец Зосима получил в селе Борисовском под Барнаулом. Здесь у них с матушкой родились дочери: в 1914 г. – старшая, Александра (†2000), в 1919 г. – младшая, Галина (†2008).

Тихое, мирное житие и служение было недолгим. В 1917 г. наступили трагические для России и ее Церкви времена.

Трудным и долгим был путь юного Зосимы в сибирь, где началось его священническое служение. Но еще более долгий и трудный путь ждал его впереди – из сибири в Москву, где в храме Рождества Пресвятой Богородицы накануне праздника Воскресения Христова он отслужил последнюю в своей жизни литургию.

В 1920 г. жизнь батюшки подверглась серьезной опасности. Его увезли роговцы – банда, известная своими жестокими расправами. Промысел Божий сохранил его. Чудом, стараниями матушки отец Зосима избежал смерти и вернулся домой. Но его начинают преследовать органы советской власти. В 1921 г. он был арестован и приговорен к заключению в барнаульской тюрьме. Матушка, чтобы быть рядом с мужем, оставила дом, хозяйство и вместе с детьми переехала в Барнаул, устроилась на работу воспитате­ лем в детский приют и паспортисткойвпаспортныйстол.В1922 г. за примерную работу в тюремной сапожной мастерской отца Зосиму освободили.

В 1923 г. – снова арест, вскоре после рождения сына. Младенец серафим прожил недолго, батюшку отпустили только похоронить сына. Освободили его через год, он снова служит в Борисовском, у них рождается сын Константин. Но гонения не прекращаются, батюшке грозит очередной арест, и в 1925 г. отец Зосима с семьей уезжает в Иркутск, к родным матушки Александры. Отец ее, священник Михаил Чирцев, к этому времени уже умер, мать – матушка Александра Васильевна со своими детьми, переехала в Москву к старшему сыну.

с 1925 г. отца Зосиму назначают и переводят на разные приходы. Таким образом Церковь в те годы старалась уберечь своих служителей от преследований и арестов. Около двух лет батюшка был настоятелем (и единственным священником) храма в деревне Коза Ярославской обл. Затем в г. Любим Владимирской обл., здесь священников было несколько; затем в деревне Шапкино под г. Ковров Владимирской обл.

Последнее назначение – в 1929 г. в Москву, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. В его приходе было пять деревень: Крылатское, Терехово, Татарово, Верхние и Нижние Мневники. Здесь батюшка также служил один, помогал ему псаломщик, который жил при храме с женой и дочкой. Отец Зосима с семьей снимал комнату в частном доме на Можайском шоссе.

Матушка Александра везде, где служил отец Зосима, пела на клиросе, была регентом, занималась с детьми прихожан. Батюшка очень ценил и берег свою семью, в которой царили любовь и согласие. Матушка отличалась строгостью, а батюшка ласковостью. Прихожане почитали отца Зосиму как крепкого молитвенника и очень любили за то, что он был добр и внутренне радостен.

Трудно постичь это трагическое время, среди «граждан» нашлись доносчики, которые написали, что своими проповедями любимый всеми батюшка «агитирует против советской власти».

Отца Зосиму арестовали в Великую субботу, в апреле 1935 г. Накануне, в Великую Пятницу, после вечерни к нему подошел незнакомый старичок. «Вы, батюшка, завтра в церковь не приходите, вас арестуют», – сказал он отцу Зосиме. Дома отец Зосима поведал об этом матушке Александре и о том, что облик неизвестного старичка ему странным образом знаком. Они решили, что это был святитель Николай. Но как оставить храм в Великую Cубботу? «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 24–25). Отец Зосима последовал за Христом.

Восемь месяцев отец Зосима провел в Бутырской тюрьме. Особым совещанием при УНКВД CCCР был осужден по статье 58­10 УК РсФсР на три года заключения в Карлаге. Перед отправкой было короткое «свидание», когда можно было в течение нескольких минут увидеть батюшку в толпе заключенных, отправляемых по этапу. Матушка, обладавшая сильным характером и пережившая несколько арестов мужа, поняла, что видит отца Зосиму в последний раз. Александра Михайловна Пепенина умерла в 1969 г. в Москве на восьмидесятом году жизни.

В день освобождения из заключения в Карлаге батюшка был арестован по обвинению в том, что, «поддерживая тесные отношения с враждебно настроенными к советской власти и советскому правительству заключенными, проводил агитационную работу, говоря, что при царе Николае рабочему классу жилось лучше». Тройкой при НКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 2 ноября 1937 г.

Память священномученика Зосимы отмечается дважды: в день кончины – 2 ноября и в день празднования собора новомучеников и исповедников российских XX века – в первое воскресенье после 7 февраля.


Использован материал: Егорова Т. И. Священномученик Зосима // Храм на Холмах. Приходской листок храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. 2009. № 1 (17).

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Иоанна

(Речкин Иван Александрович, +02.11.1937)

Родился в 1872 году в селе Бушево Тульской губернии.
Окончил Тульскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию, кандидат богословия (1897 год).
Служил священником в Артемовской церкви села Высокое Харьковской области.
Арестован в 1936 году за «укрытие белогвардейских офицеров во время гражданской войны и агитационную работу против советской власти».Приговорен к четырем годам лишения свободы.
Заключение проходил в Карлаге.В 1937 году арестован в лагере за то, что «Будучи враждебно настроен к советской власти, проводил среди заключенных агитационную работу, говоря, что скоро Советскому Союзу будет объявлена война и большевики будут уничтожены, на смену придет другое правительство и церкви в России будут восстановлены».2 ноября 1937 года расстрелян.
Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Использован материал сайта «Богославие Завета»
Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Иоанна

(Талызин Иван Николаевич, +02.11.1937)

Священномученик Иоанн (Иван Николаевич Талызин) родился в 1888 г. в семье священника.Окончив духовное училище, был рукоположен во диакона, а затем и во священника к церкви с. Ордино Угличского уезда.В 1930 г. он был арестован и осужден на три года ссылки. Вернувшись, батюшка продолжал служить на своем приходе. В 1937 г. о. Иоанна вновь арестовали и обвинили в “участии в церковно-монархической группе, террористической агитации и распространении провокационно-клеветнических слухов”.На единственном допросе о. Иоанн вымышленную вину свою не признал.2 ноября 1937 г. священника приговорили к расстрелу. В тот же день он принял мученическую смерть.

Использован материал сайта Ярославской и Ростовской епархии
Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика протоиерея Иоанна

(Родионов Иван Алексеевич, +02.11.1937)

Родился в 1881 году в селе Останкино Тимского уезда Курской губернии.Высшее образование – историк.
Служил в Северо-Кавказском крае, городе Ессентуки.
Арестован в 1933 году, осужден на восемь лет лишения свободы.
Заключение отбывал в Карлаге.В 1937 году арестован в лагере – «вел контрреволюционую агитацию среди заключенных, направленную на дискредитацию политики советского правительства, открыто заявлял о своих убеждениях.Говорил, что избавление от советской власти придет от Гитлера». Расстрелян 2 ноября 1937 года.
Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Использован материал сайта «Богославие Завета»
Страница в Базе данных

Священномученика иерея Николая

(Фигуров Николай Федорович, +02.11.1937)

Родился в 1886 году в селе Шершевское Перевозского уезда Нижегородской губернии.
Служил священником в родном селе.
В 1928 году арестован и выслан в город Бузулук.
В 1935 году за «а/с пропаганду» приговорен к трем годам ИТЛ.Сослан в Карлаг НКВД (Казахстан, Карагандинская область).
В 1937 году арестован в лагере «за отказ от работы, участие в религиозных собраниях и агитационную работу среди населения».2 ноября 1937 расстрелян.
Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Использован материал сайта «Богославие Завета»

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика протоиерея Леонида

(Никольский Леонид Константинович, +02.11.1937)

Родился в 1876 году в селе Данилово Сарапульского уезда Вятской губернии (в Киясовском районе Удмуртии) в семье священника.
Окончил Вятскую Духовную Семинарию.
В 1901 году рукоположен в священника.
Служил в селах Вятской губернии: Большая Пурга Воткинского района, Чумая Зуринского района, Неумонино Воткинского района, Якшур Бардгенского района, Нечкино Сарапульского района.
В 1931 году арестован и приговорен к пяти годам концлагерей («используя церковную трибуну, занимался а/с агитацией»).
Отбывал заключение в Вишерских лагерях Пермской области.В 1934 году освобожден досрочно.
Служил в селе Швариха Нолинского района Кировской области.
В 1935 году вновь арестован и осужден на пять лет ИТЛ за «а/с агитацию на протяжении ряда лет».Отправлен в Карлаг.В 1937 году арестован в лагере за то, что «входил в группу бывших священиков, проводил службы, находясь в «Тартауле» [отделение Карлага], на берегу реки выложили изображение алтаря, икон и крестов и в этой Церкви устраивали богослужения и беседы на антисоветские темы. В разговорах о необходимости работать на производстве в лагерях, Никольский говорил: «...На советскую власть работать не надо и не будем, пусть работают дураки, дураков работа любит»». 2 ноября 1937 года расстрелян.
Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Использован материал сайта «Богославие Завета»

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Иоанна

(Ганчев Иван Ильич, +02.11.1937)

Одним из таких угодников Божьих стал настоятель собора Рождества Богородицы г. Баку священник.

Иоанн Ильич Ганчев родился в 1878 году в с. Сима Владимирской губернии.Доброта, любовь и благочестие родителей, воспитание в православном духе во многом определили выбор жизненного пути будущего священнослужителя.Духовное образование Иван Ганчев получил в Петроградской Духовной Семинарии.Обучаясь в Семинарии будущий батюшка, очень любивший живопись, посещал художественные курсы.В дальнейшем, будучи пастырем, отец Иоанн не забывал своего юношеского увлечения и в свободное время любил писать маслом пейзажи и картины на библейские сюжеты.Окончив Духовную Семинарию Иоанн Ильич Ганчев в 1910 году был рукоположен в священный сан, и по благословению священноначалия нашей Церкви направился для прохождения пастырского служения в далекий Азербайджан.Поначалу для отца Иоанна это была чужая и незнакомая земля, ведь здесь, в далеком и неправославном краю он особенно ощутил всю важность своего служения, перед теми, кто веровал во Христа, перед теми православными людьми, кто нуждался в его пастырском слове.За время своего служения о Иоанн, неся слово Божие, объехал всю Азербайджанскую землю с севера до самого юга.В первое время своего пребывания в Азербайджане отец Иоанн Ганчев нес послушание настоятеля церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери села Александровка Кубинского уезда Бакинской губернии, а затем настоятеля сохранившегося до наших дней собора Рождества Богородицы г. Баку.На эту должность он был назначен ещё в 1911 году указом Бакинского епископа Пимена (Пегова).

По воспоминанию знавших отца Иоанна людей, он был высокообразованным, высококультурным человеком с большой душой и добрым сердцем.В доме отца Иоанна была собрана обширнейшая библиотека, под которую была отведена отдельная комната, среди книг находились и книги с дарственными надписями их авторов.Разносторонне образованный, играющий на фисгармонии, любящий рисовать, прекрасно разбирающийся в медицине, о. Иоанн все дарованные Богом таланты щедро раздавал людям.Будучи попечителем одной из больниц, он сам следил за добросовестным лечением больных.Нередко ему приходилось самому оказывать квалифицированную помощь прихожанам.Здесь, в Азербайджане, вдалеке от центра Православия у христиан был добрый и мудрый батюшка.

В 1913 году у о. Иоанна родился сын – Юрий, а через год – дочь Людмила.Храм, служба, семья – все, что так мило сердцу о. Иоанна, будет поругано и разрушено.

В 20-е годы начались страшные гонения со стороны большевиков на Церковь и Её служителей.Изымается церковная утварь, отбираются у верующих иконы, конфисковывают у священнослужителей дома, заколачивают храмы.Именно в эти годы был разрушен украшавший город величественный собор в честь святого благоверного князя Александра Невского.С землей сравняли безбожники часовню, знаменовавшую место мученического подвига просветителя нашего края – святого апостола Варфоломея.

По благословению правящего архиерея – епископа Павла (Вильковского) – отец Иоанн Ганчев вынужден был покинуть Баку и перебраться с семьей к родному брату, работавшему нотариусом в г. Ленкорани.После смерти священника храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» с. Пришиба близ Ленкорани отца Алексия Пономарева отец Иоанн был назначен настоятелем этого храма.И в это время опустошения и разрушения храмов, о. Иоанн сам расписывает свою церковь.И небольшой храм в далеком селе становится действительной радостью для всех скорбящих.Идут годы, о. Иоанн служит Богу и людям.Лампада Православия все ещё теплится. Но 1933 году безбожники решили закрыть и Пришибский храм, в котором служил 57-летний отец Иоанн Ганчев. Отец Иоанн оставил семью в Ленкорани, а сам вернулся в Баку.Большевики пытались вынудить отца Иоанна отречься от своего сана и с этой целью совершали бесконечные аресты священнослужителя и членов его семьи.Семья Ганчевых жила бедно и тревожно.

20 марта 1933 года отец Иоанн по ложному обвинению был арестован. Арест происходил ночью. Забрали всю семью Ганчевых, члены которой содержались в отдельных камерах строгого режима одной из Бакинских тюрем: отца Иоанна, его супругу, брата, сына и дочь, которым в то время было всего 18-19 лет. Узники вынуждены были спать на холодном бетонном полу, не имея возможности накрыться даже тонким одеялом.Из дома чекисты забрали всю одежду, документы, личные вещи.

Спустя пол года, 10 сентября 1933 года «за контрреволюционную и шпионскую деятельность» и «намерение к нелегальному уходу за границу – в Персию из АзССР» отец Иоанн был осужден коллегией ОГПУ (по статье 58 УК п.п.6, 10, 12) и выслан в Казахстан сроком на пять лет. Подписывая обвинительный протокол, отец Иоанн написал: «душей и сердцем я всегда был против советской власти, но действиями своими – никогда».

Обычно перемещение в места высылки продолжалось очень долго и совершалось в исключительно тяжелых условиях.Высылаемые духовные лица перевозились в тюремных вагонах вместе с уголовными преступниками и подвергались в течение всей дороги бесчисленным издевательствам, унижениям, а иногда ограблению и побоям.Этап – это прежде всего голод, холод, грязь; многие десятки, а иногда и сотни верст, измеренных опухшими ногами.Одним словом, земной ад.Но только, не для тех, у кого в душе живой Бог.Отец Иоанн, неся в себе свет Любви Божией, старался освящать души тех, кто был рядом.Он и здесь был священником.

Семья отца Иоанна, пробыв без предъявления какого-либо обвинения в страшных тюремных подвалах, была освобождена, но вернуться им было некуда, т.к.их комнатка уже была занята неким «участником становления советской власти в Азербайджане». О судьбе своего отца – настоятеля храма Рождества Богородицы г. Баку, дети отца Иоанна узнали лишь спустя 50 лет…

На месте ссылки отец Иоанн, как и многие другие священнослужители, оказался лишенным права совершать богослужения.Корреспонденция его подвергалась официальной цензуре в отделах ГПУ. Кроме того, от времени до времени у ссыльных производились внезапные ночные обыски, и если при таковых обнаруживались предметы богослужебного назначения, например, антиминс, евхаристические сосуды, облачения и т.п., то они тут же отбирались в ГПУ.

В архивном уголовном деле имеются сведения, что в марте 1936 года по окончании ссылки в г. Чимкенте, священник Иоанн Ганчев возвращался в Баку, где проживала его семья.По пути следования он был арестован, направлен в г. Чимкент и там вновь осужден постановлением НКВД сроком на три года.На этот раз отец Иоанн был направлен в Карагандинский лагерь для заключенных.

Помимо отца Иоанна в Карагандинском лагере находилось и множество других невинных страдальцев – священнослужителей, иноков и мирян.Во время этой ссылки отец Иоанн, как и подобает православному пастырю, утешал, поддерживал и ободрял всех тех, кто находился в ссылке.Отец Иоанн укреплял людей своим примером доблестного исполнения долга в тяжелых испытаниях, не позволял им согнуться под бременем обстоятельств и поддаваться искушению возненавидеть других, он наставлял достойно вести себя в любых условиях и при этом сохранять высокое имя православного христианина.Своей жизнью, своим примером и своим подвигом отец Иоанн защитил истину Православной Церкви и попрал ложь её хулителей.Это и было нестерпимо для гонителей Церкви.

19 сентября 1937 года священник Иоанн Ганчев был арестован на основании того, что «…возглавил группу верующих, бывших священников, проводил службы, где распространял свое настроение против советского правительства».В предъявленном обвинении виновным себя не признал.

Настоятель церкви рождества Богородицы г. Баку священник Иоанн Ганчев, претерпев боль и ужас, «оплевания и заушения», не отрекся от веры, не осквернил свое имя лжесвидетельством против себя и ближних.До конца дней достойно нес он свой мученический крест, проповедуя Евангелие.И своей великой верой зажигал в других людях веру во Христа Распятого и Воскресшего.

Решением тройки при УНКВД по Карагандинской области от 31 октября 1937 года священник Иоанн Ильич Ганчев был приговорен к высшей мере наказания - р а с с т р е л у .

Страшный приговор был приведен в исполнение 2 ноября 1937 года.

Так завершился земной путь новомученика нашей Церкви отца Иоанна Ганчева, принявшего смерть по-христиански смиренно и вместе с тем мужественно.Он, пламенея любовью к Богу, молитвенно осеняя себя крестным знамением, предал свою праведную душу Богу.

Отец Иоанн был захоронен в братской могиле на старом кладбище пос.Долинка Карагандинской области.

В 2000 году от Рождества Христова Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священник Иоанн Ильич Ганчев был прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

Использован материал сайта Бакинско-Прикаспийской епархии
Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Александра

(Орлов Александр Леонидович, +02.11.1937)

Священномученик Александр родился в 1875 году в селе Талицкий Чамлык Тамбовской губернии.Его отец, священник Леонид Орлов, воспитал в сыне любовь к Церкви Христовой и твердую веру.Александр, с детства избравший духовную стезю, поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую окончил в 1897 году.Вскоре его рукоположили в сан диакона, а в 1903 году — во иерея.Во время гонений на Церковь отец Александр дважды подвергался аресту и провел в тюрьме несколько месяцев.Несмотря на угрозы в свой адрес, он не оставил избранного пути, продолжая служить Господу.

8 августа 1935 года священник вновь был арестован. Начались изнурительные допросы, на которых от исповедника не удалось добиться никаких признаний.14 декабря священник был осужден на 5 лет лишения свободы в Карагандинском исправительно-трудовом лагере. Находясь в командировке в 1936 году на участке Тартаул, несколько священнослужителей выложили из камней изображения храма, алтаря, крестов, икон на берегу реки Чурбай-Нура и совершали здесь богослужение и молебны.Среди них был и отец Александр Орлов.Узнав об этом, власти начали новое дело по обвинению в «контрреволюционной деятельности».На допросах священники держались твердо, своей вины не признали и показаний на других не дали.В октябре 1937 года отца Александра и других священнослужителей, проходивших вместе с ним по этому делу, приговорили к смертной казни.2 ноября доблестных воинов Христовой веры были расстреляны.

Священномученик Александр Орлов канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Использован материал сайта Воронежско-Борисоглебской епархии

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика диакона Михаила

(Исаев Михаил Васильевич, +02.11.1937)

Родился в 1875 году в селе Крыловка Чембарского уезда Пензенской губернии.
Окончил Учительскую Семинарию.
Служил в селе Студенки Липецкого района Липецкой области.
Арестован в 1935 году за «участие в к/р группе, возглавляемой епископом Уаром (Шмариным Петром Алексеевичем)», осужден на пять лет лишения свободы.В 1937 году сослан в Карлаг, участок Тартаул.В лагере арестован - «находясь на участке Тартаул, организовавшись в группу, проводил среди заключенных Тартаула к/р агитацию… находясь на общих основаниях на командировке Тартаул, Исаев Михаил Васильевич входил в к/р группировку церковников, проводившую к/р деятельность. Эта группировка в кустах на берегу реки устроила себе церковь, выложив на берегу изображение алтаря, икон и крестов и в этой церкви и на квартирах членов своей к/р группы систематически устраивались богослужения и молебны, а также беседы, на которых велись к/р разговоры и злобная к/р агитация среди з/к». Расстрелян 2 ноября 1937 года.
Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Использован материал сайта «Богославие Завета»

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика протодиаконаПетра

(Кравец Петр Андреевич, +02.11.1937)

Петр Андреевич Кравец родился в 1885 году в городе Николаевске Самарской губернии (ныне город Пугачев Саратовской области).До 1914 года служил продавцом у купца-мануфактурщика в г. Николаевске.В 1907 году окончил фельдшерскую школу.В 1914 – 1918 годах служил фельдшером на Германском фронте.С 1918 года проходил службу в рядах РККА.Демобилизовался в 1923 году.

В 1921 году, еще будучи в армии, рукоположен в диакона в Свято-Троицком «Старом» соборе Саратова.Направлен на служение на родину, в город Николаевск.Первый раз был арестован в 1923 году в Николаевске за «принадлежность к церковной общине Тихоновской ориентации», но реальной причиной ареста была активная борьба с обновленчеством.

Дело было передано в ОГПУ Нижне-Волжского края, сам святой Петр был помещен в николаевскую тюрьму, в заключении провел две недели. В 1920-е годы дважды был арестован в Саратове (второй раз в 1926 году по обвинению в «антисоветской агитации», ст. 58-10 УК РСФСР), но не осужден.

В 1930 году митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым; †1937) диакон Петр был назначен на должность псаломщика в саратовский храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.В документах содержится упоминание о том, что Владыка Серафим возвел отца Петра в сан протодиакона, но где и когда это произошло, неизвестно.При своем переводе в августе 1933 года на Казанскую кафедру митрополит Серафим взял своего протодиакона с собой.В Казани святому Петру было определено служить в Богоявленской церкви.

5 марта 1935 года отец Петр был арестован в Казани и 13 сентября того же года Особым Совещанием при НКВД СССР осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. Новомученик обвинялся в том, что «систематически вел антисоветскую, антисемитскую агитацию, распространял провокационные, пораженческие слухи, через своего сына проводил дезорганизаторскую деятельность среди учащихся и внедрял сочувственные настроения к терактам над членами советского правительства».Он был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере и направлен в Карагандинский лагерь НКВД.

19 сентября 1937 года протодиакон Петр Кравец был арестован в Карлаге на основании того, что он «... входил в группу бывших священников, что и Никольский, распространял слухи, что их направили в "Тартаул" специально для гибели заключенных».Кроме святого Петра и святого священномученика Леонида Никольского, по этому делу было осуждено еще восемь священнослужителей и один мирянин.В предъявленном обвинении святой Петр виновным себя не признал, но не отрицал факта исполнения молитвенных песен собственного сочинения перед верующими. Решением Тройки при УНКВД по Карагандинской области от 31 октября 1937 года все одиннадцать новомучеников были осуждены по ст. 58 п. п. 7, 10, 11 УК РСФСР и приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение три дня спустя, 2 ноября 1937 года.

28 апреля 1989 года святой Петр был реабилитирован по делу 1937 года прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области, а 23 марта 1990 года — по делу 1935 года. 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, протодиакон Петр Кравец был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Использован материал информационно-аналитического портала Саратовской епархии «Православие и современность»

Страница в Базе данных ПСТГУ

Мученика Павла

(Бочаров Павел Максимович, +02.11.1937)

Мученик Павел – Павел Максимович Бочаров – родился в 1882 году в деревне Лубянки Михайловского уезда Московской губернии.Известно, что 23 января 1936 года он был обвинен в “контрреволюционной агитации, направленной против колхозного строительства” и приговорен к 6 годам исправительно-трудового лагеря.Заключение отбывал в Карлаге НКВД (Карагандинская область Казахстана).19 сентября 1937 года Павел Максимович Бочаров был арестован в лагере. 31 октября 1937 года тройка при НКВД по Карагандинской области приговорила его к высшей мере наказания, а 2 ноября он был расстрелян. Мученик Павел был причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

По материалам Базы данных ПСТГУ