на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
31 января (18 января ст.ст.)

Сщмч. Михаила пресвитера (1919); сщмч. Евгения пресвитера (1930); сщмчч. Владимира, Николая, Сергия, Александра пресвитеров (1938).

Священномученик иерей Михаил Каргополов, священномученик иерей Евгений Исадский, священномученик протоиерей Владимир Зубкович, священномученик иерей Николай Красовский, священномученик иерей Сергий Лебедев, священномученик иерей Александр Русинов.

Священномученика иерея Михаила

(Каргополов Михаил, +31.01.1919)

Священномученик Михаил Каргополов был священником села Петровское Красноярского края. До принятия сана отец Михаил был офицером казачьих войск. 31 января 1919 года он был схвачен отрядом красноармейцев. Его сразу же посадили в сани и вывезли за село. На расстоянии чуть более километра от села священника вытащили из саней, сняли с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда красноармейцы попытались вырвать его силой. Один из них выстрелил священнику в голову в упор. Отец Михаил упал, в него выстрелили еще около двадцати раз, а затем бросили на дороге. 17 марта 1919 года в Благовещенской церкви города Красноярска было совершено торжественное отпевание священномученика Михаила в сослужении архиепископа и духовенства.

Использован материал сайта интернет-радио Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Михаил Каргополов.

Священномученика иерея Евгения

(Исадский Евгений Герасимович, +31.01.1930)

Священник Евгений родился в 1879 году в селе Погост-Преображенский Егорьевского уезда в семье диакона Герасима Исадского. Окончил Рязанскую семинарию и в 1901 году был рукоположен во священника к Петропавловской церкви в селе Маливо Егорьевского уезда (ныне Коломенский район). Здесь он встретил гонения от безбожных властей в конце 20-х годов.

Перед престольным праздником сестра местного учителя сообщила священнику, что власти не разрешат ему на этот раз ходить по домам прихожан с молебнами. Слух об этом быстро распространился по селу, и многие стали говорить, что власти собираются, вероятно, совсем закрыть храм. Батюшка совершил богослужение на престольный праздник и, как и встарь, ходил по домам прихожан с молебнами, поскольку официального запрета не поступило и дело ограничилось слухами.

15 июля 1929 года иерей Евгений по просьбе прихожанина отслужил всенощную у него в доме. Но, придя домой, в тот же вечер получил письменное распоряжение прекратить службу в церкви и хождения по домам ввиду эпидемии скарлатины. 18 июля, на память преподобного Сергия, служба была отменена. Батюшка пояснил прихожанам, что есть письменное запрещение, но оно временное. Если служба для верующих так необходима, то им надо хлопотать законным порядком перед властями.

По селу стали расползаться слухи, что церковь закрыли насовсем. И мало-помалу среди жителей села созрело убеждение созвать собрание и ходатайствовать об открытии святыни. Было составлено прошение об открытии храма, под которым подписались все прихожане. 18 июля, на самом собрании многие женщины стали кричать, что церковь им нужна, и требовали от председателя сельсовета немедленного её открытия. Председатель ответил, что для этого нужно письменное разрешение врача. Узнав, что решение зависит от доктора, маливцы отправились к нему домой. Он, увидев возмущенную толпу, дал в запечатанном пакете своё решение, что он не возражает против открытия храма. Пакет передали председателю сельсовета, и тот дал свое разрешение. В храме тут же возобновились богослужения, и, казалось, что конфликт исчерпан.

Однако коломенский отдел ОГПУ решил начать следствие по делу массового выступления верующих под руководством священника. 4 августа 1929 года отец Евгений был арестован, заключен в коломенскую тюрьму. На допросе он изложил весь ход событий в селе, совершенно не подозревая, что это будет иметь для него серьёзные последствия. Заканчивая показания, священник добавил, что не знает, кто был инициатором созыва собрания 18 июля.

Все вызванные свидетели, знавшие своего пастыря уже почти тридцать лет, вполне объективно изложили историю. Обнаружилась полная невиновность священника. Но одна из женщин, привлеченная вместе с отцом Евгением к ответственности, известная своей невоздержанностью в употреблении спиртных напитков и невыдержанностью в поведении, ради смягчения своей участи дала показания против батюшки. Но всё же отец Евгений не признал себя виновным в организации выступления верующих против закрытия церкви.

14 октября 1929 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило отца Евгения к трём годам заключения в концлагерь, и 14 ноября он был отправлен на Соловки. Но пока этап достиг пересыльного пункта в Кеми, навигация уже закончилась, и батюшка был оставлен в лагере на континенте.

Священник Евгений Исадский скончался 31 января 1930 года в одном из Беломорско-Балтийских концлагерей, и был погребен в безвестной могиле.

Использован материал сайта Коломенского Церковного Округа.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Евгений Исадский.

Священномученика протоиерея Владимира

(Зубкович Владимир Гаврилович, +31.01.1938)

Священномученик Владимир родился 26 марта 1863 года в деревне Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии в семье местного священника Гавриила Зубковича. Образование он получил первоначально в Минском Духовном Училище, а затем в Минской Духовной Семинарии, которую окончил в июне 1885 года с перворазрядным аттестатом и званием студента. Некоторое время он служил псаломщиком на приходах Минской епархии. 3 июля 1888 года состоялась его священническая хиротония с назначением в Никольскую церковь Минского уезда. 23 декабря того же года он был переведен согласно прошению вторым священником на отцовский приход в Смолевичи. Вскоре отца Владимира постигло горе — умерла жена. Не успев завести детей, он после смерти своей супруги остался одиноким вдовцом. Но отец Владимир не впал в уныние. Он смиренно принял волю Божию и всецело предался служению Церкви.

Не будучи уже обремененным семейными узами, отец Владимир решил продолжить духовное образование. В конце августа 1891 года он выехал в Петербург и подал прошение о зачислении его вольнослушателем в Петербургскую Духовную Академию. Однако и здесь его ждало огорчение. Согласно распоряжению митрополита Санкт-Петербургского не принимать в Академию вольнослушателей, в прошении ему было отказано. 30 августа 1896 года епархиальным начальством отец Владимир был назначен наблюдателем церковно-приходских школ Борисовского уезда. 12 августа 1900 года он был перемещен из Смолевич на должность законоучителя Минского женского училища духовного ведомства и священником училищной церкви. Однако уже 16 марта 1901 года согласно прошению возвратился на настоятельское место в Смолевичи.

16 августа 1907 года отец Владимир был назначен в Минск на должность помощника инспектора Минской Духовной Семинарии. Служа в семинарии, он состоял членом семинарского Кирилло-Мефодиевского братства, оказывавшего материальную помощь малоимущим воспитанникам. Кроме того, он некоторое время исполнял обязанность казначея Минского отдела Императорского Палестинского Общества. Так же священник сотрудничал с Минским церковным историческо-археологическим музеем.

В июле 1915 года отец Владимир по собственному прошению уволился из духовно-учебной службы . Но в июне 1916 года определением Св. Синода он был назначен на должность помощника инспектора Тамбовской Духовной Семинарии, где прослужил до самого ее закрытия большевистскими властями. Оказавшись не у дел, отец Владимир вернулся на свой родной приход в Смолевичи. Поначалу отец Владимир разделял пастырские труды с протоиереем Владимиром Зенюком, являвшимся настоятелем Смолевичской Николаевской церкви. В последующем он снова возглавил приход и продолжал служить на нем со священником Димитрием Плышевским, будущим священномучеником. В Смолевичах отец Владимир встретил тяжелые испытания, звавшие его на подвиг исповедничества. В 30-ые годы его неоднократно вызывали в НКВД, где требовали отречения от сана священнослужителя и глумились, стараясь спровоцировать какой-нибудь инцидент. Однако отец Владимир мужественно и терпеливо переносил всё. Даже когда в 1935 году власти закрыли Смолевичскую церковь, он, несмотря на угрозы, тайно совершал крещение детей. 29 декабря 1937 года отца Владимира арестовали, обвинив в принадлежности к так называемой «шпионской контрреволюционной повстанческой организации», которую будто бы возглавлял епископ Бобруйский Филарет (Раменский), что было совершенной ложью. С Владыкой Филаретом отец Владимир вместе служил до революции в Минской Духовной Семинарии. В 1924 году епископ Филарет приезжал к нему на приход. Встречались они и позже, но, конечно, ни в каких контрреволюционных организациях не состояли. Во время допросов отец Владимир совестью своей ни в чем не покривил, мужественно претерпев все испытания. По приговору Особой тройки НКВД 74-летний священник был расстрелян в Минске 31 января 1938 года.

12 декабря 1999 года протоиерей Владимир Зубкович был прославлен в лике местночтимых святых — 23-х новомучеников Минской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году — в лике новомучеников и исповедников Российских XX века.

По материалам сайта «Минские Духовные Школы»

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Владимир Зубкович.

Священномученика иерея Николая

(Красовский Николай Константинович, +31.01.1938)

Священномученик Николай Красовский родился в 1876 году в селе Воинова Гора Московской губернии в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом селе. Николай Константинович окончил Владимирскую Духовную семинарию и до 1914 года был учителем в Городищевской школе при станции Усад, в нескольких километрах от родного села. В связи с началом Первой Мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны вернулся работать в школу в село Городищи. В 1922 году храм в селе Городищи был закрыт и превращен в клуб, и власти заставляли учителей водить туда учащихся. За отказ вести детей в устроенный из храма клуб Николай Константинович был уволен из школы.

В 1924 году Николай Константинович был рукоположен в сан диакона к Успенскому храму в селе Воинова Гора. Священником в храме служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 году он тяжело заболел и вскоре скончался. Этим воспользовались обновленцы. Православный архиерей назначил священником в храм отца Николая Поспелова, но власти отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм. Диакон Николай, несмотря на угрозы заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался служить с обновленцами. Потеряв это место служения, он был направлен в храм великомученика Никиты в село Кабаново.

1932 году диакон Николай был рукоположен в сан священника к той же церкви. В 1936 году отец Николай был назначен в храм великомученика Никиты в село Дровосеки Орехово-Зуевского района. Он вел строгую жизнь, приближенную к монашеской. Частью своей пастырской деятельности он считал оказание помощи тем людям, кого советская власть лишила прав, и кому не выдавались хлебные карточки.

18 января 1938 года отец Николай отслужил всенощную под Богоявление и в ту же ночь был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Священник не признал себя виновным ни в одном из обвинений. 25 января Тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Красовский был расстрелян 31 января 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Использован материал сайта интернет-радио Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Красовский.

Священномученика иерея Сергия

(Лебедев Сергей Петрович, +31.01.1938)

Священномученик Сергий родился 16 сентября 1895 года в семье священника Петра Михайловича Лебедева, служившего в Благовещенской церкви в селе Сальково Подольского уезда Московской губернии. В 1910 году Сергей окончил Донское духовное училище, а в 1916 году – Московскую Духовную семинарию. Сразу же после окончания семинарии в связи с войной он был мобилизован в армию, где прослужил до 1917 года. В 1920 году Сергей Петрович был рукоположен во священник. В это время его отец служил в храме Воздвижения Креста Господня в селе Алтуфьеве Московского уезда; в 1927 году отец Петр скончался, и в Воздвиженском храме стал служить его сын. В 1929 году хозяйство отца Сергия было записано как кулацкое и все имущество реквизировано, но затем после хлопот и просьб оно было возвращено.

В 1937 году в связи с приказом НКВД о начале массовых репрессий оперуполномоченный Мытищинского отделения НКВД, в территориальное подчинение которого входило в то время село Алтуфьево, начал оформлять документы на арест отца Сергия. В декабре 1937 года и в начале января 1938 года он вызывал к себе нескольких свидетелей. Протоколы с показаниями у него были написаны заранее, и требовалось не только их подписать. Свидетелям он объяснял, что дело священник уже составлено и только требуется всего лишь дооформить. Говорил он это, впрочем, таким тоном, что свидетелю казалось, что если он не подпишет протокол с предложенными показаниями, то его самого непременно арестуют. Некоторые свидетели были дежурными и подписывали не читая свидетельские показания не только на священника, но и на других жителей села. Один из дежурных свидетелей был инициатором создания колхоз и корреспондентом местной газеты, впоследствии он стал председателем сельсовет в Алтуфьеве.

Отец Сергий Лебедев был арестован в самый праздник Богоявления, 19 января 1938 года, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день следователь вызвал его на допрос, и затем священника допрашивали в течении двух дней беспрерывно.

Выяснив у отца Сергия, что его брат арестовывался в 1930 году, следователь сказал:

- Вам известно, что ваш брат был судим за совершение террористического акта над председателем сельсовета села Виноградово, а также известно, что соучастники его дела 1930 года в 1937 году вновь были арестованы и осуждены. Что вы скажете теперь?
- Об этих фактах я слышал, но утверждать не могу, - ответил священник.
- Следствие располагает данными, что вы проживая в зоне специального обслуживания, часто посещали запретную зону. Для какой цели вы посещали запретную зону?
- В запретной зоне я никогда не был. Я совершал прогулки по лесу, поскольку мне это рекомендовали врачи. Никаких других целей я не преследовал.
- Следствию известно, что вы во время выборов в Верховный Совет выступали с контрреволюционной клеветой на политику Советского Союза. Что вы скажете по данному вопросу?
- Контрреволюционных выступлений с моей стороны не было.
- Намерены ли вы давать следствию правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности? – задал следователь священнику последний вопрос.
- Никакой контрреволюционной деятельности никогда и нигде не вел – ответил отец Сергий.

На этом следствие было закончено. 26 января 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Сергий Лебедев был расстрелян 31 января 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

В августе 1938 года некоторые из сотрудников Мытищинского отделения НКВД были арестованы по обвинению в практиковавшихся ими незаконных методах следствия. При аресте оперуполномоченный, ведший следствие по делу отца Сергия, покончил жизнь самоубийством, застрелившись.

По материалам сайта Мытищинского Благочиния

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Сергий Лебедев.

Священномученика иерея Александра

(Русинов Александр Владимирович, +31.01.1938)

Протоиерей Александр Владимирович Русинов родился в 1878 году в селе Куркино Московской области. До 1909 года служил в селе Якоть Дмитровского уезда, потом в селе Новое Кунцево Московского уезда. С 1922 года служил в подмосковном Болшево, в храме святых безсребренников Космы и Дамиана. В 1938 году на Крещение арестован вместе с диаконом Сергием Никольским, жившим в церковной сторожке. 31 января они были расстреляны на Бутовском полигоне. 11 апреля 2006 года протоиерей Александр Русинов причислен к лику святых.

Использован материал газеты «Благовест» №1 (23) (Январь 2010)

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Русинов.