на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
26 июня (13 июня ст.ст.)
Священномученика иерея Алексия, Преподобномученицы монахини Пелагии.

Священномученика иерея Алексия

(Архангельский Алексей Макарович, +26.06.1918)

Священномученик Алексий родился 1 марта 1864 года в селе Сажинском Кунгурского уезда Пермской губернии в семье священника Макария Архангельского. Поступив в Пермскую Духовную семинарию, он по состоянию здоровья вынужден был прервать учебу на 3‐м курсе. 23 декабря 1884 года Алексей был назначен псаломщиком в Введенскую церковь села Камгорт Чердынского уезда, 5 февраля 1885 года переведен псаломщиком в Михаило‐Архангельскую церковь в родном селе Сажинском, 12 декабря 1887 года – в Свято‐Троицкую церковь Верх‐Теченского женского монастыря Шадринского уезда. 8 сентября 1888 года он был рукоположен во диакона к монастырской церкви и 17 октября того же года назначен учителем в церковно‐приходскую школу при Верх‐Теченском женском монастыре.

18 декабря 1893 года диакон Алексий был рукоположен во священника к Покровской церкви села Песчано‐Колединское Шадринского уезда и утвержден законоучителем Песчано‐Колединского народного училища.

В «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» так описывалась Покровская церковь: «Село Песчано‐Колединское ранее было деревней Уксянского прихода... Церковь существует здесь с 1878 года. Каменная, однопрестольная, беленькая, небольших размеров, она обнесена кругом деревянною оградою. Внутри церкви заметна бедность. Дешевая утварь, некрашеный пол, голые стены. Но этот бедный храм, видимо, пользуется любовью: простенький, низенький иконостас заботливо убран гирляндами из пихты, пол в алтаре покрашен светло‐серою краской и всюду чистота и опрятность... Приход состоит из одного села...»

13 (26) июня 1918 года красногвардейцы арестовали отца Алексия. После краткого допроса священника отвели на берег реки Теча и здесь расстреляли. Перед смертью отец Алексий перекрестился и со словами: «безвинно умираю» – упал, сраженный пулями. Красногвардейцы, бросив убитого в повозку, отвезли его в село Песчано‐Колединское, где он был похоронен прихожанами на сельском кладбище.

Через некоторое время те же красногвардейцы арестовали в селе Верх‐Теча двенадцать человек, девять из которых убили почти сразу же, но перед этим мучили и изувечили так, что родные смогли узнать их лишь по одежде. Лица их были превращены в куски мяса, руки вывернуты, бороды вырваны. Один из страдальцев просил дать ему пить, и красногвардеец, тыча его лицом в лужу крови, сказал: «Пей свою кровь!» Все убитые были похоронены на площади у церкви в братской могиле. Вскоре село Верх‐Теча было освобождено войсками Сибирского правительства, – казни прекратились, и 15 августа 1918 года гроб с останками священномученика Алексия был перенесен в братскую могилу рядом с храмом.

По материалам сайта Регионального Общественного Фонда ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Страница в Базе данных ПСТГУ

Преподобномученицы монахини Пелагии

(Жидко Пелагея Степановна, +26.06.1944)

Мученица Пелагия родилась в 1897 году в селе Кучеряевка Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Степана Степановича Жидко. Она выросла, и сердце ее уже не находило полного удовлетворения в мирской жизни, и она решила всецело посвятить свою жизнь служению Господу. В двадцатых годах были уже закрыты все монастыри в Воронежской области, и монахи разошлись по селам, многие из них служили в приходских храмах, и вокруг них стали собираться христианские общины. Люди давали монашеские обеты и принимали постриги, как в христианских общинах древности во время первых гонений; поселяясь в сельских домах по два‐три единомысленных человека, они вели монашеский образ жизни. После того как были закрыты все ближайшие храмы, они стали приглашать священников домой для совершения богослужений.

Гонения на Русскую Православную Церковь не прекращались, карательные органы безбожного государства арестовывали все новых и новых людей, и к концу 1937 года уже не осталось вовсе в Бутурлиновском районе священников, но ищущие монашеской жизни по‐прежнему собирались вместе для общей молитвы, выбирая себе в качестве руководителя старшего и в духовном отношении более грамотного и опытного человека.

В 1937 году сотрудники Воронежского УНКВД приступили к уничтожению последних христианских общин. «Управлением НКВД по Воронежской области, – писали они, – вскрыта и ликвидирована контрреволюционная церковно‐монархическая организация на территории пяти районов Воронежской области... по которой арестовано 127 человек». Среди других 27 ноября 1937 года была арестована и Пелагия. Следователь в тот же день допросил ее.

– Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную пропаганду. Признаете себя в этом виновной? – спросил он.
– Нет, – ответила Пелагия, – виновной себя в этом не признаю, так как никакой контрреволюционной деятельностью не занималась.
– Следствие располагает данными, что вы на своих сборищах, кроме пения церковных песен, ведете контрреволюционную пропаганду. Признаете вы это?
– Нет, я этого не признаю, так как никакой контрреволюционной пропагандой мы там не занимались.
– Вы продолжаете врать следствию. Настаиваю на даче правдивых и исчерпывающих показаний.
– Я уже вам говорила, что никакой контрреволюционной пропагандой я не занималась; я виновата только в том, что выказывала недовольство колхозной жизнью, говоря, что если бы не было колхозов, то жизнь была бы лучше. Больше я ничего не говорила.
– Вам зачитываются показания свидетелей... уличающие вас в том, что вы в сентябре 1937 года среди колхозников вели антиколхозную пропаганду, при этом возводили контрреволюционную клевету на руководителей партии и советского правительства. Признаете себя в этом виновной?
– Нет, в этом я себя виновной не признаю.

Были вызваны штатные свидетели; одна из свидетельниц показала, что Пелагия во время разговора заявила ей, что вы, мол, детей рожаете, трудитесь, мучаетесь, а мы мучаемся тем, что нас треплет советская власть, коммунисты.

Несмотря на отвержение вины обвиняемыми, следствие, опираясь на показания свидетелей, сочло доказанным, что обвиняемые «являются активными членами ликвидированной контрреволюционной церковно‐монархической организации... которые проводили контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти вооруженным путем, путем организации террора над вождями ВКП(б) и советского правительства».

15 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Пелагию к десяти годам заключения в исправительно‐трудовом лагере.

В это время она начала слепнуть и, когда 16 января 1942 года после многих тюрем прибыла в Карлаг в Казахстане, то была уже совершенно слепой. Внешний мир померк для нее, и перед ревностной христианкой открылся простор для очей внутренних. Пелагия Жидко скончалась 26 июня 1944 года на участке Карлага Джартас и была погребена в безвестной могиле на лагерном кладбище.

По материалам сайта Регионального Общественного Фонда ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Страница в Базе данных ПСТГУ