на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
21 июля (8 июля ст.ст.)
Священномученика иерея Александра, священномученика иерея Феодора, священномученика иерея Николая.

Священномученика иерея Александра

(Попов Александр Иванович, +08.07.1918)

16 ноября 2006 года сестры и сотрудники Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга установили крест на месте гибели священномученика Александра (Попова). Отец Александр, священник из села Травянского Каменского района, был зверски убит вместе с несколькими своими прихожанами в 1918 году. Епархиальной комиссии по канонизации святых, работающей при Ново-Тихвинской обители, удалось установить имена прихожан, погибших вместе с отцом Александром, а также место их мученической кончины.

Эта святыня находится в полутора километрах от села Травянского, в Половинном лесу. Сюда летом 1918 года большевики привели священника и восьмерых прихожан Введенской церкви. Прежде чем совершить расправу, убийцы долго мучили их. У отца Александра были сломаны позвоночник, рука и челюсть, отрезаны пальцы. Изувеченного священника подняли на штыки. Не менее жестоко обошлись с другими жертвами. Затем убийцы бросили тела в овраг, откуда их вскоре забрали односельчане.

– Когда жена одного из замученных увидела, что стало с ее мужем, она лишилась рассудка. Их дети фактически остались сиротами, – рассказывает Евгения Андреевна Бунькова, краевед из села Травянского, которая помогла собрать сведения о трагических событиях 1918 года. – Одного из мучителей, Леонида Зуева, разъяренные сельчане убили…

Место кончины священномученика и восьмерых прихожан указал старожил села Травянского Геннадий Иванович Чемезов: «Мне показывал его отец. Мы часто проезжали мимо этого места, когда я был маленьким, и оно мне запомнилось».

Геннадий Иванович и Евгения Андреевна 16 ноября пришли вместе с насельницами обители к оврагу в Половинном лесу почтить память односельчан, принявших мученическую кончину. После установки креста сестры прочли акафист Всем святым.

По материалам сайта Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Попов.

Священномученика иерея Феодора

(Распопов Федор Иванович, +21.07.1918)

Священномученик Феодор (Распопов) родился 7 февраля 1891 года в селе Покровском Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Ферапонтовича Распопова и его супруги Дарьи Яковлевны. Мальчика крестили в местной церкви 9 февраля.

В родном селе Федор жил до 1906 года, а в пятнадцать лет поступил в первый класс Тобольской Духовной семинарии. Учился Федор хорошо и в июне 1912 года закончил семинарию с отличием, заняв по результатам выпускных экзаменов второе место в табеле успеваемости. При семинарии работал проповеднический кружок, в котором Федор с удовольствием занимался, и ему часто доверяли выступать с проповедями в храмах города Тобольска.

Закончив семинарию, Федор поступил в Казанскую Императорскую Духовную академию. Но проучился всего год и в сентябре 1913 года подал ректору прошение об увольнении из числа студентов «в связи с желанием служить в Тобольской епархии».

Он женился на сестре однокурсника по Тобольской семинарии — Марии Родионовне Марковой, в 1914 году у них родился первый сын, Александр, а в 1915-м — второй, Антонин.

5 ноября 1913 года Федора Ивановича определили на священническое место к церкви села Гаевского Верхотурского уезда. 15 ноября того же года во время Божественной литургии в Скорбященской церкви Ново-Тихвинского женского монастыря его рукоположил в сан диакона преосвященный Митрофан (Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский. А через два дня во время Божественной литургии в крестовой церкви Екатеринбурга Федор Иванович был рукоположен в сан священника и получил назначение в Николаевскую церковь села Елкинского Верхотурского уезда. Одновременно он стал преподавать Закон Божий в Елкинском и Глубоковском училищах.

Через три с половиной года, 12 мая 1917 года, батюшку назначили священником в Михаило-Архангельскую церковь села Туринская Слобода Туринского уезда, а в марте 1918 года он занял должность благочинного и председателя благочиннического совета 4-го благочиния Туринского уезда. Тогда же прихожане церкви Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда выразили желание иметь вторым священником в храме в честь Трех Святителей именно отца Феодора. Согласие Тобольской Духовной консистории было получено, и отец Феодор вновь был принят на службу в Екатеринбургскую епархию с определением на священническое место при Нижне-Туринской церкви в честь Трех Святителей. Однако на новом месте батюшке служить не пришлось.

В июле 1918 года к отцу Феодору обратился житель села Туринская Слобода крестьянин Федот Малышев с просьбой обвенчать его, предъявив полученное в Туринске свидетельство о расторжении брака с законной женой. Отец Феодор отказался совершить таинство Венчания и объяснил Малышеву, что расторгнуть брак может лишь церковная власть. Преподав наставление о браке, батюшка посоветовал просителю с миром идти домой, забыв о незаконной женитьбе. Малышев обратился с жалобой на отца Феодора к красноармейцам, заявив им, что отец Феодор не признает советской власти. Вооруженные солдаты вломились в квартиру священника. Отрядом командовал прихожанин Туринской церкви Николай Обросов.

— Теперь жизнь твоя в моих руках, — злорадно говорил он своему духовному отцу. — Что хочу, то с тобой и сделаю.
— Ошибаешься, — отвечал ему отец Феодор, — все мы во власти Божией, и без воли Его не падет даже волос с головы нашей.

Отца Феодора арестовали. Первое время он находился в помещении волостного правления, терпя там всевозможные насмешки и издевательства. Вскоре батюшку перевели в Туринскую тюрьму, где он просидел четверо суток. Все время после ареста отец Феодор был спокоен, даже утешал других.

— Не печальтесь обо мне и не бойтесь, — говорил он своим близким, — дело скоро выяснится, и я вернусь к вам живой и невредимый.

По словам очевидцев, отец Феодор до последней минуты не терял бодрости и спокойствия духа, рассеивая этим тревогу и волнение окружающих. 7/20 июля, в 23 часа, в камеру к заключенным ввалились девять пьяных большевиков во главе с комиссаром Обросовым. Схватили восемь человек, вывели их на тюремный двор и поставили у стены. Намерение представителей советской власти было ясно, потому что некоторые из них исступленно кричали: «Крови, крови!»

Из всех несчастных один отец Феодор сохранял душевное равновесие и утешал других: «Не бойтесь, надейтесь на Бога». Когда заключенные стояли у стены и ожидали своей участи, батюшка вполголоса прочел им всем отходную. После первого выстрела упал старик еврей, забившись в предсмертной агонии, — его добили прикладами. Вторым стоял отец Феодор. Убийцы потребовали выкуп, сказав: «Даешь тысячу рублей».

— Я верю, что на небе есть Бог, а на земле справедливость, жизнь за деньги я себе покупать не буду. Телом я не торгую, а над душой моей вы не имеете власти, — ответил отец Феодор.

Некоторые из очевидцев утверждают, что выкупа со священника не просили, но истязали побоями. Шесть раз в него стреляли, но пули попадали в наперсный крест. После каждого выстрела он осенял себя крестным знамением, спокойно говоря: «Да будем живы». «Этот поп — какой-то, видно, святой, — и пуля его не берет», — злились красноармейцы. Тогда к батюшке подскочил Обросов. Ударил по щеке и крикнул: «Вот ты Богу молился, но Он тебе не поможет, а я бы мог спасти». Палачи, богохульствуя и ругаясь, сорвали с мученика крест; прицеливаясь в свою жертву, кощунствовали: «А ну, посмотрим теперь, спасет ли тебя твой Бог!». Отец Феодор вместо ответа благоговейно перекрестился. Грянул седьмой выстрел, и батюшка упал на землю, одежду залила кровь. Его смерть была мгновенна. Это случилось в ночь на 8/21 июля 1918 года.

«Так кончил жизнь свою достойный пастырь отец Феодор, уважаемый и почитаемый всеми. Ему было всего лишь двадцать семь лет, и при его дарованиях (он был прекрасный проповедник) и образовании (вышел со второго курса Казанской духовной академии) он мог бы много потрудиться на пользу Христовой Церкви и на благо своего прихода. Но Господь судил иначе. Отец Феодор умер героем-мучеником, пострадав за правду, за Церковь Православную, охраняя и защищая ее уставы», — писали «Тобольские Епархиальные ведомости». 15/28 июля тело убиенного отца Феодора из тюремной могилы было перенесено в собор; народа было много, его отпели по чину и погребли в соборной ограде. Из всех речей, прозвучавших в тот день, самую проникновенную произнес священник Александр Буров, тоже немало пострадавший от красноармейцев и прошедший тюрьму.

По материалам Информационного агентства Екатеринбургской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Феодор Распопов.

Священномученика иерея Николая

(Брянцев Николай, +08.07.1918)

Священномученик Николай (Брянцев) родился в 1867 году. Местом его служения была градская Пятницко-Туговская церковь города Ярославля. В 1918 году 8 июля отец Николай был расстрелян большевиками прямо у храма за то, что не разрешал им вкатить на церковную колокольню пушку для обстрела города.

Матушка Галина, супруга настоятеля храма отца Дмитрия Денисова рассказывает:
– Мы не знали, где же похоронен отец Николай, что вообще стало с его телом, и вот, перелистывая опись храма за 1850-й год, в которой перечислены церковные книги, против одного из Евангелий вижу написано простыми фиолетовыми чернилами: «захоронено вместе с телом убитого священника Брянцева». А позже в метрических книгах нашла и другую запись: «…убит 8 июля, отпевали18 июля священническим чином. Захоронен на местном кладбище».

Впервые от матушки об этом узнали и потомки священника, его внук и правнучка, живущие в Ярославле. Священномученик Николай – ныне небесный покровитель Туговой горы, да и всего города, прославленный Церковью в лике святых.

По материалам Базы данных ПСТГУ и сайта «Культурная эволюция – Ярославль».

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Брянцев.