на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
21 февраля (8 февраля ст.ст.)

Сщмчч. Симеона, Андрея, Сергия и Петра пресвитеров (1938); сщмч. Александра пресвитера (1942).

Священномученик протоиерей Андрей Добрынин, священномученик протоиерей Петр Марков, священномученик иерей Александр Абиссов, священномученик иерей Симеон Кульгавец, священномученик иерей Сергий Любомудров.

Священномученика протоиерея Андрея

(Добрынин Андрей Николаевич, +21.02.1938)

Священномученик Андрей родился 10 августа 1874 года в селе Рождествено-Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя Николая Добрынина. По окончании Ярославской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и впоследствии служил в храме в селе Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области. Возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Даниловского округа.

В ноябре 1937 года священники Даниловского округа были арестованы; во время следствия некоторые из них подписали протоколы, в которых говорилось, что протоиерей Андрей Добрынин был вдохновителем и возглавителем контрреволюционной повстанческой группы.

21 января 1938 года находившийся под следствием в тюрьме священник, служивший в Даниловском районе, Всеволод Державин написал следователям заявление, что 12 марта 1937 года он был завербован в контрреволюционную группу благочинным протоиереем Андреем Добрыниным, который кроме него завербовал в ту же группу еще шестерых человек. Он показал, что протоиерей Андрей противодействовал мероприятиям советской власти при снятии колоколов с церковной колокольни, «организовал для этого группу верующих, которые оказали сопротивление в момент снятия колоколов в 1936 году, а одна фанатичка из деревни Радово по его указанию взяла у него ключи, заперлась на колокольне, где подняла крик, а сам Добрынин в этот момент скрылся у этой же фанатички в деревне Радово. В вечернее время Добрынин устраивал всенощные, где среди собравшихся верующих вел агитацию в том смысле, что лозунг сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными неосуществим».

28 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Данилове. 10 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Уже после приговора тройки, 17 февраля, протоиерей Андрей в первый раз был допрошен.

– Вы арестованы как участник и вдохновитель контрреволюционной повстанческой группы, существовавшей в Даниловском районе. Вы признаете себя в этом виновным? – спросил его следователь.
– Нет, участником контрреволюционной группы я не был и о существовании такой не слыхал, – ответил священник.
– Вам зачитывается показание Державина. Вы подтверждаете это?
– Показание Державина я отрицаю.
– Факт попытки устроить политический эксцесс во время снятия колоколов с колокольни наумовской церкви, использовав для этого религиозную фанатичку, запершуюся в церкви, вы тоже отрицаете?
– Никакой попытки противодействовать снятию колоколов с моей стороны не было, и на оказание сопротивления снятию колоколов я никого не подбивал. Как оказалась гражданка из деревни Радово запертою в церкви, я не знаю. Лично меня во время снятия колоколов в селе Наумово не было.
– А факт устройства вечерних богослужений на квартире у этой же гражданки из деревни Радово, на которых среди собравшихся верующих вы вели антисоветскую агитацию, вы тоже отрицаете?
– Устройство вечерних богослужений я не отрицаю, но антисоветской агитации среди собравшихся верующих я не вел.
– Вам зачитываются показания Софийского. Что вы можете сказать теперь?
– Я не отрицаю того, что я Софийскому высказывал недовольство существующим положением, что жить стало тяжело, доходов в церкви не стало, но антисоветской агитации я не вел и в контрреволюционную группу Софийского не вербовал.
– Вам зачитываются показания Расторгуева. Что вы можете сказать на это?
– Расторгуев показывает на меня ложно.

В тот же день следователи устроили очную ставку между протоиереем Андреем и священником Софийским, который подтвердил данные им на следствии лжесвидетельства. Выслушав их, отец Андрей сказал: «Я подтверждаю, что при встрече с Софийским я действительно высказывал недовольство существующим строем и жаловался на свое плохое материальное положение. Остальные факты, показанные Софийским, я отрицаю».

Протоиерей Андрей Добрынин был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

По материалам сайта Регионального Общественного Фонда ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Андрей Добрынин.

Священномученика протоиерея Петра

(Марков Петр Иванович, +21.02.1938)

Петр Иванович Марков родился 15 октября (по другим данным 14 августа) 1881 года в селе Сеченки Бронницкого уезда Московской губернии в многодетной семье псаломщика. Образование будущий священномученик получил в Донском духовном училище (год окончания 1897) и Московской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1904 году. Уже в следующем, 1905 году, Петр Иванович был рукоположен в сан иерея и начал служить в церкви села Малаховка Ухтомского района Московской области. В этой церкви отец Петр прослужил всю свою жизнь, будучи всегда окружен любящими детьми – родными и духовными (у о. Петра и матушки было 9 человек детей, а паства очень любила своего наставника). В 1930 году священника арестовали и обвинили в «невыполнении твердого задания по хлебозаготовкам». На этот раз власти ограничились относительно легким приговором: 3 недели исправительных работ и штраф 2000 рублей. Выйдя на свободу, отец Петр продолжил сужить в Малаховке. 22 января 1938 года последовал второй и последний арест. Обвинение в «котрреволюционной агитации повстанческого характера» судилось по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР.

Приведем выписку из обвинительного заключения: "Марков П.И., близкий приятель священника о.Сергия Цветкова, арестованного за к/р деятельность, будучи крайне враждебно настроен к ВКП(б) и Советской власти, среди населения с.Коренево проводит к/р деятельность, граничащую с террористическими намерениями по отношению к руководителям ВКП (б) и Советской власти, направленную на подрыв и свержение Советской власти. Марков высказывал клевету на Советскую власть перед крестьянами: "Я вам говорил, православные, еще в 1918г., что варвары-большевики заставят нас, православных, жить по-скотски, в одном сарае,... давайте дружно бороться против коммунистов..." Марков высказывал настроения пораженческого характера: "Конец Советской власти недалек, власть тиранов-мучителей русского народа будет скоро разгромлена, Священное Писание также об этом говорит... Большевики сами себя истребляют".

Отец Петр виновным себя в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации не признал. Последовал немилостивый приговор: высшая мера наказания. Отец Петр Марков был расстрелян 21 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. Жалоба о пересмотре дела, поданная дочерью о.Петра Верой Петровной, была рассмотрена и отклонена 26 ноября 1939 года, когда приговор о расстреле уже давно был приведен в исполнение.

По материалу Базы данных ПСТГУ.

Священномученика иерея Александра

(Абиссов Александр Афанасьевич, +21.02.1942)

Род Абиссовых – священнический. И сама фамилия – Абиссов – семинарская (такие фамилии давались воспитанникам духовных школ), происходит она от первых трех букв латинского алфавита: «АВС» («а», «б», «ц»).

Четыре старших поколения рода Абиссовых служили Господу в сельских храмах Ярославской епархии и имели многодетные семьи. В роду Абиссовых было десять священников, два диакона, три причетника.

Продолжая духовные традиции, братья Никанор, Лавр и Александр Абиссовы избрали путь служения Господу и стали священниками Ярославской епархии.

Александр Абиссов получил образование в Угличском Духовном училище и Ярославской Духовной семинарии, которую окончил в 1896 году. После этого он стал работать учителем в сельских школах.

В 1908 году Александр Афанасьевич женился на дочери священника, учительнице церковно-приходской школы Угличского уезда Надежде Алексеевне. И в том же году был рукоположен архиепископом Ярославским Тихоном (Беллавиным) во иерея.

Незаметный сельский священник (каких в Российской империи было более 112 тысяч, из них около 50 тысяч в священническом сане), отец Александр Абиссов прослужил в церкви Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Малое Мышкинского уезда Ярославской губернии около 30 лет, одновременно находясь на должности учителя и законоучителя свыше 20 лет. Священнослужения он не оставлял до своего ареста в 1937 году, когда, в результате гонений на Церковь, численность православного духовенства на территории СССР составляла уже только 24 тысячи человек.

Отец Александр Абиссов был крепким хозяином-земледельцем, плотником, столяром, пчеловодом, отцом четверых детей. Будучи уже в преклонных летах, он претерпел от советской власти неправедный суд, клевету, гонения, ссылку на принудительные работы в шахты Донбасса и заключение в Амурский трудовой лагерь НКВД. Это был глубоко религиозный, мужественный, доброжелательный человек непоколебимой веры.

Семья отца Александра в начале 20-х годов была лишена избирательных прав, это означало, что священник, его жена и дети уже не считались полноценным гражданами страны, в которой жили, и не могли получать никакой поддержки от новых властей. Вдобавок к этому священника обложили непосильным сельскохозяйственным налогом и денежным сбором.

Отец Александр много трудился вместе с крестьянами, убирал вместе с колхозниками хлеб, делал для колхозных дворов оконные рамы, вставлял стекла. Он многим помогал заниматься пчеловодством, строил для крестьян пасеки, желающих учил ухаживать за пчёлами. В Ивановском колхозе отец Александр вплоть до своего ареста в 1937 году руководил колхозной пасекой.

Первый раз священника арестовали в 1934 после убийства Кирова. Отец Александр был осужден на 2 года (якобы за сбор колосков на колхозном поле). Его отправили на принудительные работы в шахты Донбасса. В 1936 году он вернулся домой инвалидом 2-й группы с пороком сердца, энфиземой легких и хроническим бронхитом.

Второй раз отца Александра арестовали уже в следующем году. Его обвинили в антиколхозной агитации, распространении провокационных слухов в адрес Советской власти и приговорили к 10 годам лагерей. Отец Александр виновным себя не признал, после приговора он направил жалобу в Надзорную Комиссию НКВД, но ответа не получил. Из пересыльной тюрьмы НКВД в Ярославле священник был этапирован под усиленным конвоем в Хабаровск. Везли в товарных вагонах, кормили нерегулярно. На 33-й день пути заключенные прибыли на станцию Тайшет в Иркутской области, где находилось управление Озерлага НКВД. После медицинского освидетельствования заключенный Александр Абиссов был признан инвалидом, негодным к физическому труду и отправлен в Бушуйский лагпункт, где собирали «неполноценную» рабочую силу. У этого лагпункта на Баме была недобрая слава – фактически туда отправляли умирать.

Деревянные бараки заключенных размещались на площадке 200 на 200 метров, обнесенной деревянным забором с колючей проволокой и вышками по углам для часовых. В бараках стояли двухэтажные сплошные нары, пола не было. Нары были застелены грязными тряпками, кишащими вшами и блохами.

Заключенные трудились на общих работах по сооружению параллельных путей Транссиба. Рабочий день начинался в 8 часов утра и продолжался 16 часов с перерывами на обед и ужин. Люди умирали сотнями и тысячами – от истощения, паралича сердца, туберкулеза, психических расстройств.

С мая 1938 года в связи с резким ухудшением здоровья, отец Александр был переведен на работу дневального в лагерный барак.

Получив травму ноги, отец Александр был отправлен в лагерный госпиталь в город Свободный. Здесь он состоял дежурным санитарной палаты при тюремном лазарете.

К 1941 году здоровье священника настолько ухудшилось, что он уже не мог ходить. Священномученик Александр Абиссов скончался в тюремной больнице в городе Свободный в Амурской области. Он был погребен в безымянной могиле на лагерном кладбище. Над местом захоронения установили дощечку с номером заключенного 103 199. Крестов не полагалось.

Десятый в роду Абиссовых священник принял мученический венец в возрасте 69 лет 21 февраля 1942 года. К этому времени в Русской Православной Церкви духовенства оставалось уже только около 6 тысяч человек.

Использован материал сайта инернет-радио Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Абиссов.

Священномученика иерея Симеона

(Кульгавец Семен Демьянович, +21.02.1938)

Священномученик Симеон родился 2 февраля 1882 года в городе Посадо-Ломазы Бельского уезда Холмской губернии в семье крестьянина Демьяна Кульгавца. Отец умер, когда Семену было три года. Семья была бедная, средств после отца не осталось, и мать стала работать по найму. Семен окончил школу псаломщиков и служил псаломщиком в церкви в Бельском уезде.

В 1915 году, при занятии немцами Холмской губернии, Семен Демьянович выехал в центральную Россию и был принят как беженец в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской губернии и прожил здесь год. С 1917-го по 1922 год он служил в Москве милиционером, был женат на дочери крестьянина села Куликово Гавриила Ивановича Густарева – Марии.

В 1922 году Семен Демьянович подал прошение архиерею и был определен псаломщиком к храму в селе Дулово Корчевского района Тверской области, а в 1925 году – переведен псаломщиком в церковь села Орудьево Дмитровского района Московской области. В 1930 году рукоположен в сан диакона и в том же году – в сан священника к храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Якоть Дмитровского района Московской области.

18 января 1938 года власти арестовали священника по обвинению в антисоветской агитации, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Лжесвидетели показали, будто отец Симеон говорил: «Вышла новая конституция, а на Церковь гонения не прекратились, опять закрывают церкви и ни за что забирают попов; говорят, Церковь отделена от государства, а налоги советская власть с попов берет».

– Какую цель вы преследовали, выезжая из Польши в Россию в 1915 году? – спросил священника следователь.
– У меня никакой цели не было, пришлось выехать по необходимости, так как наша местность была оккупирована немцами, и я оттуда выехал как беженец.
– Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю, – ответил священник, и на этом допросы были закончены.

11 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Симеон Кульгавец был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам сайта Регионального Общественного Фонда ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Симеон Кульгавец.

Священномученика иерея Сергия

(Любомудров Сергей Иванович, +21.02.1938)

Священномученик Сергий родился 4 июля 1878 года в селе Мышцы Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника Иоанна Любомудрова. В 1899 году, окончив три класса Рязанской Духовной семинарии, он стал служить псаломщиком в соборе в городе Пронске. В 1906 году Сергей Иванович был рукоположен во диакона ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сушково Луховицкого уезда Рязанской губернии, а в 1916 году – во священника к этому храму. Здесь он прослужил до ареста. Последний раз отец Сергий служил в храме 3 февраля 1938 года, а 6 февраля был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне.

Председатель Сушковского сельсовета дал по требованию сотрудников НКВД справку, в которой написал, что священник ведет в селе контрреволюционную агитацию о том, что коммунисты закрывают церкви; верующим колхозникам священник говорил, чтобы они сходили в сельсовет и попросили для него разрешение на хождения по домам крестьян с молебнами. Кроме того, отца Сергия обвиняли в том, что, когда в 1937 году умер живший в селе Сушково на покое епископ Феодосий (Ганицкий), он пригласил других священников и народ на погребение архипастыря.

Следователь, допрашивая отца Сергия в течение двух дней после ареста, вдруг заявил:

– В августе 1937 года вы устраивали в селе Сушково похороны умершему архиерею Ганицкому. Расскажите об этом.
– Архиерей Иван Федорович Ганицкий, которому было около восьмидесяти лет, служил раньше в городе Коломне, а года три назад, прибыв из ссылки, поселился в селе Сушково. Он умер в первых числах мая, хоронил его я, как приходской священник; о его смерти я никого не извещал и населению не говорил... Всего из духовенства было на похоронах пять человек. Повторяю, духовенство я не собирал и народ не оповещал.
– Сколько примерно было людей во время обедни и на похоронах?
– На похоронах архиерея и во время обедни было примерно сто пятьдесят человек.
– По материалам следствия, вы распространяли слухи, что покойный архиерей был святой, – верно это?
– Нет, таких слухов я не распространял.
– Сколько всего панихид вы отслужили на могиле архиерея Ганицкого?
– Я отслужил на могиле архиерея Ганицкого примерно пятьдесят панихид. Служил и в церкви, и на могиле.
– Вы верующих агитировали за то, чтобы они требовали разрешения сельсовета производить вам подворный обход с молебнами?
– В 1936 году я сам пошел в сельсовет в Сушкове с просьбой разрешить мне служить по приходу, но мне ответили, что нельзя. Когда я сослался на статью конституции, то мне подтвердили, что нельзя. Я пошел в соседний сельсовет с этим же вопросом, но и там мне сказали то же самое. Не удовлетворенный этим, я пошел к прокурору с этим же вопросом, но тот мне ответил, что без разрешения ходить нельзя, – я и не ходил. А перед маем 1937 года церковный староста спросил меня, пойду ли я по приходу. Я ему ответил, что если сельсовет разрешит, то пойду. Староста пошел в сельсовет, но ему разрешения не дали. Больше никто не ходил и я никого не посылал.
– Вы всю свою жизнь посвятили служению в церквях по убеждению или из материальных выгод? – спросил священника следователь.
– Я служу в церкви в соответствии со своими убеждениями, – ответил отец Сергий.
– Вам известно, что религия, которую вы проповедовали, есть дурман для народа?
– Религию я дурманом для народа не считаю.
– Вы признаете себя виновным в том, что в мае 1937 года вели агитацию, что архиерей Ганицкий святой, организовали массовые похороны и панихиды по покойному святому архиерею, уговаривали народ, чтобы тот брал в сельсовете разрешение на обход по приходу с молебнами, что вы ругали руководителей партии и правительства, восхваляли врагов народа и агитировали против советской власти население?
– Виновным себя не признаю. Агитации против советской власти среди населения не вел, руководителей партии и правительства не ругал, врагов народа не восхвалял и население за разрешением на обход прихода в сельсовет не направлял.

8 февраля следствие было закончено, и 16 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Любомудров был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам сайта Регионального Общественного Фонда ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Сергий Любомудров.