на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
04 декабря (21 ноября ст.ст.)

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Новомученики и исповедники Российские XX века, пострадавшие в этот день:

Сщмч. епископ Иоасаф; сщмчч. Илия, Иоанн, Василий, Феодор, Павел, Владимир, Иоанн, Иаков пресвитеры; прмч. иеромонах Герасим; исп. монахиня Параскева

Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский, священномученик протоиерей Илия Громогласов, священномученик иерей Иоанн Баранов, священномученик иерей Василий Бова, священномученик иерей Феодор Гусев, священномученика иерей Павел Евдокимов, священномученик иерей Владимир Рясенский, священномученик иерей Иоанн Смирнов, священномученик иерей Иаков Соколов, преподобномученик иеромонах Герасим (Мочалов), исповедница монахиня Параскева (Матиешина)

Священномученик епископ Иоасаф

(Жевахов Владимир Давидович, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Священномученик Иоасаф, епископ Могилевский (в миру Владимир Давидович Жевахов), родился в 1874 году в Полтавской губернии, он происходил из княжеского рода и был потомком святителя Иоасафа Белгородского. Закончив университет, князь Владимир Жевахов до 1917 года состоял на государственной службе. Он был глубоко верующим человеком, дружил с писателем Сергеем Нилусом.

В 1924 году Владимир Давидович был арестован в Киеве и 7 месяцев провел в тюрьме. Освободившись, он отправился в Зверинецкий скит и принял там монашеский постриг с именем Иоасаф. Этот скит был основан в 1912 году по инициативе князя Жевахова, на средства которого производились раскопки древнего Киева. Когда в киевском «зверинце» был обнаружен древний пещерный монастырь 12 века, на том же месте был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем которого стал князь Жевахов.

В 1926 году в Нижнем Новгороде иеромонах Иоасаф (Жевахов) был рукоположен в епископский сан митрополитом Нижегородским Сергием (Старгородским). Владыка Иоасаф начал свое архипастырское служение в качестве викария Курской епархии. В тот же год он был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился 3 года. После он отбывал такой же срок ссылки в Нарымском крае. С 1934 года епископ Иоасаф занимал Могилевскую кафедру. Но уже через 2 года был отправлен на покой и поселился в Белгороде. Здесь он был арестован последний раз и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в день вынесения, 4 декабря 1937 года, в Курске.

Использован материал сайта радиостанции Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: епископ Иоасаф (Жевахов).

Священномученик протоиерей Илия

(Громогласов Илья Михайлович, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Священномученик протоиерей Илия Громогласов родился в 1869 году в Тамбовской губернии в семье диакона. В 24 года Илия Михайлович окончил Московскую Духовную Академию и остался в ней преподавателем. Вскоре он женился на дочери князя Дулова - Лидии Николаевне.

В 1909 году Илия Михайлович был избран членом-корреспондентом Императорского Московского Археологического общества. Через два года он стал инспектором классов Мариинского женского училища при попечительстве о бедных и одновременно начал преподавать русскую литературу и всеобщую историю в Московской женской гимназии, которой заведовала его жена.

Талантливый ученый, Илия Михайлович продолжал свое образование, и в 1916 году он получил место приват-доцента на юридическом факультете Московского университета по кафедре церковного права.

В декабре 1917 года на Поместном Соборе Русской Церкви Илия Михайлович Громогласов был избран в Высший Церковный Совет. Во время работы Собора было опубликовано послание Святейшего Патриарха Тихона об отлучении от Церкви творящих революционные бесчинства. Илия Михайлович выступил по этому поводу на Соборе, он сказал: «Единственная надежда наша не в том, что будет у нас земной царь или президент – как угодно его назовите, – а в том, чтобы был Небесный Царь – Христос: в Нем Одном нужно искать спасения. Вместе с вами я благоговейно преклоняюсь перед мужественным и суровым словом Патриарха, которое давно пора было сказать. … Однако не следует нам забывать, что по сознанию выдающихся вождей христианской мысли даже Небесный Царь – Бог – не может спасти нас без нас, то есть если мы сами не принимаем участия в совершении нашего спасения. И мы ошиблись бы, если бы полагали, что посланием Патриарха дело закончено и нам нечего больше делать. Я полагаю, что мы должны надлежащим образом определить свое отношение к переживаемым событиям. … И вот, вслед за тем, как прозвучало слово Патриарха, очередь за нами как представителями Церкви, которые должны позаботиться, чтобы слово отлучения не осталось направленным в пространство, по неизвестному адресу. Нужно определить твердо и ясно, кто именно те враги Христа и Церкви, против которых поднято это грозное оружие, и – что самое главное, ради чего я и всходил на кафедру, – нужно, чтобы отлучение было реальным, действительным отчуждением, отделением тех, кто всею душою предан Церкви, от ее врагов и гонителей», – так переживал будущий священномученик провозглашенное Патриархом отлучение революционеров-богоборцев.

В начале 1922 года Илия Михайлович оставил светскую службу, приняв твердое решение стать священнослужителем. Для такого поступка в условиях гонений требовалось огромное мужество. 18 февраля 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил 53-летнего профессора в сан диакона ко храму святого мученика Антипы в Москве, а через два дня – в сан священника к той же церкви. Через месяц после принятия сана отец Илия был арестован. В тюрьме он провел год.

7 апреля 1925 года скончался Патриарх Тихон. Протоиерей Илия Громогласов, близко знавший Патриарха, сказал слово о почившем святителе: «Мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего отца нашего Патриарха Тихона...», – сказал отец Илия. Через месяц он был арестован и отправлен в ссылку на север, в село Сургут.

В 1928 году Коллегия ОГПУ постановила лишить протоиерея Илию Громогласова права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и Ростове-на-Дону и прикрепить его к определенному месту жительства. Так отец Илия оказался в Твери, куда в это время получил назначение святой архиепископ Фаддей (Успенский). Отец Илия знал его еще по учебе в Академии, и им обоим суждено было стать мучениками. Служил отец Илия за Волгой, в церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина – одном из последних незакрытых храмов.

В 1937 году, в ночь со 2-го на 3-тье ноября сотрудники НКВД арестовали священника. В течение месяца его допрашивали. Следователь твердил одни и те же вопросы и постоянно спрашивал: «Признаёте? Признаёте?». Отец Илия держался спокойно, мужественно. Обвинения отрицал.

– Вы … являетесь участником контрреволюционной фашистско-монархической организации…, – говорил следователь.
– Участником контрреволюционной организации я не был, и о существовании её мне неизвестно, – отвечал священник.
– Вы говорите ложь! – кричал следователь.
– Ни в каких контрреволюционных организациях я не участвовал, – повторял отец Илия.
– Вы организовали литературный богословско-философский кружок, на котором проводили контрреволюционную деятельность. Признаете вы это? – не унимался следователь.
– Никаким кружком я не руководил и о существовании такового я ничего не знаю, – отвечал священник.

На дальнейшие вопросы он говорил только: «Нет, не признаю» или «Решительно отрицаю».

Протоколы допросов подписали обновленцы и протоиерея Илию Громогласова приговорили к расстрелу. Расстреляли его в Твери (которая тогда носила имя Калинина) 4 декабря 1937 года – в день праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Память священномученика празднуется на следующий день.

По материалам сайта радиостанции Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Илия Громогласов.

Священномученик иерей Иоанн

(Баранов Иван Самсонович, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Иван Самсонович Баранов родился в 1874 году на территории современной Белоруссии, в селе Рудня-Прибытковская Гомельской губернии. С 1895 по 1911 год он служил учителем, а в 1911 году был рукоположен в сан иерея. Отец Иван служил на приходе села Головичи недалеко от места рождения с 1914 по 1933 год, после чего был арестован и осужден на пять лет ссылки в Казахстан. Проживал в селе Тарханка. Находясь в ссылке, священник о.Иоанн Баранов анонимно писал в газету "Спутник агитатора" письма апологетического характера в ответ на публиковавшиеся в ней антирелигиозные статьи, за что и был повторно арестован в 5 ноября 1937г. Обвинение: систематическая антиколхозная пропаганда". 20 ноября он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Вот выписка из обвинительного заключения: "Вел систематическую к/р пропаганду, направленную на разложение колхозов, распространял через печать за подписью вымышленных фамилий к/р письма против строительства колхозов и машинизации сельского хозяйства".

На допросе о.Иоанн Баранов показал: "Я подтверждаю, что открытка написана действительно мной, но против коллективизации я не выступал. В советские газеты писал письма, по содержанию защищающие всякую поповщину, отвергая материализм. В к/р деятельности участия не принимал". В приложенном к делу письме в газету "Спутник агитатора" о.Иоанн писал: "Развитие в мире совершается так, что все высшее вмещает в себя и свойства низшего. Человек завершает эволюцию, но он имеет дух, противоположный организму, со способностями для вечной жизни в царстве Духа, как то: мысль о Творце, религиозное и нравственное чувство, усовершение, ответственность за дела, свободу для самоопределения, способность мысль обратить в дело и дело – в мысль и т.п. В самом духе два закона - 1-й - истины- добра для всех, и 2-й - лжи - добра личного в ущерб другим. У кого главенствует второй закон – тот остается при одном плотском уме. Христианство начиналось с коммунальной жизни и социализм ближе ко Христианству, чем [неразб.]. Но ошибка социализма в том, что он не различает истинных религиозников от лицемеров, истинных пастырей от требоисполнителей, но стесняет чистую религию и этим ослабляет прежде всего себя и заставляет очень многих ни в чем не повинных сторонников религии страдать, заслуга которых прежде всего в том, что они проводники культуры. Религия требует подчиняться властям предержащим, никто из истинных религиозников противиться им не будет"

Приговор приведен в исполнение 4 декабря 1937 года.

По материалам сайта www.bergal.kz.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о Иоанн Баранов.

Священномученик иерей Василий

(Бова Василий Иосифович, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Василий Иосифович Бова родился в 1877 в городе Курган Тобольской губернии. Он окончил Духовное училище и в 1909-1914 гг. служил псаломщиком в храме в селе Новоуральском Акмолинской области, а в 1915 году был переведен псаломщиком в Марие-Магдалинскую церковь в городе Петропавловске. После того, как в 1920 году он был рукоположен во иерея, служил в селе Полудине в Северном Казахстане. С 1929 года отец Василий жил в Петропавловске, посещал Никольскую церковь, которая в то время была оплотом Православия в городе.

Священник Василий Бова был арестован 6 ноября 1937 года и обвинен в «контрреволюционной деятельности». Виновным себя он не признал и был расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области от 14 ноября 1937 года. Священномученик Василий прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

По материалам Православной Энциклопедии. Т. 7, С. 37.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Василий Бова.

Священномученик иерей Феодор

(Гусев Федор Евдокимович, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Священномученик Феодор родился 2 февраля 1875 года в семье священника села Никольское Клинского уезда Московской губернии Евдокима Гусева. Окончил Дмитровское духовное училище. С 1899 по 1901 год Федор Евдокимович служил в армии рядовым. В 1903 году он стал служить псаломщиком в Успенской церкви села Изосименье Волоколамского уезда и прослужил в этом храме всю жизнь. В 1912 году митрополит Московский Владимир (Богоявленский) рукоположил его в сан диакона.

В ноябре 1929 года священник Успенской церкви был арестован и сослан на три года за невыполнение хлебопоставок. Служить стало некому, и в декабре храм был закрыт. 31 марта 1930 года по ходатайству прихожан храм вновь был открыт, в нем стали попеременно служить священники из соседних приходов. 15 мая 1934 года церковь была вновь закрыта за неуплату налогов. В августе того же года прихожане вновь добились ее открытия.

8 ноября 1936 года епископ Волоколамский Иоанн (Широков) рукоположил диакона Феодора во священника к этому храму.

21 ноября 1937 года отец Феодор был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Во время допроса следователь спросил его:

— С кем вы поддерживаете связи, и кого вы хорошо знаете в районе?
— Я поддерживал связь со священником Грибовской церкви Василием Ивановичем Колоколовым, в настоящее время арестованным органами НКВД.
— В чем заключалась связь с указанным вами лицом?
— Связь моя с Колоколовым заключалась в том, что я часто обращался к нему за советами, касающимися богослужений.
— Вы арестованы за контрреволюционную антисоветскую деятельность, проводимую вами среди окружающего населения. Следствие требует ваших искренних показаний по существу предъявленного вам обвинения.
— В июле 1937 года по вопросу налоговой политики я среди колхозников говорил: «Советская власть на нас налагает непосильные налоги. Нет больше сил платить». Других разговоров против советской власти среди общины верующих я никогда не вел и виновным себя в этом не признаю.

1 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Феодора к расстрелу. Священник Феодор Гусев был расстрелян 4 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Использован материал книги: Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. - Тверь: "Булат" , 2002 год, стр. 378-379.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Феодор Гусев.

Священномученик иерей Павел

(Евдокимов Павел Васильевич, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Павел Васильевич Евдокимов родился в селе Очаково Зубополянского района Тамбовской области 17 августа 1877 года. Об этом священномученике известно мало, служил он в одной из церквей города Вышний Волочек, в этом городе его и арестовали 25 ноября 1937 года.

2 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Калининской области обвинила священника в «контрреволюционной деятельности» и приговорила его к высшей мере наказания. 4 декабря отца Павла Евдокимова расстреляли.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Священномученик иерей Владимир

(Рясенский Владимир Федорович, +04.12.1932; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Священномученик Владимир родился в 1891 году в городе Осташкове Тверской губернии в семье священника Федора Рясенского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к церкви села Ясенович Вышневолоцкого уезда. 2 сентября 1916 года о. Владимир по его прошению был переведен в храм погоста Волго Осташковского уезда. В двадцатых годах он служил в Знаменском храме в Осташкове. Много раз священника вызывали в ЧК и с угрозами требовали, чтобы он прекратил произносить проповеди, но каждый раз он отвечал: "Произносил и произносить буду".

В ноябре 1929 года скончался один из старейших священников Осташкова, бывший много лет благочинным, протоиерей Иоанн Бобров. Уважение к этому пастырю было столь велико, что отпевание собрало в храм почти весь город, пришли монахини Знаменского монастыря, многие рабочие завода, и шествие от собора до кладбища растянулось на полгорода. В соборе и затем на кладбище многие священники говорили проповеди в память почившего. Отец Владимир, в частности, сказал, что протоиерею Иоанну пришлось много претерпеть гонений от властей, он был одним из первых, кого власть стала преследовать, и еще в 1918 году он был приговорен к тридцати годам заключения. Арест, следствие и заключение пагубно отразились на здоровье о. Иоанна и способствовали приближению его кончины.

Подходил к концу 1929 год; распоряжением властей многие крестьяне и духовенство были заключены в концлагеря или расстреляны; служение священническое венчалось в те годы подвигом исповедническим и мученическим. И прошло совсем немного времени после похорон о. Иоанна, когда самому о. Владимиру пришлось исповедовать верность Богу и православию в узах.

Некий шорник, имевший в Осташкове мастерскую, чтобы избавиться от строгого надзора жены и ездить в Москву по своим делам и погулять с приятелями, придумал "уважительный" предлог для отлучек из дома. И решил, что лучше рассказать жене и шурину, рабочему кожевенного завода, что он ходит на тайные религиозные контрреволюционные собрания в Житный монастырь, что существует организация, называющая себя "Красный якорь", имеющая печать с изображением якоря. Собрания будто бы происходят в подвале монастыря, и для безопасности даже выставляются часовые. О чем говорилось на этих собраниях и кто состоял в "контрреволюционной" организации, шорник придумывать не стал. Однако, выслушав его объяснения и видя, что теперь наступило время, когда все газеты и власти в своих распоряжениях говорят о контрреволюции, шурин обо всем написал в Осташковское ГПУ и в конце декабря 1929 года был вызван к следователю для допроса, на котором подтвердил все ранее сообщенное.

Тогда же был вызван для допроса заведующий рыбными промыслами в Осташкове - вероятно, по близости расположения его конторы к монастырю. Он показал, что во время погребения протоиерея Боброва священники устраивали панихиды и собрания в соборе в течение четырех дней, когда говорились антисоветские проповеди и, в частности, священником Владимиром Рясенским, а сами похороны были приурочены к вечернему времени, чтобы освободившийся от работы народ смог принять в них участие.

Эта ли клевета, воспринятая как свидетельство активности верующих в Осташкове, или решимость местного ГПУ исполнить постановление Политбюро по беспощадному аресту духовенства и церковников, но через непродолжительное время, летом 1930 года, ГПУ арестовало священника Владимира Рясенского.

Во время заключения в тюрьме о. Владимира жестоко мучили, били, вырывали на голове волосы по волоску, но священник остался тверд в своем исповедании - не отрекся от Бога и не признал себя виновным в вымышленных преступлениях. Мужество его было удивительным. На заданные вопросы о знакомых ему священнослужителях о. Владимир отвечал: "Священнослужителей знаю, но разговоров на политические темы мы никогда не вели. Я лично - аполитичен и вопросами политики не интересуюсь… Я никогда не вел разговоров на темы о советской власти. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю".

23 декабря 1930 года следствие по делу священника было закончено, на следующий день было составлено обвинительное заключение.

Отца Владимира обвинили в том, будто бы он говорил: "Разложение религии соответствующими органами власти ведет к падению культуры народа и гибели России. Властители подзаборные и евреи занимаются грабежом богатой страны и сплавляют эти богатства за границу, этими же богатствами они откупаются от темных рабочих масс и тратят большие деньги на пропаганду".

Обвиняемый не признал себя виновным в возводившихся на него преступлениях, следственный материал не выдерживал ни малейшей критики, и уполномоченный ОГПУ решил, что "настоящее дело нецелесообразно направлять на рассмотрение открытого судебного заседания, а потому направить его для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ". Тройка ОГПУ через несколько дней, 26 декабря 1930 года, приговорила священника Владимира Рясенского к пяти годам заключения в концлагерь. 30 января 1931 года священник был отправлен этапом в концлагерь Мариинска.

Тяжелые условия следственной тюрьмы в Великих Луках, путешествия по пересыльным тюрьмам и непосильная работа в концлагере привели к тому, что отец Владимир Рясенский через полтора года скончался. Священномученик умер в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 1932 года.

По материалам: Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. - Тверь: "Булат" , 1999 год, стр. 421-425.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Владимир Рясенский.

Священномученик иерей Иоанн

(Смирнов Иван Яковлевич, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Иван Яковлевич Смирнов родился 12 ноября 1872 года в деревне Пахомово Плещеевской волости Тверской губернии в семье торговца хлебом. О жизни священномученика до революции известно мало, мы знаем только, что с 1895 по 1899 он служил в Царской Армии.

В 1922 году епископ Афанасий (Сахаров) рукополагает Ивана Яковлевича в сан диакона, и он начинает служить в Даниловом монастыре. В 1927 году отца Ивана арестовывают и обвиняют в «антисоветской пропаганде, пропаганде среди церковников мысли об избрании патриархом антисоветского деятеля митрополита Кирилла». Следует приговор: 3 года ссылки в Сибирь. В 1930 году, после того, как срок ссылки закончился, диакон получает «минус» и селится в городе Владимире, где служит в Николо-Городской церкви.

3 ноября 1931 года отца Иоанна снова арестовывают, приписывают ему «участие в к/р группе церковников, близких еп.Афанасию (Сахарову), а/с сборища, помощь заключенным и ссыльным". Видимо, доказательств вины у властей оказалось на тот момент недостаточно, потому что поле 4 месяцев содержания под следствием, арестованного выпускают. Где-то в это время отца Ивана рукополагают в сан священника и он продолжает служить в Николо-Городской церкви города Владимира.

Следующий арест состоялся 26 апреля 1936 года. Священник Иоанн Смирнов проходит по одному делу с рукополагавшим его епископом Афанасием (Сахаровым) и приговаривается к ссылке в Казахстан. В селе Марьевка Тонкерейского района Северо-Казахстанской области ссыльный священник работает на маслозаводе.

24 ноября 1937 года отца Иоанна арестовывают в ссылке. "Находясь в ссылке в Казахстане, поддерживал связи с ссыльным епископатом, занимался контрреволюционной агитацией" – написано в обвинении.

На допросе в ответ на требование следователя рассказать о проведении контрреволюционной агитации, о.Иоанн не ответил: "Контрреволюционной агитации я не проводил. Существовал на средства родственников - получал переводы".

Тройка при УНКВД СССР по Северо-Казахстанской области приговорила священника Ивана Яковлевича Смирнова к высшей мере наказания. 4 декабря 1937 года священномученик Иоанн был расстрелян. Место погребения его неизвестно.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Священномученик иерей Иаков

(Соколов Яков Иванович, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Священномученик Иаков родился в 1874 году в селе Тимоново Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Ивана Соколова. Окончил двухклассное училище и в 1893 году был назначен служить псаломщиком в Введенскую церковь погоста Черная Грязь. В 1914 году митрополит Московский Макарий (Невский) рукоположил его в сан диакона, а в 1921 году епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) — в сан священника к той же церкви.

В 1930 году за неисполнение задания по хлебозаготовкам власти арестовали священника и приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отцу Иакову, однако, удалось доказать свою невиновность, и после одиннадцати месяцев заключения по решению Московского областного суда его освободили.

27 ноября 1937 года власти снова арестовали священника, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Лжесвидетели показали, что к священнику домой приходят верующие из других приходов (при этом окна дома закрываются ставнями) и что он высказывал враждебные взгляды по отношению к советской власти.

Отец Иаков был допрошен сразу после ареста. Он не признал себя виновным в антисоветской деятельности и объяснил, что к нему домой приходили певчие для репетиций, но фамилий их он не знает.

1 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Иакова к расстрелу. Священник Иаков Соколов был расстрелян 4 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Использован материал книги: Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. - Тверь: "Булат" , 2002 год, стр. 376-377.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Иаков Соколов.

Преподобномученик иеромонах Герасим

(Мочалов Григорий Игнатьевич, +04.12.1937; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Преподобномученик Герасим (в миру Григорий Игнатьевич Мочалов) родился в 1870 году в селе Маринино Дмитровской волости Дмитровского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Образование Григорий получил в сельской школе.

6 сентября 1903 года Григорий Игнатьевич был принят в число послушников Смоленской Зосимовой пустыни во Владимирской губернии, послушание проходил в слесарной мастерской; 13 декабря 1906 года он был зачислен в братство обители, а 2 апреля 1908 года - пострижен в мантию с именем Герасим. В 1910 году монах Герасим был рукоположен во иеродиакона, а в 1920-ом - во иеромонаха.

В 1923 году Зосимова пустынь была безбожной властью закрыта, и отец Герасим перешел служить в Николаевский Песношский монастырь в Дмитровском уезде, в котором он прослужил до его закрытия, а затем был назначен в храм в селе Гари, когда-то входившем в состав Дмитровского уезда. С 1936 года иеромонах Герасим стал служить в Покровском храме в селе Кикино Дмитровского района.

Иеромонах Герасим был арестован 27 ноября 1937 года, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен.

- Следствию известно, что вы среди населения ведете активную антисоветскую деятельность. Дайте по этому вопросу показания, - потребовал следователь.
- Никакой антисоветской деятельности я не вел и это отрицаю.

Следователь стал расспрашивать о хозяйке дома, в котором жил отец Герасим, и настаивать, что тот собирал в доме антисоветские сборища из числа верующих, среди которых вел антисоветскую агитацию. Но отец Герасим категорически отверг эти вымыслы, подтвердив только то, что он там жил, и если кто к нему и приходил, то лишь договориться о совершении церковных таинств. Следователь вновь стал настаивать на признании иеромонахом контрреволюционной деятельности, но отец Герасим все эти обвинения категорически отверг.

Лжесвидетели подписали необходимые следствию протоколы допросов, и 1 декабря тройка НКВД приговорила отца Герасима к расстрелу. Иеромонах Герасим (Мочалов) был расстрелян 4 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Использован материал сайта Николо-Пешношского монастыря.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ:.иеромонах Герасим (Мочалов).

Исповедница монахиня Параскева

(Матиешина Параскева Федоровна, +04.12.1952; Память 5 декабря/22 ноября ст.ст.)

Преподобноисповедница монахиня Параскева (в миру Параскева Федоровна Матиешина) родилась в 1890 году на Украине в крестьянской семье. Получив начальное образование, в 1907 году Параскева поступила послушницей в Теолинский монастырь, затем она подвизалась в Турковичском монастыре, который в годы Первой Мировой войны был эвакуирован в город Дмитров. В 1917 году его закрыли, и Параскева осталась в Дмитрове послушницей в Спасо-Влахернском монастыре. Параскева хорошо овладела Богослужебным Уставом и перечитала много Святоотеческих книг, воспринимая прочитанное умом и сердцем. Заметив высокую духовную образованность подвижницы, крестьяне соседних деревень попросили ее помочь в обучении дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. К этому делу Параскева отнеслась с таким вниманием и любовью, что вскоре число ее учениц возросло до нескольких десятков.

В 1921 году епископ Серафим (Звездинский), оценивший духовную образованность послушницы Параскевы и ее педагогическую одаренность, вызвал Параскеву из монастыря, видя ее предназначение в миссионерской деятельности. Владыка Серафим постриг Параскеву в рясофор и посвятил на алтарное служение как диакониссу. Монахиня Параскева (Матиешина) стала ближайшей духовной дочерью владыки Серафима. В течение многих лет она прислуживала в алтаре храма Казанской иконы Божией Материи в Дмитрове и была регентом детского хора, который сама обучала. В 1930 году матушка Пааскева получила 5-летний срок высылки в Казахстан за церковную и миссионерскую деятельность.

В ссылке матушка Параскева работала поварихой большой рабочей артели ссыльных в степном районе, ссыльные называли ее «сестрой». Спустя некоторое время матушку Параскеву перевели в Алма-Ату. Здесь она встретилась с духовной дочерью отца Алексия Мечёва Еленой Владимировной Быковой (в замужестве Апушкиной). Елена Владимировна, выпускница Московского университета, была хорошо знакома со многими выдающимися духовными наставниками начала 20 века. На основании материалов из ее личного архива впоследствии были написаны книги: «Добрый пастырь» - о протоиерее Алексие Мечёве, «Соль земли" - о старце Нектарии, епископе Стефане Никитине, протоиерее Константине Всесвятском, архимандрите Борисе (Холчеве) и многих других выдающихся пастырях и подвижниках. В ссылке Елена Владимировна стала духовной дочерью матушки Параскевы (Матиешиной). После освобождения матушка Параскева поселилась в Астрахани, условия жизни были тяжелые, приходилось голодать, и бывшие воспитанницы уговорили ее переехать обратно в Дмитров. Несколько лет матушка Параскева проработала в храме Казанской иконы Божией Матери. Когда она слегла, ее взяла к себе одна из воспитанниц. Матушка Параскева скончалась в деревне Бирлово в 1952 году в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Использован материал сайта радиостанции Град Петров.

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: монахиня Параскева (Матиешина).