на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
14 ноября (1 ноября ст.ст.)

Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918); сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы (1937); мч. Петра (1941).

Иерей Александр Смирнов, иерей Феодор Ремизов, протоиерей Александр Шалай, иерей Димитрий Овечкин, Елисавета Самовская, Петр Игнатов

Священномученика протоиерея Александра

(Шалай Александр Семенович, +14.11.1937)

Александр Семенович Шалай родился в городе Слуцке в семье мещанина 20 ноября 1879 года. Готовясь к священническому поприщу, он заканчивает Слуцкое Духовное Училище и Минскую Духовную Семинарию, в которой учится на одном курсе с будущим священномучеником Иоанном (Пашиным).

13 августа 1901 года Александр Семенович рукоположен во диакона, а 15 августа — во священника. Отец Александр служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Острожанки Мозырского уезда, был настоятелем Кимейской церкви в Борисовском уезде, а 1 мая 1908 года был перемещен в Дричинскую церковь Игуменского уезда. Последним местом служения священника стала Свято-Троицкая церковь села Блонь Пуховичского района Минской области, где отец Александр в 30-е годы был настоятелем.

Отец Александр был человеком твердых религиозных убеждений, усердным молитвенником и заботливым пастырем. По воспоминаниям очевидцев, когда в августе 1935 года в Блони закрыли храм и взялись снимать с него колокола, отец Александр подошел к группе собравшихся по этому поводу односельчан и, обратившись к творившим беззаконие, в сердцах сказал: «Зачем вы беретесь не за свое дело? Видимо, вам делать нечего, что вы портите церковное добро!» Тогда нашелся некто, запомнивший эти слова и впоследствии донесший на отца Александра.

После закрытия Свято-Троицкой церкви отец Александр хотя и не служил за отсутствием помещения, но продолжал совершать требы, когда о том его просили прихожане. Во время Всесоюзной переписи населения он организовал среди жителей Блони сбор подписей за открытие местного храма.

Все это священнику вспомнили, арестовав его 6 августа 1937 года. Отца Александра обвинили в «контрреволюционной агитации, направленной на разложение колхозов». Но подлинная причина его ареста была в другом—в нежелании отречься от веры в Бога и от сана священнослужителя. Блоньского настоятеля допрашивали несколько раз. С помощью Божией отец Александр нашел силы не признать себя виновным в тех нелепых обвинениях, которые ему предъявлялись, и никого не оговорил.

Без суда и следствия 10 октября 1937 года протоиерея Александра Шалая приговорили к расстрелу. Все его имущество конфисковали, семью выслали (у отца Александра было четверо детей - Воля, Александр, Ирина и Наталья). Священник был убит 14 ноября 1937 года в городе Бобруйске, мученически пострадав за исповедание веры Православной. В 1999 году протоиерей Александр Шалай был признан Святым Синодом Белорусской Православной Церкви местночтимым белорусским святым, общецерковное прославление его состоялось в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

По материалам журнала Ступени №2 (26).

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Димитрия

(Овечкин Дмитрий Киприанович, +14.11.1937)

Родился 25 мая 1877 года в деревне Малые Подберезы Казанской губернии в семье крестьянина. В 1896 году Дмитрий Киприанович окончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем математики, предполагая жизнь посвятить обучению крестьянских детей. В Казани Дмитрий познакомился со своей будущей женой, дочерью благочестивых уральских купцов, Ольгой Григорьевной Китаевой, преподававшей в школе русский язык. Несколько лет они учительствовали на Урале, а затем переехали в город Осу, где жили родители жены. Здесь Дмитрий Киприанович решил стать священником и поступил в Духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен в сан священника к Успенскому собору города Оса. В 1917 году на средства жителей города был выстроен Троицкий собор, и о. Дмитрий стал служить в нем.

Отец Дмитрий своим детям с малолетства старался привить навыки жизни по евангельским заповедям. Однажды дочь о. Дмитрия нашла около дома монету и радостная прибежала домой сообщить об этом отцу с матерью. Отец Дмитрий, выслушав дочь, нахмурился и сказал: "Пойди и положи ее там, где нашла, потому что не ты ее потеряла и она не твоя".

В 1922 году началось изъятие из храмов церковных ценностей. Отец Дмитрий отказался сотрудничать с комиссией по передаче церковных ценностей, был арестован и заключен в тюрьму, где пробыл около года. После освобождения в 1923 году он приступил к служению в храме. В мороз и стужу, днем и ночью ходил священник по требам, никому не отказывая в просьбах. Его неоднократно вызывали в Осинское ГПУ и предлагали сотрудничество, но он отказался. В 1925 году власти предложили ему стать обновленческим архиереем, и священник отказался. Отца Дмитрия с семьей выселили из церковного дома, и им пришлось долго скитаться, снимая квартиры.

В двадцатых годах власти устраивали диспуты на религиозные темы и о. Дмитрий решил в них участвовать. Жена отговаривала его: "Дмитрий, зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы делать-то будем?" Но о. Дмитрий принял твердое решение отстаивать христианскую веру перед лекторами-безбожниками и участвовал во всех трех диспутах, проходивших в Перми. Сразу после этого он был арестован и приговорен к трем годам заключения, которое отбывал на соляных шахтах в Соликамске. Вернулся он из заключения инвалидом — с больными ногами и поврежденным позвоночником. Власти отправили его на поселение в город Кудымкар, куда к нему приехали жена с сыном. В 1936 году они все вместе переехали к старшей дочери, которая жила в то время в Майкопе. Ольга Григорьевна скучала по родине и не раз говорила мужу: "Дмитрий, поедем умирать в Осу". Отец Дмитрий некоторое время колебался, но наконец осенью 1937 года согласился на уговоры жены. Это было время самых беспощадных гонений. По приезде в город священник сразу же был арестован, приговорен к расстрелу и 14 ноября 1937 года расстрелян. Причислен к лику новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г.

Использован материал Открытой Православной Энциклопедии "Древо"

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Александра и священномученика иерея Феодора

(Смирнов Александр Васильевич, Ремизов Феодор Николаевич, +14.11.1918)

Отец Александр Смирнов и отец Феодор Ремизов были священниками двух, расположенных в полуверсте друг от друга церквей села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Эти пастыри жили и служили рядом, и претерпеть мученическую кончину им довелось вместе.

Cвященномученик Александр родился в 1875 году в семье почетного гражданина Василия Смирнова. В 1898 году Александр Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил законоучителем в церковноприходскую школу в селе Круглино Дмитровского уезда Московской губернии. В 1903 году он был рукоположен во священника и стал служить в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород. Храм находился в четырнадцати верстах от города Вереи и полуверсте от Ризоположенской церкви. При приходе были церковноприходская школа в деревне Паново и земская школа в деревне Сотниково. В 1903-1904 годах отец Александр был законоучителем в Сотниковской земской школе, а с 1904 года - законоучителем и заведующим Пановской церковноприходской школы. В феврале 1911 года он был избран членом благочиннического совета. За простоту в обращении и милосердие отец Александр был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что священноначалие не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.

В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства. Декрет запрещал любую форму проповеди, что подразумевало и ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик и, бывало, за неподчинение убивали. Местные власти потребовали и от отца Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником отец Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.

Священномученик Феодор родился в семье священника Николая Ремизова. Он был рукоположен и служил в деревянной Ризоположенской церкви, куда он пришел на место своего брата. В храме было два престола: один во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой - во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. 14 ноября 1918 года в селе отмечался престольный праздник - память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.

В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню въехал вооруженный отряд латышей, приехавших мстить за убитого в этом районе милиционера. Пятьдесят всадников намеревались жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить. Казни начались сразу же. По пути повстречался церковный сторож - он был зарублен. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены. После этого нашли и арестовали отца Александра и отца Федора. Священникам объявили, что они умрут.
- Тогда надо помолиться, - сказал отец Александр.
- Молись, - разрешил начальник отряда.
Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Получив внутреннее откровение в молитве отец Александр сказал:
- Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
Только лишь он это сказал, как палач взмахнул шашкой. Долго и мучительно умирал батюшка Александр.

После этого палачи приступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Отец Феодор был еще жив, его не стали добивать: впечатление от убийства безвинных священников было таково, что каратели спешили покинуть скорей место казни. Отец Федор прожил еще ночь и умер на следующее утро.

Пророчество отца Александра передавалось из уст в уста. Все исполнилось в точности. Через несколько дней отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.
На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки головы, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.

Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года и с тех пор все, прибегавшие к молитвенной помощи священномучеников, получали ее от сих скорых ходатаев и заступников.
Священномученики Александр и Феодор были прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове, где в 2001 году был освящен придел во имя Собора Новомучеников и Исповедников Российских.
Память священномучеников Александра и Феодора совершается в день их мученической кончины 1 (14) ноября, в день обретения их святых мощей 25 сентября (8 октября), а так же в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

По материалам: Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 2. Тверь, 1996. С. 401-404.

Страницы новомучеников в Базе данных ПСТГУ: о.Александр Смирнов, о.Феодор Ремизов

Мученика Петра

(Игнатов Петр Иванович, +14.11.1941))

Петр Иванович Игнатов родился в крестьянской семье в 1904 году, в деревне Андреевские Палики, Жиздринского уезда, Брянской губернии. Окончил сельскую школу. Женился на девице из той же деревни, Анастасии, которая была круглой сиротой с 11 лет. Она была с детства религиозной и часто посещала храм. Когда Петру исполнилось 22 года, он был мобилизован на срочную службу в Красную армию и служил в армии 3 года рядовым.

В то время, как Петр служил в армии, его жена Анастасия переехала в Кунцево под Москвой и устроилась работать на фабрику ткачихой. За это время она всецело прилепилась сердцем к Богу и Церкви, вела монашеский образ жизни и внешне стала походить на монахиню. После демобилизации Петр поселился у жены в Кунцево и стал работать на складе. Глядя на жизнь супруги, Петр был весьма удивлен ее благочестием, глубоко задумался, потянулся в храм.

Супруги жили по заповедям Господним, читали духовные книги, вели между собой духовные беседы о прочитанном. Жизнь супругов стала воистину монашеской, и они уже не помышляли о супружеской плотской жизни, а помышляли о том, как спастись, как угодить Богу. Даже внешне изменился облик Петра Игнатова, и он стал больше походить на монаха, чем на мирянина. Петр и Анастасия Игнатовы часто посещали церковь в Кунцево и в Москве, обрели себе духовного наставника-старца в лице одного из живших в Сергиевом Посаде монахов, которых после закрытия Лавры много поселилось возле обители.

Сотрудники НКВД в селе видели этих благочестивых православных супругов и 20 октября 1937г. приняли решение арестовать их. Стали вызывать на допросы соседей по дому, где жили супруги и других "свидетелей".
- Что Вам известно о контрреволюционной деятельности Игнатовых?
- Петр Иванович гордится тем, что он верующий. В беседе с рабочими склада в моем присутствии он говорил, что православная вера - единственная правая вера, если кто не будет соблюдать этой веры, тот на этом свете будет вечно гореть в огне и мучиться. Вместе с тем он говорил, что Советская власть, коммунисты напрасно притесняют верующих, закрывают церкви, запрещают молебны под открытым небом, они этим перед Богом совершают великий грех, за что на том свете будут держать ответ.

3 ноября 1937г. Петр Иванович и его супруга Анастасия были арестованы и заключены в разные тюрьмы Москвы. Петр Иванович был заключен в Таганскую тюрьму. Супругов Анастасию и Петра Игнатовых обвинили в том, что они "были завербованы в секту "евангельских христиан" и вели активную контрреволюционную деятельность среди населения города Кунцево, вербовали в свою секту молодежь...". Игнатовы показали, что "членами секты евангельских христиан" никогда не состояли, об этой секте не имели представления и никакой сектантской и контрреволюционной деятельностью не занимались.

На вопрос следователя, в чем заключается его вера, Петр Иванович ответил:
" - Я принадлежу к старой Тихоновской Православной Апостольской Церкви. Вера моя заключается в том, что я часто посещаю церковь, где молюсь Богу. Из Священного Писания и учения Православной Церкви мне известно, что жизнь земная временна, а есть на этом свете жизнь вечная; Священное Писание учит также прощать обиды врагам. "

19 ноября 1937г. Петр и Анастасия Игнатовы были приговорены к 8 годам ИТЛ.

Петр Иванович Игнатов скончался 14 ноября 1941 года в исправительно-трудовом лагере в г. Норильске и был погребен в безвестной могиле.

Мученик Петр прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в определении от 25 марта 2004г.

По материалам: Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь:"Булат", 2005. С.161-166.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ

Мученицы Елисаветы

(Самовская Елизавета Николаевна, +1937)

Елизавета Николаевна Самовская родилась в 1860 году.

В октябре - ноябре 1937 года массовые аресты выкосили священнослужителей и православных мирян Семеновского района Нижегородской области. По одному из дел было арестовано двадцать шесть человек. Восемь из них были 6 ноября 1937 года приговорены к расстрелу, остальные к разным срокам заключения.

Из всех расстрелянных по этому делу только Елизавета Николаевна Самовская не подписала обвинения. Это была глубоко верующая женщина, происходившая из дворянской семьи; в момент ареста ей было семьдесят семь лет. Следователи, Комаров и Дахновский, обвиняли ее в том, что она имеет множество знакомых среди духовенства и позволяет себе говорить вслух все, что думает.

Мученица Елисавета прославлена в лике новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

По материалам: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С.191.

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ