на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
16 ноября (3 ноября ст.ст.)

Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937); мц. Евдокии (1938); сщмч. Сергия диакона (1942)

Иерей Василий Архангельский, иерей Петр Косменков (Косминков?), иерей Василий Покровский, протоиерей Александр Зверев, протоиерей Владимир Писарев, протоиерей Сергий Кедров, иерей Николай Пятницкий, протоиерей Викентий Смирнов, иерей Иоанн Кесарийский, иерей Петр Орленков (Орлинков?), протоиерей Александр Парусников, протоиерей Павел Андреев, иерей Косма Петриченко, диакон Симеон Кречков, Евдокия Григорьевна Сафронова, протодиакон Сергий Станиславлев,

Священномученика протоиерея Павла и священномученика протоиерея Александра.

(Андреев Павел Аркадьевич, Зверев Александр Александрович, +16.11.1937)

Осенью 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев и священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев. Арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей.

Священномученик Павел родился в 1880 году в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева. В 1892 году Павел поступил в Курскую Духовную семинарию, а по окончании ее — в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1902 году.

14 июля 1902 года епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон (Покровский) рукоположил Павла Аркадьевича в сан священника. Служа приходским священником, отец Павел с 1902 по 1919 год был законоучителем в разных учебных заведениях.

В 1920 году он был назначен настоятелем церкви Андрея Первозванного села Андреевка Мариупольского уезда Мариупольской губернии, в 1921 году — настоятелем Николаевской церкви села Николаевка того же уезда. С 1922 по 1929 год отец Павел был настоятелем Николаевской церкви Мариупольского порта.

В 1923 году он был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. В 1924 году протоиерей Павел был назначен благочинным всех церквей города Мариуполя, в том же году он был награжден Патриархом Тихоном крестом с украшениями. С 1925 по 1928 год протоиерей Павел исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством. В 1925 году «за усердные и полезные труды по должности уполномоченного по викариатству» епископом Мариупольским Антонием (Панкеевым) был награжден посохом.

В 1927 году ОГПУ в первый раз арестовало священника по обвинению в антисоветской агитации, но не сумело доказать обвинения, и после двух месяцев заключения он был освобожден.

В феврале 1929 года протоиерей Павел был назначен настоятелем церкви Воскресения Славущего, что на Остоженке в Москве. 25 июля 1929 года он был назначен ключарем московского Богоявленского кафедрального собора, что в Дорогомилове, и награжден митрой.

21 марта 1932 года ОГПУ снова арестовало священника по обвинению в антисоветской деятельности и заключило в Бутырскую тюрьму. 28 марта состоялся допрос. На вопросы следователя протоиерей Павел ответил: «Мои проповеди и разговоры с духовенством никакой политической окраски по отношению к существующему строю не имели»

Тем не менее, когда 4 мая следствие было закончено, сотрудник ОГПУ в обвинительном заключении написал: «Не останавливаясь на распространении контрреволюционных провокационных слухов, поп Андреев за церковными службами произносил проповеди антисоветского характера, в которых призывал верующих сплачиваться вокруг церкви против “гонителей на религию”. Кроме того, Андреев в антисоветских целях использовал выпущенное митрополитом Сергием интервью об отсутствии “гонения на религию в СССР”, среди церковников агитировал против этого интервью, собрав по этому поводу в церковной сторожке упомянутой церкви церковный актив, и выступил с резкой антисоветской критикой этого документа, утверждая “о гонении религии в СССР”».

10 мая 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Павла к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату.

Вернувшись из ссылки в 1935 году, протоиерей Павел был назначен настоятелем Вознесенской церкви в Теряевой Слободе Волоколамского района. В 1937 году протоиерей Павел был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов.

7 октября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Через день священник был допрошен.

— Следствием установлено, что вы со священником Зверевым допускали контрреволюционные антисоветские высказывания по поводу конституции СССР… - Вы уличаетесь свидетельскими показаниями в контрреволюционной антисоветской деятельности…

Священномученик Александр родился 8 августа 1881 года в селе Фаустово Махалевской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Григорьевича Зверева. В 1909 году он окончил Московскую Духовную академию и получил назначение на должность преподавателя истории русской литературы в Вифанскую Духовную семинарию. Женился на девице Марии, которая была дочерью протоиерея Алексея Лебедева, настоятеля храма Николая чудотворца в Звонарях на Рождественке. Впоследствии у них родилось трое детей. В феврале 1913 года Александр Александрович был рукоположен в сан священника. В это время он состоял преподавателем истории русской литературы и практического руководства для пастырей в Вифанской Духовной семинарии.

Летом 1918 года отец Александр переехал в Москву в дом умершего к тому времени тестя и стал служить в храме святителя Николая чудотворца на Рождественке. В сентябре 1918 года он был назначен помощником начальника Вифанских пастырско-богословских курсов Московской епархии, а в феврале 1919 года — настоятелем Никольской, что в Звонарях, церкви на Рождественке. В 1921 году отец Александр был назначен преподавателем Московских пастырско-богословских курсов по кафедре пастырского богословия. В том же году он был возведен в сан протоиерея.

В 1922 году протоиерей Александр был назначен помощником начальника Московских пастырско-богословских курсов.

С апреля 1922 года ОГПУ стало производить аресты и готовить судебные процессы по обвинению духовенства в сопротивлении изъятию церковных ценностей. По одному из процессов был привлечен к ответственности протоиерей Александр, его обвинили в публичном прочтении послания Патриарха Тихона "Об изъятии Церковных ценностей". 11 июля 1922 года сотрудники ОГПУ произвели в доме священника обыск. 2 сентября ОГПУ вызвало отца Александра на допрос. После допроса он был временно освобожден.

В декабре 1922 года отец Александр снова предстал вместе с другими священнослужителями и мирянами перед революционным трибуналом по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Протоиерей Александр виновным себя не признал. Революционный трибунал приговорил его к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После семи месяцев нахождения в заключении отец Александр был освобожден по амнистии и вернулся служить в Никольскую церковь на Рождественке. В 1929 году протоиерей Александр был награжден митрой.

Духовная дочь отца Александра вспоминала о нем: «Отец Александр служил благоговейно, просто и смиренно, его служение поражало ощущением его живого предстояния Богу, Которому он со всей полнотой любви приносил прошения о всех предстоящих и молящихся в храме. Все люди, стоявшие в храме, были ему необычайно дороги, буквально каждый». Людей, обращающихся к отцу Александру за духовной помощью было очень много. По некоторым свидетельствам, отец Александр в 30-е годы был духовником митрополита Сергия (Страгородского).

Отец Александр любил говорить о силе молитвы, о том, что самое большое и действенное — это молитва, и об этом никогда нельзя забывать. Самое же главное — Иисусова молитва. Своей пастве он дал правило: утром и вечером читать сорок раз молитву Иисусову, затем двадцать раз «Пресвятая Богородице, спаси нас» и десять раз «Все святые, молите Бога о нас».

13 февраля 1933 года накануне празднования памяти мученика Трифона власти арестовали отца Александра и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Он был обвинен в том, что будто бы совместно с другими лицами «проводил систематическую антисоветскую агитацию, направленную к свержению советской власти».

2 апреля 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на три года в Северный край. В ссылку ему было разрешено ехать за свой счет вольным порядком. Из тюрьмы его освободили в Великий Четверг и велели до Пасхи выехать из Москвы. Освободившись, отец Александр сразу же пошел в церковь. В Великую Субботу он отслужил раннюю литургию и в тот же день уехал. Пасхальную ночь отец Александр провел в поезде, а на второй день пасхальной седмицы прибыл к месту своего поселения – в старинный русский город Архангельской области Каргополь, где до революции было около тридцати церквей и два монастыря, а после революции этот благочестивый город был превращен в один из центров лагерей и ссылок.

Протоиерей Александр поселился в маленьком домике, принадлежавшем монахине Августе, которая в нем жила после закрытия монастыря. Дом был разделен пополам русской печкой. Хозяйка жила по одну сторону печки, а священник — по другую. В Каргополе протоиерей Александр пробыл три года, зарабатывая на жизнь пилкой дров, был рабочим, набивал силосную яму, молол ячмень.

В феврале 1936 года власти освободили отца Александра, и 19 мая 1936 года он получил место священника в храме Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области. Это было последнее место служения батюшки. Протоиерей Александр был арестован на следующий день после престольного праздника в селе Возмище — Рождества Богородицы, 22 сентября 1937 года, и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Во время допросов отец Александр виновным себя не признал.

2 ноября протоиерей Павел Андреев и 10 ноября протоиерей Александр Зверев были вызваны на последний допрос. Им был задан всего один вопрос, признают ли они себя виновными в антисоветской агитации. Оба священника ответили, что нет, не признают.

14 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священников Павла Андреева и Александра Зверева к расстрелу. Протоиереи Павел Андреев и Александр Зверев были расстреляны 16 ноября, и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам: Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. Тверь, "Булат", 2002 год. С. 158-176.

Страницы новомучеников в Базе данных ПСТГУ: о. Павел Андреев, о. Александр Зверев.

Священномученика протоиерея Сергия

(Кедров Сергей Павлович, +16.11.1937)

Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в семье священника Павла Кедрова. По окончании Московской Духовной семинарии в 1901 году, Сергей Павлович был направлен работать учителем в Старниковскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда.

Женившись в 1908 году на дочери священника села Фаустово Александра Григорьевича Зверева (сестре священномученика Александра Зверева), он унаследовал его приход. Рукоположен был Епископом Дмитровским Трифоном. Храм в котором стал служить о. Сергий, был построен в середине 17 века и входил в Краснохолмскую Соловецкую пустынь. Из монастырских построек, в основном деревянных, уцелели две каменные церкви: соборная Троицкая и надвратная - Зосимы и Савватия.

О. Сергий любил регентовать. Он вообще очень любил петь. Брал фисгармонию и уходил в церковную сторожку на спевки. Пели у него деревенские девушки. Две из них дожили до открытия церкви в 1988 году и пели еще.

После революции начались обыски. Искали оружие. В доме было старое охотничье ружье, но его успели выбросить на огороды. О. Сергия арестовывали трижды. Во время изъятия церковных ценностей, когда его вызвали и предложили организовать изъятие, он сказал: «Сдать-то сдадим, а вот куда они пойдут?» После этого его арестовали и посадили в Таганскую тюрьму, где он провел два года. Второй раз его арестовали на основании какого-то неосторожного письма или записки, которая попала в чужие руки и была единственной уликой. О. Иоанн Берёзкин (родственник о. Сергия, пропал в лагере) отправился на Лубянку хлопотать. Пошел к следователю, который вдруг дал ему в руки дело и сказал: «Я этим теперь не занимаюсь, пойдите в комнату №…». О. Иоанн с делом в руках вышел в коридор, открыл его, машинально взял «улику» и положил в карман. О. Сергия вскоре освободили.

В 1937 году протоиерей Сергий был арестован последний раз. Смертный приговор был приведен в исполнение 16 ноября этого же года. По Промыслу Божию, отец Сергий Кедров был казнен на полигоне Бутово под Москвой вместе с другом его юности, братом его жены, отцом Александром Зверевым. Отец Александр незадолго до того был арестован в Возмище и проходил по совсем другому делу. Перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы.

В августе 2000 года протоиерей Сергий Кедров причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

По материалам сайта Фаустовские Новомученики.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Сергий Кедров

Священномученика протоиерея Александра

(Парусников Александр Николаевич, +16.11.1937)

Священномученик Александр родился 24 ноября 1891 года в селе Алешино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Николая Васильевича Парусникова. Это была православная семья, и неудивительно, что Александр Парусников избрал именно священническое служение. Перед ним был пример его отца, дяди, священника Иоанна Парусникова, и старшего брата Николая, который учился в Вифанской Духовной семинарии. Александр окончил Рижское Духовное училище и в августе 1907 года также поступил в Вифанскую семинарию. Успешно окончив ее в 1913 году, 8 мая он был посвящен в стихарь и вскоре рукоположен во диакона и во священника.

Незадолго до этого Александр Николаевич женился на дочери протоиерея Иоанна Муравьева Александре.

В 1914 году отец Александр Парусников был назначен настоятелем храма в селе Большое Ивановское Бронницкого уезда. Молодая семья переехала на новое место, где им предстояло жить ближайшие десять лет. В те годы Александра Ивановна работала учителем в сельской школе. У супругов родилось трое детей. Растить их помогала няня Прасковья. После революции Парусниковы не смогли платить ей жалованье, но она, привязавшись к этим добрым людям, сказала лишь: «И не надо, только не гоните» – и осталась в семье.

Отец Александр часто служил, духовно окормляя многочисленную паству, однако революция 1917 года оборвала мирное течение жизни прихода. Последствия войны, голода, произвола властей испытала на себе и семья Парусниковых. Так, в 1918–1921 годах отца Александра периодически привлекали к тыловым работам, а в начале 1920-х их с супругой лишили избирательных прав, что означало в те годы лишение и гражданских прав.

В 1924 году отец Александр был назначен настоятелем Знаменского (с приделом в честь святых мучеников Космы и Дамиана) храма в селе Кузьминское Михневского района Московской области. Сюда, поближе к сыну, из села Алешино перебрались и родители отца Александра. В Кузьминском у отца Александра с супругой родилось еще трое детей.

Будучи настоятелем Знаменского храма, отец Александр был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Михневского района. Духовный рост священника по-своему отметили и власти: в декабре 1929 года он по обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован Серпуховским окружным отделом ОГПУ и содержался под стражей в течение месяца.

В это время в стране развернулось колхозное строительство. Хотя семья Парусниковых и была лишена земли, лошади и сельскохозяйственного инвентаря, но на многочисленные вопросы прихожан, идти ли им в колхоз, отец Александр отвечал, что «жить и работать надо при любой власти», и благословлял вступать в колхоз.

В 1934 году многодетную семью Парусниковых выселили из дома, который к этому времени стал принадлежать колхозу. Сначала их переселили на кухню, а в остальной части дома устроили колхозный клуб, а потом и совсем выбросили на улицу. В этот тяжелый момент Парусниковых приютила прихожанка храма Наталья Николаевна Демидова. Они прожили у нее зиму, потом продали корову и на вырученные деньги построили деревянный дом. Большой семье было очень трудно прокормиться без коровы, и чтобы выжить, они купили теленка и вырастили его.

Служение отца Александра в 1930-е годы можно без преувеличения назвать пастырским подвигом. Несмотря на непосильные налоги, преследования со стороны властей, отсутствие клира (единственный псаломщик – Александр Васильевич Протопопов не вынес этих трудностей и ушел в сапожники), отец Александр регулярно совершал богослужения. Часто ему приходилось служить одному в пустом храме. В 1930-х годах храм ограбили – украли серебряные сосуды. После этого случая батюшка стал забирать сосуды домой. Наступление на храм продолжалось, и уже незадолго до закрытия, примерно в 1935–1936 годах, с него были сброшены колокола.

Отец Александр как благочинный много ездил по селам района. В те годы большинство храмов было закрыто, и он духовно окормлял эти приходы. Так, в 1930 году был арестован его близкий друг – протоиерей Павел Смирнов, настоятель храма в селе Ильинское, и отец Александр стал регулярно служить и там. Как позднее отметил в характеристике Парусникова председатель сельсовета Муравьев, «Парусников работает священником селения Кузьминское-Ильинское, обслуживает весь Барыбинский район».

Волна репрессий 1937–1938 годов не могла обойти стороной такого ревностного пастыря, как отец Александр. Однако перед арестом органы безопасности решили склонить его к сотрудничеству. За две недели до ареста отца Александра забрали в НКВД и предложили стать осведомителем. Он решительно отказался, хотя прекрасно сознавал, к каким это приведет последствиям. Когда сотрудники НКВД пришли с ордером на арест, отца Александра дома не оказалось – он поехал прощаться с сестрами, поэтому арестовали его утром на следующий день – 30 октября 1937 года, в праздник святых мучеников Космы и Дамиана.

На допросах 30, 31 октября и 13 ноября следователи пытались добиться от него признания в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Стойко и мужественно держась на допросах и никого не оговорив, отец Александр не признал себя виновным ни по одному пункту обвинения. «Я говорил только о том, что надо молиться Богу и быть честным тружеником», – сказал он.

14 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Парусников был расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн.6. С.117-131.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Парусников.

Священномученика протоиерея Владимира

(Писарев Владимир Александрович, +16.11.1937)

Священномученик протоиерей Владимир Писарев родился в 1881 году в селе Костино Московской губернии в семье священника. В 1911 году он был рукоположен во диакона ко храму Тихвинской иконы Божией Матери в селе Костино и прослужил в этом сане 19 лет. После революции хозяйство отца Владимира было раскулачено, сам он лишился избирательных прав. Приход был небольшой и бедный, и отцу Владимиру пришлось помимо служения в храме завести свое хозяйство, чтобы прокормить семью. Он вставал в четыре утра, работал в поле, а потом шел служить. В семье диакона Владимира Писарева родилось трое детей. В 1930 году отец Владимир был рукоположен во иерея к тому же храму - на место служения своего отца. В 1937 году он был возведен в сан протоиерея и в том же году арестован. После ареста священника храм в селе Костино закрыли, а вскоре сожгли дом, в котором жила семья отца Владимира. Матушка с детьми вынуждена была искать приюта у родственников. Протоиерей Владимир Писарев был приговорен к высшей мере наказания. Из Таганской тюрьмы в Москве его вывезли на Бутовский полигон, там расстреляли в числе группы священнослужителей и погребли в общей могильной яме на территории полигона.

Материал сайта радиостанции "Град Петров".

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Владимир Писарев.

Священномученика протоиерея Викентия

(Смирнов Викентий Михайлович, +16.11.1937)

Священномученик Викентий родился в 1881 году в селе Засеменье Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Смирнова. Образование получил в Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника. Детей у них с супругой Евдокией Ивановной не было. За долгую и безупречную службу отец Викентий был возведен в сан протоиерея и в 1930 году назначен настоятелем храма в поселке Химки, неподалеку от Москвы.

26 октября 1937 года, в период самых жестоких гонений на Православную Церковь, протоиерей Викентий был арестован и заключен в камеру при Красногорском районном отделении милиции.

Лжесвидетели показали о протоиерее Викентии, будто он говорил, что советская власть всех порядочных людей обездолила. Ведь духовенство — это цвет нации, а сейчас у власти сидят не разберешь кто и ворочают как им вздумается. Как бы большевики ни старались уничтожить веру в Бога, все-таки это им не удастся, у меня в церкви всегда народу битком, наше дело не совсем еще потеряно, и мы должны сделать так, чтобы православная вера не пошатнулась. Правда, жить стало трудно, ну что ж, Бог терпел, и мы будем терпеть в ожидании будущего.

Допрашивая священника на следующий день после ареста, следователь сказал:
— Следствием установлено, что вы, будучи контрреволюционно настроены, среди окружающих проводили контрреволюционную агитацию. В частности, вы говорили, что советская власть измучила крестьян своими колхозами, превозносили духовенство и охаивали советскую власть и коммунистов.
— Никогда никаких разговоров против советской власти и колхозов я не вел, все это я отрицаю, это наговорено на меня по злобе.
И далее на все вопросы отец Викентий отвечал:
— Ничего подобного я никогда и нигде не говорил, даже газет, и тех я не читаю.

На этом допросы были закончены. 14 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Викентий Смирнов был расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Супруге священника Евдокии Ивановне в то время сказали, что ее муж приговорен к многолетнему заключению. 19 ноября она написала начальнику НКВД Берии заявление, в котором просила пересмотреть «дело» мужа: «Я считаю, что дело его Тройка не разбирала, а постановляла, а потому я не знаю причину ареста и столь строгого наказания, и сам арестованный вряд ли знает причину столь тяжкого наказания и поспешной его высылки. Еще раз прошу вас пересмотреть его дело...» Ответа на это письмо она не получила, да и не могла получить.

По материалу: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь. 2002. Кн.6. С.271-272.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Викентий Смирнов.

Священномученика иерея Василия

(Архангельский Василий Михайлович, +16.11.1937)

Священномученик Василий родился 20 января 1874 года в селе Русалкино Тульской губернии в семье диакона Михаила Архангельского. Окончил Тульскую Духовную семинарию и женился. Впоследствии у них с супругой родилось шестеро детей. Василий Михайлович был рукоположен в сан священника. В последние годы перед арестом служил в храме села Люблино Каширского района Московской области.

В начале тридцатых годов власти, намереваясь закрыть храм и изгнать священника из прихода, предложили ему уплатить налог в виде сельскохозяйственной продукции. Отец Василий не смог этого сделать и в 1931 году был приговорен к трем годам ссылки. Видя свою абсолютную невиновность и несправедливые и незаконные действия местных властей, отец Василий подал прошение о пересмотре дела, и областным судом был оправдан.

27 октября 1937 года власти вновь арестовали священника. Сразу же начались допросы. Его обвиняли в контрреволюционной антисоветской деятельности. Отец Василий виновным себя не признал.

— Следствию известно, что вы вели контрреволюционную агитацию среди населения об уничтожении коммунистов и обязательном посещении детьми церкви, — сказал следователь.
— Я агитации об уничтожении коммунистов никогда не вел. С некоторыми женщинами в церкви я говорил и спрашивал их, приучают ли они своих детей молиться, а также и своих родственников, — ответил священник.

14 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Архангельский был расстрелян через день, 16 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле.

По материалу: Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь. Тверь:"Булат" 2004. С. 41-43.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Василий Архангельский.

Священномученика иерея Иоанна, священномученика иерея Петра, священномученика диакона Симеона и мученицы Евдокии.

(Кесарийский Иван Никанорович, Косменков (Косминков?) Петр Васильевич, Кречков Семен Николаевич, (+16.11.1937); Сафронова Евдокия Григорьевна (+25.08.1938)

Во время гонений на Русскую Православную Церковь бывало, что воинствующие безбожники арестовывали не только священника, но и весь клир, а также членов церковного совета из числа наиболее активных мирян, как это произошло в селе Быково Раменского района. Здесь были арестованы священники Иоанн Кесарийский и Петр Косминков, диакон Симеон Кречков, староста храма Евдокия Сафронова, а также члены церковного совета Петр Пискарев-Молоков и Александр, Елизавета и Димитрий Чиликины.

Они были арестованы в течение трех дней — с 1 по 3 ноября 1937 года, и заключены в Таганскую тюрьму в Москве.

Священномученик Иоанн родился 30 января 1878 года в селе Одишево Кинешемского уезда Костромской губернии в семье священника Никанора Кесарийского. Окончил Духовную семинарию и в 1903 году — Московскую Духовную академию. В 1904 году он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Московской епархии, в последнее время — в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково.

Допросы начались в день ареста. Следователь спрашивал, с кем священник знаком. Отец Иоанн отвечал, что знает служащего с ним священника и диакона, старосту храма и некоторых членов церковного совета, с которыми если встречался и беседовал, то исключительно на церковные темы.

Следователь не удовлетворился этим ответом, и допрос продолжился на следующий день.
— Вы один из организаторов церковной группы в селе Быково, — обратился следователь к священнику, имея в виду то, что тот был настоятелем храма, — назовите, кто входит в состав данной группы.
— Это мне неизвестно, и организатором группы я не являюсь, — ответил священник.
— Где происходили нелегальные собрания контрреволюционной группы церковников села Быково?
— Это мне неизвестно, так как на нелегальных собраниях я не присутствовал.

Следователь потребовал от священника, чтобы тот признал себя виновным в том, будто он обсуждал вопрос о совершении террористического акта по отношению к председателю колхоза. Священник это обвинение отверг.

— Известно, — продолжал спрашивать следователь, — что вы распространяли клевету о советской власти и колхозах. Подтверждаете вы это?
— Контрреволюционной клеветы о советской власти я никогда не высказывал и не распространял. Меня могли неправильно понять, когда я однажды в церковной сторожке за чаем рассказывал случай, о котором было напечатано в газете, как в один колхоз приехал председатель райисполкома, зашел на конюшню, увидел худой хомут, надел его на шею колхознику и сказал: «Вы раньше ходили в хомуте и теперь будете ходить в хомуте». Причем этот случай я рассказал как случившийся факт, без всякой клеветы на колхозы.
— Дайте показания о контрреволюционной деятельности каждого участника контрреволюционной группы церковников села Быково, — потребовал следователь.
— О контрреволюционной деятельности церковников села Быково мне неизвестно, и участников данной группы я не знаю, — ответил священник.

На этом допрос был закончен.

Священномученик Петр родился 4 января 1887 года в селе Пахрино Подольского уезда Московской губернии в семье Василия Петровича Косминкова, служившего псаломщиком в Троицкой церкви в этом селе. Петр Васильевич в 1901 году окончил Перервинское духовное училище, в 1907 году — Московскую Духовную семинарию и был направлен работать учителем. В 1910 году он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Московской епархии, с 1918 года — в храме Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Быково.

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте показания по этому вопросу, — потребовал следователь.
— Никогда контрреволюционной деятельности я не вел и вести не мог, — ответил священник.
— Вы один из организаторов контрреволюционной группы церковников, назовите ее участников.
— Никаким организатором контрреволюционной группы я не являюсь и участников никого не знаю.
— Где проводились нелегальные собрания контрреволюционной группы церковников?
— Нелегальных собраний контрреволюционной группы никогда не было, и мне неизвестно о ее существовании, но члены церковного совета собирались, собирались они главным образом в церкви.
— Какие вопросы обсуждались на нелегальном собрании церковников?
— Собрания актива церковников, проводимые в церкви, были всегда легальными, и вопросы на них обсуждались исключительно хозяйственного значения, касающиеся церкви.
— Следствию известно, что на нелегальном собрании контрреволюционной группы церковников обсуждался вопрос о совершении террористического акта против председателя колхоза... Подтверждаете вы это?
— Не подтверждаю.
— Дайте показания о контрреволюционной деятельности каждого участника группы церковников.
— Я уже показал, что о существовании контрреволюционной группы церковников мне неизвестно, а потому мне неизвестно и о контрреволюционной деятельности каждого участника.

Священномученик Симеон родился в 1876 году в селе Понизовье Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Кречкова. Образование получил в Перервинском духовном училище, а затем в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1900 году. Сначала работал учителем, а в 1903 году был рукоположен в сан диакона ко храму Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Быково, где и служил до ареста в 1937 году.

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания по этому поводу.
— Я никакой контрреволюционной деятельности не вел и не веду, а поэтому показаний дать не могу.
— Вы участник контрреволюционной группировки в селе Быково. Назовите всех ее участников.
— Я не состою ни в какой контрреволюционной группировке и не знаю такой.
— Кто организатор ее?
— Не знаю как о самой организации, так и о ее организаторах.
— Где собирались нелегальные собрания контрреволюционной группировки церковников?
— Не знаю я ничего о собраниях и контрреволюционной группировке, — ответил диакон, не согласившись оклеветать себя или других.

Мученица Евдокия родилась в 1878 году в селе Лучинском Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Григория Сафронова. В двенадцать лет ее отдали в прислуги в Москву в семью земского начальника. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, она вышла замуж за крестьянина села Быково. В 1930 году она стала старостой храма, за что тут же лишилась гражданских прав, которые ей удалось восстановить лишь после многих хлопот. На первом после ареста допросе она подписала протокол, составленный следователем, но уже через день категорически отказалась от возводимых на нее обвинений.

15 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священников Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова и диакона Симеона Кречкова к расстрелу. Они были расстреляны 16 ноября 1937 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Евдокия Сафронова умерла в заключении 25 августа 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

По материалу: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь. 2002. Кн.6. С.280-288.

Страницы новомучеников в Базе данных ПСТГУ: о. Иоанн Кесарийский, о. Петр Косменков, о. Симеон Кречков, Евдокия Сафронова.

Священномученика иерея Петра

(Орленков (Орлинков?) Петр Измайлович, +16.11.1937)

Священномученик Петр родился 25 декабря 1876 года в селе Воскресенском Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Измаила Орлинкова.

Петр Измаилович в 1890 году окончил Донское духовное училище, в 1896 году — Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Московской епархии. В 1930 году он был назначен служить в Воскресенский храм в село Кондрево Коломенского района. В июле 1937 года церковь под предлогом будто бы плохого состояния здания была закрыта.

28 октября 1937 года отец Петр был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в городе Коломне. Были вызваны лжесвидетели. Одна из вызванных женщин сказала: «26 сентября Орлинков среди населения возле церкви говорил: "Вот, граждане, советская власть заставляет меня ходить с сумой. Под предлогом непригодности церкви ее закрыли, а мы на это смотрим спокойно. Мы забываем новую конституцию, согласно которой сейчас можно делать свои дела"».

— По имеющимся у нас сведениям нам известно о том, что вы среди населения деревень Селькино, Кондрево и других ведете резкую контрреволюционную агитацию. Признаете себя виновным в этом? — спросил священника следователь.
— В проведении контрреволюционных разговоров я себя виновным не признаю, никаких контрреволюционных разговоров я не вел, — ответил отец Петр.

15 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Петр Орлинков был расстрелян на следующий день, 16 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалу: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь. 2002. Кн.6. С. 278-280.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Петр Орленков.

Священномученика иерея Космы

(Петриченко Косма Никифорович, +16.11.1937)

Святой священномученик Косма родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии (ныне село в Саратовском районе) в 1869 году в крестьянской семье. До революции он занимался крестьянским трудом и не получил духовного образования. Будучи глубоко верующим человеком, Косьма Никифорович прислуживал в местной Христорождественской церкви и хорошо изучил богослужебный устав. После революции, несмотря на насильственную ломку основ русской жизни, он продолжал заниматься землепашеством, содержал хозяйство и в свободное время прислуживал в храме. В те годы становления новой деспотичной и атеистической власти отстаивание принципов религиозной жизни само по себе было уже подвижничеством. И Косьма Никифорович решается на такой жертвенный шаг. Он передает свое хозяйство дочери Анастасии, а сам подал прошение о принятии священного сана. Отец Косма был рукоположен во иерея в 1928 году незадолго перед тем назначенным новым Саратовским Владыкой, митрополитом Серафимом (Александровым), к Рыбушкинскому Христорожде-ственскому храма.

В 1935 году церковь в слободе Рыбушка была закрыта. В этих условиях усиленных гонений на Право-славие отец Косма не прекращал своей пастырской деятельности. У себя на дому он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил младенцев - делал все, чтобы поддержать огонек веры Христовой. Его деятельность, не могла оставаться незамеченной для властей. 31 октября 1937 года сотрудник районного отдела НКВД получил ордер на обыск и арест гражданина Петриченко Кузьмы Никифоровича. В этот же день отец Косма был препровожден в Саратовскую тюрьму. 2 ноября состоялся первый и единственный допрос, во время которого рыбушкинский настоятель категорически отверг все возводимые на него обвинения в антисоветской деятельности.

На следующий день были допрошены пять свидетелей, которые дали нужные "следствию" показания. Вся следственная процедура носила откровенно подложный характер. 14 ноября было составлено обвинительное заключение "попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича", который "под видом религиозных молебнов домах колхозников проводил антисоветскую агитацию". В тот же день заседание судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области постановило Петриченко К. Н. - расстрелять. Этот приговор, увенчавший доброго пастыря отца Косму нетленным венцем мученика за имя Христово, был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года вечером, в 22 часа. Место погребения мученика осталось неизвестным.

По материалу статьи Максима Плякина «Новый саратовский святой – священномученик Косма»

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Косма Петриченко.

Священномученика иерея Василия

(Покровский Василий Васильевич, +16.11.1937)

Священномученик Василий родился 26 июля 1875 года в селе Голоперово Переяславльского уезда Ярославской губернии в семье диакона Василия Покровского. Окончил Владимирскую Духовную семинарию и женился на дочери священника Петра Ефимовича Соколова Клавдии. Вскоре после этого Василий Васильевич был рукоположен в сан священника и стал служить в храме села Гольцово. У них с женой родилось трое детей — сын и две дочери.

В 1929 году дом и все имущество священника было описано и конфисковано властями, но затем часть вещей была возвращена. В тридцатых годах отец Василий служил в храме в селе Пустое Рождество Московской области Константиновского района.

Отца Василия арестовали в церкви во время службы в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 6 ноября 1937 года. После ареста он был заключен в тюрьму в городе Загорске. На допросах на требования следователей признать свою вину отец Василий отвечал: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении в распространении провокационных слухов о войне и высказывании террористических настроений по адресу коммунистов среди населения я не признаю. Больше показать ничего не могу».

В тот же день следствие было закончено, и его материалы переданы на рассмотрение Тройки НКВД, но после этого следователь снова допросил священника.

— Признаете себя виновным в том, что вели антисоветскую агитацию? — спросил он.
— Нет, не признаю, — ответил священник.

Через неделю после ареста, 14 ноября 1937 года, Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Покровский был расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалу: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь - Тверь, "Булат", 2004 год. С. 44-48.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Василий Покровский.

Священномученика иерея Николая

(Пятницкий Николай Алексеевич, +16.11.1937)

Священномученик Николай родился 3 марта 1884 года в городе Лодейное Поле Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Алексия Пятницкого. По окончании духовного училища он поступил служить псаломщиком в храм в селе Кривой Пояс. В 1910 году он был переведен в храм в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии.

В 1913 году Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника к одному из храмов в городе Тюмени. В 1919 году Тюмень была занята войсками Колчака, вместе с которыми при общем отступлении белых отец Николай дошел до Томска. Когда стало очевидно, что белое движение будет разгромлено, он решил не уходить вместе с белыми за рубеж и вернулся в Тюмень на прежнее место служения. В 1921 году священник был переведен в один из храмов города Ялуторовска Тюменской области и служил здесь до 1931 года.

В 1931 году Тюменское ОГПУ арестовало священника, и около полугода он находился в тюремном заключении. После освобождения он переехал в Московскую область и служил в храме села Никольский погост.

29 октября 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении провокационных слухов о советской власти и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Все обвинения священник отверг.

14 ноября Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Николай Пятницкий был расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалу: сайта www.pravoslavie.uz

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Пятницкий.

Священномученика протодиакона Сергия

(Станиславлев Сергий, +16.11.1942)

Сергий Станиславлев родился в 1884 году. Служил Церкви в сане протодиакона. Мученически скончался 16 ноября 1942 года. Определением Священного Синода от 27 марта 2007 года причислен к лику святых.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Сергий Станиславлев.