на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
19 ноября (6 ноября ст.ст.)

Сщмчч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров, прмчч. Варлаама, Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937); сщмч. Василия пресвитера (1938)

Священномученик епископ Никита (Делекторский), священномученик иерей Анатолий Бержицкий, священномученик протоиерей Арсений Троицкий, священномученик иерей Николай Дворицкий, священномученик иерей Николай Протасов, священномученик иерей Константин Любомудров, преподобномученик игумен Варлаам (Никольский), преподобномученик иеромонах Гавриил (Владимиров), преподобномученик иеромонах Гавриил (Гур), преподобномученица монахиня Нина (Шувалова), преподобномученица монахиня Серафима (Горшкова), священномученик иерей Василий Крылов

Священномученика Никиты, епископа Орехово-Зуевского.

(Делекторский Федор Петрович, +19.11.1937)

Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Федор Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде.

В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова. 3 августа 1898 года Федор Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля.

С 1901 по 1907 год отец Феодор состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском духовном училище. С 1903 по 1907 год он нес послушание законоучителя церковной школы Николаевского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля. В 1907 году от него ушла жена, и, по-видимому, обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить, но детей у них не было, не было и необходимости заботиться ему о семье. 22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии. 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента.

В 1915 году отец Феодор окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов.

С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года отец Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской Духовной академии. 17 июля 1916 года он был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 года священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский), награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.

В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде церковное благословение с нею как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».

В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.

7 мая 1924 года Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в городе Бугульме. 9 мая в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел его в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.

По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден. В 1925 году власти снова арестовали епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужение без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, преосвященный Никита был обвинен в том, что за богослужением поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе владыка был освобожден.

В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году он был уволен по его прошению за штат. Жить, однако, он остался в Орехово-Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.

В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это ушедший за штат епископ Орехово-Зуевский, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту.

Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали епископу, что сам его вид располагает к пожертвованиям. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с... жизнью, полной обмана, предательства и пошлости... Да не подумайте вы, что мое ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».

Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите.

13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его. Он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.

— Вы имеете определенное место жительства и место службы? — спросил следователь.
— Определенного места жительства и места службы я не имею, — ответил епископ.
— По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?
— Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
— В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
— Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.

Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.

19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает епископа с 1936 года, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря — это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключение лжесвидетель сказал, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.

17 ноября Тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам книги: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь. 2000. Кн.5. С.337-340.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: епископ Никита (Делекторский)

Священномученика иерея Анатолия.

(Бержицкий Анатолий Ананьевич, +19.11.1937)

Анатолий Ананьевич Бержицкий родился 3 июля 1875 г. в селе Маяки Одесского уезда Херсонской губернии. Он происходил из русской священнической семьи, брат его тоже впоследствии стал священником, а племянники были белыми офицерами и эмигрировали в Болгарию. Первое образование будущий мученик за Христа получил на юридическом факультете Юрьевского университета, который закончил в 1902 году. Имел также и духовное образование. Известно, что духовный сан он принял после 1917 года.

Первый раз его арестовали в городе Барнауле 20 июля 1921 года. Его помещают в городской тюрьме, но выпускают через 40 дней. Следующий раз арестовывают в 1930 году, на этот раз в заключении ему приходится пробыть 10 месяцев. По выходе на свободу он едет в город Чимкент Южно-Казахстанской области, где для того, чтобы выжить, он работает плановиком в облздраве.

Последний раз священник был арестован 10 сентября 1937 года.. Отец Анатолий Бержицкий обвинялся в том. что «на следствии скрыл свое духовное звание и связь с братом, проживающим в г.Николаеве, у которого в эмиграции в Болгарии находятся два сына б[ывшие] [белые] офицеры. <…> Приехал в г.Чимкент специально для проведения контрреволюционной работы среди церковников».

Отец Анатолий был приговорен Тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области к высшей мере наказания. 19 ноября 1937 г. за приговором последовал расстрел. 12 декабря 1957 г. Военный трибунал Туркестанского ВО, за отсутствием состава преступления, реабилитировал Бержицкого Анатолия Ананьевича, а Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви, проходившим 12-16 августа 2000г. было объявлено о начале общецерковного почитания священномученика иерея Анатолия.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Анатолий Бержицкий

Священномученика протоиерея Арсения

(Троицкий Арсений Сергеевич, +19.11.1937)

Священномученик Арсений родился 28 октября 1880 года в селе Гридьево Тверского уезда Тверской губернии в семье священника Сергия Троицкого. Поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году. Во время обучения в семинарии он нес послушание учителя певчих архиерейского хора и часто приглашался проповедником на архиерейские богослужения.

Учась в семинарии и исполняя послушание учителя певчих архиерейского хора, Арсений служил псаломщиком в Успенской единоверческой церкви в Твери.

В 1903 году Арсений Сергеевич женился на девице Татьяне, дочери протоиерея Павла Плетнева, служившего в храме Ильи пророка в селе Селихово Корчевского уезда Тверской губернии. Вскоре он был рукоположен в сан диакона, а 17 октября 1903 года — в сан священника к Ильинской церкви в селе Селихово. Отец Арсений со всей ревностью глубоко верующего человека принялся за пастырский труд, не ограничивая его только рамками богослужения. Он сразу же вступил в благотворительное общество имени великомученицы Варвары, целью которого было оказание помощи бедным воспитанницам Тверского епархиального училища, и стал щедрым жертвователем и активным деятелем этого общества.

В 1908 году отец Арсений в соответствии с пожеланиями и благословением епархиального архиерея Алексия (Опоцкого) учредил при храме в селе Селихово церковноприходской совет, состоящий из двенадцати человек. Его целью стало поддержать в приходе «угасающий дух религиозности и любви к святому храму и богослужению, развить приходскую благотворительность, ослабить сильно распространившийся порок пьянства, организовать библиотеку-читальню». За полгода деятельности совета была открыта при содействии Корчевского земства прекрасная библиотека-читальня и назначен заведующий, на оплату труда которого стали выделяться постоянные средства.

Все крестные ходы и молебны в домах прихожан совершались при огромном стечении народа и с великим благоговением. Все это стало происходить благодаря разъяснениям священника сути церковных таинств. Собирались денежные средства, которые раздавались нуждающимся во время пасхальных празднеств, были собраны средства на устройство богадельни при храме.

Отчет о деятельности приходского совета Ильинской церкви правящий архиерей отправил для публикации в «Тверских епархиальных ведомостях» в качестве примера добрых начинаний для других приходов.

В те годы становится насущной необходимостью выработка программы преподавания Закона Божия для просвещения народа. В епархии были проведены совещания представителей епархиального и губернского училищных советов и священников-законоучителей начальных школ. Одним из самых активных участников этих совещаний, проходивших с 4 по 6 марта 1914 года в Твери, стал священник Арсений Троицкий.

Когда началась Первая мировая война, отец Арсений вместе с прихожанами стал помогать больным и раненым воинам. В 1916 году за усердную пастырскую службу он был награжден камилавкой. 17 февраля 1917 года отец Арсений был назначен помощником благочинного 1-го округа Корчевского уезда. За ревностное и усердное служение он был возведен в сан протоиерея.

В послереволюционное время отец Арсений не стал уступать воинствующему безбожию, но, продолжая воспитывать своих прихожан в православном духе и укреплять в вере, организовывал многочисленные паломничества к православным святыням.

С 24 по 26 июля 1921 года священник возглавил паломничество в Николаевский Пешношский монастырь, находящийся в Дмитровском уезде Московской губернии. По окончании паломничества его участники образовали союз ревнителей христианского благочестия с небесным покровительством преподобного Мефодия, основателя Пешношского монастыря, вдохновившего сердца паломников объединиться в братский союз для религиозного просвещения и большего преуспеяния духовного в делах веры и благочестия. Протоиерей Арсений составил устав религиозного союза ревнителей благочестия. В летнее время члены союза стали принимать активное участие в крестных ходах, устраиваемых различными приходами, а в зимнее — в проведении бесед на религиозные темы.

1 марта 1923 года за участие в собрании, на котором порицался живоцерковнический раскол, были арестованы ряд известных протоиереев, в их число вошел и отец Арсений Троицкий. Все были заключены в тюрьму ОГПУ в Твери.

6 марта следователь допросил отца Арсения. На заданные ему вопросы священник ответил: «Предъявленное мне обвинение в нелегальной противосоветской деятельности... агитации, призывающей на мученичество и на борьбу с антихристами — гонителями Церкви и тому подобное, виновным себя не признаю...».

9 марта отец Арсений был переведен в тюрьму ОГПУ в Москве. 16 мая 1923 года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила протоиерея Арсения к трем годам заключения в концлагере. Заключение отец Арсений отбывал в Соловецком концлагере. Освободившись в 1926 году, он вновь стал служить в селе Селихово.

15 августа 1930 года протоиерей Арсений Троицкий был арестован второй раз.

2 сентября на допросе, отвечая на вопросы, отец Арсений сказал: «В своих проповедях я никогда не касался политики советского правительства, и проповеди носили исключительно религиозный характер. Проповеди мои привлекали много молящихся, как мужчин, так и женщин. Я пользуюсь авторитетом среди населения в нашей общине, так как служу в этом приходе около двадцати семи лет. Существовавший в селе Селихово колхоз развалился в то время, когда я находился в заключении, и по возвращении моем из него колхоза уже не было. <…> Виновным себя <…> в агитации против мероприятий советской власти не признаю».

22 ноября 1930 года Тройка ОГПУ приговорила протоиерея Арсения к трем годам ссылки в Казахстан. Ссылку отец Арсений отбывал в Актюбинске.

Вернувшись, он стал служить в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Власово Шатурского района Московской области.

28 октября 1937 года власти арестовали весь клир Покровского храма — трех священников и двух диаконов. Первые допросы проходили в сельском отделении НКВД.

4 ноября протоиерей Арсений подписал протоколы, составленные следователем, с признанием вины в руководстве контрреволюционной группой церковников. На вопрос следователя, признает ли он себя виновным в систематической контрреволюционной деятельности, отец Арсений ответил: «Я враждебно настроен к ВКП(б), но после возвращения из ссылки я против советской власти открытой агитации не вел».

После первых допросов отец Арсений был переведен в Таганскую тюрьму в Москве, и здесь 16 ноября священника допросил другой следователь, но с применением тех же самых угроз. На этот раз отец Арсений занял твердую позицию и не стал подписывать никаких лжесвидетельств.

— Вы арестованы как руководитель контрреволюционной группы духовенства. Признаете себя виновным? — спросил следователь.
— Виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Действительно, я не отрицаю того, что являлся настоятелем данной церкви, но все лица собирались и обсуждали вопросы религиозных обрядов, своих мыслей против советской власти я не высказывал, — ответил священник.

17 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Арсений Троицкий был расстрелян в тот же день и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам книги: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь. 2002. Кн.6. С.290-310.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Арсений Троицкий.

Священномученика иерея Николая.

(Дворицкий Николай Васильевич, +19.11.1937)

Николай Васильевич Дворицкий родился 7 мая 1878 г. в погосте Дегжо Дедовичского уезда Псковской губернии в семье священника. Поступил в Псковскую Духовную семинарию. На пятом курсе по прошению был уволен из числа учащихся и посвящен в сан диакона к Михайловской церкви села Дно Порховского уезда. Это произошло в 1898 году, когда отцу Николаю исполнилось 20 лет. Такое раннее посвящение в священный сан по тем временам случай был довольно редкий, что свидетельствует об особых душевных качествах ставленника. Приход села Дно, куда был назначен отец Николай, был многочисленным и весьма оживленным. Соседство железной дороги в жизнь Дновского прихода привносило как свои достоинства, так и недостатки. Местные жители ездили на заработки в крупные города, и, возвращаясь домой, привозили с собою дух неверия и откровенного материализма, которым все более заражался мир. Привозили они также и дурные привычки, отнюдь не свойственные простому деревенскому люду.

В июле 1909 г. архиепископ Арсений (Стадницкий), совершая объезд вверенной ему в управление Псковской епархии, посетил приход Дно. Именно тогда и состоялось более близкое знакомство, связавшее на многие годы двух служителей Церкви - выдающегося церковного иерарха Владыку Арсения, будущего кандидата на Патриарший престол, и отца Николая, будущего священномученика. Архипастырь познакомился с приходом, посетил храм и обратился к народу со словом назидания, в котором затронул проблему соседства прихода с железной дорогой.

В алтаре Михайловского храма хранился памятный деревянный крест; надпись на нем гласила, что сей храм был построен в 1825 г. на средства генерал-майора В. В. Ададурова.

Причт Михайловского храма состоял из священника, штатного диакона и псаломщика. В Дновском приходе имелось 3 школы: церковно-приходская и 2 земских, а также церковно-приходское попечительство. Была здесь также народная библиотека и хор певчих-любителей. Православных прихожан при Михайловской церкви в те времена насчитывалось около 2,5 тыс. человек. Большой приход требовал и больших трудов церковного причта. Богослужения и требы, заботы об устроении и поддержании церковно-приходской жизни, народного и школьного образования отцу Николаю приходилось делить со священником Александром Белявским, а затем, когда по преклонным летам отец Александр ушел на покой, с его восприемником, священником отцом Александром Архангельским. По представлению инспектора народных училищ Порховского уезда в 1905 году отец Николай был утвержден законоучителем 1-го Дновского земского училища. Он преподавал юношеству Закон Божий. Спустя 3 года за усердное и ревностное преподавание Закона Божия в Дновском земском училище ему была объявлена архипастырская признательность с выдачей свидетельства о сем 2 июня 1908 года.

25 августа 1911 года отец Николай покинул Михайловский храм и ставший ему родным Дновский приход. Ему предстояло новое поприще, которое всякий носитель диаконского сана счел бы для себя за честь. Владыка Арсений (Стадницкий), получив назначение на Новгородскую кафедру, перевел его в свою новую епархию. Отец Николай был назначен на испытательный срок протодиаконом в главный собор одной из древнейших в России епархий - знаменитую Святую Софию.

Владыка Арсений был большой знаток, любитель и благоговейный совершитель церковных богослужений. Строгий в первую очередь к себе, Владыка был особенно требователен к дьяконскому чину и певчим. Необходимо было приложить много усилий, способностей, желания, чтобы угодить Владыке Арсению, который стремился к тому, чтобы возглавляющий богослужение архиерей, дьякон и клир составляли бы триединую гармонию. Всего год потребовался отцу Николаю, чтобы из «исполняющего дело» быть утвержденным в должности протодиакона Софийского собора. Резолюция была подписана Владыкой Арсением 21 марта 1912 г. во внимание к его усердной службе. При этом отец протодиакон был награжден двойным орарем.

С переменой места служения отец Николай, однако, не был освобожден от преподавательской работы, и в 1915 году его утвердили законоучителем 2-го Дновского земского училища. Станция Дно от Великого Новгорода находится на расстоянии не менее 20 км. О. Николаю приходилось в течение многих лет путешествовать в оба конца. Семейство его оставалось в Дно, где у него и у супруги его Анастасии Тихоновны подрастало 2-е детей: дочь Евгения, 1901 г. рождения, гимназистка, музыкально одаренная девушка, большую часть своего времени проводившая за пианино, и сын Иоанн, 1906 г. рождения, воспитанник Новгородского Духовного училища.

В 1916 году отец Николай был награжден высокой церковной наградой - орденом Святой Анны III-й степени. К 300-летию царствования дома Романовых, которое широко отмечалось во всех регионах Российской Империи, отец Николай был удостоен памятных креста и медали.

В звании диакона отец Николай прослужил 13 лет. 15 октября 1918 года, в 33-летнем возрасте, в Великом Новгороде, в Софийском соборе он был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Казанской церкви п. Лукомо Порховского уезда Псковской епархии (ныне Дновский район).

После установления в 1917 г. советской власти в Российском государстве начались жестокие гонения на Церковь. Отец Николай Дворицкий пережил все этапы этих гонений. Как «служитель религиозного культа» он был лишен гражданских прав. Кроме того, священника обложили индивидуальными налогами, как кулака. Налоги были непомерно большие; в результате их неуплаты все имущество его семьи, движимое и недвижимое, было конфисковано. Когда на следствии в 1937 году понадобилось заполнить графу «Имущественное положение», там было указано: «Из имущества не имеет ничего. Владеет только домашней утварью».

Первый арест отца Николая произошел в 1930 году. В материалах его следственного дела содержится обвинение его «в систематической антисоветской агитации, ...проведении разлагающей деятельности по отношению к колхозному строительству, в призыве крестьян в момент гражданской войны в 1918-1919 гг. к борьбе с советской властью всеми способами». Также его обвиняли в том, что в конце 20-х годов, когда в стране проводились политические и хозяйственные кампании, он сорвал собрание крестьян и препятствовал хлебозаготовкам. Следствие проходило в 1930 году, а обвинение в антисоветской деятельности отца Николая в деле имеется десятилетней давности. Следовательно, агентурная слежка велась за священником все эти годы. Арестован он был отнюдь не потому, что «под руку попался» - жертва была намечена заранее - с поля деятельности карательными органами устранялись лучшие...

Следствием отец Николай был отнесен к так называемым «тихоновцам». Этим термином пользовались, когда необходимо было характеризовать «политическую» ориентацию священника. Ответы о. Николая на допросах свидетельствуют о нем как о зрелом пастыре, сумевшем отринуть неканонические церковные образования смутных времен: живоцерковников, иосифлянство, григорианство и пр. В сложный период церковного безвластия, обновленчества, расколов и нестроений отец Николай устоял на единственно правильном пути - на позиции патриаршей Церкви. Однако органы НКВД квалифицировали «преступление» священника Николая Дворицкого как действия «врага народа» и приговорили его к 5-ти годам лишения свободы по стандартной для духовенства статье: 58, п. 10 УК РСФСР.

Судимость отца Николая трагически отразилась на судьбах членов его семьи. Вся его семья: жена, сын, невестка и годовалая внучка - были высланы из пределов Псковского округа в Северный край как «социально опасная». Что с ней стало, доподлинно неизвестно; однако на вопрос о семейном положении в анкете следственного дела по второму аресту в 1937 году отец Николай показал: «Вдов. Одинок».

Отбывал свой срок отец Николай в концентрационном лагере. Вернулся он в родные края в 1934 году. Церковь и приход в д. Лукомо, где он служил до ареста, были ликвидированы. Семья сгинула. Дом и имущество конфискованы. Он нашел себе пристанище неподалеку от Лукомо, в деревне Нинково, у монахини Евдокии Карабановой. Здесь, наконец, он немного отдохнул душой от всего пережитого на этапах и в лагерях.

Желание служить Святой Церкви понуждало отца Николая снова и снова предпринимать попытки найти место служения, но - безуспешно. Тогда отец Николай обратился с письмом к правящему архиерею Ленинградской епархии, к которой относился Псковский округ, с просьбой предоставить ему любое место служения.

Получить ответ и место служения отец Николай не успел. 21 октября 1937 года его снова арестовали органы НКВД. Содержался он в тюрьме г. Старая Русса, тогда Ленинградской, ныне Новгородской области.

Поведение священника Николая Дворицкого на допросах явилось примером редкого мужества. Он превзошел все уловки и ухищрения следственного аппарата НКВД. Его не сломили пытки, не устрашила смерть. Цельно и с достоинством, не унизившим, но украсившим носителя священного сана, пронес свой крест мученичества и исповедничества священник Николай Дворицкий. С помощью Божией он выдержал там, где не выдерживал почти никто.

1 ноября 1937 года дело священника Николая Дворицкого было закрыто и передано Особой Тройке УНКВД Ленинградской области. Тройка обвинила священника Николая Дворицкого в контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности и вынесла приговор: расстрелять.

6/19 ноября, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, отец Николай был расстрелян в застенках Старорусской тюрьмы. Захоронен в безвестной могиле.

По материалам книги: Святые новомученики псковские. Житая святых священномучеников псковской епархии XX столетия. Псков. 2004. С.52-65.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Дворицкий.

Священномученика иерея Николая.

(Протасов Николай Константинович, +19.11.1937)

Николай Константинович Протасов родился 21 ноября 1867 года в селе Ивановское Плавского района Московской области в семье священника о.Константина Протасова. Образование получил в Тульской духовной семинарии, которую закончил в 1890 году. В 1890 г. он принимает священнический сан.

Первый арест состоялся в 1930 году. Иерей Николай был обвинен в том, что способствовал «невыполнению хлебозаготовок». Его приговорили к 1 году лишения свободы и 3 годам высылки из Московской области. Как только он выходит из тюрьмы, следует следующий арест. На этот раз священник обвиняется в «невыполнении госплатежей», ему полагается 2 года лишения свободы и 5 лет ссылки.

Снова отец Николай был арестован 5 января 1937 года. На Особом Совещинии при НКВД СССР было сформулировано обвинение: "высказывал террористические настроения, направленные на свержение соввласти и уничтожение членов ВКП(б), восхвалял фашистский строй и распространял клеветнические провокационные слухи... антисоветская агитация...". Приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан.

Последний раз мученика за Христа арестовали 9 сентября того же года в Казахстане, почти сразу, как он прибыл на место ссылки. Он проходил по «следственному делу иеромонаха Гавриила (Владимирова) и др.». Отца Николая приговорили к высшей мере наказания и расстреляли 19 ноября.

По материалу Базы данных ПСТГУ.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Протасов.

Священномученика иерея Константина.

(Любомудров Константин Павлович, +19.11.1937

Константин Павлович Любомудров родился 27 июля 1879 года в семье псаломщика с. Георгиевского на р. Лехти Ростовского уезда. По окончании лишь одного класса духовного училища, служил с 1896 г. псаломщиком, а с 1900 г. - учителем церковно-приходских школы, затем с 1903 г. - диаконом, с 1908 г. - священником в Пошехонье и с 1911 г. - в Ростовском уезде. В 1913 г. сдал экстерном экзамены за семинарский курс, в 1917 г. - успешно окончил вольнослушателем Московский Археологический институт и поступил на 1-й курс МДА, вольнослушателем которой состоял с 1915 года. Об окончании Академии есть сведения только в его анкете, заполненной после ареста в 1937 году.

В 1919-1921 гг. - эконом Военной Электротехнической Академии, занявшей здание МДА. Впоследствии, в 1924-1928 гг. - священник и настоятель московского храма "Всех Скорбящих Радосте" на Ордынке. Затем служил, по словам одного его родственника, в соседнем храме св. Климента и за призыв к прихожанам молиться за угоняемых в Сибирь христиан был арестован в 1932 г. и выслан на 3 года в Казахстан. Больше о нем родственники не имели сведений. Возвратившись в 1935 году из ссылки, где пробыл "три года без восьми дней", "был без определенных занятий по болезни, ...проживая на свои оставшиеся сбережения, помощь дочери и подаяния верующих граждан". Но вот наступает страшный 1937 год. В августе один из оперуполномоченных мл. лейтенант ГБ, видимо, по какой-то разнарядке заполнил бланк "Постановления об избрании меры пресечения и предъявления обвинения" на "Любомудрова К.П., 53 лет, ранее судимого, ... что он якобы "достаточно изобличается в том, что, будучи враждебно настроен к существующему политическому строю, среди окружающих проводит систематическую... к/р агитацию. На квартире своих почитателей проводит тайные моления" и [потому] постановил: гр. Любомудрова К.П. привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п.10, ч. 1-я УК, мерой пресечения ... избрать содержание под стражей.

18 августа это "Постановление" утверждено Нач. НКВД МО Комиссаром ГБ I ранга Реденсом. Сверху чья-то резолюция красным карандашом: Арестовать.19 /VIII.

Но т.к. Константин Павлович жил, как сказано, преимущественно в Москве - нелегально на квартирах своих почитателей, - то арест произошел только 29 октября. В анкете, заполненной в тот же день Шишкиным (оперуполномоченным 8-го отделения 4-го Отдела УГБ ГНВД МО), Любомудровым было сообщено о себе за 1917-1937 годы то, что мы привели уже выше.

Судя по протоколу допроса от 14 ноября, который был, повидимому единственным, о. Константин категорически отрицал занятие нищенством, <…> антисоветскую деятельность среди верующих, свои разговоры о гонениях на духовенство, наличие знакомых как в Москве, так и в Можайске (где проживал по 1-й Железнодорожной улице, дом N 15).

В ответ отцу Константину были предъявлены показания "свидетелей", состряпанные под диктовку "органов" – это делалось для того, чтобы был формальный повод присудить "вышку".

В результате такого "следствия", уже 17 ноября Начальник упомянутого 4 Отдела капитан Персиц составил обвинительное заключение и постановил направить его на рассмотрение Тройки при том же Управлении, которая тут же постановила: Любомудрова - расстрелять, что и было исполнено через день - 19 числа на полигоне в Бутово под Москвой.

По материалам: протодиакон Сергий Голубцов. Профессура МДА в сетях ЧК и Гулага. http://www.martirolog.ru/golubzov/mda-gulag.htm

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Константин Любомудров.

Преподобномученика игумена Варлаама.

(Никольский Василий Михайлович, +19.11.1937)

Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Михайлович Никольский) родился в 1872 году в городе Люторичи Епифановского уезда Тульской губернии в семье волостного писаря. Василий окончил духовное училище и в 1895 году поступил послушником в Чудов монастырь в Москве, где вскоре был пострижен в монашество с именем Варлаам. Около 1909 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а затем — в сан иеромонаха. С 1917 по 1925 год иеромонах Варлаам служил в Москве в церкви Никола-Плотники на Арбате, с 1925 по 1929 год — в храме Спас-Пески на Арбате. В 1929 году он был возведен в сан игумена.

28 декабря 1930 года игумен Варлаам был арестован. В это время были проведены аресты священнослужителей и насельников монастырей, многие из которых после закрытия обителей жили на частных квартирах или при храмах. 31 января 1931 года следователь допросил игумена Варлаама, и он сказал: «На заданный мне вопрос о моем отношении к существующему строю показываю: я монах, сторонник Церкви тихоновской ориентации, поэтому привык к повиновению, и поскольку такая политическая власть дана Богом, то, следовательно, я ей полностью подчиняюсь и даже поддерживаю. Родственников, как в пределах Союза, так и за границей, кроме упомянутого мною брата, не имею и переписки также, поэтому вращаюсь исключительно в среде своих прихожан». По окончании допроса следователь подписал постановление, в котором говорилось: «Имеющиеся в деле материалы полностью подтверждают контрреволюционную деятельность Василия Михайловича Никольского, выражавшуюся в антисоветской агитации». На этом следствие было закончено, и Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило игумена Варлаама к трем годам ссылки в Казахстан.

После возвращения из ссылки отец Варлаам был направлен служить в Покровский храм в село Дьяково Московской области. 20 октября 1936 года он был переведен служить в Покровскую церковь в село Андреевское Дмитровского района. 5 ноября 1937 года власти арестовали его и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Лжесвидетели показали, что игумен Варлаам «за последнее время всячески пытается расширить и укрепить влияние Церкви на население, и в этих целях он участил службы в церкви; вместо того чтобы служить только по воскресным дням, ввел службы и в выходные дни для рабочих Яхромской фабрики, причем сами службы тянутся очень долго. Кроме этого, священник в целях расширения своего влияния и авторитета пытается вмешиваться в вопросы воспитания детей в школе и ведет среди школьников религиозную пропаганду. В мае 1937 года он, проходя мимо школы, говорил школьникам, что в школе неверно преподают о происхождении человека. Когда ребята-школьники сказали ему, что в школе им учитель говорит, что человек произошел от человекообразного животного, священник им на это ответил: "Ваш учитель врет, человека сотворил Бог". После этого священник благословил ребят и ушел. Из указанных фактов явствует, что Никольский к существующему строю настроен враждебно».

Будучи допрошен, отец Варлаам виновным себя не признал.

— Вы среди населения, используя религиозные предрассудки, вели антисоветскую агитацию — в частности, говорили: «Советская власть счастья не принесет, надо венчаться в церкви»? Дайте об этом показания.
— Я действительно среди населения говорил о том, чтобы граждане венчались в церкви, советовал это приходящим ко мне, но антисоветской агитации не вел.
— Вы среди населения распространяли клевету о выборах в органы советской власти?
— По этому поводу я говорил лишь о том, что нас все равно на выборы не позовут. Никакой агитации я не вел.
— Вы среди детей-школьников пытались вести религиозную пропаганду? В частности, говорили о том, что в школах неверно объясняют происхождение человека?
— В прошлом году я проходил мимо школы, и ко мне обратился ученик школы с вопросом, откуда произошел человек, сказав, что учитель говорил на уроке о том, что человек произошел от обезьяны, и спросил меня, как я считаю, а я на это ответил ему, что от Бога. Больше я ничего не говорил.
— Признаете ли вы себя виновным в том, что вели среди населения антисоветскую агитацию?
— Виновным себя в этом не признаю.

17 ноября Тройка НКВД приговорила отца Варлаама к расстрелу. Игумен Варлаам (Никольский) был расстрелян 19 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам сайта http://www.pravoslavie.uz

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: игумен Варлаам (Никольский).

Преподобномученика иеромонаха Гавриила.

(Владимиров Григорий Петрович, +19.11.1937)

Владимиров Григорий Петрович родился 14 января 1873 в деревне Котляровка Опочецкого уезда Псковской губернии в крестьянской семье. Окончив сельскую школу, отправился на Афон, где подвизался в монастыре до 1914 г. и был пострижен в монашество с именем Гавриил. Рукоположенный во иеромонаха, служил полковым священником 438-го Охтинского полка, квартировавшего в конце первой мировой войны в Новгороде. В 1918 г. полк был расформирован и отец Гавриил поступил на службу в Новгородский военкомат. В 1920 г. арестован по обвинению в незаконной выдаче пропуска для проезда в Петроград, но судом оправдан. С 1920 г. работал лектором в губ. отделе народного хозяйства, читал лекции по сельскому хозяйству. В 1923 г. духовных лиц стали с таких работ увольнять. Предложение снять с себя сан иеромонах категорически отверг. Был причислен к Сковородскому во имя арх. Михаила мужскому монастырю Новгородской епархии, находившемуся в 4 верстах от Новгорода, служил на разных приходах.

В 1924 г. отец Гавриил опять арестован за нелегальный вход на пограничную полосу и выслан на жительство в Новгород. После опубликования «Декларации» 1927 г. митрополита Сергия Страгородского, присоединился к противникам его церковной политики, которых возглавляли митр. Иосиф (Петровых) и Гдовский епископ Димитрий (Любимов). С 1928 г. иеромонах Гавриил тайно служил на кладбищах, в домах и квартирах верующих. В 1929 г. в Псковской обл. обходил деревни, предлагая подписать заявление властям на открытие молитвенного дома, одновременно служил молебны и совершал требы. 6 дек. 1929 г. арестован в Новгороде по делу «Ленинградского филиала Истино-правосл. Церкви», обвинен в «срывах всех культурных начинаний, развале колхозов, массовом выходе из кооперации, запрещении родителями детям посещать школу». 8 дек. перевезен в тюрьму в Ленинграде.

3 авг. 1930 г. коллегией ОГПУ отец Гавриил приговорен к 10 годам заключения в Соловецких и Карело-Мурманских лагерях ОГПУ (срок был сокращен на 4 года по инвалидности); 24 сент. доставлен этапом в Кемское лагерное отделение Соловецкого ИТЛ. С 24 сент. 1930 до осени 1932 г. находился в заключении в Соловецком лагере, затем был сослан в Казахстан.

9 сент. 1937 г. арестован вместе с группой духовенства и мирян и заключен в тюрьму в г. Чимкенте. Обвинен в участии в «контрреволюционной организации церковников, возглавлявшейся митрополитами Кириллом (Смирновым), Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым)», виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению Особой тройки УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 19 нояб. 1937 г., погребен в безвестной общей могиле в окрестностях Чимкента. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

По материалам: Дамаскин (Орловский), игумен. Гавриил // Православная Энциклопедия т.10. С. 99.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: иером. Гавриил (Владимиров).

Преподобномученика иеромонаха Гавриила.

(Гур Гавриил Иванович, +19.11.1937)

Родился 24 апреля 1898 года в деревне Огородники Царевской волости Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина. Образование получил в церковноприходском училище в городе Гжатске Смоленской губернии. После смерти отца в 1918 году он поступил послушником в Николаевский монастырь Челябинской епархии, где подвизался до закрытия обители в 1922 году, после чего отправился на Афон, где пробыл до 1925 года.

22 января 1925 года он был пострижен в монашество в Николаевском кафедральном соборе в городе Баку с именем Гавриил, а 6 ноября того же года рукоположен во иеродиакона епископом Прикаспийским и Бакинским Арсением к кафедральному собору. С 4 марта 1929 года иеродиакон Гавриил стал служить в Благовещенской церкви в Павловой Слободе Воскресенского района Московской области. В октябре 1929 года в Дорогомиловском кафедральном соборе Москвы он был рукоположен во иеромонаха епископом Орехово-Зуевским Питиримом к Успенской церкви села Левкиево Шаховского района Московской области. Сразу же, по приезде в село, отец Гавриил наладил благоговейное богослужение. Он крестил родившихся младенцев, зачастую не спрашивая, имеют ли родители на руках документы об их рождении. 31 декабря 1929 года состоялось заседание сельсовета, на котором обсуждалась деятельность священника. Был поставлен вопрос о запрещении ему хождения по селу с молебнами.

8 января отец Гавриил был арестован за якобы контрреволюционную пропаганду в проповедях. Во время следствия он содержался в Бутырской тюрьме. 13 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Гавриила к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Печерские лагеря. Вернувшись из заключения в 1933 году, он был направлен служить в Вознесенскую церковь в селе Рахманово Пушкинского района, а затем переведен в Никольский храм в Савинской Слободе Звенигородского района, где ему пришлось прослужить всего один месяц, так как советские власти отказались его прописывать.

Отец Гавриил уехал в Клинский район и служил в Троицкой церкви села Бирева, Одигитриевской - села Воронина и Николаевской - села Голенищева. Все переводы были связаны с опасением нового ареста. 10 июня 1936 года иеромонах Гавриил оставил службу в храме и устроился работать электромонтером на Клинский стекольный завод, здесь он проработал до 3 февраля 1937 года, а по уходе с завода был направлен священноначалием в Знаменский храм в село Лисинцево Наро-Фоминского района. 22 июня 1937 года был переведен в храм святых апостолов Петра и Павла в селе Лыткарино Ухтомского района; здесь ему пришлось прослужить совсем недолго ввиду надвинувшихся грозных гонений. Иеромонах Гавриил был арестован 29 сентября 1937 года и допрашивался в течение месяца.

— Ваше отношение к советской власти? — спросил его следователь.
— Мое отношение к советской власти лояльное.
— В каких же целях вы распространяли ложные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство?
— Нет, таких слухов я не распускал.
— Следствию известно, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся голоде в колхозах. Вы это подтверждаете?
— Это я отрицаю.
— Вы продолжаете давать ложные показания, за антиколхозную агитацию вы задерживались милицией. Следствие предлагает дать правдивые показания.
— Что мог, все дал, больше дать не могу.

Был вызван лжесвидетель, который показал, что был у священника дома три раза и может засвидетельствовать, что иеромонах Гавриил «человек, антисоветски настроенный», что относительно новой конституции он говорил: «Эта новая конституция сейчас нам никакой пользы не приносит, она написана только на бумаге для обмана народа. Новая конституция, а расстрелов стало больше, ждать хорошего от этой новой конституции нам не приходится, — наоборот, на нас стало больше гонения».

13 ноября 1937 года следствие было закончено. 17 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила отца Гавриила к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию и распространение слухов о голоде". После приговора он был перевезен в Бутырскую тюрьму в Москве. 19 ноября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года.

По материалам книги: Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь:"Булат" 2005 г. С.228-239.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: иером. Гавриил (Гур).

Преподобномученицы монахини Нины.

(Шувалова Неонилла Андреевна, +19.11.1937)

Неонилла Андреевна Шувалова родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье. Была пострижена в монахини с именем Нина, и до 1917 года подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).

10 октября 1937 года монахиню Нину арестовывают. Она проходит по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Как и других, проходивших по этому делу, ее обвиняют в том, что она член контрреволюционной организации.

Матушка была приговорена к высшей мере наказания и расстреляна в ночь с 19 на 20 ноября. В настоящее время место погребения ее неизвестно. Юбилейный Архиерейский собор в 2000 году прославил монахиню Нину (Шувалову) в лике святых.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: монахиня Нина (Шувалова).

Преподобномученицы монахини Серафимы.

(Горшкова Анна Алексеевна, +19.11.1937)

Анна Алексеевна Горшкова родилась 2 февраля 1893 года в деревне Хмельники Угличского уезда Ярославской губернии. Рано почувствовав тягу к созерцательной монашеской жизни, Анна принимает постриг с именем Серафима и до 1917 года подвизается в монастыре. После революции приходится скитаться. В 1921 году удается закрепиться в Петрограде в Воскресенском Новодевичьем монастыре, но для того, чтобы прокормиться, приходится работать стекольщицей.

17 февраля 1932 года монахиню Серафиму арестовывают и приговаривают к 3 годам ссылки в Казахстан. Оказавшись в городе Чимкенте, матушка остается в этом месте ссылки дольше, чем от нее требовали власти, так как находит свое назначение в служении сосланным в те места священнослужителям. Так, вместе со своими духовными наставниками, проходя по «следственному делу иеромонаха Гавриила (Владимирова) и др.», матушка Серафима удостоилась сподобиться святого мученичества. Ее арестовали 10 сентября 1937 года. Расстреляна она была 19 ноября.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: монахиня Серафима (Горшкова).

Священномученика иерея Василия.

(Крылов Василий Васильевич, +19.11.1938)

Васильевич Крылов родился 27 июля 1892 в селе. Эммаус Тверского уезда и губернии в семье священника. В 1914 г. он окончил Тверскую ДС и поступил учителем в приходскую школу. В 1917 г. его рукоположили во диакона, а в 1919 г.- во священника к церкви в с. Кукса Калязинского уезда Тверской губернии, позднее назначен настоятелем храма.

В 1927 г. отец Василий был раскулачен и обвинен в «антисоветской агитации», под угрозой ареста ему с семьей пришлось скрываться. В 1931 г. священник и его супруга были арестованы, приговорены Калязинским народным судом к 3 годам ссылки, по пути в ссылку матушка отца Василия умерла. Вскоре отец Василий был оправдан и поселился в селе Заозерье Нагорьевского района Ярославской области, где был назначен настоятелем местного храма.

12 сент. 1936 г. священник Василий Крылов был вновь арестован и заключен в тюрьму в Ростове с обвинением в «контрреволюционной деятельности», которая выражалась в «антиколхозных проповедях, нелегальных сборищах в церкви и на квартире с чтением Библии и книги «Протоколы сионских мудрецов», пораженческой агитации и дискредитации руководителей советского государства». Обвиняемый категорически отказался признать свою вину. 19 февр. 1937 г. спецколлегия Ярославского областного суда приговорила его к 8 годам ИТЛ. Первоначально он отбывал срок в Рыбинске (Волжском ИТЛ), а в начале осени 1938 г. переведен в Северо-Восточный ИТЛ (Дальневосточный край), где скончался.

Постановлением Священного Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. иерей Василий Крылов включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

По материалам: Православная Энциклопедия т.7. С. 45-46.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Василий Крылов.