на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
09 декабря (26 ноября ст.ст.)

Прмц. Магдалины (1931); сщмчч. Николая, Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, прмч. Тихона (1937). мч. Петра (после 1937)

Преподобномученица монахиня Магдалина (Забелина), священномученик протоиерей Василий Агафонников, священномученик протоиерей Иоанн Виноградов, священномученик протоиерей Николай Замараев, священномученик протоиерей Георгий Колоколов, священномученик протоиерей Назарий Грибков, мученик Петр Царапкин, священномученик протоиерей Василий Колосов, священномученик протоиерей Николай Постников, священномученик протоиерей Василий Студницин, священномученик иерей Александр Татаринов, священномученик иерей Илия Зачатейский, священномученик иерей Михаил Зеленцовский, священномученик иерей Даниил Мещанинов, преподобномученик архимандрит Тихон (Бузов)

Преподобномученицы монахини Магдалины

(Забелина Мария Сергеевна, +08.12.1931)

Преподобномученица Магдалина родилась в 1863 г. в городе Орле в семье рабочего Сергея Забелина и в крещении была наречена Марией. В 1876 г., когда ей исполнилось тринадцать лет, она поселилась в селе Посошки Кромского уезда Орловской губернии. В этом году купец Торопов организовал здесь богадельню, которая затем была преобразована в Иоанно-Предтеченскую общину во главе с настоятельницей. Здесь Мария окончила школу и осталась при общине послушницей. По принятии иночества она была наречена Магдалиной.

После начала гонений от безбожных властей, инокиня Магдалина переехала в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь в Московской губернии, которая в 1920 г. была преобразована в сельскохозяйственную артель, но сохранила монастырский устав.

В 1929 г. пустынь была окончательно властями закрыта, и ее насельницы расселились по ближайшим к обители селам и деревням. Инокиня Магдалина поселилась вместе с несколькими послушницами в деревне Новинской Наро-Фоминского района. Они зарабатывали на жизнь рукоделием, читали по покойникам Псалтирь, помогали священнику в служении молебнов и панихид.

В 1931 г. власти приняли решение об аресте всех изгнанных из обителей монашествующих, и 22 мая 1931 г. инокиня Магдалина была арестована и заключена в тюрьму при Наро-Фоминском райисполкоме. Через день состоялся ее допрос. Следователь спросил Магдалину, каких она придерживается политических и партийных убеждений. Та ответила, что к политическим убеждениям и партиям безразлична, хотя они и «мешают в жизни».

Отвечая на вопросы следователя, она сказала: «Питалась своим трудом, занимаясь рукоделием, и помогала крестьянам. Ходить, никуда не ходила… агитации против колхоза не вела».

Все арестованные насельницы были обвинены в том, что будто бы они вели агитацию против колхозов, а также, когда у местного священника за неуплату налогов отобрали корову и лошадь, подговорили крестьянок идти в сельсовет и просить вернуть корову священнику.

Расследование было недолгим — 29 мая 1931 г. тройка при ПП ОГПУ Московской области приговорила инокиню Магдалину и других насельниц обители к пяти годам ссылки в Казахстан с распоряжением отправить их к месту ссылки тюремным этапом. Не выдержав мучительно длинной дороги и тяжелых лишений этапа, инокиня Магдалина 8 декабря 1931 г. скончалась и была погребена в безвестной могиле.

Использован материал газеты Благовест №6(18) (Июнь 2009)

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика протоиерея Василия

(Агафонников Василий Владимирович, +09.12.1937)

Священномученик Василий родился 5 марта 1885 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье Владимира Яковлевича и Марии Андреевны Агафонниковых. Его отец служил псаломщиком в Свято-Троицкой церкви в селе Медяны. По окончании Вятской Духовной семинарии Василий женился на девице Клавдии Кошурниковой и был рукоположен во священника ко храму в селе Мелянда Уржумского уезда, а через год переведен к Введенской церкви в село Немы Нолинского уезда и тогда же утвержден заведующим и законоучителем Власовской школы Вятского братства святителя и чудотворца Николая, а также законоучителем Немской земской школы. Летом 1910 года отец Василий был переведен в родное село Медяны, где служил его престарелый отец, в марте этого же года рукоположенный в сан священника. В январе 1913 года отец Василий был перемещен к Покровской церкви в село Ситьма Нолинского уезда, а в марте 1920 года назначен служить в Благовещенскую церковь в село Бобино Вятского уезда. Село Бобино было одним из старейших и обширнейших в уезде. Через село проходил Лешуконский тракт — торговый путь на Шестаково, Лекму и далее; через село проходил и путь крестного хода из Вятки на реку Великую, место явления чудотворной иконы святителя Николая. В 1929 году храм в селе был властями закрыт, но, благодаря хлопотам отца Василия и прихожан, в феврале 1930 года власти дали разрешение на совершение в храме богослужений. В 1929 году отец Василий был возведен в сан протоиерея.

4 ноября 1930 года сотрудники ОГПУ произвели обыск в доме священника. При обыске присутствовал председатель Бобинского сельсовета, который дал священнику такую характеристику: «Избирательных прав лишен как служитель культа. В Красной армии никто не служит. Имущества кроме носильной одежды и мелкого инвентаря не имеет. Семья состоит из шести человек, из коих трудоспособны два человека». 6 ноября 1930 года отец Василий и пять его прихожан были арестованы и заключены в тюрьму в городе Вятке. В тот же день следователь допросил священника. Отвечая на его вопросы, отец Василий сказал: «Никаких собраний у нас не было, кроме как в марте 1930 года по разрешению Вятского РИКа; на нем стоял вопрос об избрании церковного старосты. В 1929 году на церковь была наложена страховка, которую церковь самостоятельно не в силах была уплатить, а поэтому я обратился к прихожанам, с тем чтобы последние в этом содействовали. Во время богослужения они собирали, ходя с кружкой, и таким образом было выплачено все полностью. Проповеди читал чисто евангельские, не касаясь как власти, так и колхозов и коммун и не задевая никаких мероприятий, проводимых советской властью. На квартире у меня кроме Сапожникова никто не бывает; Сапожников как член церковного совета захаживает исключительно по церковным делам. Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. Добавляю, что во время открытия церкви в проповеди говорил: “Слава Богу! Храм наш снова открыт, но он нуждается в ремонте; необходимо за него уплатить страховую премию”. Поэтому, обращаясь к прихожанам, я просил о пожертвовании».

29 декабря 1930 года тройка ОГПУ приговорила отца Василия к пяти годам заключения в концлагерь. Впоследствии, когда священник во время служения в Московской епархии заполнял послужной список, он написал: «С 1 марта 1931 года по 22 марта — в Усольском концлагере; с 22 марта — в Забайкалье; с 25 сентября по 1 октября — Владивостокская бухта; с 9 октября — бухта Нагаево на Охотском море; с 15 июля 1932 года по 24 июля 1934 года — сельхозуправление на побережье Охотского моря; с 17 ноября 1934 года — исполнял обязанности священника в селе Сущево Горьковского края Спасского района; с 26 февраля 1935 года — в селе Понюково Московской области Шаховского района». Вернувшись из заключения, отец Василий стал служить в Николаевском храме в селе Губино Можайского района Московской области.

30 ноября 1937 года власти арестовали отца Василия и он был заключен в тюрьму в городе Можайске. В тот же день председатель сельсовета составил для НКВД справку на священника, в которой писал, что священник «проводит контрреволюционную агитацию среди колхозников, каковой подрывает мощь колхоза, и проводит агитацию за срыв перевыборов в Верховный Совет».

Допрошенные лжесвидетели показали, что священник «со дня прибытия в село Губино ведет контрреволюционную деятельность, выбирает удобное время дня, когда мужчины уходят на работу и дома остаются одни старухи, идет по домам обрабатывать старушек продолжать веровать в православную церковь, посещать ее всегда во все религиозные праздники, не работать в частности. Благодаря его агитации церковь стало посещать много колхозников, даже многие колхозники, которые раньше не ходили в церковь, а работали в колхозе, теперь стали посещать церковь и отказываются работать в религиозные праздники. Агафоников во время обхода колхозников по домам села Губино призывал колхозников 12 декабря, в день выборов, приходить в православную церковь».

1 декабря 1937 года следователь допросил священника.

— С какого времени вы служите священником?

— Священником я служу с 1906 года, все время в сельских церквях.

— В чем конкретно заключалась ваша контрреволюционная деятельность в 1930 году?

— В 1930 году мне было предъявлено обвинение в том, что я в церкви произносил проповеди контрреволюционного содержания. Фактически я таких проповедей не произносил, все было наговорено на меня на почве личной неприязни.

— Какую контрреволюционную деятельность вы вели в селе Губино Можайского района?

— Никакой.

— Какие связи вы имели со священником юрловской церкви Лавровым?

— Никаких связей я со священником юрловской церкви не имел, посещать его я не посещал.

— С кем и какие связи вы имели среди духовенства города Можайска?

— Никаких связей с духовенством города Можайска я не имел. Никого из них не знаю.

В тот же день следствие было закончено. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Агафонников был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам книги: Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7. Тверь: «Булат», 2002. С. 185-188.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Василий Агафонников

Священномученика протоиерея Иоанна

(Виноградов Иван Павлович, +09.12.1937)

Священномученик Иоанн родился 5 января 1879 года в селе Преображенском Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Виноградова. В 1901 году Иван Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в Спасо-Наливковскую церковноприходскую школу города Москвы. В 1903 году Иван Павлович женился на Марии Федоровне Чертковой и в этом же году был рукоположен во диакона ко храму московского Никитского женского монастыря. В 1905 году он был рукоположен в сан священника и направлен служить в церковь, находившуюся на монастырском хуторе.

Кроме служения в храме отец Иоанн нес и другие церковные послушания. С 1905 по 1917 год он был заведующим и законоучителем Серафимовской церковноприходской школы. С 1910 по 1918 год — законоучителем Пучковского земского училища. С 1911 по 1915 год — председателем Серафимовского Братства трезвости и заведующим народным домом и библиотекой при нем на фабрике братьев Крестовниковых. В 1914–1916 годах — попечителем семейств запасных и председателем комитета о беженцах при той же фабрике. В те же годы он состоял членом Московского уездного отделения епархиального училищного совета.

В 1914 году отец Иоанн тяжело заболел, что потребовало ухода за ним. Духовной дочери, ухаживавшей за ним во время болезни, отец Иоанн написал: «Возлюбленной во Христе Паше Филатовой на молитвенную память от духовного отца и молитвенника. Благодарю за истинно христианский уход во время болезни ноги грешного иерея Иоанна Виноградова. Молись, трудись и терпи, и войдешь в чертоги твоего возлюбленного Жениха, Господа Иисуса Христа». В 1919 году священник тяжело заболел сыпным тифом и был помещен в больницу при фабрике братьев Крестовниковых. Хотя он и выздоровел, но болезнь впоследствии давала о себе знать слабостью сердца и расширением вен на ногах. В 1919 году отец Иоанн был награжден наперсным крестом, а в 1921 году возведен в сан протоиерея. В 1922 году протоиерей Иоанн был назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда. С 1922 по 1924 год он состоял членом благочиннического совета, а с 1924 года — благочинным 3-го округа Московского уезда и членом Московского епархиального совета при Святейшем Патриархе Тихоне.

Всё усиливающиеся гонения приводили священника к мысли о неизбежности ареста и страданий, и отец Иоанн в декабре 1927 года заранее написал и носил при себе записку, которую бы нашли в случае ареста и смерти на этапе: «Адрес мой и местожительство: Савеловская ж. д., станция Хлебниково, село Павельцово. Протоиерей Иван Павлович Виноградов. 48 лет. Довести до сведения родных, если в пути что случится трагическое». 25 февраля 1930 года в связи с деятельностью отца Иоанна как благочинного власти арестовали его, обвинив в том, что он «организовал вокруг себя окрестное духовенство, собирал нелегальные совещания у себя на квартире, на которых инструктировал духовенство в его антисоветской деятельности».

На допросах отец Иоанн не согласился с лжесвидетельствами о себе и сказал: «Предъявленное мне обвинение в антисоветской агитации считаю результатом оговора лиц, недоброжелательно по отношению ко мне настроенных. Заявляю: никогда и нигде против советской власти не говорил. Все читаемые мною проповеди носят исключительно религиозный характер, и ничего антисоветского в них нет. С прихожанами имею общение только церковного характера». 22 марта 1930 года Тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трем годам ссылки в Архангельск.

По возвращении в 1934 году отца Иоанна из ссылки епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем Никольского храма в селе Вышелец. В том же году протоиерей Иоанн был награжден митрой.

Отец Иоанн был человеком необыкновенной кротости и смирения, никогда не повышал голоса, но со своими детьми бывал строг в тех случаях, когда они этого заслуживали, когда шалости обращались в проступки. В обращении с прихожанами он был бессребреником и принципиально не брал денег за требы. Люди помогали ему кто чем мог, чаще всего продуктами, так как сами были бедны и деньги мало у кого в то время были. Однажды его позвали к умирающему довольно далеко от села, где жил священник. За ним прислали лошадей, и он поехал. Исповедал и причастил умиравшего, но обратно ехать на лошадях отказался: «Завтра лошади вам самим в хозяйстве будут нужны, а я домой потихоньку пешком дойду».

Время было уже вечернее, дорога шла густым старым лесом. Вечер быстро перешел в ночь, и в лесу стало непроглядно темно. Пока светила луна, он еще как-то различал, куда идти, но когда луна скрылась, дороги не стало видно, и отец Иоанн заблудился. Долго он ходил, высматривая, не мелькнут ли между деревьев крыши деревенских домов или купол храма. Но сколько ни шел, сколько ни высматривал — ничего не было видно, а чем дальше, тем становилось все холоднее. Устав, отец Иоанн присел отдохнуть и увидел, что рядом, совсем недалеко от него, сидит на пне старец, весь в белом. Старец спросил его:

— Ты что ищешь, отче?

— Ищу свой храм, дом свой ищу. Заблудился я, отец.

— Что же ты ищешь, вон — прямо перед тобой твоя церковь-то.

Глянул отец Иоанн, присмотрелся, и действительно, он недалеко был от храма. Хотел он поблагодарить старца, оглянулся, но того уже не было. Придя домой, он первым делом отслужил благодарственный молебен святителю Николаю, в честь которого был освящен храм. 27 ноября 1937 года власти вновь арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Он был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности. Протоиерей Иоанн категорически отверг все возводимые на него обвинения.

5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Иоанн Виноградов был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. По материалам книги: Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. Тверь: «Булат». 2002. С. 418-427.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Иоанн Виноградов

Священномученика протоиерея Николая

(Замараев Николай Васильевич, +09.12.1937)

Николай Васильевич Замараев родился в Великом Устюге 25 мая 1869 года в семье священника. Имея перед собою пример отца, Николай заканчивает Вологодскую Духовную семинарию и после ее окончания в 1890 году становится священником. На момент ареста отец Николай был уже протоиереем и служил в Богородской кладбищенской церкви города Вологды.

Арестован он был 2 июля 1937 года по обвинению в «антисоветской агитации» и в том, что он «член к.-р. церковно-монархической группы». Тройка при УНКВД СССР по Северному краю приговорила протоиерея Николая Замараева к 10 годам исправительно-трудового лагеря. 68-летний священник не выдержал тюремных условий. Он умер в местах заключения 9 декабря 1937 года.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Священномученика протоиерея Георгия, священномученика протоиерея Назария и мученика Петра

(Колоколов Георгий Иосифович, +09.12.1937, Грибков Назарий Степанович, +11.12.1937, Царапкин Петр Сергеевич, +после 1937)

Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 году зачастую арестовывался сразу весь причт храма.

21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе. В тот же день был допрошен один из колхозников, которого сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета.

27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве.

Священномученик Георгий родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона Иосифа Колоколова. Окончил в 1898 году Московскую Духовную семинарию. В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда. В 1904 году диакон Георгий был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года. С 1908 года он нес послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде. С 1909 по 1918 год отец Георгий состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства.

В 1924 году за ревностное и усердное служение отец Георгий был награжден наперсным крестом, в 1927 году возведен в сан протоиерея, а в 1930 году награжден палицей.

В 1931 году власти арестовали его первый раз и приговорили к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха.

По возвращении протоиерей Георгий в 1933 году был назначен настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес. В 1934 году протоиерей Георгий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1935 году — митрой.

27 ноября 1937 года власти арестовали его. Следователь спросил священника:

— Скажите, какие среди вас, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича, существуют взаимоотношения?

— Среди меня, Грибкова и Царапкина взаимоотношения самые дружеские, все мы служим в одной церкви, я священником, Грибков вторым священником, а Царапкин псаломщиком, бываем друг у друга очень часто и ведем всевозможные деловые разговоры.

— Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели антисоветскую контрреволюционную агитацию против существующего строя. Признаете это?

— Я лично антисоветской контрреволюционной агитации среди населения не вел.

— Вы говорите неправду, следствие требует от вас дачи правдивых показаний. Вы вели антисоветские разговоры о непосильной жизни в лагерях и издевательстве над народом. Подтверждаете это?

— Я действительно среди населения говорил, что в лагерях жизнь мучительная, трудная и издеваются над народом, это я признаю.

Священномученик Назарий родился 22 октября 1879 года в деревне Огрызково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Степана Грибкова. Первоначальное образование он получил в Егорьевском Хлудовском училище. В это время он стал петь в хоре мальчиков в церкви, тогда у него и обнаружились значительные певческие дарования. Через пение Назарий полюбил и саму церковную службу и в конце концов захотел стать церковнослужителем. Он окончил 5 и 6 классы Рязанской Духовной семинарии и с 1899 года стал служить псаломщиком, с 1906 года — в соборе города Егорьевска.

В 1916 году Назарий Степанович обвенчался с девицей Клавдией Алексеевной Елисеевой. и в том же году был рукоположен в сан диакона. В 1919 его рукоположили во священника к Богородице-Рождественской церкви села Березовка Рязанской епархии. В 1926 году отец Назарий был награжден наперсным крестом, в 1928 году возведен в сан протоиерея.

У отца Назария и Клавдии около десяти лет не было детей. Врачи убеждали ее, что, если она и будет беременна, не сможет родить из-за серьезной болезни, сердечной недостаточности. В 1926 году она забеременела. Врачи предупредили ее, если она будет рожать, то сама при этом может умереть. Клавдия выразила полное смирение перед предстоящим ей испытанием. Но мужа она попросила: «Если родится мальчик и останется жив, то назови его Николаем». Она очень почитала и любила святителя Николая. Клавдия скончалась во время родов, но сын родился здоровым, и его в соответствии с завещанием матери назвали Николаем. Первое время священник сам кормил младенца из бутылочки, а затем его взялась выкормить жившая в этом же селе женщина по имени Пелагия. Она кормила своего грудного ребенка, выкормила и сироту. Отец Назарий впоследствии всегда говорил сыну, что одна из величайших христианских добродетелей — это благодарность, и он всегда наставлял его молиться за своих благодетелей и среди них за свою кормилицу.

В это время отец Назарий служил в селе Починки Егорьевского района. Смерть жены явилась для него большим потрясением, и он попросил архиерея перевести его в храм в другое село. В 1929 году архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Питирим (Крылов) назначил его в храм великомученицы Параскевы в село Туголес.

23 марта 1931 года священник Пятницкого храма Назарий Грибков был арестован, вместе с другим священником и несколькими прихожанами. Вызванный для допроса секретарь сельсовета показал, что священник Назарий Грибков «во время развернувшейся работы по коллективизации сельского хозяйства выступил с церковного амвона с проповедью, говоря, что урожай зависит от Бога. Мол, что Бог задумает, то и сделает. Этой проповедью он довел молящихся до плача. Цель же проповеди была в том, чтобы сорвать коллективизацию, так как если урожай зависит от Бога, зачем же строить колхозы, нужно только молиться и в колхоз не идти».

Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми, а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров. Отец Назарий со следователями держался сухо и на вопросы отвечал скупо, хотя и не без некоторой доли шутки.

4 апреля следствие было завершено. В составленном обвинительном заключении следователь писал: «Дело возникло из поступивших в Шатурский Райаппарат ПП ОГПУ МО сведений о том, что в деревне Туголес Шатурского района Московской области существует антисоветская группировка, возглавляемая попом Боголеповым Иваном Андреевичем. Из этих же данных усматривалось, что названная группировка систематически проводит по деревням антисоветскую и противоколхозную агитацию среди крестьян, используя при этом религиозные убеждения, а также обрабатывает в антисоветском духе отдельных крестьян-бедняков… Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали... Являясь участниками антисоветской группировки, систематически вели антисоветскую агитацию и срывали политические и общественные мероприятия советской власти в деревне в течение 1930 и 1931 годов, а также распространяли слухи о чудесах и являются инициаторами торжественного молебна у якобы обновившейся иконы Божией Матери».

В тот же день отец Назарий написал заявление уполномоченному ОГПУ: «Я имею на руках четырехлетнего сына, оставленного в чужих людях вследствие моего ареста, можно сказать, на произвол судьбы. Сегодня, 4 апреля, мне объявлено, что следствие по моему делу закончено, и, следовательно, дальнейший ход дела едва ли хоть сколько-нибудь может изменить или отрицательно повлиять на исход его. А посему прошу впредь до суда освободить меня из-под стражи». Но в этом ему было отказано. 10 апреля 1931 года Тройка ОГПУ приговорила отца Назария Грибкова к пяти годам ссылки в Казахстан. Два с половиной года отец Назарий пробыл в Алма-Ате и два года — в Актюбинске. Весной 1936 года отец Назарий вернулся из ссылки домой. Радости о возвратившемся священнике не было конца.

Вернувшись, протоиерей Назарий стал служить в том же храме. На каждую службу он брал с собой сына. Ставил его около северных дверей в алтаре и объяснял, когда что нужно делать, — хотел, чтобы он помогал как алтарник. В жизни отец Назарий был гостеприимным и хлебосольным, и у него часто бывали гости, которых он щедро угощал всем, что у него было.

Духовным отцом Николая стал служивший в том же храме протоиерей Георгий Колоколов. Оба священника жили душа в душу, точно стремясь превзойти друг друга добродетелями, и между ними никогда не было никаких споров или ссор. Для Николая отец Георгий стал духовным благодетелем, и за него он впоследствии молился всю жизнь.

28 ноября 1937 года протоиерей Назарий был опять арестован. Из особо чтимых священником икон в доме был образ, на котором было изображено явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. С этой иконой он никогда не расставался и брал ее в ссылку в Алма-Ату и Актюбинск. И рассказывал, что молитва перед этим образом всегда была действенна и помогала ему. Перед тем как уйти, священник благословил иконой сына и передал ему ее, вручив заботу о сыне Божией Матери и преподобному Сергию.

Следователь на допросе спросил отца Назария:

— Вы знакомы с Царапкиным и Колоколовым?

— Да, я хорошо знаком. Взаимоотношения у меня с ними очень хорошие, ссоры и вражды я с ними никогда не имел.

— Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели активную антисоветскую контрреволюционную агитацию против советской власти. Признаете это?

— Я антисоветской контрреволюционной агитации среди населения не вел и в этом себя виновным не признаю.

Мученик Петр родился 10 декабря 1883 года в деревне Бобошино Московской губернии в семье сапожника Сергея Царапкина. Окончил церковноприходскую школу. Переехав в Москву, освоил профессию ретушера и работал в фотографических мастерских. Но главное, чему он посвящал все свободное время, было церковное пение. Он пел в хоре Данилова монастыря и во многих московских церквях. После революции 1917 года Петр Сергеевич устроился работать на завод «Искра», одновременно оставаясь регентом и организатором хоров в московских храмах. В 1933 году за принадлежность к Русской Православной Церкви власти сочли его социально опасным элементом и выслали из Москвы. С этого времени он стал псаломщиком в храмах Московской области.

В марте 1937 года Патриархия направила его псаломщиком в храм великомученицы Параскевы в село Туголес. 27 ноября 1937 года Петр Сергеевич был арестован. На допросах он виновным себя не признал. 5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.

Протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян 9 декабря, а протоиерей Назарий Грибков 11 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребены в безвестных общих могилах.

По материалам книги: Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. Тверь: «Булат», 2002. С. 400-417.

Страницы новомучеников в Базе данных ПСТГУ: о. Георгий Колоколов, о. Назарий Грибков, мч. Петр Царапкин

Священномученика протоиерея Василия

(Колосов Василий Иванович, +09.12.1937)

Васлий Иванович Колосов родился 20 января 1876 года в селе Кривандино Коробовского района Московской области в семье псаломщика. Он учился в Рязанской Духовной семинарии, но был вынужден прервать обучение в третьем классе. В 1898 году его рукополагают в сан диакона, и он начинает служение в церкви села Стружаново Рязанского района Московской области. Одновременно отец Василий преподает Закон Божий в местной сельской школе. В 1911 году его рукополагают во иереи и посылают в Александро-Мариинский женский монастырь, располагавшийся в деревне Евлево Егорьевского уезда Рязанской губернии.

В 1916 году отец Василий получает новое назначение и направляется священноначалием в качестве полкового священника в Царскую армию. В послереволюционные годы батюшка возвращается к приходскому сельскому служению. С 1918 по 1924 он служит в церкви села Дмитровский погост (Московская губерния), а следующие 10 лет, с 1924 по 1934 год, в церкви родного для него (тут он родился и вырос) села Кривандино. Храм был закрыт властями в 1934 году, но отец Василий продолжал совершать требы по просьбе прихожан на дому до 1936 года. В этом году оставшегося без прихода иерея, прослужившего 25 лет в священническом сане, возводят в сан протоиерея и направляют служить в село Туголес Коробовского района Московской области, где он служит около года.

Вслед за этим начинается самый тяжелый период жизни отца Василия, полагающий начало пути его святого мученичества. 1 мая 1937 года священника назначают в церковь св.мц. Параскевы Пятницы в селе Тельма Коробовского района Московской области. На новом месте бытовые условия оказались настолько плохи, что о том, чтобы перевезти туда больную жену, не могло идти и речи. Отец Василий был вынужден обратиться в Патриархию с просьбой о переводе: "...престарелая и больная (порок сердца) жена остается одинокой, что считаю недопустимым. Изыскивая выход из такого печального положения, я вынужден обратиться к Вам, Владыко, с просьбой: не взойдете ли Вы в такое грустное положение и не достанет ли у Вас отеческой милости перевести меня хотя во псаломщика к церкви села Туголес или же к церкви с.Петровского с правом исполнения пастырских обязанностей для бывших своих прихожан церкви с.Кривандино. Село Тельма, где я состою священником, от станции в 22 верстах, два конца составляют 44 версты, да по железной дороге два конца 4 рубля; время на одну поездку требуется двое суток, вот такое-то сообщение и расстояние заставляют Вас, Владыко, утруждать просьбою о переводе..."

Владыка не успел ответить на просьбу отца Василия. Перевод состоялся, но совсем не тот, о котором просил батюшка. Советские власти давно присматривались к уважаемому прихожанами маститому протоиерею. 27 ноября 1937 года отца Василия арестовали и обвинили в активной контрреволюционной агитации. Виновным себя батюшка не признал. 5 декабря тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила протоиерея Василия Колосова к высшей мере наказания. 9 декабря 1937 года священномученик был расстрелян.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Василий Колосов

Священномученика протоиерея Николая

(Постников Николай Николаевич, +09.12.1937)

Священномученик Николай родился в 1892 году в селе Маливо Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Николая Постникова. В 1915 году окончил Рязанскую духовную семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Казанскую церковь в селе Шеино вблизи села Коробово на востоке Подмосковья. В 1916 году рукоположен во священника к тому же храму. Здесь прослужил вплоть до мученической кончины. В 1931 году отец Николай был награждён наперсным крестом, в 1935 году – возведён в сан протоиерея.

Во время гонений в начале 30-х гг. XX в. власти потребовали от священника уплаты налогов сельскохозяйственными поставками, как облагались в то время крестьяне-единоличники. Поскольку священник не смог уплатить требуемого, то всё имущество его было конфисковано.

19 ноября 1937 года председатель сельсовета написал в районное управление НКВД жалобу с просьбой принять относительно священника Николая Постникова репрессивные меры.

Он доносил, что священник во время весенней посевной и осенней уборочной кампаний начинает службу очень поздно, около девяти часов утра, а заканчивает около часу или двух дня и тем самым срывает сельскохозяйственные работы. В сентябре-октябре 1937 года в районе вспыхнула эпидемия скарлатины. Было несколько смертельных исходов. Пришлось закрыть школу. Священнику в это время было запрещено причащать. Но он продолжал исполнять свой пастырский долг. 27 ноября власти арестовали священника, и он был заключён в Бутырскую тюрьму. Лжесвидетели показали, что протоиерей Николай и священники благочиния стихийные бедствия, например, пронесшийся в мае 1937 года смерч, объясняли наказанием Господним за отступление от веры.

Одним из «существенных контрреволюционных деяний» было названо затягивание служб. Дело дошло до того, что председатели сельских советов и колхозов стали обращаться к священникам с вопросом: почему они так затягивают службы? На что клирики отвечали, что так угодно Богу. Священники якобы распространяли слухи о близящейся войне, голоде, повальных болезнях и говорили, что всё это – результат неверия и очерствения человеческих душ. Власти даже додумались обвинить протоиерея Николая в том, что он распространял «фантастические» верования о втором пришествии Христа. Все действия и слова священника, по убеждению следователя, имели огромное влияние, так как он пользовался среди народа безусловным авторитетом.

– Следствие располагает данными, что вы среди населения вели контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти. Признаёте себя в этом виновным? – спросил следователь.

– Я антисоветской агитации не вёл и виновным себя не признаю, – ответил священник.

3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила батюшку к расстрелу. Протоиерей Николай Постников был казнён 9 декабря 1937 года и погребён в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Память священномученика совершается в день его кончины.

Благовестник» №7-2005.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Николай Постников

Священномученика протоиерея Василия

(Студницин Василий Алексеевич, +09.12.1937)

Священномученик Василий родился 18 марта 1890 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Алексея Студницина. В 1914 году Василий Алексеевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в кладбищенскую церковь Всех святых в Серпухове. В 1920 году он был рукоположен в сан священника, в 1929 году — переведен в Троицкую церковь в Серпухове. В 1930 году отец Василий был арестован за неуплату налога и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в Троицкой церкви, был возведен в сан протоиерея и в 1936 году назначен благочинным приходов Серпуховского округа.

26 ноября 1937 года протоиерей Василий был снова арестован, заключен в тюрьму в городе Серпухове и несколько дней допрашивался.

— Уточните следствию, какого течения вы придерживаетесь, старотихоновского или новообновленческого?

— Старотихоновского, в настоящее время возглавляемого митрополитом Сергием.

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, проводимую среди населения против политики партии и советской власти, и поэтому следствие предлагает вам дать правдивые показания.

— Я был в селе Кузьминки Серпуховского района на похоронах Варвары Палицыной. После похорон во время обеда я говорил о трудностях жизни при существующей советской власти, так как советская власть облагает непосильными налогами, в особенности духовенство, что еще говорил, не помню. Это я не отрицаю, это я говорил.

— Следствие располагает достаточным материалом о том, что вы среди населения проводили контрреволюционную деятельность против политики партии и советской власти, а поэтому следствие еще раз предлагает вам дать более правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.

— Данные мною показания следствию считаю правильными. Я признаюсь, что среди верующих высказывал свое недовольство советской властью, говорил о трудностях жизни при советской власти.

30 ноября следствие было закончено. 5 декабря тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, после чего священника перевезли в Москву в одну из тюрем НКВД. Протоиерей Василий Студницин был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам книги: Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7. Тверь: «Булат», 2002. С. 189-192.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Василий Студницин

Священномученика иерея Александра

(Татаринов Александр Николаевич, +09.12.1937)

Александр Николаевич Татаринов родился 30 марта 1885 года в селе Кунье Савинского района Харьковской области. О жизни его почти ничего не известно, удается установить лишь то, что на момент ареста 3 декабря 1937 года, он был в сане иерея и служил в городе Изюм Харьковской области.

Отец Александр был приговорен к высшей мере наказания, его расстреляли 9 декабря 1937 года.

Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 г. иерей Александр Татаринов причислен к лику местночтимых святых.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Священномученика иерея Илии

(Зачатейский Илья Александрович, +09.12.1937)

Зачатейский Илья Александрович родился 12 июля 1884 года в селе Чаплыгино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Зачатейского, служившего в Богородице-Рождественском храме того же села. По окончании в 1899 году Коломенского Духовного училища Илья Александрович поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1905 году. С 1912 года и до самой мученической кончины он служил священником в Покровском храме села Купелицы Верейского района Московской области. Здесь он встретил события 1917 года и был очевидцем восстания крестьян против жестокостей новой власти, произошедшего в 1918 году в Верейском уезде. Как священнослужитель, отец Илия был лишен избирательных прав и обкладывался большими налогами. В 1929 году он был в первый раз осужден «за злостное уклонение от уплаты сельскохозяйственного налога». 1 октября 1929 года диакон церкви, в которой служил отец Илия, после литургии попросил у него разрешения обратиться к народу. Получив согласие, диакон в своей речи всенародно отказался от сана. На этот шаг он пошел для сохранения возможности пользоваться церковной землей, которую у него, равно как и у священника и псаломщика Покровского храма, изъял местный сельсовет.

7 января 1930 года отец Илия был арестован и заключен в тюрьму в городе Верее по обвинению в том, что не донес власти заранее о контрреволюционных высказываниях и намерениях диакона, которого власти обвинили в контрреволюционной деятельности. На допросах отец Илия ни кого не оговорил и все обвинения в свой адрес и в адрес арестованных с ним категорически отверг.

3 марта 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к шести месяцам тюремного заключения, которые он отбыл частично в Верее, а частично в Бутырской тюрьме. В том же году хозяйство отца Илии подверглось раскулачиванию. Нелегко было священнику, имеющему кроме супруги шестерых детей, выжить в таких обстоятельствах. Каждый год власти облагали семью большим налогом. Неоднократно власти пытались закрыть храм. В 1935 году были сняты колокола, самому отцу Илии запрещали ходить по домам верующих для совершения молебнов и других треб.

В разгар гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов власти решили арестовать священника. Были допрошены лжесвидетели. 25 ноября 1937 года был арестован и заключен в Можайскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос.

– Следствием установлено, что в 1918 году вы принимали активное участие в контрреволюционном кулацком Верейском восстании. Подтверждаете ли вы это?

– Активного участия в восстании я не принимал, а только отдал ключи от церкви восставшим, а они, отперев колокольню, звонили в колокола, призывая население к восстанию.

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, и следствие требует от вас правдивого показания о вашей контрреволюционной деятельности.

– Показания дать не могу, так как контрреволюционной работы не вел никогда.

– Вы показываете неверно. В 1935 году во время снятия колоколов вы высказывались: "советская власть грабит и разоряет храмы Божии" и т.д. Подтверждаете ли это?

– Высказывания мои по вопросу снятия колоколов произошли под влиянием снятия, и смысла антисоветского характера я в них не вкладывал.

– После запрещения ходить с молебнами вы среди населения говорили: "вот смотрите, православные, советская власть не дает нам молиться" и т.д. Подтверждаете ли вы это?

– Да, подтверждаю. Я говорил, что нам не дают молиться по тому, что власть разрешения не дала и разъяснения по этому вопросу мы не добились.

Все последующие обвинения, навязываемые следователем, священник категорически отверг и виновным себя ни в чем не признал. 29 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Илию к расстрелу за «контреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию». 9 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

По материалам открытой православной энциклопедии «Древо».

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Илия Зачатейский

Священномученика иерея Михаила

(Зеленцовский Михаил Викторович, +09.12.1937)

Михаил Викторович Зеленцовский родился в деревне Яковлево-Массальское Угличского уезда Ярославской губернии в 1878 году в семье титулярного советника. Образование он получил в Покрово-Паисевской церковно-приходской школе, которую окончил в 1900 году. С 1901 года жизнь Михаила Викторовича была посвящена Церкви. Идя по пути подготовки к принятию священного сана, он подвизается в качестве псаломщика сначала в Афанасьевском монастыре в Ярославле, затем в церкви Василия Великого в Угличе. 17 октября 1909 года будущий святитель архиепископ Тихон (Беллавин) его рукополагает в сан диакона. Несколько месяцев отец Михаил служит в церкви Василия Великого, затем его переводят в Воскресенскую кладбищенскую церковь, где он служит до 1921 года.

Красивый голос о.Михаила, любовь и ревностное отношение к церковному богослужению обратили на себя внимание архиепископа Угличского Серафима (Самойловича), который благословил его исполнять при себе обязанности протодиакона. Семь лет они служили вместе. О.Михаил вольно или невольно оказался в центре событий исповеднического стояния в вере Русской Православной Церкви и противодействия обновленческой смуте в обстановке гонений безбожной власти. В 1928году архиепископ Серафим был сослан.

В мае 1930г. прихожане церкви святителя Николая-на-Песках города Углича обратились к отцу Михаилу с просьбой принять священнический сан и служить в их храме. В июне 1930 года в ленинградском храме Воскресения на Крови состоялось рукоположение отца Михаила в сан иерея. Рукополагал его епископ Нарвский Сергий. Владыка Сергий при хиротонии спросил, кто является епархиальным архиереем о.Михаила. О.Михаил назвал сосланного архиепископа Серафима, уже пять раз пребывавшего в тюремном заключении. Епископ Сергий сказал, что "превзошел" архиепископа Серафима, так как находился в тюрьме одиннадцать раз. Принимая на себя священнический сан, о.Михаил сознавал, что ему тоже предстоит этот крестный путь.

Новопоставленный иерей прослужил в церкви Николая-на-Песках всего лишь пол года. 22 февраля 1931 года его арестовали. При аресте у отца Михаила были изъяты письма из ссылки архиепископа Серафима, их совместные фотографии, удостоверение о рукоположении и другие документы. Почти одновременно с ним были арестованы еще 34 человека. Все они обвинялись в причастности к Истинно Православной Церкви и были признаны виновными в антисоветской деятельности. Отца Михаила коллегия ОГПУ приговорила к 10 годам исправительно-трудового лагеря.

С 1931 по 1937 год священник провел в Карелии, в лагпункте Воньга (Белбалтлаг). В лагере отец Михаил продолжал исполнять свой священнический долг: беседовал с заключенными о необходимости веры и Церкви в жизни человека, объяснял назначение церковных обрядов, молился вместе с желающими. Зная, что осужден без основания, он отказался совершенно от участия в принудительных работах лагерных заключенных. В характеристике, данной начальником лагерного пункта, отмечается: "Не работает по религиозному убеждению. В быту ведет себя отрицательно, не подчиняется лаг.администрации, занимается агитацией против производства и против советской власти, необщественник"

В 1937г. на о.Михаила было заведено второе следственное дело. Он был обвинен в активной контрреволюционной деятельности среди заключенных и "репрессирован по первой категории", что означало высшую меру наказания. О.Михаил допрошен не был, обвинен на основании свидетельских показаний. 9 декабря 1937 года иерей Михаил Зеленцовский был расстрелян.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Михаил Зеленцовский.

Священномученика иерея Даниила

(Мещанинов Даниил Федотович, +09.12.1937)

Священномученик Даниил родился в 1870 году в cеле Новинки Серпуховского уезда Московской губернии в семье крестьянина-бедняка Феодота Мещанинова. Из-за бедности семьи Даниил получил только первоначальное образование и в раннем возрасте устроился рабочим.

В 1916 году Даниил Мещанинов был призван в армию, где прослужил рядовым до 1917 года. После возвращения из армии он до 1920 года был рабочим.

В 1920 году Даниил Федотович, которому к этому времени уже исполнилось пятьдесят лет, решил посвятить свою жизнь Церкви, которая в это время уже подверглась яростному беспощадному гонению со стороны новой безбожной власти.

С 1920 по 1932 год Даниил Мещанинов служил псаломщиком в Покровской церкви села Мартьянова Серпуховского района, а в 1932 году Преосвященным Иннокентием (Летяевым), епископом Подольским был рукоположен во священника к тому же храму.

В ночь на 28 ноября 1937 года священник Даниил Мещанинов был арестован и заключен в Серпуховскую тюрьму. В тот же день состоялся допрос.

— Скажите, кого вы знаете из духовенства и какую вы имеете с ними связь.

— Из духовенства я знаю благочинных Студницина, Уарова, Некрасова как своих прямых начальников, только по работе.

— Признаете вы себя виновным в том, что среди колхозников через проповеди проводили антисоветскую агитацию во время коллективизации. В 1930 году вы открыто агитировали не вступать в колхозы, говоря, что в колхозе жить хуже, что при колхозах закроют церкви, что в колхозе богато жить нельзя, а «то не попадете в рай».

— 19 ноября 1937 года я действительно в церкви во время похорон среди верующих говорил проповедь, что «в колхозе богато жить не надо, а то не попадете в рай», а также в 1937 году просил колхозников мне помочь, говоря, что налоги дают непосильные, не считаясь ни с чем, если не поможете, то меня посадят и церкви закроют и некому будет хоронить и крестить, и ваши дети будут нехристи. В отношении того, чтобы крестьяне не вступали в колхоз, я никогда ни с кем не говорил.

В этот же день следствие было закончено.

30 ноября, на следующий после ареста отца Даниила день, работники милиции пришли в дом священника и конфисковали корову, телку и бычка, погрузили на грузовую машину пчелиные улья и вещи, включая детские, рясу и книги отца Даниила.

5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Даниила к расстрелу. Священник Даниил Мещанинов был расстрелян 9 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. В день расстрела фотограф Таганской тюрьмы сфотографировал его, чтобы при массовых расстрелах, которые производились в это время, палач не ошибся.

Прошло немного времени и Покровскую церковь в селе Мартьяново начали ломать. Поскольку здание храма простой разборке не поддавалось, его взорвали и растащили тракторами.

По материалам сайта «Православный Серпухов». http://www.pserpuhov.ru/blagochinie/podvizhniki/Daniil.php

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Даниил Мещанинов

Преподобномученика архимандрита Тихона

(Бузов Иосиф Петрович, +09.12.1937)

Преподобномученик Тихон родился 16 сентября 1873 года в селе Шенгуты Тетюшевского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Петра Бузова. При крещении мальчик был наречен Иосифом. Родители желали, чтобы отрок овладел грамотой, поэтому отдали его в земскую школу. Когда Иосифу исполнилось 18 лет, он ушел в Седмиозерную Богородицкую Вознесенскую мужскую пустынь, находящуюся в 17 верстах от Казани, где был принят в число послушников.В 1901 году Иосиф принял монашеский постриг, в котором его нарекли Тихоном.

Вскоре он был рукоположен во иеромонаха. Во время революционных волнений в стране, начавшихся в 1905 году, Казань, как и многие города России, была охвачена волнениями рабочих и студентов. За связь с революционно настроенными студентами отец Тихон был выслан в Троицкий Чебоксарский монастырь, где исполнял обязанности певчего.

С 1910 по 1914 год иеромонах Тихон служил при архиерейском доме в городе Архангельске. В 1911-1912 годах иеромонах Тихон слушал миссионерские курсы в Уфе. Отец Тихон в 1914 году был переведен в Донской монастырь города Москвы.

В 1915 году он был награжден наперсным крестом, а в 1924 году Святейший Патриарх Тихон возвел его в сан игумена. В 1926 году он был возведен в сан архимандрита.

В связи с распространением слухов об убийстве большевиками Патриарха Тихона, в ОГПУ стали вызывать братию монастыря.

15 ноября 1927 года был вызван в ОГПУ и отец Тихон, где его арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. 23 ноября его допросили. «Я лично, - показал отец Тихон, - никогда не говорил, что Патриарх Тихон замучен большевиками. И когда об этом бывал разговор при монастыре, то всегда говорил, что это неправда. Переписки с высланным настоятелем я лично не имею. Материальную помощь настоятелю мы посылаем из средств кружечного сбора. Последний раз было разделено по 23 рубля, и точно такую же сумму послали настоятелю. Кто посылает деньги, мне не известно. На заседании церковноприходского совета братства я никогда не участвовал, и какие обсуждались вопросы на совете, мнене известно».

9 января 1928 следствие было закончено. В своем заключении уполномоченный 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Жикин написал: «Гражданин Бузов ведет агитацию среди посетителей могилы Патриарха Тихона с целью возбуждения таковых против советской власти, распространяет слухи, что Патриарх замучен большевиками, и оказывает материальную помощь ссыльным церковникам, как невинно пострадавшим от советской власти».

27 января 1928 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ архимандрит Тихон был приговорен к ссылке с запретом проживать в шести главных городах и губерниях страны сроком на три года. Местом ссылки отец Тихон избрал город Казань.

Здесь он служил заштатным священником и одновременно работал по найму. По возвращении из ссылки, 23 мая 1933 года архимандрит Тихон был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) в Покровский храм в селе Ильмяны Коробовского района Московкой области.

27 ноября 1937 года власти арестовали его и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. В день ареста отец Тихон был допрошен.

— Следствию известно, что вы входили в группу церковников и вели активную контрреволюционную агитацию среди населения. Дайте искренние показания по данному вопросу, - потребовал следователь.

— В состав группы церковников я не входил и никакой агитации нигде не вел.

— Следствию известно, что вы распространяли провокационные слухи о войне, голоде, повальных болезнях и смерти, посылаемых Богом за неверие в Него, высказывали пораженчекие взгляды. Дайте показания по этим вопросам.

— Я никогда этого не делал.

— Вы обвиняетесь в том, что входили в состав группы церковников и вели активную антисоветскую агитацию среди населения.

Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?

—Виновным себя не признаю, так как никакой агитации я не вел.

5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Тихона к расстрелу.

Архимандрит Тихон (Бузов) был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам сайта православного храма Новомучеников и Исповедников Российских города Чебоксары Чебоксарско-Чувашской Епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Тихон (Бузов)